конспект урока по волейболу "Нападающий удар" 7 класс
план-конспект урока по физкультуре (7 класс) на тему

Дубовцева Татьяна Сергеевна

урок в 7 классе по волейболу. технологическая карта составлена по ФГОС. тема изучение нападающего удара 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7_klass_voleybol_napadayushchiy_udar.docx348.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский»

  Балаковский район Саратовская область

Конспект урока по физической культуре

Тема: «Волейбол».

Составила: учитель физической культуры

Гаус Татьяна Сергеевна

2018 г

Содержание материала:

1.

Содержание

2

2.

Аннотация к уроку

3

3.

План урока

4

4.

Структура урока

5

5.

Ход урока

5-10

6.

Список используемой литературы

11

7.

Приложения и инструктивные карты

12-19

Аннотация к уроку:

Данный урок проводится в разделе программы «Волейбол» в 7 классе.  Задача современной школы – выработать у детей привычку к систематическим занятиям различными физическими упражнениями, развивать необходимые для этого умения и навыки. Среди большого многообразия средств решения этой задачи в школе не малое важное место занимает игра в волейбол. Это объясняется не только её доступностью и эстетической красотой, но  и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение), что имеет исключительное значение в школьном возрасте.

         Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития учащихся и способствуют решению важных воспитательных задач. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а так же несложным оборудованием. Учащиеся осваивают умение играть в волейбол в три касания. Немного времени уходит и на то, чтобы усвоить суть и правила игры. В данном классе изучили передачу мяча сверху двумя руками в парах и над собой. Плавно переходим к знакомству нападающего удара. Для этого необходимо, прежде всего, сформировать представление о нападающем ударе:

·         Стойка волейболиста

.         Техника нападающего удара (разбег, прыжок, техника удара, техника приземления)

.          Согласованное движение рук и ног

·         Правильное наложение кисти руки на мяч

·         Передача мяча сверху двумя руками составляет основу игры. Она дает возможность выполнять различные упражнения по технике, а также играть через сетку.                                                                                                            

План урока:

Тема: Волейбол – нападающий удар.

Класс: 7

Деятельностная цель урока: Сформировать представление о технике нападающего удара в волейболе.

Содержательная цель: Расширить базу понятий за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

1. Создать представление об изучаемом двигательном  действии.    

2. Повысить уровень умения и навыка владения мячом.

3. Формировать дисциплинированность, трудолюбие и упорство  в достижении поставленной цели.

Тип урока: «открытия» нового материала

Планируемые образовательные результаты.

- предметные: представления о способах передачи мяча, прием мяча, нападающего удара, способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий, доброжелательно и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей здоровья и физической подготовленности, способность формулировать цели и задачи занятия, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;

- личностные: формирование положительного отношения учащихся к занятиям физкультурной деятельность, умение использовать ценности физической культуры для достижения личностно значимых результатов в физическом совершенствовании, способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

- метапредметные: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности, добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.

Условия проведения: спортивный зал МАОУ СОШ п. Новониколаевский

Материально – техническое обеспечение: волейбольная сетка, волейбольные мячи, свисток, инструктивные карты, шариковые ручки, мячи для большого тенниса.                                                                                                                                        

Структура урока:

Вводно - подготовительная часть - 15 мин

- Организационный момент

-  Психофизиологическая подготовка учащихся

Основная часть - 25 мин – Изучение нападающего удара (выполнение заданий)

Заключительная часть - 5 мин.

- Снижение двигательной нагрузки, восстановление.

- Рефлексия.

- Подведение итогов, домашнее задание.

 

  1. Вводно – подготовительная часть
  1. организационный момент.

Цель: Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность  учащихся к предстоящему уроку

Задачи:

- создать положительный  эмоциональный настрой;
- создать условия для принятия обучающимися учебной задачи урока.

Методы: словесный, диалог, контроль.

Форма: фронтальная

Содержание данной части урока:  Сообщение задач на урок.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Построение в шеренгу, приветствие. Показывает  иллюстрации волейбольного мяча, приемы и подачи мяча.

Тема в  новой иллюстрации «нападающий удар».  (Приложение №1)

Вопрос: «Как вы думаете, что мы будем на уроке изучать?» «А зачем мы будем это изучать?»

Определение цели урока (Приложение №2)

«Правильно. Мы будем учить выполнять технику нападающего удара».

Создание проблемы. (Приложение №3).

Инструктивная карта (приложение №4)

Выполнение распоряжений учителя.

Активное участие в диалоге, ответы на вопросы, знакомство с инструктивной картой

готовность к выполнению задач урока

Проявлять осознанную дисциплину и готовность отстаивать свою точку зрения.

умение воспринимать объяснения педагога

Умение участвовать в диалоге

1.2 Психофизическая подготовка учащихся:

Цель данного этапа урока:

 - обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
Задачи: Подготовка организма к выполнению основной части урока. 

Подготовка мышц плечевого пояса и рук к решению задач к основной части урока.

Способ одновременный, результаты оценивания, форма организации фронтальная

Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Подготовка учащихся к ОРУ (приложение № 5)

Следит за интервалом в 2 шага.

Показывает правильное выполнение упражнений.

Требует от учащихся согласованности действий, чёткого выполнения упражнений.

Построение класса в шеренгу. Заполнение инструктивной карты.

Команда в обход по залу.

Следит за дистанцией и равнением в строю.

Раздает волейбольные  мячи.

Проверка домашнего задания. «Какие технический прием мы выполняли на прошлом уроке?»

Организует фронтальное выполнение учащимися технику верхней и нижней передачи мяча. 

Задание 1:

Работа в парах:

-Передача мяча сверху двумя руками

Задание 2:

- Передача мяча снизу двумя руками

Четкое выполнение упражнений

Идут в обход по залу в колонну по одному, соблюдая дистанцию 2 шага

Выполняют задания:

Ходьба:

- обычная;

- на носках, руки за спиной;

- на пятках, руки за голову;

- перекатами с пятки на носок, руки на поясе;

Упражнения на плечевой пояс в ходьбе:

-круговые вращения рук в плечевых суставах;

-круговые вращения рук в локтевых суставах;

-руки в замок, круговые вращения в лучезапястных суставах;

-руки за спиной в замок, поднимаем руки в верх;

- правая  рука в  вверху, левая в внизу, руки сгибаем в локтевых суставах соединяем за спиной в замок, поменять положение рук;  вперёд, помогая левой рукой за локоть правой руки, поменять положение рук.

Упражнения в ходьбе на мышцы туловища и ног:

-руки за голову, скручивание туловище в правую, левую сторону на каждый шаг;

- руки за голову, наклоны  в правую, левую стоны  на каждый шаг;

-руки на поясе, наклоны вперёд на каждый шаг;

- руки вперёд, махи ногами.

Бег:

- обычным;

- приставным шагом правым боком, левым боком в стойки игрока;

-приставным шагом 2р. левым и правым боком в стойки игрока;

-змейкой спиной вперёд; приставным шагом спиной вперёд в стойки игрока;

-бег с поворотами вокруг своей оси в правую, левую сторону, по сигналу учителя изменением направление движение.

Ходьба:

-обычная;

- упражнения на восстановления дыхания.                              

Внимательно заполняют карту в соответствующей графе.

Идут в обход по залу в колонну по одному, соблюдая дистанцию 2 шага, и получают волейбольные мячи на пару

Перестроение через середину из колонны по одному в колонну по два, для последующих заданий.

Выполнять упражнения с учетом правильного расположения рук и ног.

Четко выполнять задания учителя

Заполнение инструктивных карт

Выявлять ошибки, искать способы их устранения

Понимать значение ОРУ на организм 

Сформировать четкое понятие о перестроении.

Умение проводить подготовку организма для эффективной работы в основной части урока.

Умение объективно оценивать свои физические возможности

 

Умение определять дистанцию при перестроении

Формировать значение технических приемов.

  1. Основная часть

2.1 Изучение нападающего удара (выполнение заданий)

Цель: Обеспечение активной работы учащихся для получения конкретных знаний техники выполнения нападающего удара

Задачи: 

- формировать  индивидуальные технические действия  учащихся;

- иметь представление техники нападающего удара;

- обеспечить условия для развития составных частей нападающего удара ( разбег, прыжок, замах, удар по мячу, приземление). 

- знакомство с техникой нападающего удара  ( разбег, прыжок, замах, удар по мячу, приземление). 

- оценивать правильность выполнения упражнений

Формы  организации  деятельности учащихся: фронтальная, поточный, индивидуальная.

Методы организации деятельности учащихся: словесный (объяснение, комментарий, замечания), демонстрации., игровой, соревновательный.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Изучение нападающего удара (выполнение заданий) 

1.Беседа о нападающем ударе в волейболе, его роли в эффективности атакующих действий, эмоциональной составляющей, использовании в игре, составных частях (разбег, прыжок, замах, удар по мячу, приземление)

Показывает и объясняет технику выполнения упражнения.

2.Знакомство с техникой нападающего удара:

- разбега;

- прыжка;

- техника удара;

- техника приземления.

3.Выполнение подводящих упражнений:

- Подготовка мышц ног для освоения техники разбега.

Перестраивает учащихся для работы через сетку.

- Подготовка мышц рук для обучения нападающему удару.

Задание 3: 

Обучение технике нападающего удара.

Контролирует выполнение.

Корректирует неточные действия учащихся, исправляет индивидуальные ошибки учащихся.

Выявляет грубые ошибки, поправляет

Выполнение упражнения с учетом правильного расположения рук и ног, после каждых 5 ударов меняются местами.

Обучение разбегу начинают с последнего шага.

И.П. ноги вместе, руки свободно внизу: одновременный вынос прямой толчковой ноги вперёд вниз и максимальное отведение рук вниз назад в стороны с подседанием на сзади стоящей ноге.

Быстрое разгибание ног во время прыжка и одновременно поднятие рук с движением на замах, следует отведение назад плеча, локтя, предплечья и кисти.

Выпрямление туловища за счёт сокращения мышц живота с одновременным движением руки, плеча, предплечья, кисти.

После нападающего удара игрок должен мягко приземлиться.

Акцентирует внимание на постановку рук и ног

Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно.

Работа без мяча: а) Шаг – отведение назад рук – прыжок с одновременным выносом вверх руки;

Работа в двух колоннах через сетку: - броски теннисного мяча в прыжке с разбега;

Удар по мячу с собственного набрасывания, стоя на месте (высота подброса 2-3 метра).

а) Выполнение упражнения, имитирующего нападающий удар (без мяча) в одну шеренгу на всю длину зала: шаг, прыжок, удар по мячу;

б) Работа с мячом: ударяя в пол, произвести удар по мячу.

Четко выполнять указания учителя 

Формирование умения работать в группе, парах, контролировать действия партнера

Умения выявлять ошибки и искать способы их устранения 

Задание 4: 

Перестроение на 2 команды для игры в волейбол

 Учащиеся сами выбирают себе команду 

Заполнение инструктивной карты

Формировать умения деления на команды, осуществлять самоконтроль

Уметь договариваться со сверстниками

3.Заключительная  часть.
3.1 Снижение двигательной нагрузки, восстановление
:

Цель: постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его относительно спокойное состояние.

Задачи:- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц.

- регулирование эмоционального состояния.

Описание методов: фронтальный.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Перестроение в колону по одному.

Организованное выполнение.

Сформировать умения для восстановления организма

Развитие внимания

3.2.Анализ выполнения задач.  Рефлексия, подведение итогов урока

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока и определения перспективы последующей работы.

 Задача: самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

Методы: поощрение, похвала.

Форма: индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Решение проблемной ситуации (приложение №6)

Активизирует и направляет учащихся, корректирует ответы

Активно включаются в диалог. Ответы на поставленные вопросы, предлагают решение поставленной проблемы. Подсчет баллов. Выставление оценки.

Выставление отметки самими учащимися совместно с учителем.

Сформировать адекватное оценивание самого себя

3.3. Задание на дом:

Цель: Обеспечение понимания способов выполнения домашнего задания.

Задачи: - Сообщение и объяснение  домашнего задания, разъяснение методики его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Домашнее задание: на выбор  

  1)Повторение самостоятельно технике нападающего удара.

2) стихотворный алгоритм на тему спорт, волейбол. (приложение 7)

 Организованный уход из зала

Воспринимает информацию, запоминает

Организованный уход

                                                 

Список используемой литературы:

1. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – 2-е изд. – М.: физкультура и спорт, 2005.

2. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. Методическое пособие.- М.: ЧЕЛОВЕК, Олимпия,              2007              

3. Бергер Г.И., Бергер  Ю.Г. «Конспекты уроков для учителя физкультуры».

4. «Дружить со спортом и игрой», Г.П. Попова; Волгоград: «Учитель», 2008.

5. Железняк Ю. Д.  Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2005

6. Учебник ФЗК. А.П. Матвеев 2016 год

7. Петров В.К. «Новые формы физической культуры и спорта». Советский спорт, 2004.

8. «Справочник учителя физической культуры», П.А. Киселев, С.Б. Киселева; - Волгоград: «Учитель», 2008.

9. 500 игр и эстафет. – Изд.2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003.

10. «Волейбол в школе» учебно-методическое пособие, Е.Н. Шпитальная, Саратов ООО Издательство «Научная книга» 2008 год.

10.  Адреса сайтов из интернета:

-Сайт учителей физкультуры «Физкультура на 5». fizkultura- na5.ru

-Социальная сеть работников образования nsportal.ru

-Общество взаимопомощи учителей pedsovet.ru

-Видеоуроки в интернет videouroki.net

 

Приложение № 1

https://s.pfst.net/2016.05/38319367210c15fb03d77d9b93b44cd24bc094b7ca2_b.jpg                                https://fs00.infourok.ru/images/doc/204/232644/hello_html_m2ceb3c07.jpghttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/05ed/00055d1c-b2694b45/hello_html_m343b7cd9.jpghttp://lib.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_33/204/d-203114/203114_html_m34ca32ee.png        http://uchitel-alipov.ucoz.net/nachalnoe_obuchenie_volejbol.png               

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1326/00076625-1687fcc3/hello_html_4165c996.pnghttp://uchebilka.ru/pars_docs/refs/44/43070/43070_html_m758c15b2.png

Приложение № 2

Цель урока: Сформировать представление о технике нападающего удара в волейболе.

Приложение № 3.

Проблемная ситуация: От каких основных действий игрока зависит успех игры волейбол?

Приложение № 5.

ОРУ в движении:

Ходьба:

- обычная;

- на носках, руки за спиной;

- на пятках, руки за голову;

- перекатами с пятки на носок, руки на поясе;

Упражнения на плечевой пояс в ходьбе:

-круговые вращения рук в плечевых суставах;

-круговые вращения рук в локтевых суставах;

-руки в замок, круговые вращения в лучезапястных суставах;

-руки за спиной в замок, поднимаем руки в верх;

- правая  рука в  вверху, левая в внизу, руки сгибаем в локтевых суставах соединяем за спиной в замок, поменять положение рук;  вперёд, помогая левой рукой за локоть правой руки, поменять положение рук.

Упражнения в ходьбе на мышцы туловища и ног:

-руки за голову, скручивание туловище в правую, левую сторону на каждый шаг;

- руки за голову, наклоны  в правую, левую стоны  на каждый шаг;

-руки на поясе, наклоны вперёд на каждый шаг;

- руки вперёд, махи ногами.

Бег:

- обычным;

- приставным шагом правым боком, левым боком в стойки игрока;

-приставным шагом 2р. левым и правым боком в стойки игрока;

-змейкой спиной вперёд; приставным шагом спиной вперёд в стойки игрока;

-бег с поворотами вокруг своей оси в правую, левую сторону, по сигналу учителя изменением направление движения.

Ходьба:

-обычная;

- упражнения на восстановления дыхания.                              

Приложение №6.

Вопросы для подведения итогов урока:

1.        Какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?

2.        Чему новому сегодня научились  на уроке?

3.        Какие упражнения были сложны, а какие более доступны?

4. Решение нашей проблемы.


Приложение №4.

Ф.И.О. учащегося                                                   класс_______                         

Инструктивная карта.

№ п.п

Этап работы

Критерии оценивания

балл

1.

Проблемная ситуация

Активное участие в диалоге- 2 балла

Участие в диалоге с небольшими недочетами- 1 балл

Не участвовал(а) в диалоге- 0 баллов

2.

Выполнение ОРУ

Дисциплинированное и правильное выполнение заданий- 3 балла

Некачественное выполнение( с небольшими недочетами)- 2 балла

Выполнение упражнений с трудом- 1 балл

3.

Выполнение заданий:

Ю

Д

Баллы

40

30

3

30

20

2

20

15

1

Задание № 1

Передача мяча сверху двумя руками в парах (кол. раз)

Задание №2

Ю

Д

Баллы

40

30

3

30

20

2

20

15

1

Передача мяча снизу двумя руками в парах (кол раз)

Задание  № 3

Правильное выполнение задания- 3 балла

Некачественное выполнение (с небольшими недочетами)- 2 балла

Выполнение упражнений с трудом- 1 балл

Не выполнено упражнение- 0 баллов.

Нападающий удар

Задание  № 4

Игра в волейбол

1-ое место- 2 балла

2-ое место – 1 балл

Итого:

Оценка за урок:

                16- 13 баллов- «5»       12- 10 баллов - «4»       9 - 7 баллов- «3»

Приложение №4.

Ф.И.О. учащегося                                                   класс_______                         

Инструктивная карта.

№ п.п

Этап работы

Критерии оценивания

балл

1.

Проблемная ситуация

Активное участие в диалоге- 2 балла

Участие в диалоге с небольшими недочетами- 1 балл

Не участвовал(а) в диалоге- 0 баллов

2.

Выполнение ОРУ

Дисциплинированное и правильное выполнение заданий- 3 балла

Некачественное выполнение( с небольшими недочетами)- 2 балла

Выполнение упражнений с трудом- 1 балл

3.

Выполнение заданий:

Ю

Д

Баллы

35

25

3

25

15

2

15

10

1

Задание № 1

Передача мяча сверху двумя руками в парах (кол. раз)

Задание №2

Ю

Д

Баллы

35

25

3

25

15

2

15

10

1

Передача мяча снизу двумя руками в парах (кол раз)

Задание  № 3

Правильное выполнение задания- 3 балла

Некачественное выполнение (с небольшими недочетами)- 2 балла

Выполнение упражнений с трудом- 1 балл

Не выполнено упражнение- 0 баллов.

Нападающий удар

Задание  № 4

Игра в волейбол

1-ое место- 2 балла

2-ое место – 1 балл

Итого:

Оценка за урок:

                                  16- 13 баллов- «5»       12- 10 баллов - «4»       9 - 7 баллов- «3»

Приложение №7

Домашнее задание на выбор:

  1.   Повторение самостоятельно технике нападающего удара.
  2.  Стихотворный алгоритм.

Опорные слова - спорт, волейбол, удар.

  1. Познакомиться с презентацией и пройти тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...