Рабочая программа по туристскому многоборью в начальной школе
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №__3_»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по туристскому многоборью в 3-х , 4-х классах
учитель: Печкурова Нелля Анатольевна,
____1____ квалификационная категория
Смоленск
1.Пояснительная записка
Рабочая программа для 3-х, 4-х классов по туристскому многоборью создана на основе программы внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения 2000 года и комплексной программы физического воспитания под редакцией В.И.Ляха Москва Просвещение 2008 год. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, направленное на формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Задачи программы:
- Образовательные:
обучение учащихся основам пешеходного туризма, приемам
техники безопасности, организации быта в походах;
углубление, расширение знаний, получаемых на уроках географии,
биологии, экологии, истории, знаний о своей малой Родине.
-Развивающие:
развитие творческих, организаторских способностей, инициативы,
самостоятельности, познавательной активности, нравственной
культуры;
развитие туристских умений, навыков через совместную
развивающую, познавательную деятельность.
- Воспитательные:
воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного
отношения к природному, историческому наследию родного края;
привитие устойчивого интереса школьников к систематическим
занятиям пешеходным туризмом, потребности в здоровом
образе жизни.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа предусматривает теоретический и практический материал по пешеходному туризму, рассчитана на один год обучение, по 2 часа.
Содержание программного материала направлено на формирование системы знаний по истории своего края, основам пешеходного и туризма, по организации и проведению туристических походов.
Программа занятий предусматривает получение первоначальных знаний, умений и навыков по азбуке пешеходного туризма, основных сведений о своем крае, по вопросам организации, подготовке, проведению походов. Учащиеся совершают экскурсии, походы выходного дня, в летний период совершают туристический поход.
Основы теоретических знаний закрепляются на практике во время учебно-тренировочных выходов, походов, что ведёт к прочному усвоению материала.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по спортивному ориентированию, топографии, краеведению, походной жизни, учатся преодолевать трудности, связанные с ночёвкой, адаптацией к местности, овладевают навыками полного самообслуживания, участвуют в общественно полезной работе.
Самостоятельные туристические путешествия, соревнования, игры, развивают умения передвигаться в трудных условиях, ориентироваться на местности по естественным признакам, с помощью карты и компаса. Путешествия способствуют выработке двигательных навыков, которые приходится применять в различной и часто меняющейся обстановке, повышению уровня физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.
Туристско-краеведческая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности, способствует развитию интеллектуального уровня, развитию наблюдательности у детей, науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, воспитанию бережного отношения к природе.
Туризм является эффективным средством активного отдыха, пребывание на свежем воздухе и использование естественных факторов природы (воды, воздуха, солнечных лучей) способствуют укреплению здоровья, закаливанию организма. Детско-юношеский туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития, один из путей социализации личности.
3.Описание места учебно-тренировочного занятия в учебном плане
Занятия по программе туристское многоборье рассчитаны на работу с детьми 9-10 лет. Продолжительность занятий в кружке 2 часа. Программа рассчитана на 68 часов .
Режим работы в неделю составляет 2 часа. Наполняемость учебных групп 12- 15 человек. В группе занимаются мальчики и девочки. Набор в группу осуществляется не на конкурсной основе.
Каждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Содержание программы по туристскому многоборью предусматривает приобретение учащихся знаний о родном крае, о технике и тактике туризма, ориентировании на местности, оказании первой доврачебной помощи . Практические занятия занимают большую часть в программе.
Отличительной особенностью данной программы является изучение вопросов технико-тактической подготовки видов: личной, командной техники пешеходного туризма, контрольно-туристского маршрута.
Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам (техникой и тактикой) и развитию соответствующих кондиционных и координационных способностей. Эти два раздела лучше всего поддаются прогнозированию, четко разработана структура и организация овладения ими.. В неотрывной связи с планированием материала по развитию двигательных способностей планируются все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упражнений.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности занятия широко использую нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры.
Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений сочетается с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебно-тренировочных занятий по туристскому многоборью направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
5.Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы по туристскому многоборью
Результаты освоения программного материала дополнительного образования по туристскому многоборью в образовательном учреждении оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование этнических потребностей, ценностей, чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• владение способами проведения разнообразных форм занятий;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий туризмом;
• организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о значении физических упражнений;
• овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса, вес тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
6. Содержание учебного предмета
Распределение учебного времени на различные виды программного материала учебно-тренировочных занятий по туристскому многоборью (сетка часов)
№№ | Разделы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Туристское многоборье | 20 |
3 | Ориентирование на местности | 16 |
4 | Основы гигиены и первая доврачебная помощь | 4 |
5 | Общая и специальная физическая подготовка | 16 |
6 | Организация и проведение походов | 10 |
Общее количество часов | 68 |
В результате прохождения программы данного курса, учащиеся
должны иметь представление:
• об истории развития туризма;
• об особенностях физической подготовки туристов различной направленности;
• о подстерегающих опасностях, травмах и заболеваниях, обусловленных неправильным действием туристов.
Учащиеся должны знать:
• историю становления и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
• замечательных людей своего населенного пункта, района;
• особенности природных условий родного края, природу, животный, растительный мир, знать основы краеведческой подготовки;
• основы техники и тактики пешеходного туризма;
• основы технических и тактических приемов спортивного ориентирования;
• способы развития основных физических качеств необходимых туристу (сила, выносливость, быстрота), функциональные возможности своего организма;
• основные правила поведения в лесу (походе);
• как приготовить пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);
• технику безопасности при проведении похода, на биваке, при движении на маршруте, при заготовке дров, разведении и работе у костра;
• как вести себя в экстремальной ситуации, опасности, травмы и заболевания, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, с дикими животными и ядовитыми растениями, насекомыми;
• сигналы бедствий, правила и приемы транспортировки пострадавшего;
• узлы, уметь их вязать и знать их назначение, уметь правильно применять их на практике;
• условные топографические знаки спортивных карт;
• приемы ориентирования карты, способы определения точки стояния;
• правила упаковки и транспортировки продуктов в походе;
• типы, виды костров и их назначение;
• туристические песни, игры;
• правила проведения соревнований по туризму;
•основы гигиены туриста.
Учащиеся должны уметь:
• определять географическое положение, границы района, называть и показывать формы рельефа;
• проводить краеведческие исследовательские и поисковые работы по заданным темам;
• готовить личное, групповое снаряжение в зависимости от сезона, правильно подогнать и уложить рюкзак;
• ориентироваться на местности без карты (с картой, с компасом и без компаса), читать топографическую карту;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия, преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, навесную переправу, переправу по верёвке с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;
• надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки;
• выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом);
• комплектовать походную аптечку, применять лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению;
• оказывать доврачебную медицинскую помощь;
• пользоваться топографическими и спортивными картами, читать карты;
• пользоваться компасом, двигаться по азимуту, определять расстояние на местности;
• определять погоду по местным признакам;
• приготовлять пищу на костре;
• правильно подобрать продукты питания для похода в зависимости от их калорийности и сложности похода;
Учащиеся должны иметь навыки:
• разведения костра;
• установки палатки;
• оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях и перевязки при несложных ранениях;
• безопасного обращения с туристским снаряжением, специальными приспособлениями.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание курса | Виды учебной деятельности |
Введение | |
Значение туризма | Знакомить детей с условиями для проведения учебных занятий. Просмотр видеофильма о туризме, знакомить с наглядной агитацией. Прогулка в лес. Экологическое воспитание. |
Воспитательная роль туризма | Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции коллектива туристов. Общественно полезная работа. |
Правила поведения туристов-многоборцев | Ознакомить с правилами поведения на занятиях по туристскому многоборью: в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу. Правила поведения участников на соревнованиях, в походе, на водоёмах. Охрана природы. |
Основы туристского многоборья | |
Виды туристского многоборья | Ознакомить с видами спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье. Особенности туристского многоборья. Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут. |
Нормативные документы по туристскому многоборью | Ознакомить с нормативными документами . |
Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований | Формировать практические навыки и умения соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью |
Личное снаряжение туриста-многоборца | Знакомить с различными страховочными системами. |
Групповое снаряжение туриста-многоборца | Обучить пользоваться групповым снаряжением |
Технико-тактическая подготовка вида туристского многоборья «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)» | Обучить оборудованию этапов, разметке дистанции. Личное прохождение этапов, прохождение в связке и в команде. Отрабатывать умения и навыки работы преодоления прохождения этапов, дистанций. Ознакомить и совершенствовать технику движения рук и ног, положения тела при преодолении этапов |
Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)» | Знакомить с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Изучить технику вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый». |
Ориентирование на местности | |
Краткие сведения о спортивном ориентировании | Знакомить с видео и фотоматериалами. Прогулка в лес с картой |
Виды ориентирования, правила соревнований | Ознакомить с действиями участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша. |
Техника безопасности на занятиях по спортивному ориентированию | Отрабатывать навыки действий участников в нестандартных ситуациях. Ситуация: организация поиска условно «заблудившихся». |
Снаряжение ориентировщика | Подбирать специальное снаряжение для летнего и зимнего периода: проверять комплектность и исправность снаряжения, транспортировать и подготавливать снаряжение. Эксплуатация, ремонт и хранение снаряжения |
Топографическая подготовка | Работать с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба, измерения расстояния по карте. |
Условные знаки спортивных карт | Выполнять топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучить на местности изображения реальных объектов. Знакомить с различными формами рельефа. |
Техника ориентирования. Тактика ориентирования | Ознакомить с приемами работы с компасом. Определять и контролировать направления с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на маркированной трассе. Тактические действия на дистанции, тактика при выборе пути движения. |
Участие в соревнованиях | Участвовать в соревнованиях по спортивному и туристскому ориентированию школьного и городского (районного) масштабов |
Основы гигиены и первая доврачебная помощь | |
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях | Применять средства личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбирать одежду и обувь для тренировок и походов; уход за ними. |
Походная медицинская аптечка | Подготавливать походную медицинскую аптечку, изучить назначения лекарственных препаратов. |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | Знать способы обеззараживания питьевой воды. Оказывать первую доврачебную помощь условно пострадавшему (определять травмы, заболевания, практическое оказание помощи). |
Приемы транспортировки пострадавшего | Изготавливать носилки, волокуши, отрабатывать навыки переноски пострадавшего при травмах различной локализации |
Общая и специальная физическая подготовка | |
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности. | Совершенствовать функции организма человека под воздействием занятий спортом. |
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках | Проходить врачебный контроль. Вести дневник самоконтроля. |
Общая физическая подготовка | Выполнять упражнения по разделам: легкая атлетика, подвижные игры и спортивные игры, гимнастические упражнения |
Специальная физическая подготовка | Выполнять упражнения на развитие выносливости, упражнения на развитие быстроты, упражнения для развития ловкости, упражнения для развития силы, упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц. |
Организация и проведение походов | |
Подготовка к походу | Изучить район похода: изучить литературу, карты, маршрут, отчеты о походе. Разработать маршрут, составить план-график движения. Подготовить личное и групповое снаряжение |
Техника безопасности при проведении туристских походов | Отработать технику преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. |
Краеведение | Знакомить с достопримечательностями родного края, изучить литературные источники. Разработать план организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей |
Личное и групповое походное снаряжение | Научить укладывать рюкзак, подгонять снаряжение. Работать со снаряжением, ухаживать за снаряжением, его ремонт. |
Организация туристского быта | Определять места, пригодные для организации привалов и ночлегов. Развертывать и свертывать лагерь (бивак). Разжигать костер. |
Питание в туристском походе | Составлять меню и список продуктов. Составлять график дежурств. Закупать, фасовать и упаковывать продукты. Приготавливать пищу на костре. |
Туристские должности в группе | Распределять обязанности на период подготовки, проведения похода и подведения итогов. |
. Правила движения в походе | Отрабатывать движения колонной. Соблюдать режим движения. Отрабатывать технику движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности. |
Подведение итогов похода | Составлять отчет о походе. Ремонт и сдача инвентаря. |
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
1.Кондаков, А.М., Никандров, Н.Д., Рыжаков, М.В. Примерные программы начального общего образования.- М.:Просвещение,2009.- (Стандарты второго поколения).
2.Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М.:Просвещение, 2008.
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: ФиС, 1983
Азимут. Журнал Федерации спортивного ориентирования России. - М.:
Аппенинский А. И. Физическая тренировка в туризме: Метод, рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1988.
Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. -Л.: Медицина, 1982
Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие. - М.: ФСО РФ, 1998.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Пешеходный туризм: Туризм и спортивное ориентирование. М. 2001
Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.
Лукоянов П.И. Снаряжения для спортивного туризма: Самодельное туристское снаряжение. М.: ФиС, 1986.
Михайлов Б. А., Федотова А. А., Федотов Ю. Н. Физическая подготовка туристов: Метод, рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист»,
Учебно-практическое оборудование:
Стенка гимнастическая, бревно гимнастическое, скамейки гимнастические ,перекладина гимнастическая, канат для лазанья, маты гимнастические, мячи: набивные, теннисные, баскетбольные, волейбольные, резиновые, обручи, скакалки, аптечка медицинская; веревки , карабины, компаса, снаряжение для спортивного туризма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС НОО, рабочая программа по английскому языку в начальной школе
В презентации представлены отличительные особенности нового федерального стандарта начального общего образования и структура рабочей программы по новому федеральному стандарту с примерами....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в начальной школе
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе с элементами патриотического воспитания...
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы содержит все шесть разделов, составлена в соответствии с примерной программой по физической культуре...
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО. Соответствует примерной образовательной программе по физической культуре....
Рабочая программа по английскому языку для начальной школы и тематическое планирование для 2 класса в рамках образовательной системы "Школа 2100" с учётом ФГОС
Рабочая программа разработана на весь курс обучения английскому языку в начальной школе в рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English" , содержит все необход...
Рабочая программа по английскому языку в начальной школе по программе Биболетовой М.З.
Рабочая программа по английскому языку в начальной школе по программе Биболетовой М.З. с КТП по 2-4 классу....
Рабочая программа по предмету "Музыка" для начальной школы (Школа России)
Рабочая программа по предмету "Музыка" для начальной школы (Школа России)...