Программа
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол, утвержденного приказом № 147 от 27 марта 2013 года. Настоящая программа по футболу реализует на практике принципы государственной политике в области физической культуры и спорта в Российской Федерации закон от 14.12.2007 № 329-ФЗ. При разработке программы были учтены данные новейших научных исследований и опыт работы лучших детско-юношеских спортивных школ.
Настоящая программа предназначена для подготовки футболистов на этапе начальной подготовки (ЭНП).
Данная программа по футболу реализует на практике принципы
непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп детей и подростков при занятиях футболом и физической культурой в целом: от формирования устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом до достижения уровня сборных команд России и демонстрации высоких результатов во всероссийских и международных официальных соревнованиях.
Занятия проводятся в форме тренировки, теоретической подготовки, проведения соревнований, бесед, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи футбольного образования. В ходе проведения тренировок используется, в том числе и индивидуальный подход. На тренировках по возможности используются технические средства (видео, наглядные пособия и др.)
Принципы футбольной подготовки:
- принцип индивидуализации, предполагающий учет личных возможностей и способностей ребенка;
- принцип доступности, последовательности.
Программа обеспечивает становление ряда специальных компетентностей (способность быстрого реагирования и быстрого принятия решений в условиях дефицита времени, формирование базовой техники игровых приемов). Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности футболистов являются:
- участие в соревнованиях по возрастной программе;
- выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;
- овладение теоретическими знаниями и навыками;
- выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов.
Этап начальной подготовки
Обеспечить разностороннюю физическую подготовку спортсменов, привить интерес к систематическим занятиям футболом, выявлять перспективных детей и подростков для последующего совершенствования их спортивного мастерства в тренировочных группах, укрепление здоровья спортсменов, формирование широкого круга двигательных умений и навыков.
На этом этапе юные футболисты с 8-11 лет изучают основы техники футбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры в соответствии с правилами «мини - футбола», получают теоретические сведения о врачебном контроле, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, основах тактики и правилах игры в футбол. Необходимо отметить, что основной необходимостью всех тренировочных этапов - ведение дневников юных спортсменов, где заносятся спортивные успехи, неудачи и пути их преодоления на тренировочных занятиях, что получается и не получается, и как выйти из создавшегося положения.
Всех тренировочные этапы подготовки основываются на: приобретении опыта и достижений стабильности выступлений на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта футбол, формирование спортивной мотивации, укрепление здоровья спортсменов.
Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта футбол
Физические качества и телосложение | Уровень влияния |
Скоростные способности | 3 |
Мышечная сила | 2 |
Вестибулярная устойчивость | 2 |
Выносливость | 3 |
Гибкость | 2 |
Координационные способности | 2 |
Телосложение | 1 |
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние.
Необходимым условием для решения задач, стоящих перед спортивной школой, является качественное планирование. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса подготовки, в основные направления деятельности, эффективные средства и методы обучения тренировки. При планировании учебно-тренировочной работы необходимо учитывать: задачи учебной группы (конкретного возраста), условия работы, результаты выполнения предыдущих планов преемственность и перспективность. План должен быть обоснованным и реальным. Объёмы нагрузок должны быть реальными для каждого возраста.
В спортивных школах разрабатываются перспективные (длительное время), текущие (на учебный год) и оперативные (на каждый месяц, микроцикл и отдельное занятие) планы.
Перспективное планирование тренировки – это составление плана на ряд лет на основе анализа многолетней тренировки футболистов, передового опыта, результатов научных исследований, это программа повышения юных футболистов. План на очередной год для тренировочного этапа разрабатывается в соответствии с тренировочным планом данной программы. В годичном цикле занятий или оперативном периоде: для групп не участвующих в контрольных соревнованиях ( например начальная подготовка этап 1год, 2год, 3год) или играющие не в контрольных соревнованиях, весь год можно назвать, как год определения состава для дальнейшей спортивной подготовки футболистов, определение их наилучших качеств, способностей к тренировочному процессу данного вида спорта, проявления характера, целеустремлённости, трудолюбия, любви к данному виду спорта, выявление задатков и способностей спортсменов, мотивации к систематическим занятиям футболом. На данном этапе подготовки проводится кропотливая работа по выявлению и обучению юных спортсменов физической, технической и тактической подготовке, овладение игровыми навыками. Большое количество игровых упражнений даёт возможность определить основные качества тренируемых.
Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 мин.
Продолжительность одного занятия на этапах начальной подготовки первого года обучения не должна превышать 2 академических часов, на этапах начальной подготовки свыше года не должна превышать 3-х.
Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование
нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных футболистов. Подготовка учащихся осуществляется строго в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности.
В связи с тем, что мальчики 8-11 лет имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных функций, необходим внимательный индивидуальный подход к занимающимся.
Начальное обучение юных футболистов 9-11 лет по технике ведения мячом и тактике игры следует проводить при помощи упражнений, доступных для детей этого возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимальном темпе, применять упражнения, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку изучать в одном занятии более двух-трех тренировочных приемов, проводить двусторонние игры в общепринятых составах на футбольном поле установленных размеров.
Ознакомление начинающих футболистов – основными группами технических приемов, позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствует формированию стойкого интереса занимающихся к футболу.
Овладение тактическими действиями в условиях командной игры является для них наиболее трудной задачей. Мальчикам: доступно овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями в двусторонних играх и игровых упражнениях в ограниченных составах 3х3, 4х4, 5х5 и т.п.
Для воспитания игрового мышления необходимо широко использовать подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложенной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами.
Учитывая, что двигательный навык успешно формируется на базе достаточной физической подготовленности, в занятиях с детьми 8-10 лет до 50% времени следует отводить физической подготовке. Используются доступные средства из программного материала по общей физической подготовке с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости.
Для решения задач, стоящих перед группами начальной подготовки используются в основном комплексные учебно-тренировочные занятия.
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||||
Этап начальной подготовки | ||||||||
1год | 2год | 3год | ||||||
Количество часов в неделю | 6 | 6/9 | 6/9 | |||||
Количество тренировок в неделю | 3 | 3/9 | 3/9 | |||||
Общее количество часов в год | 276 | 276/414 | 276/414 |
План-график
распределение учебных часов на год
ЭНП 1-го года. Нагрузка 6 час. в неделю.
Раздел | Содержание занятий | Кол-во часов | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль |
Теория | 11 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Практика | Общая физич. подготовка | 100 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 |
Спец. Физич. подготовка | 75 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 6 | |
Техническая подготовка | 35 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 2 | 3 | ||
Тактическая подготовка | 35 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 3 | 2 | |||
Контрольные испытания | 10 | 2 | 3 | 3 | 2 | ||||||||
Интегральная подготовка | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
Итого часов: | |||||||||||||
Всего часов: | 276 | 26 | 28 | 24 | 26 | 26 | 24 | 28 | 26 | 26 | 26 | 16 |
План-график
распределение учебных часов на год
ЭНП-2 года. Недельная нагрузка 6 час.
Раздел | Содержание занятий | Кол-во часов | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль |
Теория | |||||||||||||
Практика | Общая физич. подготовка | ||||||||||||
Спец. Физич. подготовка | |||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||
Тактическая подготовка | |||||||||||||
Контрольные испытания | |||||||||||||
Интегральная подготовка | |||||||||||||
Соревнования | |||||||||||||
Итого часов: | |||||||||||||
Всего часов: |
План-график
распределение учебных часов на год
ЭНП-3 года. Недельная нагрузка 6 час.
Раздел | Содержание занятий | Кол-во часов | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль |
Теория | |||||||||||||
Практика | Общая физич. подготовка | ||||||||||||
Спец. Физич. подготовка | |||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||
Тактическая подготовка | |||||||||||||
Контрольные испытания | |||||||||||||
Интегральная подготовка | |||||||||||||
Соревнования | |||||||||||||
Итого часов: | |||||||||||||
Всего часов: |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ Подготовка
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте.
Изменение скорости движения. Повороты в движении.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ
Упражнения для рук и плечевого пояса, Сгибание и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте ив движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях – наклоны, повороты, вращения туловища; в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полу приседе.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами – броски, ловля в различных исходных положениях / стоя, сидя, лежа /, с поворотами и приседаниями; упражнения в парах и группах / вес мячей 2 – 4 кг /.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Кувырки / вперед, назад и в стороны / в группировке, полушпагат; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты / в стороны и вперед/.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца; спортивные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла, коня, плинт.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Ручной мяч, баскетбол.
ЛЫЖИ
Передвижение на лыжах попеременным и одновременным ходом, подъемы и спуски, прогулки и прохождение дистанций от 2 до 10 км на время.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ
Приседание с отягощением / гантели, набивные мячи весом 2 – 4 кг, мешочки с песком 3 – 5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп, вес штанги от 40 до 70 % к весу спортсмена/ с последующим быстрым выпрямлением.
Поскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге «пистолет» с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе – сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора / для укрепления мышц задней поверхности бедра/.
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах; тоже, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу, /носки ног на месте/; в упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного /резинового / мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками / особое внимание обращать на движения кистями и пальцами/. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивных
мячей, бросаемых 2-3 партнерами с разных сторон. Серии прыжков /по 4-8/ в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, тоже приставным шагом, тоже с отягощением.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ БЫСТРОТЫ
Повторное пробегание коротких отрезков / 10-30 м/ из различных исходных
стартовых положений /лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, находясь в положении широкого выпада; медленного бега, подпрыгивание или бег на месте и в разных направлениях. Бег с изменением направления / до 180 о /. Бег прыжками.
Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. п. «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной вперед и т. д. Бег боком и спиной вперед / на 10 – 20 м / наперегонки. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, неподвижными или медленно передвигающимися партнерами. Бег с быстрым изменением способа передвижения / например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед /. Ускорения и рывки с мячом / до 30 м /. Обводка препятствий /на скорость/. Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром
темпе /например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель/.
Для вратарей.
Из «стойки вратаря» рывки /на 5 – 15 м/ из ворот: на перехват или
отбивание высоко летящего мяча на прострел мяча с фланга. Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа – рывки на 2 – 3 м с последующей ловлей или отбиванием мяча. Упражнения в ловле мячей пробитых пол воротам. Упражнения в ловле теннисного /малого/ мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЛОВКОСТИ.
Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко
подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же выполняя в прыжке поворот на 90 –180. Прыжки вперед с поворотом и имитацией головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо /на газоне футбольного поля/.
Держание мяча в воздухе /жонглирование/, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с выполнением заданий.
Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и другие.
Для вратарей.
Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч
руками /кулаком/; то же с поворотом /до 180 о/. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Прыжки с поворотами, используя подкидной трамплин.
Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках
кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега.
Упражнения на батуте: прыжки на двух ногах, сальто вперед и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
Переменный и повторный бег с ведением мяча. Двусторонние игры /для старшей группы/. Двусторонние игры с уменьшенным по численности составами команд.
Игровые упражнения с мячом /трое против трех, трое против двух и т.п./ большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3 – 10 минут. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Для вратарей. Повторная, непрерывная в течение 5 – 12 минут ловля мяча, отбивание мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными интервалами 3 – 5 игроками.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПРАВИЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ БЕЗ МЯЧА.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестными и приставными шагами /вправо и влево/, изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег /с повторными скачками на одной ноге/.
Прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом.
Повороты во время бега /вперед и назад/ направо, налево и кругом /переступая и на одной ноге/.
Остановка во время бега – выпадом, прыжком и переступанием.
ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ
И ТАКТИКИ ИГРЫ
Для этапа начальной подготовки
Техника игры
Удары по мячу ногой.
Удары правой и левой ногой: серединой подъема, внутренней частью подъема, внешней частью подъема, внутренней стороной стопы по неподвижному и катящемуся мячу. Удары по неподвижному и катящемуся мячу.
Удары по неподвижному и катящемуся мячу носком. Выполнение ударов после остановки, ведение и рывков, посылая мяч низом и верхом на короткие и среднее расстояние.
Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и внутренней частью подъема.
Удары на точность: в ноги партнеру, в ворота, в цель, на ход движущемуся партнеру.
Удары по мячу головой.
Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу.
Удары на точность: партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающему партнеру.
Остановка мяча.
Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий.
Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего навстречу мяча – на месте, в движении назад и вперед опуская мяч для последующих действий в ноги и закрывая его туловищем от соперника.
Ведение мяча.
Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема.
Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой и кругу, а также меняя
направление движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом.
Ложные движения / финты / .
Обучение финтам: после замедления бега или неожиданной остановки – рывок с мячом в другом направлении или внезапная передача мяча назад, откатывая мяч подошвой партнеру, находящемуся сзади; ложный замах ногой для удара по мячу; умение показывать туловищем движение в одну сторону – уйти в другую с мячом; имитируя удар по мячу, перенести ногу через мяч и наклонить туловище в одну сторону – уйти с мячом в другую.
Отбор мяча.
Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте или движущемуся навстречу игроку или сбоку, применяя выбивание мяча, толчки.
Вбрасывание мяча: из-за боковой линии с места – из положения шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги и на ход партнеру.
Техника игры вратаря.
Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке / с места и разбега /. Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке / с места и разбега /. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли / по неподвижному мячу/ и с рук / с воздуха на выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу / на точность.
Тактика игры
Упражнения для развития ориентировки. Передвигаясь шагом, бегом, без мяча, с мячом или выполняя технический прием, занимающийся должен наблюдать за действиями / зрительными сигналами / тренера или партнера и соответствующим образом реагировать на них.
Выполнение заданий во время передвижения шагом или бегом; изменить способ ходьбы или бега, подпрыгнуть, имитировать удар по мячу ногой и пр.
Выполняя ведение мяча, остановить мяч подошвой или сделать рывок вперед на 6 м или повернуться кругом и снова продолжать ведение. Несколько игроков на ограниченной площадке произвольно водят свои мячи и наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Занимающийся следит за катящимся или летящим к нему мячом и одновременно за действиями партнера. В зависимости от сигнала возвращает мяч партнеру в одно касание или после остановки.
На ограниченной площадке / 20х20 м / находятся две группы игроков / 5-6 человек/ в различной по цвету форме. Игроки одной группы передают друг другу мяч, который не должен задевать игроков первой группы.
Тактические действия полевых игроков.
Обучение занимающихся правильному расположению на футбольном поле и умению выполнять основным тактические
действия в нападении и защите.
В нападении :уметь своевременно и точно передать мяч открывшемуся партнеру, выбрать место для получения мяча, взаимодействовать с партнером во время атаки при численном преимуществе над защитниками, выбрать место вблизи ворот противника не нарушая правила «вне игры» для завершения атаки ударом по воротам выполнять простейшие комбинации /по одной / - при начале игры, при подаче углового, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, при свободном и штрафном ударах.
В защите : уметь действовать в защите по принципу «зоны», перехватывать мяч, бороться за мяч и отбирать его у соперника, правильно действовать при введении мяча в игру из стандартных положений
Тактика вратаря.
Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать свободный удар от своих ворот, ввести мяч в игру /после ловли/ открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Комплексное занятие, решающее задачи технической и физической подготовки.
Подготовительная часть
- Общеразвивающие упражнения.
- Упражнения специальной разминки
Основная часть
- Изучение нового технического приема.
- Упражнения, направленные на развитие быстроты.
- Совершенствование технических приемов без единоборств и с применением сопротивления соперника.
- Совершенствование технико-тактических приемов в учебной игре.
Заключительная часть
- Подвижная игра(«Охотники и утки» или «Мяч по кругу»).
- Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.
Комплексное занятие, решающее задачи технической и тактической подготовки.
Подготовительная часть
- Различные беговые упражнения.
- Упражнения с мячом в парах и больших группах.
Основная часть
1. Изучение технических приемов.
2. Изучение индивидуальных и групповых тактических действий.
3. Игровые упражнения, направленные на воспитание тактического взаимодействия.
4. Совершенствование технико-тактических действий в двухсторонней игре.
Заключительная часть
Медленный бег, ходьба, упражнения на внимание и равномерное дыхание.
Организация и проведение врачебно-педагогического, психологического контроля
Человек, занимающийся спортом представляет из себя сложную социально-биологическую систему. Управление этой системой ставит своей целью оптимизацию и повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности во всех их проявлениях, что способствует достижению более высоких спортивных результатов.
Одним из важнейших звеньев управления многолетней подготовки является комплексный контроль, позволяющий оценивать подготовленность спортсменов на всех этапах спортивной подготовки. Эффективная система комплексного контроля дает возможность тренеру объективно оценивать правильность избранного направления спортивной подготовки, постоянно следить за состоянием и динамикой тренированности спортсменов, своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс. Важно в спортивной подготовке значение научно обоснованной системы контрольных испытаний и нормативов для вида спорта, которые являются определенными ориентирами рационального построения тренировочного процесса спортсменов различного возраста и квалификации.
Педагогический контроль – является основным для получения информации о состоянии и эффективности деятельности спортсменов на различных этапах спортивной подготовки. Он применяется для оценки эффективности средств и методов тренировки для определения динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.
Задачи педагогического контроля – учет тренировочных и соревновательных нагрузок, определение различных сторон подготовленности спортсменов, выявление возможностей достигнуть запланированный спортивный результат; оценка поведения спортсмена на соревнованиях.
Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения, тестирование, контрольные тренировки, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.
Методы врачебного контроля направлены на оценку состояния здоровья, степени физического развития, биологического возраста, уровня его функциональной подготовленности.
В последние года значительно повысилось значение организации врачебно - педагогического контроля, который рассматривается теперь в качестве одного из главных звеньев в системе управления подготовкой спортсмена.
Под контролем следует понимать не просто сбор интересующей информации, но также сопоставление ее с уже имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами и т.п.) и последующий анализ, завершаются принятием решения.
Методы контроля:
- анкетирование, опрос;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование.
Важнейшим дополнением к педагогическому контролю может и должен служить самоконтроль спортсмена.
Самоконтроль – это система наблюдений спортсмена за своим здоровьем, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, подготовленностью физической, технической и психологической.
Самоконтроль дает информацию, дополняющую данные, полученные при обследовании.
Велико воспитательное значение самоконтроля, так и при его использовании совершенствуются личные качество: организованность, собранность, обязательность, дисциплинированность, исполнительность, развивается способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, вырабатывается потребность соблюдать правила личной гигиены. Самоконтроль должен быть постоянным и вестись не только на всех этапах тренировки, но и на отдыхе.
Данные педагогического, врачебного контроля, а также самоконтроля дают основание утвердиться в правильности построения тренировочного процесса или сделать вывод о необходимости внесения корректив при определенных показателях.
Так как тренировочные нагрузки велики и оказывают значительное влияние на функциональное состояние важнейших систем организма, тренер должен знать оптимальный уровень тренировочных нагрузок для каждого спортсмена, чтобы избежать отрицательного влияния утомления, возможный переутомления или перетренированности.
Следует систематически проводить обследование спортсменов до и после тренировок.
Для правильной организации тренировочного процесса тренер остро нуждается в помощи спортивного врача.
Врач должен не только осуществлять контроль за состоянием здоровья занимающихся, но и принимать участие в планировании тренировочного процесса, опираясь на методические основы и достижения современной спортивной медицины.
Врачебный контроль осуществляется в виде обследований:
- углубленное медицинское обследование (УМО) проводиться дважды в год (в начале и в конце учебного года) в условиях врачебно-физкультурных диспансеров с привлечением специалистов разных профессий; оцениваются состояние здоровья, физического развития, уровень функциональных и резервных возможностей; по этим показателям вносятся коррективы в индивидуальные планы подготовки; уточняются объемы и интенсивность нагрузок сроки изменений тренировочного режима, даются рекомендации по профилактике, восстановительным мероприятиям, лечению, мерам повышения витаминной обеспеченности;
- этапное комплексное обследование являясь основной формой, используется для контроля за состоянием здоровья, динамикой тренированности спортсмена и оценки эффективности системы подготовки, рекомендованной по результатам (УМО), при необходимости внесения поправок, дополнений частичных изменений; этапное обследование проводятся 3-4 раза в годичном тренировочном цикле во время и после выполнения физических нагрузок для оценки общей и специальной работоспособности; измеряются частота сердечных сокращений, артериальное давление, электрокардиография и т.п.;
- текущее обследование проводится в дни больших тренировочных нагрузок для получения информации о ходе тренировочного процесса, функциональном состоянии организма спортсмена, эффективности применяемых средств восстановления.
Большое внимание уделяется психологической подготовке.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
Основными задачами психологической подготовки являются:
- привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование установки на тренировочную деятельность;
- формирование волевых качеств спортсмена;
- совершенствование эмоциональных свойств личности;
- развитие коммуникативных свойств личности;
- развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру.
В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей,
Рекомендации по организации психологической подготовки
Важные психологические проблемы характеризуют все этапы спортивного развития спортсмена, с момента спонтанного интереса до высших регулированных функций, обеспечивающих высокую спортивную производительность в период высших достижений.
Спортивная подготовка, как основа развития и совершенствования спортсмена не может проходить без учета психологических факторов, связанных с формированием психики, сознания и личности в избранном виде спорта.
В структуру психологической подготовки спортсмена включены следующие компоненты:
1. Определение и разработка системы требований к личности спортсмена, занимающегося определенным видим спорта на различных этапах спортивной подготовки - «психологический паспорт избранного вида спорта»;
2. Психодиагностика и оценка уровня проявления психических качеств и черт личности спортсмена – его «психологическая характеристика». Если в «психологическом паспорте избранного вида спорта» решаются задачи: - «что надо иметь для достижений высоких спортивных результатов», то в психологической характеристике спортсмена – «какие качества психики и черты личности» у него проявляются в процессе спортивной деятельности;
3. Становление личности юного спортсмена через разработку и проведение в жизнь основных компонентов общей психологической подготовки как интегрального компонента готовности спортсмена к соревнованиям. Структуру общей психологической подготовки составляют нравственные, волевые, эмоциональные, коммуникативные и интеллектуальные качества личности;
4. Разработка основного содержания предсоревновательной подготовки с основной целью формирования и совершенствования «навыка» мобилизации готовности спортсмена в предсоревновательные дни;
5. Разработка и совершенствование содержания «психологической настройки» спортсмена в день соревнований через систему организации жизнедеятельности спортсмена, через организацию внимания в предстартовый период соревновательной деятельности через формирование на действие в условиях соревнований, через формирование и совершенствование тактического мышления, оперативного мышления и принятия решений по организации спортивных действий в условиях спортивного состязания - как основы непосредственно соревновательной психологической подготовки.
6. Подведение итогов соревновательной деятельности разработка плана тренировочной деятельности последующий период – как основы постсоревновательной психологической подготовки спортсменов.
В этом виде подготовки решаются задачи «реабилитации успешной и неуспешной спортивной деятельности юного спортсмена по отдельным сторонам управления и самоуправления» умственными и двигательными действиями, регуляции эмоциональных состояний, проявления личностных качеств:
- нравственных;
- волевых;
- интеллектуальных в решении задач связанных с психологической готовностью спортсмена к соревнованиям.
Учет перечисленных компонентов в системе психологической подготовки юных спортсменов позволяет определить основные направления в психолого-педагогическом воздействие на спортсмена в решении задач формирования и совершенствования необходимых для данного вида спорта психических качеств и черт личности и на этой основе достижения высоких спортивных результатов.
Планы применения восстановительных средств
Многолетняя спортивная подготовка связана с постоянным ростом тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнения больших по объему и интенсивности нагрузок и сохранение высокой работоспособности не возможно без использования восстановительных мероприятий.
В условиях применения больших нагрузок, важное значение в тренировочном процессе приобретает системность и направленность различных восстановительных средств.
Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер, включает в себя различные средства, при применении которых нужно учитывать возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные (возрастные) особенности спортсменов.
Педагогические средства восстановления:
- рациональное распределение нагрузок по этапам подготовки;
- рациональное построение тренировочного занятия;
- постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и интенсивности;
- разнообразие средств и методов тренировки;
- переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;
- чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности;
- изменение пауз отдыха, их продолжительности;
- оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном тренировочном занятии и в отдельном недельном цикле;
- оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;
- оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок;
- упражнения для активного отдыха и расслабления;
- дни профилактического отдыха.
Психологические средства восстановления:
- создание положительного эмоционального фона тренировки;
- переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;
- внушение;
- психорегулирующая тренировка.
Медико-биологические средства восстановления:
Гигиенические средства:
- водные процедуры закаливающего характера;
- душ, теплые ванны;
- прогулки на свежем возрасте;
- рациональные режимы дня и сна, питания;
- витаминизация;
- тренировки в благоприятное время суток;
Физиотерапевтические средства:
- душ: теплый (успокаивающий) при темп. 36 - 38 градусов.
и продолжительностью 12 - 15 мин., прохладный, контрастный и вибрационный при температуре 23-28 гр. и продолжительностью 2 - 3 мин;
- ванны хвойные, жемчужные, солевые;
- бани – 1 - 2 раза в неделю (исключая предсоревновательный и соревновательный микроциклы);
- ультрафиолетовое облучение;
- аэронизация, кислородотерапия;
- массаж.
Комплексное использование средств в полном объеме необходимо на этапе спортивного совершенствования после больших тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде. В остальных случаях следует использовать отдельные локальные средства в начале и в процессе тренировочного занятия. По окончании занятий с малыми и средними нагрузками достаточно использовать гигиенические процедуры.
Использование восстановительных средств является составной частью тренировочного процесса.
Важное значение для оптимизации восстановительных процессов имеет создание положительного эмоционального фона.
Система контроля и зачётные требования
В каждой возрастной группе предусматривается прием контрольных нормативов по общей и специальной физической и техническо-тактической подготовке.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения тренерского совета с учетом выполнения юными футболистами контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке, медико-биологических показателей, наличие установленного спортивного разряда.
Выполнение программы по каждому году обучения служит основным критерием оценки качества работы отдельного тренера и спортивной школы в целом. Оценка качества тренировочной работы только по результатам участия в соревнованиях неприемлема в работе с юными футболистами. В отдельных случаях в соответствии с конкретными условиями работы школы (климатические условия, наличие материальной базы, контингент учащихся и т.д.) педагогический совет школы может вносить изменения в содержание данной программы, сохраняя при этом ее основную направленность. упражнения, включаются элементы соревнований.
Подготовка учащихся к сдаче контрольно-переводных нормативов осуществляется регулярно и является органической частью учебного процесса. Сдача нормативов проводится в специально отведенное время при присутствии администрации школы.
Для перевода из одной учебной группы в другую учащийся обязан выполнить требования, предусмотренные программой для каждой возрастной группы (контрольно-переводные нормативы).
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этап начальной подготовки
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | ||
Быстрота | Бег на 30 м со старта (не более 6,6 с) | |
Бег на 60 м со старта (не более 11,8 с) | ||
Челночный бег 3x10 м (не более 9,3 с) | ||
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 135 см) | |
Тройной прыжок (не менее 360 см) | ||
Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 12 см) | ||
Выносливость | Бег на 1000 м |
1. Контрольно-переводные нормативы для различных
этапов спортивной подготовки
Система нормативов последовательно охватывает весь период спортивной подготовки в спортивной школе. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. В целом нормативы по спортивным результатам по годам спортивной подготовки представлены в таблицах. Для этапа начальной подготовки выполнение нормативов является, кроме того, и важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной тренировки. Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки является регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Нормативы для этапа начальной подготовки 3-го года обучения являются приемными для зачисления на этап спортивной специализации.
К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е Н О Р М А Т И В Ы
У УПРАЖНЕНИЯ | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | |||||||||||||||||||||
Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | ||||||||||
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | |||||||||||||||||||||||||||
Бег 10м (сек) Бег 30м (сек) Бег 50м (сек) Прыжок в длину с места (см) Тройной прыжок с места (см) Челночный бег 7х50 (сек) Бег 400м (сек) 6-минутный бег (м) 12-минутный бег (м) | 2.5 5.8 9.0 150 | 2.4 5.7 8.9 155 | 2.3 5.5 8.8 160 | 2.4 5.7 8.9 156 | 2.3 5.5 8.8 162 | 2.2 5.3 8.7 168 | 2.3 5.6 8.8 164 445 | 2.2 5.45 8.7 170 450 | 2.1 5.3 8.6 176 460 | 2.2 5.45 8.7 168 455 87.0 1200 | 2.1 5.3 8.6 176 460 84.0 1300 | 2.0 5.15 8.5 184 470 80.0 1400 | 2.1 5.2 8.6 180 500 84.0 1300 | 2.0 5.1 8.5 188 520 80.0 1400 | 1.9 5.0 8.4 196 545 76.0 1500 | 2.0 4.9 8.5 195 550 69.0 77.0 2700 | 1.9 4.8 8.4 205 570 68.0 74.0 2800 | 1.8 4.65 8.3 215 590 66.0 70.0 2900
|
К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е Н О Р М А Т И В Ы
У УПРАЖНЕНИЯ | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | |||||||||||||||||||||
Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | Удовл. | Хор. | Отл. | ||||||||||
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | |||||||||||||||||||||||||||
Бег 30м с ведением мяча (сек) Бег 5х30м с ведени- ем мяча (сек) Удары по мячу на дальность. Сумма ударов правой и левой ногой. (м) Вбрасывание мяча руками на даль-ность (м) | 8.0 6 | 7.5 7 | 7.0 8 | 7.5 8 | 7.0 9 | 6.5 10 | 6.4 10 | 6.2 11 | 6.0 12 | 6.2 37 10.5 | 6.0 40 12 | 5.8 43 13.5 | 6.0 34.0 42 11.5 | 5.8 32.0 45 13 | 5.6 30.0 48 14.5 | 5.8 32.0 51 13.5 | 5.6 30.0 55 15 | 5.4 28.0 59 16.5 |
Литература
1.Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие 2008г.
2.Годик М.А. Физическая подготовка футболистов 2006г.
3.Кузнецов А.А. Футбол настольная книга тренера 2011г.
4.Петухов А.А. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения. 2006г.
5.Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика 2007г.
6.Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе. 1997г.
7.Футбол: учебник под ред. М.С.Полишкиса, В.А.Выжгина 1999г.
8.Футбол: поурочная программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования ДЮСШ И СДЮШОР под общ. ред. С.Н.Андреева, М.С.Полишкиса, Н.М.Люкшинова, В.Н.Шамардина 1986г.
9.Футбол: учебная программа под общ. ред. В.П Губа, П.В.Кващука, В.В. Краснощёкова, П.Ф.Ежова, В.А.Блинова 2010г.
10.Футбол: поурочная программа для юных футболистов СДЮШОР и ДЮСШ под общ. ред. И.А.Швыкова, А.А.Сучилина, С.Н.Андреева, Ю.Ф.Буйлина, А.И.Исмоилова, О.Б.Лапшина.
11.Андреев С.Н. футбол в школе. 1986г.
12.Футбол: типовая учебно-тренировочная спортивной подготовки программа для ДЮСШ и СДЮШОР под общ. ред. М.А.Годика, Г.Л.Борознова, Н.В.Котенко, В.Н.Малышева, Н.А.Кулина, С.А.Российского, О.Б.Лапшина, А.А.Шамардина. 2011г.
12.Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов 2010г.
13.Шамардин А.И. Функциональная подготовка футболистов. 2000г.
14.Юный футболист: учебное пособие для тренеров под общей редакцией. А.П.Лаптева, А.А.Сучилина 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...