«Проектирование урока физической культуры на основе игровых технологий в начальной школе»
учебно-методический материал по физкультуре на тему

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nikolaev_n.a.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектирование урока физической культуры на основе игровых технологий в начальной школе»

Содержание

Введение        3

1.        Теоретическая часть        5

1.1.        Современные инновационные образовательные технологии.        5

1.2.        Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.        6

2.        Алгоритм работы при использовании игр на уроках физической культуры        9

3.        Технологическая карта урока по теме: подвижные игры для здоровья        11

Заключение        17

Источники        18


Введение.

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта второго поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка  качественным   образованием на первой ступени обучения.

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. 

Задачи:

  • добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
  • развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;
  • сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах;
  • развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стал внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.


  1. Теоретическая часть.

Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Он предполагает создание условий для ценностно-ориентированного воспитания и развития основных сфер личности ученика. Основой для этого является внедрение в практику современных образовательных технологий, активизирующих познавательную деятельность и творческую самостоятельность учащихся.

В настоящее время в учебном процессе я использую четыре современные образовательные технологии

  1. Современные инновационные образовательные технологии.

Использование проектного обучения, позволяет мне вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. Участники проекта делятся на несколько групп, каждая группа собирает информацию по своему плану, что позволяет оценить какой – либо процесс с разных точек зрения. Во время подготовки к защите проекта воспитанники изучают обширный материал, проводят анкетирование, выпускают газеты, буклеты, информационные листки. Свои выступления каждая группа старается сделать содержательными и интересными, выбирая различные формы для презентации. Затем обучающиеся защищают свои проекты на уроке.

Проблемное обучение используется мною как совместная поисковая деятельность его субъектов, в ходе которой ученик постигает тайны, изучаемой им науки путем решения учебных проблем, а учитель организует и управляет этим процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта.

Информационно-коммуникационные технологии применяю для проведения тестирования, создания мультимедийных презентаций, поиска информации в Интернете, использую программы Word, Power Point.

Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии.

  1. Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развития творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижению этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их содержанию.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей). Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных состязаниях.

Игру можно рассматривать и как своеобразную, предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы, поэтому необходимо методически правильно подбирать игры к уроку.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме соответствующих различных игр.

Игра наряду с трудом и учением,  одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой, другие педагогически существенные признаки) от других способов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода. Так игры на уроках физической культуры можно применять не только в разделе подвижные и спортивные игры, но и в разделах: гимнастика и легкоатлетические упражнения. На уроках гимнастики применяю подвижные игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных положений, навыков лазанье  и перелезания. Применение игрового метода на уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и совершенствовании легкоатлетических упражнений. Легкоатлетические упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Уроки легкой атлетики проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.


  1. Алгоритм работы при использовании игр на уроках физической культуры.
  1. Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.
  2. Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю  место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.
  3. Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.
  4. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным  проявить активность, недисциплинированным  стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.
  5. Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:
  • принцип развития игровой динамики;
  • принцип поддержания игровой атмосферы;
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
  • принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
  1. Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися,  подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

При проведении игр обязательно ставлю перед собой следующие задачи:

  • опираться на достижения предыдущего возраста;
  • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  • подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;
  • ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;
  • главное, уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету.  Они является проверенным средством активизации двигательной деятельности  на уроке физической культуры,  за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является  возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.



  1. Технологическая карта урока по теме: подвижные игры для здоровья.

Раздел программы: Подвижные игры.

Тема урока: Подвижные игры для здоровья.

Цель урока: развить интерес детей к физической культуре и здоровому образу жизни на основе подвижных игр. 

Задачи урока:

1)  Образовательные (предметные результаты) -  обучение и закрепление раннее изученных подвижных игр «У медведя во бору», эстафета «Быстрее к здоровью», закрепить знания о физических и интеллектуальных качествах человека.

2)  Развивающие (метапредметные результаты) - Формировать умения  адекватно  оценивать собственное поведение и поведение  окружающих (коммуникативные УУД). Формировать умение контролировать, оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации (регулятивные УУД)

3) Воспитательные (личностные результаты)- Воспитание ценностного отношения к ЗОЖ, трудолюбия, волевых качеств. Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, (нравственно-этическая ориентация, личностные УУД).

Инвентарь: свисток, кегли, обручи, футбольные мячи, конусы 

Место проведения: спортивный зал      

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Личностная

Регулятивная

Познавательная

Коммуникативная

1

2

3

4

5

6

Подготовительный(12минут)

1. Вход в спортивный зал, построение в шеренгу, приветствие, расчёт по порядку.

2.Повторить технику безопасности в игровой форме.

3.Разминка:

Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук:

а) на носках,
б) на пятках,
в) перекат с пятки на носок,
г) ходьба с переходом на медленный бег.

Беговые задания:

-Высоко поднимая бедра

-С захлестыванием голени назад

-Приставными шагами вправо (влево)

Упражнения в движении:

а) упражнения для рук и плечевого пояса,

б) наклоны к прямой ноге на каждый шаг (ногу ставить на пятку),

в) выпады поочередно левой и правой ногой с пружинящим покачиванием,

г) махи согнутой и прямой ногой на каждый шаг.

д) прыжки в полном приседе

3. Ходьба, восстановление дыхания. 

Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок.

Правила техники безопасности

- Если верное высказывание (правило), вы хлопните в ладоши, если я произнесу ложное высказывание, топаете.

1. Во время занятия необходимо следить за своим самочувствием.

2. Строго выполнять указания и рекомендации учителя.

3. На уроке ФК можно есть конфеты, жвачки, нужно громко чавкать.

4. Необходимо соблюдать дистанцию в строю и при выполнении упражнений.

5. Можно кричать и драться.

6. Завязывать шнурки нужно вне строя.

7. Можно резко и быстро выполнять все упражнения, чтобы достигнуть лучшего результата.

8. Запрещается толкаться, ставить подножки товарищу, заниматься с развязанными шнурками, перебивать учителя, общаться с товарищем на интересные темы.

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока.

Установить роль разминки при подготовке организма к основной части занятия.

Уточнить влияние разминки на организм и готовность к работе.

Прогнозирование - предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Общеучебные - использовать общие приемы решения задач

Обсудить ход предстоящей разминки.

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки с учителем и сверстниками

Основной(30 минут)

  1. Подвижная игра: «У медведя во бору…»

  1. Эстафета «Быстрее к здоровью»

3.Перестроение колону по одному, ходьба по залу на восстановление дыхания.

Подвижная игра «У медведя  во бору…» Ведущий 1 медведь сидит в домике (середине зала), дети ходят во круг и говорят: У медведя в бору, грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит». После этих слов дети бегут в домик, а медведь ловит детей. Кого поймал, то становится медведем. Повторить правила поведения при беге.

Объяснить речевку, добиться их самостоятельному  освоению, выявить и устранить ошибки.

Учитель назначает капитанов, и они выбирают себе команду по очереди. После этого выстраиваются в колонны.

1 этап эстафеты: ребята по очереди бегут до обозначенной линии возвращаются на место. Чья команда прибежала первой, тот капитан поднимает руку вверх.

2 этап эстафеты: ведение футбольного мяча между кеглями.

3 этап эстафеты: кегли из 1й части площадки перенести в другую, где находится обруч, выполняет каждый участник.

Напомнить технику безопасности при выполнения бега.

Описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, повторять и осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности

Коррекция - вносить необходимые коррективы в игровые действия.

Коррекция - адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок.

Формировать мыслительные операции при произношении речевки.

Общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Адекватно оценивать собственное поведение  и поведение окружающих. Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности конструктивно действовать даже в  ситуациях неуспеха.

Развивать умение выразить свою мысль по поводу быстрого перемещения в ходе эстафеты

Заключительный (3мин)

1.Игра на внимание.

2.Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание

На счет «3» -руки вперед, «13»-руки к плечам, «33»-руки вверх. Допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает игру.

Восстановить дыхание после игры.

Проверить степень усвоения обучающимися УЗ

Ставим УЗ на дом

Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Осознавать  надобность домашнего задания

Определить смысл поставленной на уроке УЗ

Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ


Заключение.

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету.  Они является проверенным средством активизации двигательной деятельности  на уроке физической культуры,  за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является  возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.


Источники.

1.  Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4.

 2.Копылов Ю.А., Верхлин В.Н. Третий урок физической культуры в начальной школе: Методические рекомендации. Библиотечка «Первое сентября», серия «Спорт в школе». –М.: Чистые пруды, 2005. — 32с. 3.Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5–11кл. Библиотека учителя.: Метод. Пособие. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 176 с.

4. Куревина О.А. Концепция образования: современный взгляд. — М., 1999. 5. Лях В.И. Формирование у школьников личностно — значимого учебно-познавательного мотива //Автореферат канд. пед. н., — М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре с применением АМО для учащихся начальной школы

Цели урокаСоздание условий освоения способов саморегуляции, командной работы и сотрудничества на уроках физической культурыЗадачи урока·        Помочь освоить ...

Урок с использованием игровой технологии в начальной школе. "Поиски пиратского клада"

План-конспект итогового урока во второй четверти с использованием игровой технологии....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"

Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...

Методическая тема "Укрепление здоровья обучающихся на уроках физической культуры на основе применения здоровьесберегающих технологий"

В последние десятилетия состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастны...

План-конспект урока физической культуры с использованием игровых технологий «Один день в зоопарке»

План-конспект урока физической культуры с использованием игровых технологий «Один день в зоопарке»...