ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРЕМИТЕЛЬНОГО НАПАДЕНИЯ ГАНДБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ.
методическая разработка по физкультуре на тему

Воронина Вероника Евгеньевна

Методическое пособие по развитию стреметильного нападения гандболисток 14-15 лет. Предложен комлекс упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_povysh_strem_nap_1.docx116.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРЕМИТЕЛЬНОГО НАПАДЕНИЯ ГАНДБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ.

Иванова В.Е.

Учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №506

Методическое пособие будет интересно специалистам физической культуры и тренерам для подготовки гандболисток 14-15 лет. Актуальность данной работы заключается в приросте спортивных успехов, за счет отработки новых умений. 

Стремительное нападение.

К факторам, повышающим успех соревновательной деятельности, относятся: количество стремительных атак, их результативность, способ организации стремительной атаки, перехват и подбор мяча, уровень физической подготовленности команды .

Командные действия в гандболе разделяются на два вида: стремительное и позиционное нападение. Под стремительным нападением понимается, вид командных действий против разрозненных защитниковОно  включает в себя элемент неожиданности, нападающие действуют против неорганизованной защиты противника. Позиционное нападение предполагает определенную запланированную расстановку игроков защиты и нападения, и борьба идет последовательно на разных позициях.

Цель стремительного нападения— использовать временную неорганизованность действий противника, возникающую в момент после потери мяча при переходе от нападения к защите. Поэтому к быстрому прорыву обязательно переходить после внезапного отбора мяча у противника.

Стремительное нападение является неотъемлемым средством борьбы команд по гандболу на всех уровнях квалификации соревнований и может быть организовано 4 способами, после передачи непосредственно вратарем, после перехвата или потери мяча противником, после передачи через полевого игрока, после быстрого начала. Стремительное нападение включает в себя элемент неожиданности, нападающие действуют против неорганизованной защиты противника.

 Важнейшим качеством, обуславливающим готовность к стремительному нападению, является выносливость.

Выносливость.

Термин “выносливость” может иметь отношение к самым различным областям деятельности человека. С его помощью стремятся выразить особенности, характерные для продолжительного выполнения работы.

В обобщённом значении выносливость рассматривается как “…удлинение времени сохранения человеком работоспособности и повышенная сопротивляемость организма утомлению при работе или действию неблагоприятных условий внешней среды” (Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.,1956.). Эта довольно широкая по содержанию формулировка, подчёркивает главное, а именно: возможность длительного сохранения работоспособности, несмотря на ряд сбивающих факторов. По мнению большинства специалистов, выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности. Это определение выносливости должно охватывать различные стороны, т.к. представляет собой название сложного явления.

Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью.

Специальная выносливость — способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида деятельности.

Для развития общей выносливости используют упражнения, вызывающие максимальную производительность кардио-респираторной системы. Вся работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой переменной; длительность выполнения упражнений составляет от 2 минут и выше.

Специальной выносливость в значительной мере обуславливается уровнем развития аэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, позволяющие выполнить работу с предельной или около предельной скоростью. (Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. М.,2002).

Важнейшим средством развития специальной выносливости являются специально подготовительные упражнения, сходны по характеру выполнения с соревновательными, специфические соревновательные средства.

Специальная выносливость проявляется в избранных видах спорта и формируется на базе общей выносливости. Однако следует помнить, что основой устойчивости к утомлению  является высокая степень обученности технике и тактике игры.

Воспитание специальной выносливости характеризуется двумя основными особенностями. В то время как общая выносливость воспитывается преимущественно посредством циклических движений, специальная выносливость – с помощью узко направленных упражнений, в которых спортсмен специализируется. При воспитании специальной выносливости упражнения выполняются с интенсивностью близкой к соревновательной.

Педагогические средства, направленные на развитие специальной выносливости,  представлены двумя блоками:

  1. Специально-подготовительные упражнения
  2. Тренировочные формы соревновательного упражнения

Первый блок, включает в себя упражнения направленные на развитие специальной выносливости:

- технико-тактические упражнения;

- игровые упражнения.

Второй блок включает в себя:

- игры;

- игровые упражнения.

1. Специально-подготовительные упражнения для развития скоростной выносливости.
1) Один партнер впереди на расстоянии до 10 м. Бегущий сзади поднимает и передает мяч, а передний ловит и кладет на площадку, продолжая бег вперед. 

Количество повторений: 2

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минуты


2) Передача мяча друг другу с предварительным поворотом кругом (в 3 шага) и одноударным ведением. 

Количество повторений: 2

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута


3)  Передача мяча с постоянной сменой мест.

Количество повторений: 2

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

- Передача мяча друг другу, передвигаясь вдоль площадки

Режим работы: аэробный

Количество повторений: 2

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

4) Один партнер впереди на расстоянии до 5 метров в прыжке бросает мяч с отскоком о площадку , а сзади бегущий ловит отскочивший мяч и передает его вперед.

Количество повторений:2

Время выполнения: 2 минуты

Интервалы отдыха: 2 минуты

5) Бег со скакалкой.

Количество повторений: 2

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

6) Челночный бег по гандбольной разметке

Количество повторений: 2

Время выполнения: 2 минуты

Интервалы отдыха: 2 минуты

7) Бег с заданием от ориентира к ориентиру (например к мячу: обежать , перепрыгнуть на одной или двух ногах)

Количество повторений: 2

Время выполнения: 2 минуты

Интервалы отдыха: 2 минуты

8) Бег в парах, взявшись за руки, вдоль площадки

Количество повторений: 2

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

9)  Сзади бегущий катит мяч вперед, а впереди бегущий ловит и передает мяч партнеру.

Количество повторений: 2

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

2.  Игровые упражнения  для совершенствования стремительного нападения

1) Нападающие располагаются слева от площади вратаря. Нападающий, передав мяч вратарю, выполняет рывок к противоположным воротам; получив передачу от вратаря – выполняет бросок мяча в ворота. (Рис3)

Рисунок 3

Количество повторений: 5

Время выполнения:  1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

2) То же, но игрок, не получивший мяч по различным причинам, становится защитником и противодействует игроку, владеющему мячом.

Количество повторений: 5

Время выполнения: 2 минуты

Интервалы отдыха: 2 минуты

3)  Нападающие попарно располагаются справа от площади вратаря, у каждой пары мяч. Каждая пара передает мяч вратарю и два игрока выполняют рывок. Один из нападающих получает обратную передачу от вратаря и выполняет бросок мяча в ворота (рис. 4)

Рисунок 4

Количество повторений: 5

Время выполнения: 2 минуты

Интервалы отдыха: 2 минуты

4) То же, но игрок, не получивший передачу от вратаря, выполняет функции за щитника.

Количество повторений: 5

Время выполнения: 2 минуты

Интервалы отдыха: 2 минуты

5)  Игроки располагаются в двух колоннах А и Б слева от зон вратаря на обеих сторонах площадки. Направляющий колонны А передает мяч вратарю, после чего выполняет рывок в сторону противоположных ворот. Вратарь возвращает мяч этому же игроку с таким расчетом, чтобы тот поймал мяч в центре площадки. Игрок, овладев мячом, передает его вратарю противоположных ворот, а сам занимает место в конце колонны  Б.  В момент передачи мяча направляющий колонны Б выполняет рывок. Вратарь, получив мяч, передает его игроку, выполняющему ускорение, и т.д (рис 5)

Рисунок 5

Количество повторений: 5

Время выполнения:1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

6)То же, но направляющий колонны А передает мяч не вратарю, а игроку, движущемуся ему навстречу по противоположному краю площадки.

Количество повторений: 5

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

 7) Защитник и нападающий с позиций крайних игроков по сигналу тренера убегают в отрыв, нападающий должен получить мяч от вратаря, обыграть защитника, забросить мяч в ворота.

Количество повторений: 5

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута

8) В упражнении участвуют два нападающих, два защитника и вратарь. Нападающие и располагаются на крайних позициях. По сигналу тренера все бегут в отрыв. Вратарь передает мяч любому нападающему, который, взаимодействуя с партнером, должен забросить мяч в ворота, защитники препятствуют этому находясь в середине площадки (рис. 6)

.

Рисунок 6

Количество повторений: 5

Время выполнения: 2 минуты

Интервалы отдыха: 2 минуты

9) Упражнение выполняется в тройках. Расстояние между игроками 6-8 м. Крайние игроки выполняют функции нападающих и владеют одним мячом, центральный игрок выполняет функцию защитника. Перемещаясь на максимальной скорости и изменяя ритм, темп и скорость бега, крайние игроки передают мяч друг другу, а защитник препятствует выполнению точной передачи.

Количество повторений: 5

Время выполнения: 2 минуты

Интервалы отдыха: 2 минуты

10) Игроки в тройках располагаются у своих ворот. Игрок передает мяч вратарю, и вся тройка выполняет рывок к противоположным воротам. Вратарь передает мяч любому игроку, тот передает любому партнеру, а завершает атаку третий, получив мяч (рис. 7)

Рисунок 7

Количество повторений: 5

Время выполнения: 1 минута

Интервалы отдыха: 1 минута


3. Тренировочные  формы соревновательного  упражнения.

 Игра «гандбол» по измененным правилам:

1) Без ведения мяча.

Количество повторений: 1

Время выполнения: 15 минут

Интервалы отдыха: Без отдыха

2) Без розыгрыша начального броска.

Количество повторений: 1

Время выполнения: 10 минут

Интервалы отдыха: 10 минут

3)  без пересечения 9 метров.

Количество повторений: 1

Время выполнения: 10 минут

Интервалы отдыха: Без отдыха

4) Игра по штангам, другой рукой (левши - правой, правши- левой ).

Количество повторений: 1

Время выполнения: 10 минут

Интервалы отдыха: Без отдыха

5) Игра гандикапом (игра в которой одна из команд заранее получает некоторое преимущество (фору))

Количество повторений: 1

Время выполнения: 10 минут

Интервалы отдыха: 5  минут

6) Без зоны вратаря (вкатить мяч в ворота , находясь в зоне вратаря)

Режим работы: смешанный

Количество повторений: 1

Время выполнения: 10 минут

Интервалы отдыха: 5 минут

Данная методика проведения тренировок была отработана на базе СДЮСШОР Кировского района. Выявлено, что реализация разработанного комплекса упражнений, позволило повысить уровень специальной выносливости у гандболисток 14-15 лет, что отразилось на результатах игровой и тренировочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО БОРЬБЕ ДЗЮДО

Вопросы подготовки юных борцов в настоящее время являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом во...

Развитие специальной выносливости у боксеров

Рассмотрена специфика и методика развития специальной выносливости у боксеров, различные подходы ее развития...

Методическое пособие Развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков 15-16 лет в летний период

Методическое пособие Развитие специальной выносливости лыжников-гонщи...

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВОЧЕК 13-14 В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

В статье рассказывается с помощью каких правильно подобранных упражнений можно развить специальную выносливость у девочек 13-14 лет в школьной секции по волейболу...

Развитие специальной выносливости у гимнасток 15-17 лет в спортивной аэробике с использованием статодинамических упражнений

Изучение проблемы развития общей и специальной выносливости даёт основание утверждать, что её развитие имеет решающее значение для достижения спортивных результатов.Выносливость - это качество человек...

Развитие специальной выносливости у гимнасток 15-17 лет в спортивной аэробике с использованием статодинамических упражнений

1 слайд.  Вашему вниманию представляется Выпускная квалификационная работа на тему: «Развитие специальной выносливости у гимнасток 15-17 лет в спортивной аэробике с использованием статодина...