коррекция осанки у спортсменов в тренировочной деятельности
методическая разработка по физкультуре по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нарушение осанки у спортсменов | 56 КБ |
тренировочная деятельность | 27 КБ |
периоды физических качеств | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушения осанки у спортсменов
Детский спорт рассматривается в нашей стране как мощный фактор общего развития организма и укрепления здоровья детей и подростков. Это обязывает тренеров и методистов решать вопросы подготовки юных спортсменов в строгом соответствии с закономерностями возрастной физиологии, психологии и педагогики. Эмпирический подход к тренировке, оторванный от научных данных, ведёт к слепому экспериментированию и недопустим.
Сложные и многообразные изменения претерпевает организм детей и подростков в процессе роста и развития. На каждом возрастном этапе он выступает как единое целое, сложившееся в процессе эволюции, и имеет свои особенности. С одной стороны, эти особенности обязывают нас во время регулярных занятий спортом исключительно внимательно подходить к дозированию нагрузок, не допуская переутомления, не нарушая и не замедляя естественных процессов биологического развития. С другой стороны, в работе с детьми и подростками мы и не должны забывать, что растущему организму ребёнка, всем его функциям необходима постоянная и сравнительно интенсивная тренировка, что в возрастном периоде существует определённые зоны для наиболее эффективного воспитания и закрепления важнейших в спортивном отношении качеств и сторон двигательной деятельности. Таким образом, чувствительность, податливость организма детей и подростков к направленным педагогическим воздействиям во время занятий спортом очень велики. Это способность необходимо умело использовать в процессе обучения и многолетней тренировки.
Проблема здоровья детей как никогда сегодня актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребёнка больше чем врач. Начиная с раннего возраста педагог воспитывает уважительное отношение к своему здоровью.
Детские тренеры столкнулись с проблемой – сегодня здоровых детей набрать в спортивные секции невозможно. Запретительно-профилактическая деятельность врачебно-физкультурных диспансеров вместо консультативно-лечебной стала причиной негативного отношения тренеров к врачебно-физкультурным диспансерам и непониманию ими обязанностей и диапазона врачебной помощи, которую должен оказывать спортивный врач в привлечении детей к занятиям спортом. В основном это связано с осуществлением перечня общих противопоказаний к занятиям спортом, несмотря на существование более ста видов спорта с совершенно разными видами и уровнем психофизической нагрузки на спортсмена. И всем известно, что занятия с физической активностью являются условием эффективного лечения практически всех заболеваний, а при многих заболеваниях основным методом лечения.
Например: при гипотонии, ожирении, миопии, заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
В первые три года занятий в детских секциях не даётся объём нагрузок, который может отрицательно повлиять на здоровье ребёнка.
В реальных условиях третьего тысячелетия необходимо говорить о двух новых направлениях в спорте и образования в целом:
- профессиональной ориентации детей в выборе вида спорта;
- использовании спортсменом видов физической активности с лечебной целью.
Самое главное в работе тренера он должен знать, что его вид спорта, вид культурной деятельности, помимо программы специальной подготовки, оказывает и лечебно-оздоровительный эффект. В любом виде человеческой деятельности действует закон: «Что тренируется, то и развивается».
После двух-трёх занятий развивается профессиональная психофизическая адаптация к конкретному виду деятельности, что выражается в изменении телосложения и развития профессиональной акцентуации – специфического поведения в пределах нормы. Занятия ребёнка спортом является не только мощным средством повышения здоровья, но и помогают повысить устойчивость нервной системы к стрессовым ситуациям, облегчают адаптацию в быстро меняющихся условиях современной жизни. При всём многообразии видов спорта все виды спорта можно условно разделить на четыре группы: игровые, индивидуальные, единоборства, технические виды.
В каждой группе имеется общее, специфическое действие на организм человека с некоторыми индивидуальными особенностями каждого вида спорта. В игровых видах спорта нагрузка равномерно распределяется на позвоночник, что способствует его правильному развитию и сохранению осанки. В индивидуальных видах спорта формируется интровертированность поведения- влияния внутреннего состояния с максимальной физической и умственной работоспособностью. Занятия плаванием и гребля предъявляют высокие требования к кардиореспираторной системе и системе терморегуляции. Плавание способствует равномерному отложению подкожного жира. Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования осанки ребёнка – это, прежде всего укрепление мышечного корсета, т.е. подготовка детского организма к более высоким нагрузкам в спорте.
Зимние виды спорта тренируют систему терморегуляции у ребёнка и в сочетании с физической нагрузкой оказывают максимальное влияние на достижение высокого уровня работоспоспособности кардиореспираторной системы. Единоборства – это борьба двух соперников. Занятия этими видами спорта формируют скоростно-силовые качества и выносливость у спортсмена. Технические виды отличаются средним и низким уровнем физической активности и высоким уровнем психоэмоционального напряжения, сопровождающегося статическим напряжением мышц.
В процессе работы тренеров, я обратила внимание, что в последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, причём у детей занимающихся различными видами спорта.
Например:
1. Гребля на байдарках и каноэ наблюдается нарушение осанки всвязи с асимитричностью нагрузки на опорно-двигательный аппарат;
2. Стрельба из лука – изометрическое напряжение мышц на опорно-двигательный аппарат;
3. Волейбол, лёгкая атлетика (бег, прыжки) – ударная нагрузка на нижние конечности и позвоночник;
4. Тяжёлая атлетика – компрессионное давление на позвоночник и суставы во время подъёма тяжестей;
5. Шахматы – вынужденное положение тела, низкая физическая активность.
6. Кикбоксинг - один из самых травматических видов спорта, который несёт за собой и травмы позвоночника.
Задачами тренера, инструктора – методиста являются сохранение здоровья ребёнка и создание условий для профессионального роста занимающегося. В современных условиях им часто приходится начинать работать с детьми, имеющими различные заболевания и они должны быть уверены, что их вид деятельности не только не противопоказан, но и нужен для оздоровления детей и подростков
Совместно с медицинскими работниками определили следующие виды нарушения опорно-двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, плоская спина, крыловидные лопатки.
В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам (сильным физическим нагрузкам) может возникнуть деформация позвоночника.
Лечение и профилактика дефектов осанки и опорно-двигательного аппарата комплексное. Оно предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с плаванием, закаливанием, массажем. Умение и неумение держать своё тело влияет не только на внешний вид ребёнка, но и состояние его внутренних органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой системы, дыхательного аппарата.
Изучив теоретические аспекты данной проблемы, я определила главную цель в работе тренеров-преподавателей с детьми в развитии всестороннего физически крепкого организма ребёнка, а в последующем и спортсмена:
- сочетание восстановления организма спортсмена после физических нагрузок, лечения и профилактики деформации опорно-двигательного аппарата у детей занимающихся различными видами спорта необходимых навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных процедур, как одного из компонентов восстановления и ведение здорового образа жизни.
Исходя из данной цели, были определены следующие задачи, позволяющие осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к коррекции нарушений осанки у детей начинающих заниматься различными видами спорта:
1-я группа – лечебные задачи:
- разгрузка позвоночника (создание физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела);
- укрепление мышечного аппарата;
- формирование правильной осанки
2-я группа – коррекционно-развивающие:
- развитие двигательной активности;
- выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);
- развитие силовой выносливости мышц.
3-я группа – образовательные задачи:
- формирование теоретических и практических основ водного пространства;
- обучение техническим приёмам плавания.
4-я группа – валеологические задачи:
- овладение правилами безопасности поведения на воде;
- формирование умений определять собственное плохое самочувствие и оказывать первую медицинскую помощь на воде другим людям;
- выработка гигиенических навыков;
- выработка привычек здорового образа жизни.
5-я группа – психологические задачи:
- улучшения эмоционального состояния;
- снятие психологической напряжённости и создание оптимистического настроя на занятия другим видом спорта;
- воспитание воли сознательной дисциплины, организованности;
- развитие коммуникативных навыков.
Анализируя состояние осанки у спортсменов нашей спортивной школы я вынуждена отметить, что на каждом спортивном отделении есть спортсмены у которых наблюдается нарушение осанки.
К сожалению, в настоящее время работа по профилактике и коррекции нарушений осанки в спортивных школах не ведётся. Поликлиники же не в состоянии принимать и обслуживать детей и подростков нуждающихся в лечебной гимнастике и лечебном плавании. Именно поэтому назрела необходимость в образовании с этими спортсменами отдельных занятий по профилактике нарушения осанки и снятия мышечного напряжения для достижения наибольшей эффективности восстановления организма после тренировочного занятия. Самое эффективное средство для организации коррекционной работы, я считаю лечебное плавание. Для этого разработана система индивидуальной работы со спортсменами с учётом их физического состояния.
Общая цель этой работы – улучшение контроля за физическим развитием каждого спортсмена с учётом физических нагрузок, связанных с нарушением осанки. Лечебное плавание и гимнастика способствуют проведению более тщательной коррекции осанки, разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации имеющейся деформации. Следует отметить, выполнение упражнений в более плотной, чем воздух, водной среде требует больших усилий, в связи с чем тренировка мышц и всех систем организма происходит более интенсивно. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть в положении максимальной разгрузки позвоночника, уменьшая его искривление. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки. Не менее важным является и температурное воздействие водной среды. Тёплая вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение температуры в течение курса лечебного плавания служит закаливающим фактором.
Ступени обучения лечебному плаванию.
Первая ступень включает базовою часть курса. При этом решается весь комплекс задач лечебного плавания с преимущественно оздоровительной его направленностью:
- «лежание на воде»;
- «скольжение на груди»;
- «лежание на спине»;
- дыхательные упражнения;
- циклические упражнения;
- игры.
Предварительно эти упражнения отрабатываются на суше. Основным содержанием занятия на этой ступени является обучение плаванию.
Ожидаемые результаты первой ступени:
- повышение уровня физического развития;
- выработка правильной осанки;
- улучшение функций дыхательной и сердечнососудистой систем
Вторая ступень включает обучение навыкам коррекционного плавания.
Применяются следующие упражнения:
- порядковые (построение);
- дыхательные упражнения в воде и на суше;
- плавание брассом и на груди;
- коррекционные упражнения целенаправленного действия:
1. Плавание брассом с удлинённой паузой скольжения;
2. Упражнения в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги позвоночника с ассиметричным исходным положением для плечевого и тазового поясов;
3. Плавание с коррекцией деформации позвоночника в сагиттальной плоскости, коррекция других деформаций и плоскостопия;
4. Упражнения на развитие силы мышц (плавание с ластами на ногах или пластинами на руках).
- свободное плавание и игры.
Ожидаемые результаты второй ступени:
- укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса;
- стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
- совершенствование техники плавания спортивными способами;
- умение выполнять необходимые специальные упражнения;
- повышение функциональных возможностей организма и общего уровня физического развития.
Третья ступень включает закрепление и совершенствование навыков оздоровительного и коррекционного плавания. На этой ступени применяются упражнения на выносливость стимулирующие работу сердечнососудистой и дыхательной систем, а также и других органов.
Упражнения:
- совершенствование техники дыхания;
- дыхательные упражнения, выполняемые на разной глубине;
- ныряние в воду;
- обучение способу «брасс»;
- «брасс» ногами, дыхание произвольное;
- «брасс» руками и ногами в полной координации, дыхание произвольное;
- скольжение на спине в положении коррекции.
Закреплению результатов работы способствуют регулярная работа с родителями.
Ожидаемые результаты третьей ступени:
- стойкое закрепление результатов профилактики нарушения осанки;
- поддержание уровня физического развития;
- выработка привычки к регулярному самоанализу состояния здоровья.
При оценки результатов проведения лечебного плавания учитывается не только уровень овладения техникой плавания, но и прежде всего улучшение психофизического состояния спортсмена, функций дыхательной и сердечнососудистой систем, воспитание рефлекса правильной осанки, общей координации движений, возрастание силовой выносливости мышц.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что формирование здорового организма спортсмена на учебно-тренировочных занятиях организовать под силу каждому тренеру. Наша главная задача в процессе тренировки, как педагога, на навредить прежде всего здоровью ребёнка и об этом должен и обязан помнить каждый тренер.
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ ЦЕЛИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для сферы физического воспитания и спортивной тренировки на современном этапе становиться характерным целевой подход, суть которого в ориентировании тренировки в соответствии с её целью.
Анализируя взаимоотношения между характером соревновательной и тренировочной активности можно сделать вывод, что для формирования у человека определённой координации нужно ставить его в такие условия, которые требовали бы проявления именно этой координации. При подлинном управлении тренировочным процессом спортивные достижения, есть продукт целенаправленно-приспособительной деятельности организма, детерминированной конкретными условиями, сопутствующими процессу решения двигательной задачи.
Эффективными могут быть упражнения, которые имеют сходство с соревновательными по проявляемым двигательным качествам, кинематическим и динамическим характеристикам, особенностям энергообеспечения.
В педагогическом подходе к построению микроциклов, известном как «принцип маятника», можно увидеть определённую ориентировку в построении тренировочного процесса на характер целевой (соревновательной) двигательной деятельности.
Рекомендуется строить предварительный тренировочный этап в соответствии с условиями и состоянием организма при соревновательной деятельности. Для этого следует микроциклы строить в соответствии с программой основных соревнований сезона, что создаст условия для образования устойчивого динамического стереотипа – в плане необходимой ритмики повышения работоспособности спортсменов.
Обосновывая целевой поход в спортивной тренировке методически верным считается изучение сначала первопричины в причинно-следственных взаимоотношениях явлений,
То а анализе взаимоотношений между тренировочным процессом и соревнованием следует отталкиваться от соревнования, так как именно оно, породило спортивную тренировку, а не на оборот, и поэтому результаты анализа соревновательной деятельности должны быть отправной точкой тренировочного процесса.
Для подбора тренировочных упражнений прежде всего необходимо определить структуру соревновательного движения и выявить, какие из компонентов этой структуры и насколько тесно связаны со спортивным результатом.
Нарушение адекватного соотношения между соревновательными и тренировочными упражнениями снижает эффективность прироста результатов в избранном виде спорта.
Регулярное применение беговой нагрузки отрицательно сказывается на росте спортивных достижений у штангистов в их специальных соревновательных упражнениях. Эти факты объясняются спецификой вида мышечной деятельности, отражающейся и на функциональных
И на морфологических особенностях организма спортсмена. Каждый конкретный вид спорта формирует специальную морфофункциональную гармонию.
В процессе тренировочных занятий появляется необходимость создания «модели спортсмена». Развивая данное направление, и говоря о необходимости создания, на ряду с моделью текущего состояния спортсмена, а также модели программ тренировочных воздействий и тех состояний объекта, которые должны свершаться под их влиянием.
Тренерам-преподавателям во всех видах необходимо создавать в ходе тренировочных занятий условия, моделирующие спортивное состязание, и разрабатывать для этих условий модельные характеристики. Понятие «программно-целевой метод» состоит в использовании целевой ориентации на основе модельных характеристик, объективно отражающих определённые требования к физическому развитию, состоянию систем организма и к арсеналу двигательных умений, что позволяет более дифференцированно подбирать и применять средства педагогического воздействия.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа «Молодость»
ДОКЛАД
«Периоды развития двигательных качеств школьников»
Подготовила: инструктор-методист Фролова Е.С.
Прочитан на
методическом совете: «_____»_____________ 20___ год
г. Старый Оскол
Периоды развития двигательных качеств школьников
Еще в начале ХХ столетия ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития живого организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов.
Этапы, на которых происходят значительные изменения, называются критическими периодами. Критическими потому, что они играют особую роль в жизни организма. Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13 лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку задерживается рост тканей костей. Наиболее тяжело недостаточное питание сказывается в период полового созревания.
Известный педагог Л. Выгорский обращал внимание на необходимость изучения чувствительных периодов с тем, чтобы установить оптимальные сроки обучения педагогическое воздействие может дать нужный эффект на определенном этапе, а в другие периоды быть нейтральным или даже отрицательным.
Все мы хорошо знаем, что ребенка нужно научить ходить в раннем дошкольном возрасте. Если этого не произойдет, то в последующие годы становление вертикального положения тела идет очень медленно. Дети, выросшие до 11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и быстрее передвигаются на четвереньках.
Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде легче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти года активно развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы. А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, а не в дошкольном возрасте, как часто говорят и пишут.
Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8-12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже с очень сложной координацией, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. В частности, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям недоступна координация движений в полете, а потому, что они еще не могут оттолкнуться ногами и руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.
Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. Проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. Накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показал, что:
- развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно);
- величины годовых приростов разные в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются по относительным величинам, если сравнить приросты разных двигательных качеств;
- у большинства детей младшего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различные по своему уровню, даже если рассматриваются отдельные показатели быстроты или силы (на пример смело можно утверждать, что если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это еще не значит, что он сможет быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровень силовой выносливости у одного и того же ребенка в большинстве не совпадает с уровнем статической или динамической выносливости и т.д.);
- специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить данные детей разного возраста, пола и физического развития, дает различный педагогический эффект и более высокий в период естественного взлета того или иного двигательного качества.
Несомненно, что эффект от занятий спортом повысится, если тренеры будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии двигательных качеств.
С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причем скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с 14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей на велостанке достигаются мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в дальнейшем почти не изменяются.
Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость в плавании возрастала за один год, так, что приблизилась к показателям 13-14 летних девочек, увеличение числа прыжковых упражнений на протяжении 4 месяцев у младших школьников дало прирост прыгучести, равный годовому или превышающий его. Сила мышц и скоростно-силовые качества более интенсивно нарастают в результате тренировки на начальных этапах пубертатного периода.
Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления полового созревания. У мальчиков четко выделяются два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост силы мышц рук заканчивается к 15 годам.
Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один критический период – с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины у девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год после начала созреваний; у мальчиков – только в пубертатный период с 8 до 11 лет.
Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у мальчиков – с 8 до 11 лет (на 220 % при расчете на 1 кг веса). В дальнейшем эти показатели с возрастом изменяются незначительно. За 24 занятия прыжковая выносливость у мальчиков 10-11 лет (период интенсивного развития выносливости) повышается на 50-116 % и за последующие два с половиной месяца после прекращения занятий увеличилась в среднем на 66 %.
У девочек 12 лет (период существенного снижения выносливости) прыжковая выносливость после 24 занятий повысилась на 21-90 % (наименьший эффект дал метод тренировок «до отказа», лучший - «повторный-переменный»), однако после того же перерыва (2,5 месяца) она снизилась почти на 50 %. Тренировочный эффект исчез почти бесследно.
В другом исследовании у девочек 11-12 лет за 4 месяца тренировки (3-4 раза в неделю) посредством прыжковых упражнений не было обнаружено достоверных улучшений выносливости к работе умеренной интенсивности на велостанке (продолжительность работы на 60 % от максимальной частоты вращения педалей). Удалось лишь предотвратить существенное снижение выносливости мышц ног, свойственное девочкам в предменструальный период. Та же картина была получена по данным силовой выносливости мышц ног и передней поверхности туловища: при первом появлении вторичных половых признаков силовая выносливость снижается на 26-45 % и не увеличивается в течение всего пубертатного периода.
Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает величин, свойственных девочкам 16-15 лет, а выносливость к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек 14-15 лет (в основном за счет интенсивного прироста с 9 до 11 лет).
В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие функций центральной нервной системы. Особое значение приобретают кортико-висцеральные взаимосвязи. Усиливается роль кортикального торможения, и регулирующий контроль коры головного мозга приобретает все большую силу над инстинктивными и эмоциональными реакциями. Однако в среднем школьном возрасте баланс возбудительного и тормозного процессов еще легко нарушается. У подростков нередко наблюдается повышенная возбудимость и преобладание возбудительных процессов над тормозными. Повышенная возбудимость центральной нервной системы в значительной степени обусловливается глубокими изменениями, происходящими в этот период в деятельности эндокринной системы, и в частности усилением функции половых желез, гормоны которых оказывают большое влияние на деятельность головного мозга. Следствием повышенной возбудимости является относительно быстрая утомляемость, раздражительность, несдержанность. В связи с высокой возбудимостью нервной системы подростков целесообразно в это время несколько ограничивать спортивные грузки. Высказывается мнение, что возбудимость дополнительно увеличивается под влиянием усиленных спортивных тренировок.
Подростковый возраст является периодом активного совершенствования двигательной функции, которая к 13 – 14 годам достигает высокого уровня развития и носит уже многие черты характерные для взрослых. Быстрое развитие двигательной функции в этом возрасте связано с морфологическим и функциональным созреванием двигательного анализатора.
В то же время у подростков после 12—13 лет (в первой половине периода полового созревания) нередко наблюдается временное ухудшение координации движений. Усвоенные и упроченные к 10—12 годам довольно сложные движения в период полового созревания становятся менее точными, угловатыми, появляется некоторая неловкость. Ухудшение точности движения наблюдается главным образом у школьников, не занимающихся спортом, ограничивающих свою физическую подготовку только уроками физической культуры.
К причинам, вызывающим временное ухудшение координации движений у подростков, относят происходящую в этот период перестройку моторного аппарата, несоответствие между мышечной силой и возросшим весом (во время усиленного роста), влияние гормонов желез внутренней секреции на деятельность центральной нервной системы. Для предупреждения этого нежелательного явления необходимо заблаговременно (до начала периода полового созревания) приступать к систематической тренировке, направленной на развитие координации и совершенствование пространственно-временной точности движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений для коррекции осанки
Данные упражнения применяются для коррекции осанки при наличии искривления позвоночника в грудном и поясничном отделе....
Приемы мотивации спортсменов в тренировочной деятельности
Комплексное применение различных приемов, направленных на мотивацию обучающихся на отделении, позволило не только полностью сохранить численность обучающихся в тренировочных группах, но и улучшить рез...
Приемы мотивации спортсменов в тренировочной деятельности
Комплексное применение различных приемов, направленных на мотивацию обучающихся на отделении, позволило не только полностью сохранить численность обучающихся в тренировочных группах, но и улучшить рез...
«Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности»
В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагру...
Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности
Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности....
Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности
Динамика тренировочного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время соревновательного периода является свое...
Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности.
Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности....