Приемы мотивации спортсменов в тренировочной деятельности
методическая разработка по физкультуре на тему
Комплексное применение различных приемов, направленных на мотивацию обучающихся на отделении, позволило не только полностью сохранить численность обучающихся в тренировочных группах, но и улучшить результаты соревновательной деятельности. Польза психологического обеспечения тренировки и соревновательной деятельности доказывается высокими результатами спортсменов, их конкурентоспособность на соревнованиях разного уровня. Мотивация спортсмена – это та сторона работы тренера, в котором наиболее ярко проявляется его мастерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_motivatsii_sportsmenov_v_trenirovochnoy_deyatelnosti.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы мотивации спортсменов в тренировочной деятельности
Шаранов Александр Афанасьевич,
тренер отделения легкой атлетики
Становление спортсмена невозможно без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности. Спорт не только спортивная борьба на дорожках стадионов, это наш образ жизни, это опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ним. Спорт – это особая деятельность человека, которая, прежде всего, связана с большим физическим напряжением и требует сохранения у спортсмена устойчивой положительной мотивации к ежедневным нагрузкам, формирования активной внутренней установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. Такая специфическая деятельность в результате приводит к формированию у спортсмена профессионально важных психических качеств и личностных особенностей, значимых как для конкретного вида спорта, так и полезных в повседневной жизни.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности,
психические процессы.
Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, в котором движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация.
Специфичность спортивной мотивации обусловлена своеобразием спортивной деятельности. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели, мотивированность на конкретном этапе подготовки, которая актуализируется посредством осознания задач подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.
Как показывает спортивная практика, одной из распространённых причин прекращения занятий спортом уже на этапе набора детей в группы, является отсутствие у
юных спортсменов сформированной привычки и желания систематически заниматься двигательной активностью. При этом, именно «первые шаги» начальной спортивно подготовки во многом определяют успешность адаптации ребёнка к дальнейшей спортивной деятельности. Многие дети теряют интерес к занятиям легкой атлетикой, как
только появляется необходимость соблюдать требования к тренировкам, к соблюдению
спортивного режима, при неизбежных проигрышах и неудачах.
Несомненно, активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, продолжительность занятий спортом, результативность определяются мотивацией в тренировочном процессе.
Мотивация строится по принципу: хочу – могу - должен. Хочу – это потребности спортсмена, его желания, влечения, стремления различной степени осознавания. Могу – это цели как сформулированные потребности, как осознанные желания, дополненные пониманием высокой вероятности их удовлетворения. Должен, где осознанность желания доведена до понимания причинности определенных действий, обязательной их необходимости. Все это реализуется через мотивы.
Среди проблем психологического обеспечения спортивной тренировки поддержания мотива к хорошей, продуктивной, многолетней работе можно считать проблемой номер 1. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей заниматься спортом, прилагать усилия для преодоления трудностей, интересовали меня со студенческих лет. За годы работы школьным учителем, тренером по легкой атлетике позволили сделать выводы и наметить пути, определить условия развития спортивной мотивации.
Без знания особенностей потребностно-мотивационной сферы юного спортсмена, трудно «подводить» его к соревнованиям, формировать устойчивую, «результативную» мотивацию достижения успеха. Тренер, вооруженный информацией о личной мотивации своего подопечного, выступает как тонкий творец и истинный создатель его спортивного результата.
Огромное влияние на формирование устойчивой мотивации достижения успеха в спорте оказывают внешние компоненты, такие как, воспитание в семье, влияние педагогов и тренеров, которое проявляется в положительном и внимательном отношении не только к способностям ребенка, но и к его потребности двигаться, соревноваться.
Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие современной материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, доступный спортивный инвентарь, соответствующая реклама, спортивные телевизионные каналы и каналы, пропагандирующие здоровый образ жизни, – всё это создает у молодого человека положительный фон для формирования стойкого интереса и потребности к занятию спортом и, как следствие, к здоровому образу жизни.
По признанию многих спортивных психологов и тренеров, сформированная или, как еще говорят, «заточенная на успех» мотивационно-потребностная сфера спортсмена - это стержень, ядро его личности. Это ядро состоит из совокупности внутренних качеств и побудительных мотивов к конструктивному, рациональному действию не только в момент ответственных соревнований, но и в трудоемкий, рутинный и энергозатратный период «накопительного» тренировочного процесса. При каждодневной тренировочной деятельности спортсмену требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий его перешагнуть барьер переживания дискомфортных ощущений, возникающих при крайней степени утомления и напряжения. Степень выносливости к действию факторов нагрузки в этом случае будет зависеть от силы ведущего и сопутствующих мотивов. При высоких психофизических нагрузках они побуждают спортсмена к проявлению имеющихся волевых компонентов характера, как в учебно-тренировочном процессе, так и в ситуации соревновательной деятельности.
Мотивация достижения успеха в спортивной деятельности имеет двойственный характер. С одной стороны, долговременный (сила и устойчивость мотива постановки и достижения отсроченной во времени цели), с другой – ситуативный (сила и устойчивость мотива достижения успеха при намерении показать лучший для себя результат с позиции «здесь и сейчас»).
Надо отметить, что проблема отсроченной во времени конечной цели (например, итоговых спортивные состязания - финалов) в учебно-тренировочном процессе зачастую приводит к потере («замыливанию») образа перспективы соревнования. И, как следствие, у спортсмена снижается уровень мотивации и интереса к тренировочной деятельности, без которой (и спортсмен это хорошо понимает) достижение поставленных целей невозможно. В этом случае у него довольно часто мотивация достижения успеха постепенно начинает сдавать свои ведущие позиции в пользу мотивации избегания неудач. При этом недовольство своей деятельностью или же, наоборот, иррационально завышенная самооценка своих достижений переносятся из личностного уровня, на внешние социальные факторы.
Например, перестает нравиться ранее устраивающий план тренировочного процесса; место и время проведения тренировок становится неудобным; вызывает сомнение принимаемая ранее методика учебно-тренировочного процесса; кажется, что тренер слишком придирчив, соперники или члены родной команды бесцеремонны; снижается уверенность в личном (командном) успехе и персональная активность спортсмена. Для внимательного тренера эти симптомы является отражением меняющейся или уже изменившейся мотивации спортсмена.
Работа с обучающимися организуется по алгоритму:
1. Выяснение целей каждого обучающегося относительно занятий спортом.
2. Знакомство их с общей схемой подготовки, позволяющей спортсменам достичь максимальных успехов в спортивной карьере.
3. Выделение главных составляющих успеха и факторов, отрицательно влияющих на успех в спорте (групповые беседы).
Таким образом, совместно с детьми определялись общие требования к занятиям спортом, которые следует неукоснительно соблюдать.
Огромная роль в мотивации принадлежит положительным эмоциям, которые являются стимулирующим фактором.
В младшем школьном возрасте (это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, стремление к совершенствованию
в физическом плане, отношение с друзьями, стремление достичь уважительное отношение к себе, получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.
В детском возрасте мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы:
подражание друзьям, отношение к физической культуре родителей, особенно отца.
Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в
достижении желаемого. Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает тягу к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Чтобы спорт стал любимым занятием, чрезвычайно важно сформировать у ребёнка устойчивую мотивацию.
Существует несколько способов:
- вызвать интерес к спорту;
- расширять представления ребёнка о многообразии спорта (спортивные передачи, спортивные журналы, фильмы о спорте и спортсменах);
- внимательно и ответственно подойти к выбору того или иного индивидуального или коллективного вида спорта, учитывая желание ребёнка и его физические данные.
Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых приемах создания мотивации
Прием первый: апелляция к жизненному опыту юных спортсменов. Прием заключается в том, что тренер-преподаватель обсуждает с детьми хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при обучении избранному виду спорта. Важно чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Например: вопрос ребенка: «Ну зачем мне нужно вестидневник спортсмена?». Привожу пример и показываю Дневник спортсмена – выпускника
«А ты знаешь, что он пробежал ту же дистанцию, что и ты сегодня за более короткое
время?» Глаза ребенка тут же загораются интересом.
Прием второй: создание проблемной ситуации. Этот прием состоит он в том, что перед обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, спортсмен осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому. Например, обсуждение результатов выездных соревнований.
Третий прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера воспринимаются спортсменами гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются обучающимся либо в качестве разминки в начале тренировки, либо для разрядки, смены вида работы в течение тренировочной деятельности, а иногда, и для дополнительного задания, которое надо выполнить дома.
Четвертый прием: игры и конкурсы. Всем нам известно, как во время соревновательной деятельности мы выполняем задания, даже те, которые на обычной тренировке нам даются тяжело. Для этого провожу «Веселые старты», игры-эстафеты, подвижные игры.
С самых юных лет ребенок должен учиться адекватно воспринимать похвалу и критику
в свой адрес. Чем младше спортсмен, тем чаще его нужно хвалить за его достижения. Порицание как прием повышения мотивации у спортсменов на практике так же
имеет большое значение. Но порицание должно быть своевременным: вчера пропустил
занятие – сегодня услышал критику в свой адрес.
Не маловажное значение имеет и постановка далеко отставленных целей. Каждый человек имеет потребности в самореализации. На каком бы этапе спортивного пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние, перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка. Каких бы успехов ни достиг спортсмен, ему постоянно прививается мысль, что достигнутый результат далек от его реальных возможностей. Тут же вслед за достигнутой целью, встает новая, более высоко отставленная цель. Последняя через серию промежуточных целей в тренировочном процессе определяет систематическую установку на качественную тренировку на любом этапе спортивного совершенствования. Поэтапное достижение этих целей обеспечивает спокойное и уверенное достояние спортсмена, формирует и укрепляет так называемый чемпионский характер.
Применение современных информационно-коммуникативных технологий в обучающем процессе дает положительные результаты. Занятия с использованием фото- и видеосъемки, по итогам прошедших соревнованиях, не только воздействуют на эмоциональный фон обучающихся, учат анализировать ошибки и грамотно говорить, но и
способствуют повышению мотивации спортсменов на систематичность занятий.
Обоснованная мотивация для занятий спортом - очень значимый побудительный
фактор. Одна из лучших мотиваций -
работа спортсмена в команде
. Личный пример
спортивной звезды - тоже сильная мотивация. Важная составляющая мотивации в спорте -
самомотивация на победу. Для этого со спортсменами работает не только тренер-
преподаватель, но и педагог-психолог учреждения, помогая им преодолеть боязнь и
неуверенность в победе.
Чаще всего опорой в воспитательной работе служит
метод воспитания
коллективом
. Отмечено повышение мотивации на успех при работе парами: «слабый-
сильный», «старший - младший», что позволяет спортсменам ориентироваться на лучший
результат и усилить контроль за сознательностью и активностью участников пары. Кроме
того, работа в паре (совместная деятельность) «лидер-лидер» нацеливает спортсменов-
соперников на результат и объединяет их для достижения общего успеха (выполнение
задания в соревновательной форме).
В мотивации ребёнка
к занятием спортом велика роль тренера-преподавателя
.
Поведение и деятельность тренера являются важнейшим фактором формирования у
ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда - очень высокие требования к
тренеру как к личности. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми
позитивных качеств личности тренера
- сильнейшая мотивация ребёнка к занятиям
спортом. Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую
подготовку юных спортсменов, но и за
их нравственное поведение, за их отношение к
миру и людям.
Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их.
Многим детям, начинающим заниматься спортом, необходима мотивация, которую
способен обеспечить именно тренер-личность. Особенно необходимо внимание тренеров к
формированию мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной
подготовки.
Потому я, как тренер-преподаватель, стараюсь быть для своих
воспитанников примером (активно принимаю участие в соревнованиях различного уровня,
конкурсном движении).
Особое значение имеет
работа с родителями (
родительские собрания, участие
родителей в проведении различных мероприятий, выездных соревнований, волонтерском
движении). Именно такая форма работы позволяет донести до родительской
общественности все наиболее важные моменты на каждом этапе становления юных
спортсменов, обсудить проблемы, определить пути их решения. Роль родителей в
формировании положительной мотивации юных спортсменов велика.
Информационно-просветительская работа с родительской
общественностью
нацелена на обучение приемам поддержки спортсменов, ведению работы по учету
результатов соревнований, приемам саморегуляции.
Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит
результат на соревнованиях. Замечено, что чем более психологически устойчив спортсмен,
тем меньше он сделает ошибок на дистанции. Благотворное влияние на эмоции оказывает
выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти
упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым
отвлекать от неблагоприятных мыслей.
Большое место в тренировке должны занимать упражнения, требующие от
спортсмена смелости, решительности, значительных волевых усилий, например, прыжки
через различные препятствия. Их с успехом могут применять спортсмены различных
видов спорта.
Вывод:
Комплексное применение различных приемов, направленных на мотивацию
обучающихся на отделении «лыжные гонки», позволило не только полностью сохранить
численность обучающихся в тренировочных группах, но и улучшить результаты
соревновательной деятельности.
В
апреле 2017 года
по результатам итоговой диагностики отмечается, что у
большинства спортсменов имеется определенная
тенденция мотивации на успех
(90% группы).
Заключение:
Выявлена польза
психологического обеспечения тренировки и
соревновательной деятельности
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекция осанки у спортсменов в тренировочной деятельности
Каждый вид спорта даёт оздоровительный эффект, а так же может и навредить здоровью спортсмена. И поэтому необходимо в тренировочные занятия включать лечебное плавание....
Приемы мотивации спортсменов.
В данной разработке изложены методические приемы управления активностью детей в тренировочном процессе, а также приемы побуждения юных спортсменов к здоровому образу жизни....
Приемы мотивации спортсменов в тренировочной деятельности
Комплексное применение различных приемов, направленных на мотивацию обучающихся на отделении, позволило не только полностью сохранить численность обучающихся в тренировочных группах, но и улучшить рез...
«Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности»
В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагру...
Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности
Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности....
Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности
Динамика тренировочного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время соревновательного периода является свое...
Мастер-класс «Приемы мотивации учащихся к исследовательской деятельности»
Приемы организации исследовательской деятельности при выборе темы исследования...