ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРЕМИТЕЛЬНОГО НАПАДЕНИЯ ГАНДБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ.
методическая разработка по физкультуре на тему
Методическое пособие по развитию стреметильного нападения гандболисток 14-15 лет. Предложен комлекс упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_povysh_strem_nap_1.docx | 116.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРЕМИТЕЛЬНОГО НАПАДЕНИЯ ГАНДБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ.
Иванова В.Е.
Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №506
Методическое пособие будет интересно специалистам физической культуры и тренерам для подготовки гандболисток 14-15 лет. Актуальность данной работы заключается в приросте спортивных успехов, за счет отработки новых умений.
Стремительное нападение.
К факторам, повышающим успех соревновательной деятельности, относятся: количество стремительных атак, их результативность, способ организации стремительной атаки, перехват и подбор мяча, уровень физической подготовленности команды .
Командные действия в гандболе разделяются на два вида: стремительное и позиционное нападение. Под стремительным нападением понимается, вид командных действий против разрозненных защитниковОно включает в себя элемент неожиданности, нападающие действуют против неорганизованной защиты противника. Позиционное нападение предполагает определенную запланированную расстановку игроков защиты и нападения, и борьба идет последовательно на разных позициях.
Цель стремительного нападения— использовать временную неорганизованность действий противника, возникающую в момент после потери мяча при переходе от нападения к защите. Поэтому к быстрому прорыву обязательно переходить после внезапного отбора мяча у противника.
Стремительное нападение является неотъемлемым средством борьбы команд по гандболу на всех уровнях квалификации соревнований и может быть организовано 4 способами, после передачи непосредственно вратарем, после перехвата или потери мяча противником, после передачи через полевого игрока, после быстрого начала. Стремительное нападение включает в себя элемент неожиданности, нападающие действуют против неорганизованной защиты противника.
Важнейшим качеством, обуславливающим готовность к стремительному нападению, является выносливость.
Выносливость.
Термин “выносливость” может иметь отношение к самым различным областям деятельности человека. С его помощью стремятся выразить особенности, характерные для продолжительного выполнения работы.
В обобщённом значении выносливость рассматривается как “…удлинение времени сохранения человеком работоспособности и повышенная сопротивляемость организма утомлению при работе или действию неблагоприятных условий внешней среды” (Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.,1956.). Эта довольно широкая по содержанию формулировка, подчёркивает главное, а именно: возможность длительного сохранения работоспособности, несмотря на ряд сбивающих факторов. По мнению большинства специалистов, выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности. Это определение выносливости должно охватывать различные стороны, т.к. представляет собой название сложного явления.
Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью.
Специальная выносливость — способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида деятельности.
Для развития общей выносливости используют упражнения, вызывающие максимальную производительность кардио-респираторной системы. Вся работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой переменной; длительность выполнения упражнений составляет от 2 минут и выше.
Специальной выносливость в значительной мере обуславливается уровнем развития аэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, позволяющие выполнить работу с предельной или около предельной скоростью. (Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. М.,2002).
Важнейшим средством развития специальной выносливости являются специально подготовительные упражнения, сходны по характеру выполнения с соревновательными, специфические соревновательные средства.
Специальная выносливость проявляется в избранных видах спорта и формируется на базе общей выносливости. Однако следует помнить, что основой устойчивости к утомлению является высокая степень обученности технике и тактике игры.
Воспитание специальной выносливости характеризуется двумя основными особенностями. В то время как общая выносливость воспитывается преимущественно посредством циклических движений, специальная выносливость – с помощью узко направленных упражнений, в которых спортсмен специализируется. При воспитании специальной выносливости упражнения выполняются с интенсивностью близкой к соревновательной.
Педагогические средства, направленные на развитие специальной выносливости, представлены двумя блоками:
- Специально-подготовительные упражнения
- Тренировочные формы соревновательного упражнения
Первый блок, включает в себя упражнения направленные на развитие специальной выносливости:
- технико-тактические упражнения;
- игровые упражнения.
Второй блок включает в себя:
- игры;
- игровые упражнения.
1. Специально-подготовительные упражнения для развития скоростной выносливости.
1) Один партнер впереди на расстоянии до 10 м. Бегущий сзади поднимает и передает мяч, а передний ловит и кладет на площадку, продолжая бег вперед.
Количество повторений: 2
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минуты
2) Передача мяча друг другу с предварительным поворотом кругом (в 3 шага) и одноударным ведением.
Количество повторений: 2
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
3) Передача мяча с постоянной сменой мест.
Количество повторений: 2
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
- Передача мяча друг другу, передвигаясь вдоль площадки
Режим работы: аэробный
Количество повторений: 2
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
4) Один партнер впереди на расстоянии до 5 метров в прыжке бросает мяч с отскоком о площадку , а сзади бегущий ловит отскочивший мяч и передает его вперед.
Количество повторений:2
Время выполнения: 2 минуты
Интервалы отдыха: 2 минуты
5) Бег со скакалкой.
Количество повторений: 2
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
6) Челночный бег по гандбольной разметке
Количество повторений: 2
Время выполнения: 2 минуты
Интервалы отдыха: 2 минуты
7) Бег с заданием от ориентира к ориентиру (например к мячу: обежать , перепрыгнуть на одной или двух ногах)
Количество повторений: 2
Время выполнения: 2 минуты
Интервалы отдыха: 2 минуты
8) Бег в парах, взявшись за руки, вдоль площадки
Количество повторений: 2
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
9) Сзади бегущий катит мяч вперед, а впереди бегущий ловит и передает мяч партнеру.
Количество повторений: 2
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
2. Игровые упражнения для совершенствования стремительного нападения
1) Нападающие располагаются слева от площади вратаря. Нападающий, передав мяч вратарю, выполняет рывок к противоположным воротам; получив передачу от вратаря – выполняет бросок мяча в ворота. (Рис3)
Рисунок 3
Количество повторений: 5
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
2) То же, но игрок, не получивший мяч по различным причинам, становится защитником и противодействует игроку, владеющему мячом.
Количество повторений: 5
Время выполнения: 2 минуты
Интервалы отдыха: 2 минуты
3) Нападающие попарно располагаются справа от площади вратаря, у каждой пары мяч. Каждая пара передает мяч вратарю и два игрока выполняют рывок. Один из нападающих получает обратную передачу от вратаря и выполняет бросок мяча в ворота (рис. 4)
Рисунок 4
Количество повторений: 5
Время выполнения: 2 минуты
Интервалы отдыха: 2 минуты
4) То же, но игрок, не получивший передачу от вратаря, выполняет функции за щитника.
Количество повторений: 5
Время выполнения: 2 минуты
Интервалы отдыха: 2 минуты
5) Игроки располагаются в двух колоннах А и Б слева от зон вратаря на обеих сторонах площадки. Направляющий колонны А передает мяч вратарю, после чего выполняет рывок в сторону противоположных ворот. Вратарь возвращает мяч этому же игроку с таким расчетом, чтобы тот поймал мяч в центре площадки. Игрок, овладев мячом, передает его вратарю противоположных ворот, а сам занимает место в конце колонны Б. В момент передачи мяча направляющий колонны Б выполняет рывок. Вратарь, получив мяч, передает его игроку, выполняющему ускорение, и т.д (рис 5)
Рисунок 5
Количество повторений: 5
Время выполнения:1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
6)То же, но направляющий колонны А передает мяч не вратарю, а игроку, движущемуся ему навстречу по противоположному краю площадки.
Количество повторений: 5
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
7) Защитник и нападающий с позиций крайних игроков по сигналу тренера убегают в отрыв, нападающий должен получить мяч от вратаря, обыграть защитника, забросить мяч в ворота.
Количество повторений: 5
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
8) В упражнении участвуют два нападающих, два защитника и вратарь. Нападающие и располагаются на крайних позициях. По сигналу тренера все бегут в отрыв. Вратарь передает мяч любому нападающему, который, взаимодействуя с партнером, должен забросить мяч в ворота, защитники препятствуют этому находясь в середине площадки (рис. 6)
.
Рисунок 6
Количество повторений: 5
Время выполнения: 2 минуты
Интервалы отдыха: 2 минуты
9) Упражнение выполняется в тройках. Расстояние между игроками 6-8 м. Крайние игроки выполняют функции нападающих и владеют одним мячом, центральный игрок выполняет функцию защитника. Перемещаясь на максимальной скорости и изменяя ритм, темп и скорость бега, крайние игроки передают мяч друг другу, а защитник препятствует выполнению точной передачи.
Количество повторений: 5
Время выполнения: 2 минуты
Интервалы отдыха: 2 минуты
10) Игроки в тройках располагаются у своих ворот. Игрок передает мяч вратарю, и вся тройка выполняет рывок к противоположным воротам. Вратарь передает мяч любому игроку, тот передает любому партнеру, а завершает атаку третий, получив мяч (рис. 7)
Рисунок 7
Количество повторений: 5
Время выполнения: 1 минута
Интервалы отдыха: 1 минута
3. Тренировочные формы соревновательного упражнения.
Игра «гандбол» по измененным правилам:
1) Без ведения мяча.
Количество повторений: 1
Время выполнения: 15 минут
Интервалы отдыха: Без отдыха
2) Без розыгрыша начального броска.
Количество повторений: 1
Время выполнения: 10 минут
Интервалы отдыха: 10 минут
3) без пересечения 9 метров.
Количество повторений: 1
Время выполнения: 10 минут
Интервалы отдыха: Без отдыха
4) Игра по штангам, другой рукой (левши - правой, правши- левой ).
Количество повторений: 1
Время выполнения: 10 минут
Интервалы отдыха: Без отдыха
5) Игра гандикапом (игра в которой одна из команд заранее получает некоторое преимущество (фору))
Количество повторений: 1
Время выполнения: 10 минут
Интервалы отдыха: 5 минут
6) Без зоны вратаря (вкатить мяч в ворота , находясь в зоне вратаря)
Режим работы: смешанный
Количество повторений: 1
Время выполнения: 10 минут
Интервалы отдыха: 5 минут
Данная методика проведения тренировок была отработана на базе СДЮСШОР Кировского района. Выявлено, что реализация разработанного комплекса упражнений, позволило повысить уровень специальной выносливости у гандболисток 14-15 лет, что отразилось на результатах игровой и тренировочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО БОРЬБЕ ДЗЮДО
Вопросы подготовки юных борцов в настоящее время являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом во...
Развитие специальной выносливости у боксеров
Рассмотрена специфика и методика развития специальной выносливости у боксеров, различные подходы ее развития...
Урок легкой атлетики в 9 классе. по теме: " ОФП (общая физическая подготовка) : развитие специальной выносливости методом круговой тренировки"
Конспект урока по легкой атлетике. по теме: Общая физическая подгатовка...
Методическое пособие Развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков 15-16 лет в летний период
Методическое пособие Развитие специальной выносливости лыжников-гонщи...
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВОЧЕК 13-14 В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
В статье рассказывается с помощью каких правильно подобранных упражнений можно развить специальную выносливость у девочек 13-14 лет в школьной секции по волейболу...
Развитие специальной выносливости у гимнасток 15-17 лет в спортивной аэробике с использованием статодинамических упражнений
Изучение проблемы развития общей и специальной выносливости даёт основание утверждать, что её развитие имеет решающее значение для достижения спортивных результатов.Выносливость - это качество человек...
Развитие специальной выносливости у гимнасток 15-17 лет в спортивной аэробике с использованием статодинамических упражнений
1 слайд. Вашему вниманию представляется Выпускная квалификационная работа на тему: «Развитие специальной выносливости у гимнасток 15-17 лет в спортивной аэробике с использованием статодина...