Организация адаптивного физического воспитания с учащимися
статья по физкультуре на тему

Попов Алексей Викторович

Статья об организации адаптивного физического воспитания в школе с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация адаптивного физического воспитания с учащимися в образовательных учреждениях

Важным направлением работы образовательных учреждений по изменению ситуации с состоянием здоровья детей и учащейся молодежи является внедрение в практику адаптивной физической культуры, включая её основные виды: адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивный спорт, физическую реабилитацию, экстремальные виды двигательной активности и креативные (художественно-музыкальные) телесноориентированные практики. Главной целью специалистов-педагогов АФК является формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, включая хронических больных и инвалидов. На пути реализации этой цели стоит множество преград, главной из которых следует считать превалирующую среди населения и, к сожалению, педагогических и медицинских работников точку зрения о том, что любое отклонение в состоянии здоровья и, уж тем более, наличие хронического заболевания или инвалидности требует резкого ограничения двигательной активности ребенка и применения какого-либо лекарства.

В особо неблагоприятном положении оказываются дети и подростки, которые перенесли какое-либо заболевание, нередко возникшее вследствие недостаточной двигательной активности. Они надолго оказываются лишенными активных занятий физическими упражнениями или, в лучшем случае, получают небольшую нагрузку, далеко не удовлетворяющую потребности организма в движении. Между тем с точки зрения физиологии, гигиены и клинической медицины таким детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочения здоровья, нарушенного перенесенным заболеванием.

Главная установка адаптивной физической культуры - всем без исключения детям и, особенно тем, у кого имеются проблемы со здоровьем, обязательно необходима специально организованная двигательная активность, а сохранение и укрепление здоровья невозможно без труда и усилий воли. Безусловно, чем сложнее заболевание у ребенка, тем более адаптирована к его индивидуальным особенностям должна быть система занятий физическими упражнениями. Такие учащиеся, относящиеся по медицинским показаниям к специальным группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для их здоровых сверстников. Для них должны быть специальные и методика, и организация занятий. Важны также правильная оценка эффективности занятий и общий режим занятий.

Недооценка возможностей АФК в коррекции состояния здоровья детей приводит к их освобождению от занятий физическими упражнениями, что способствует утрате ценностей здорового образа жизни и физической культуры.

Основная цель адаптивного физического воспитания - формирование у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к решительным действиям, преодолению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни. В процессе уроков АФК учащиеся должны освоить умения и навыки психосоматической саморегуляции, поддержания необходимого уровня функционирования своих органов и систем организма.

В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.

Огромное значение имеют межпредметные связи, ведь в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, этическое, трудовое и другие виды воспитания.

Во время внеклассной работы целесообразны занятия физическими упражнениями в рамках адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, включая учебно-тренировочные занятия по адаптивному спорту. Особый интерес у учащихся вызывает такой вид адаптивной физической культуры, как креативные (художественно-музыкальные) телесноориентированные практики.

В мероприятиях внешкольной деятельности вполне уместны занятия экстремальными видами двигательной активности, которые сегодня востребованы детьми, подростками и молодежью. Такие виды двигательной активности позволяют удовлетворить в социально приемлемых формах глубинные, базисные потребности несовершеннолетних в риске и, вообще, в поиске впечатлений.

Большое значение в процессе адаптивного физического воспитания имеют теоретические уроки по АФК, где детям рассказывают не только о функционировании здорового организма, но и о видах заболеваний, мерах их предупреждения, способах преодоления и профилактики.

Адаптивная двигательная рекреация, предполагающая получение удовольствия, радости от движений и базирующаяся на игровых методах, создает прекрасные возможности для самых разнообразных детских инициатив и фантазий, проявления творческих потенций ребенка.

Адаптивный спорт с огромным разнообразием форм двигательной активности, позволяет подобрать наиболее подходящую из них для любого ребенка. Участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности предполагает интеграцию сознания, чувств и воли занимающихся, без чего немыслимо достижение серьезного результата.

Адаптивная физическая реабилитация, предполагающая восстановление утраченных вследствие болезни функций, коррекцию развития детей, компенсацию того, что невозможно восстановить, профилактику сопутствующих заболеваний так же, как и адаптивное физическое воспитание, расширяет мобильность занимающихся, позволяет им целенаправленно самосовершенствоваться.

Роли физической культуры в воспитании детей с ослабленным здоровьем отводится недостаточное место. Выпадение такого важного блока как физическая культура из жизни подростка и особенно школьника с ослабленным здоровьем, может явиться фактором риска, который приводит к приобщению к наркотикам, т. к. биологические и психологические факторы, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ, в связи с состоянием их здоровья, усугубляются.

Поэтому, чем богаче возможности предоставляемые школой, тем более, развита личность ребенка, у которой сформированы такие понятия как здоровый образ жизни и место физической культуры в нем. Все это содействует укреплению здоровья, правильному физическому развитию, повышению умственной и физической работоспособности, увеличению защиты подростка от негативных воздействий социальной среды и созданию предпосылок необходимых для будущей трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное занятие по физическому воспитанию для учащихся 2-3 классов "Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен!"

Внеклассное мероприятие по физическому воспитанию для учащихся начальной школы "Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен!" поптроено с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с использованием ...

Рабочая программа по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов (VIII вида)

Рабочая программа по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов (VIII вида) разработана на основе программы специальных коррекционных образовательных учрежденийVII вида 5-9 классы. Москва . Издат...

Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...

Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - ста...

План-конспект по физическому воспитанию для учащихся 9-х классов по теме «Футбол»

Тема урока: ФУТБОЛ.  Финты, отбор мяча. Тактические действия игроков.Задачи урока:1. Развивать силу, скорость, выносливость.2. Закрепить технику финтов, отбора мяча.3. Обучить тактическим действи...

Методика развития двигательных качеств и содержание программного материала по физическому воспитанию для учащихся 1-12 классов средних общеобразовательных школ и гимназий.

Авторская программа по физическому воспитанию с учётом трёх уроков физической культуры и двенадцатилетнего образования....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ «ГАНДБОЛ».

Дата проведения: Место проведения: спортзал Тема урока: Гандбол. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Броски по воротам. Тактические действия игроков. Задачи урока: 1. Развивать основные физические...