Проект ученика 8 класса Сидорова Александра
проект по физкультуре (8 класс) на тему
Проект ученика 8 класса Сидорова Александра "Самбо-вид спортивного единоборства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidorov.docx | 107.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ школа № 96 имени Павла Петровича Мочалова
Проект на тему:
Самбо – вид спортивного единоборства
Выполнил:
ученик 8 класса
МБОУ школы № 96
Сидоров Александр.
Проверила:
Кузяева Р.Р.
Самара, 2017г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМБО КАК ВИДА СПОРТА
1.1. История развития и возникновения самбо...................................................4
1.2. Виды борьбы в советском союзе...................................................................6
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА САМБО
2.1. Самбо как вид спорта: техника и правила борьбы......................................12
2.2. Общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов...........................................................................................................142.3. Содержание технико-тактической подготовки самбистов.........................17
2.4. Бросок через бедро.........................................................................................19
ВЫВОДЫ..............................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................27
ВВЕДЕНИЕ
Самбо– вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Боевое самбо помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.
Техническая подготовка – процесс овладения самбистом системой движения (техникой самбо) с целью достижения высоких спортивных результатов. Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований.
Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом.
Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена.
Актуальность. Эта тема актуальна, потому что в последние годы борьба набирает все большую популярность среди молодежи.
Цель работы – изучить процесс оценки технико-тактической подготовленности самбистов, раскрыть технику выполнения приема "Бросок через бедро".
Задачи работы.
- Рассмотреть историю развития и возникновения самбо;
- Дать общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов;
- Раскрыть содержание технико-тактической подготовки самбистов;
- Рассмотреть технический прием "Бросок через бедро"..
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМБО КАК ВИДА СПОРТА
1.1. История развития и возникновения самбо.
Борьба на заре человечества помогала сохранить людям жизнь и обеспечить себя питанием. Накопленный опыт передавался из поколения в поколение, и со временем борьба была осознана как средство физического развития и воспитания ценных прикладных навыков.
Первобытные бои стали спортом после возникновения правил их проведения. Первым сведениям о спортивных боях около пяти тысяч лет: они упоминаются в вавилонском и индийском эпосах, китайских летописях, их изображения есть на древнеегипетских барельефах.
В Древней Греции борьба входила в программу древних Олимпийских Игр. Кроме того, она была частью системы физического воспитания детей и юношества, включающей бег на короткие дистанции, прыжки в длину, метание копья и диска. Первые правила соревнований по борьбе были разработаны и описаны основателем Афин - Тезеем. Традиции древнегреческой спортивной борьбы были оживлены в середине девятнадцатого века во Франции. Этот вид спорта называли сначала французской, затем классической борьбой, сейчас она носит название греко-римской борьбы. Практически сразу французская борьба попадает в Америку. Здесь ее развитие приобретает новое направление, которое в современном спорте называется вольной борьбой.
Греко-римская борьба с самого начала была включена в программу современных Олимпийских игр, возрожденных Пьером де Кубертеном в 1886 году. А уже в 1904-м в программу Игр включена вольная борьба.
У каждого народа есть свои национальные виды борьбы. И на территории бывшего СССР их практически столько, сколько народов – в том числе грузинская чидаоба, татарская куреш, карачаевская тутуш, русская борьба в схватку. Все они, а также опыт европейской и азиатской культуры, стали основой для САМБО.
1936 год. В Московском институте физкультуры Анатолий Харлампиев защищает дипломную работу, в которой собрал и описал все приёмы, изученные им под руководством Василия Ощепкова и собранные самостоятельно.
1938 год. В Москве проходит 1-й Всесоюзный тренерский сбор, «на который съехались тренеры различных видов национальной борьбы — киргизской, татарской, туркменской, казахской, кавказской и др.» («Красный спорт» 27 июня 1938 г.), и научно-методическая конференция. Старшим тренером сбора назначен ученик Ощепкова Харлампиев.
«Национальные виды борьбы нашего необъятного Советского Союза, — сказал на конференции Харлампиев, — послужили основой для создания большой общей борьбы, которую сейчас мы с вами все называем советской борьбой вольного стиля. В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных видов борьбы: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской и др.» Он добавляет, что в систему привлечены наиболее оригинальные приемы финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо.
Синтезируемая система с первых моментов закладки своего фундамента предполагала ее открытость для всего лучшего и целесообразного, не отдавая приоритета чему-либо одному, а универсальные правила, по мысли Харлампиева, должны были дать возможность борцу любой национальности, применяя свои излюбленные приемы из народной борьбы, а также и другие, наравне со всеми выступать на соревнованиях.[1]
Именно тогда и был сделан главный вывод: до тех пор, пока будут продолжаться поиски только в области сугубо прикладных, ограниченных по количеству приемов систем самозащиты, никакой реальной самозащиты быть не может. Для этого нужен фундамент, и этим фундаментом должна стать спортивная борьба. (Харлампиев А. А., «Система САМБО»).
1.2. Виды борьбы в Советском союзе.
16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ 633 «О развитии борьбы вольного стиля». «Эта борьба, — сказано в приказе, — сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и прикладности вид спорта». Этот день и принято считать днем рождения САМБО.
25-26 ноября 1939 года в Ленинграде проводится первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля». «Борьба вольного стиля» — так называлась в то время борьба САМБО.
1940 год. Выходят первые пособия по «борьбе вольного стиля» Н. Галковского и Р. Школьникова. Издаётся учебное пособие для школ НКВД под авторством Виктора Волкова (ученик Ощепкова и Спиридонова) «Курс самозащиты без оружия "САМБО"». Автор попытался объединить наследие учителей и изложил свою концепцию обучения системе защиты и нападения. Благодаря Волкову появилось слово САМБО.
1941-1945 год. Великая Отечественная война прервала проведение соревнований по «борьбе вольного стиля» (борьбе САМБО). Но она же явилась проверкой жизнеспособности САМБО в боевых условиях. Спортсмены и тренеры, воспитанные на советской системе самозащиты, с честью защищали свою Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии.
1946 год. «Борьба вольного стиля» получила современное название - САМБО. Формируется понятие о системе САМБО как системе объединяющей борьбу САМБО (спортивный раздел) и самозащиту без оружия «САМБО» (боевой раздел, предназначенный для решения боевых задач).
Создается Всесоюзная секция, возобновляется проведение соревнований и тренерских сборов.
1947 год. Выходят Правила соревнований по борьбе САМБО. (Борьба самбо: Правила соревнований. - M.: «Физкультура и спорт», тип. «Кр. знамя» - 6-я тип. Трансжелдориздата, 1947). Возобновляется проведение чемпионатов СССР по САМБО, которые проходят регулярно, вплоть до распада СССР в 1991 году.
1948 год. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР впервые утверждает Программу по борьбе САМБО для спортивных секций коллективов физической культуры.
1949 год. Выходит первое издание книги Анатолия Харлампиева «Борьба САМБО». Книга начинается следующими словами: «Приёмы, применяемые в борьбе самбо, в своей технике обоснованы данными науки. В одном случае — целесообразное использование рычагов тела; в другом — применение законов движения цепи звеньев человеческого тела; в третьем — достижение молниеносных движений посредством сложения скоростей и т.д. — во всех случаях в борьбе самбо успех зависит не от случайной находки удачного приёма, а от правильного анализа движений человеческого тела».
Далее в главе, посвящённой тактике, Харлампиев пишет: «В таком сложном виде спорта, как борьба самбо, одной техники, физических и волевых качеств ещё недостаточно для достижения полного успеха в соревнованиях. Тактика во всём её многообразии играет и в отдельной схватке и во всём комплексе соревнований огромную роль. Поэтому в самбо изучению наиболее рациональных способов победы над противником должно быть уделено важное место».
50-е годы XX века для САМБО ознаменовались выходом на международную арену. Всё началось с иностранных студентов, обучавшихся в Советском Союзе.
1953 год. «Воениздат» выпускает для служебного пользования две книги Харлампиева — «Боевые приёмы САМБО» и «Специальные приемы САМБО».
1957 год. Первая официальная встреча самбистов СССР с дзюдоистами Венгрии. На стадионе «Динамо» в Москве борцы Советского Союза одержали убедительную победу со счётом 47:1 над последователями японской борьбы. Наши самбисты в этой встрече боролись по правилам дзюдо. Образована первая зарубежная федерация самбо — Федерация борьбы самбо Народной Республики Болгарии.
1958 год. Проходит первый чемпионат Народной Республики Болгарии по борьбе самбо — это первый турнир такого уровня за рубежом. В Бельгии на брюссельской всемирной выставке «Экспо-58» проходит демонстрация приёмов САМБО.
1962 год. В Федерации САМБО СССР организована секция дзюдо. Самбисты продолжают активно готовиться к Олимпийским играм 1964 года в Токио, где дебютирует дзюдо.
1965 год. В Японии создаётся Федерация САМБО.
1966 год. На Конгрессе ФИЛА, который проходил в американском городе Толидо, борьба САМБО признаётся международным видом спорта. В Советский Союз впервые приезжает команда японских самбистов. Гости не смогли выиграть ни одну из четырех матчевых встреч.
1967 год. В Риге прошел первый международный турнир дружбы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Югославии, Монголии, Японии и СССР. С этого года международные соревнования регулярно проходят в разных странах мира.
1970 год. Давид Львович Рудман основывает в Москве школу «САМБО-70».
1971 год. САМБО включено в Спартакиаду народов СССР.
Первый международный турнир | Школа «САМБО-70» | САМБО включено в Спартакиаду народов СССР |
1972 год. В СССР, в Риге, проводится первый открытый чемпионат Европы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, СССР, Югославии, Ирана, Монголии, Японии. 1973 год. Первый чемпионат мира по самбо проходит на стадионе Фарах в Тегеране. В этих соревнованиях участвовали спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, Италии, Югославии, СССР, США, Ирана, Монголии, Южной Кореи и Японии.
1976 год. Выходит в свет книга легендарного мастера самбо Евгения Михайловича Чумакова «Тактика борца-самбиста», где автор отмечает: «Чтобы успешно составлять план действий, борцу нужны знания и опыт. Он должен уметь оценивать возможности свои и своих противников, иначе не сможет выбрать правильную тактику и реализовать её. Тактика — это и искусство, и одновременно наука. В борьбе самбо накоплен значительный опыт применения тактических действий, который в последние годы интенсивно суммируется и систематизируется».
1977 год. Первый Кубок мира разыгрывается в Испании в г. Овьедо. Проходит первый пан-американский чемпионат по САМБО (Puerto Rico).
1979 год. Выходит первая книга по самбо для детей. Автор Давид Рудман начинает ее словами:«Дорогой друг! Я не знаю сколько тебе лет и знаком ли ты с борьбой самбо. Но ты взял в руки эту книгу и начал её читать». И чуть ниже: «Не жди от меня сверхъестественных рецептов и таинственных секретов. Самый сверхтаинственный рецепт давно раскрыт. Спорт — это труд! Ты хочешь стать самбистом. Прекрасное желание. Но одного желания мало. Можно, лежа на диване, читать книги по самбо и мечтать стать чемпионом. Можно много и умно говорить о борьбе и знать названия всех приёмов. Но так и не уметь ничего делать. Поэтому надо работать много, самоотверженно, разумно. Искать, ошибаться, проигрывать и побеждать. И верить, сильно верить в себя, в свой характер, в свою волю».
1981 год. САМБО включено в Боливарские игры (Южная Америка).
1982 год. В Москве проходит первый международный турнир по борьбе самбо «Мемориал Анатолия Аркадьевича Харлампиева». Этот турнир уже стал традиционным. САМБО включено в программу Cruz del Sur Games (Южная Америка, Аргентина).
1983 год. В Мадриде прошел первый чемпионат мира по борьбе самбо среди женщин. САМБО включено в программу Пан-американских игр.
1984 год. Подписан указ о развитии САМБО среди женщин в СССР. На учредительном Конгрессе в Бильбао (Испания) создана Международная любительская Федерация самбо, International Amateur Sambo Federation (FIAS / ФИАС), которая в 2001 году на очередном Конгрессе была переименована во Всемирную Федерацию САМБО, World Sambo Federation (WSF). Первым президентом FIAS избран испанец Фернандо Компте (Fernando Compte). Первым вице-президентом был избран Джон Хенсон (J. Henson) из Соединённых Штатов Америки.
1985 год. FIAS была включена в GAISF (AGFIS). GAISF - Всемирная ассоциация международных спортивных федераций / General Association of International Sports Federations)
1986 год. В Токио (Япония) проводится первый Кубок Азии по САМБО.
1987 год. Впервые Кубок мира по САМБО проходит на территории Африки, Касабланка (Марокко).
1989 год. Первый чемпионат мира среди юношей Нью-Джерси (США).
1997 год. В России в Международной Академии САМБО (г. Кстово) проходит XXI чемпионат мира по САМБО. Впервые за историю существования Международной любительской Федерации САМБО её возглавляет россиянин Михаил Тихомиров.
2001 год. На очередном Конгрессе Международной любительской Федерации самбо (FIAS/ФИАС), который проходил в России в городе Красноярске, было принято решение переименовать Международную любительскую федерацию САМБО, International Amateur Sambo Federation (FIAS/ФИАС) во Всемирную Федерацию самбо, World SAMBO Federation (WSF/ВСФ).
Виды самбо
Хотя изначально самбо развивалась как единая система, в настоящее время можно выделить три версии самбо:
– Спортивное самбо – это спортивное единоборство, близкое дзюдо. Однако самбисты носят куртку с «крылышками» и с прорезями для пояса, вместо штанов – шорты, а на ногах – «самбовки».
Для поединка выбирают круглый ковер вместо квадратного в дзюдо. В самбо можно делать болевые приемы на ноги, но нельзя проводить удушающие приемы, а в дзюдо – наоборот. Кроме того, в дзюдо и самбо совершенно разные системы подсчета очков.
– Искусство самообороны. Эта форма аналогична айкидзюцу, джиу-джитсу и айкидо. Приемы рассчитаны на отражение атаки как вооруженного, так и невооруженного противника.
– Боевое самбо – система, разработанная и приспособленная для нужд армии и полиции. Боевое самбо включает в себя приемы с применением оружия и без него.
Соревнования по боевому самбо напоминают современные поединки по смешанным боевым искусствам («бои без правил») и включают в себя широкое использование ударов, захватов и бросков.
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА САМБО
2.1. Самбо как вид спорта: техника и правила борьбы
Самбо(от «самозащита без оружия») – вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Борьба самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое.
Спортивное самбо – вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере.
Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.
По классификации создателя самбо А. Харлампиева, техника этого вида борьбы делится на: технику борьбы стоя, борьбу лежа и переход от борьбы стоя к борьбе лежа, включающий комбинации из бросков и приемов борьбы лежа.
Техника борьбы стоя. Включает: стойки, захваты (основные, ответные, предварительные и оборонительные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски.
Броски делятся на: броски с участием ног – подножки, зацепы, подсечки, подбивы; броски с участием корпуса – через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь; броски с участием рук или выведение из равновесия, захваты ног, броски кувырком, перевороты. К работе в стойке относится и контроль дистанции. В самбо различают пять дистанций. Дистанция вне захвата – самбисты не касаются друг друга и маневрируют, передвигаясь по ковру без захватов. Дальняя дистанция – борцы захватывают друг друга за рукава куртки. Средняя дистанция – захваты проводятся за куртку и туловище. Ближняя дистанция – захваты проводятся за рукав и куртку на спине или за ворот куртки, пояс, ногу противника и т.д. Дистанция вплотную – самбисты захватывают друг друга, прижимаясь туловищем. Техника борьбы лежа ( в партере). В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног, защитные и контрприемы (борец отвечает на атаку соперника своим атакующим действием – броском, захватом и прочее).
Место проведения непосредственной встречи противников представляет собой квадрат 10 на 10 или 13 на 13 м из синтетического материала (толщиной не менее 5 см). Поверхность ковра закрывается специальным покрывалом. Рабочая площадь ковра, на которой происходит схватка, – круг диаметром 6 – 9 м. Ширина остальной части ковра (зона безопасности) должна быть не менее 2 м в любой точке.
Два противоположных угла ковра обозначаются синим (слева от судейского стола) и красным (справа) цветом. Состоит из специальной куртки красного или синего цвета, спортивных трусов и борцовской обуви. Мужчинам разрешается надевать защитный бандаж (или раковину), женщинам – топ или закрытый купальник. На время выступления запрещено надевать кольца, цепочки и другие предметы, которые могут нанести травму самому спортсмену или его сопернику.
Возрастные группы и весовые категории участников соревнований: Различают следующие возрастные группы (мужские и женские): подростки – 11 – 12 лет, младший возраст – 13 – 14 лет, средний возраст – 15 – 16 лет, старший возраст – 17 – 18 лет, юниоры 19 – 20 лет, взрослые – 19 лет и старше, ветераны – от 35 лет (подразделяющиеся, в свою очередь, на несколько категорий). Деление на весовые категории различается в зависимости от возрастной группы борцов.
Подростки и младший возраст: 28 – 30 кг, 32 кг, 35 кг, 38 кг, 41 кг, 45 кг, 49 кг, 53 кг, 57 кг, 62 кг, 67 кг, (мальчики); 26 кг, 28 кг, 30 кг, 32 кг, 34 кг, 36 кг, 38 кг, 41 кг, 45 кг, 49 кг, 53 кг, +53 кг (девочки);
Средний возраст: 38 – 40 кг, 42 кг, 45 кг, 48 кг, 51 кг, 55 кг, 59 кг, 63 кг, 68 кг, 73 кг, 78 кг, +78 кг (мужчины); 32 кг, 34 кг, 36 кг, 38 кг, 40 кг, 42 кг, 45 кг, 48 кг, 51 кг, 55 кг, 59 кг, +59 кг (женщины);
Старший возраст: 48 кг, 52 кг, 56 кг, 60 кг, 65 кг, 70 кг, 75 кг, 81 кг, 87 кг, +87 кг (мужчины); 40 кг, 44 кг, 48 кг, 52 кг, 56 кг, 60 кг, 65 кг, 70 кг, 75 кг, +75 кг (женщины);
Юниоры и взрослые: 52 кг, 57 кг, 62 кг, 68 кг, 74 кг, 82 кг, 90 кг, 100 кг, +100 кг (мужчины); 48 кг, 52 кг, 56 кг, 60 кг, 64 кг, 68 кг, 72 кг, 80 кг, +80 кг (женщины);
Ветераны: 62 кг, 68 кг, 74 кг, 82 кг, 90 кг, 100 кг, +100 кг (мужчины). Могут проводиться соревнования без учета весовой категории – абсолютная весовая категория. Взвешивание участников происходит один раз: за день до начала соревнований или в первый день – за два часа до соревнований.
Схватку борцов судит бригада в составе: руководитель ковра, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, технический секретарь и судья-информатор. Действия борцов оценивает нейтральная судейская тройка: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Каждый из них принимает соответствующие решения самостоятельно. Первым на ковер выходит борец в красной куртке и занимает место в соответствующем углу, затем – борец в синей куртке. После представления соперники сходятся в центре ковра и обмениваются рукопожатиями.
2.2. Общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов
Под «технической подготовкой» спортсмена принято понимать обучение и совершенствование его техники движений и действий с последующей реализацией их в условиях противоборства). «Техническая подготовка»спортсмена – процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае, относящихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания.
Центральная задача в технической подготовке – сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.
Необходимые предпосылки реализации данной задачи обеспечивает общая разносторонняя подготовка спортсмена, в том числе общая [3]техническая подготовка, которая заключается, прежде всего, в пополнении фонда двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в спортивных единоборствах. В ней широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в процессе общей подготовки, входят – обычно в преобразованном виде – в состав возникающих на их основе специфических навыков и содействуют их совершенствованию. Кроме того, расширение фонда двигательных умений и навыков способствует проявлению экстраполяции – возможности выполнять движения «с листа», без предварительной подготовки. Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, избираемых в качестве дополнительных средств физической подготовки (понятно, что раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, нужно научиться технически правильно его выполнять). Кроме освоения навыков существенной стороной этого раздела подготовки должно быть воспитание координационных способностей, от которых в решающей мере зависит степень технического совершенствования.
Во всех полиструктурных видах спорта, к каковым, несомненно, относятся спортивные единоборства, технический арсенал спортсмена в принципе не ограничен: он обновляется по собственной инициативе тренера и спортсмена. В связи с этим возникают проблемы оптимального распределения во времени чрезвычайно обширного учебного материала и другие специальные проблемы. Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики в этих видах спорта требует, чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным образом в форме единых структур – технико-тактических действий. Поэтому техническая подготовка в единоборствах не только на этапе совершенствования навыков, но и на этапе формирования их, непосредственно переходит в тактическую подготовку.
Тактическая подготовка является своего рода объединяющим началом и по отношению к другим разделам содержания тренировки, так как на завершающем этапе подготовительного периода каждого большого тренировочного цикла общий эффект всех разделов подготовки должен вылиться, образно говоря, в единую форму – форму целесообразной тактики выступления в основных состязаниях. С другой стороны, реализация задач тактической подготовки спортсмена зависит, так или иначе, от содержания всех других разделов его подготовки. Тактическая подготовка является интегральным показателем всех разновидностей тактических решений спортсмена: тактики соревнования, тактики поединка и тактики подготовки атакующих действий.
Таким образом, в процессе тактической подготовки спортсмена, как и в других разделах подготовки, сочетаются задачи ближайшие и перспективные, образовательные и воспитательные, общеподготовительные и специально-подготовительные. Решение их составляет одну из основных сторон интеллектуальной подготовки спортсмена и наряду с этим входит в практическое содержание спортивной тренировки. Высшей же практической формой тактической подготовки являются состязания.
Важнейшим разделом тактической подготовки является овладение практическими элементами спортивной тактики:
– целесообразными средствами и способами соревновательных действий, обуславливающими эффективность соревновательной борьбы;
– способами рационального распределения сил в процессе соревнований;
– приемами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных намерений.
Следует отметить, что в спортивных единоборствах не удаётся предвидеть все возможные варианты развёртывания спортивной борьбы. Поэтому в процессе тактической подготовки следует разрабатывать несколько моделей тактических действий, которые могли быть реализованы в зависимости от условий, сложившихся в конкретном поединке. Одновременно следует предусматривать и возможность оперативной коррекции разработанных моделей, адекватной требованиям соревновательной ситуации, что обуславливает лабильность, вариативность и, в конечном счёте, эффективность применяющихся моделей. Способность интуитивно находить и реализовывать правильные решения в сложных и вариативных условиях единоборства связана с творческими возможностями спортсмена, особенностями его мышления, своеобразным талантом.
2.3 Содержание технико-тактической подготовки самбистов
Техническая подготовка – процесс овладения самбистом системой движения (техникой самбо) с целью достижения высоких спортивных результатов. Техническая подготовка логически связана с физической, тактической, психологической и интеллектуальной. Существует прямая зависимость между количеством приемов, которыми владеет самбист, и эффективностью тактических задач, которые необходимо решать в процессе соревновательной деятельности. На содержание технической подготовки самбиста существенно влияет развитие тактики в этом виде единоборств и правила соревнований.
В процессе технической подготовки спортсмен овладевает базовыми и вспомогательными приемами и действиями.
Приемы – это специализированные положения и движения самбистов, которые выполняются вне соревнований, действия – один или несколько приемов, которые реализуются в условиях соревнований.
Базовые приемы и действия – это обязательный объем технической подготовки самбиста, вспомогательные – элементы отдельных движений, которые являются результатом творческой работы спортсменов. Они характеризуют их индивидуальные особенности.
Различают три основные уровни процесса технической подготовки – формирование двигательных представлений, умений и навыков. Особенностями последнего является стабильность, надежность и автоматизм.
Критерием тактической подготовки является результативность техники. Включают пять показателей результативности: эффективность, стабильность, вариативность, экономичность и минимальная тактическая информированность соперника.
Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований. Структуру тактической подготовки в самбо составляют действия, направленные на формирование тактических знаний, умений, навыков и мышления в целом.
Тактические знания самбиста – это представление про приемы, виды, формы тактики и их использование в процессе тренировок и соревнований. Тактические умения – действия, которые диктуются тактическими знаниями: прогнозировать план соперника и соревновательную ситуацию, способность корректировать свой по ходу поединка, тактические навыки – целостные тактические действия, которые реализуются в процессе тренировки и соревнований. Тактическое мышление самбиста – это способность принимать правильные тактические решения при дефиците времени и высоком тактическом напряжении.
Содержание тактики ведения соревновательной деятельности в самбо составляют средства тактической подготовки, которые создают благоприятные условия для атаки. Их можно разделить на четыре группы:
- направленные на возникновении у соперника защитной реакции – угрозы, сковывания, выведение из равновесия;
- направленные на возникновение у соперника атакующей реакции;
- направленные на отсутствие или ослабление реакции соперника – повторная атака, двойной обман;
- направленные на использование преимущественно силового воздействия.
Показателями качества процесса тактической подготовки является активность и эффективность тактических действий. Активность тактических действий реализуется тактикой беспрерывных и эпизодических атак, эффективность тактических действий обеспечивается способностью самбиста предвидеть соревновательные ситуации.
2.4. Бросок через бедро
Это один из самых древних приемов, пришедший к нам, самбистам, из глубины веков. Борцы вольного и классического стиля часто применяют его. Есть он и в национальных видах борьбы.
Название бросок получил от основного принципа выполнения приема: нападающий подставляет бедро, через которое перелетает соперник.
Способов выполнения броска через бедро очень много: это и бедро с захватом головы, с захватом пояса, боковое бедро, обратное бедро и другие. Многие борцы любили этот бросок, а среди самбистов «королем» броска через бедро считался Илья Латышев — многократный чемпион СССР, мастер спорта СССР по борьбе самбо. Мне, к сожалению, не довелось видеть, как выполнял Илья Иванович броски на соревнованиях, так как он был чемпионом страны первых послевоенных лет (1947, 1948 гг.), но на тренировках, когда Илья Иванович работал тренером, часть его любимых приемоввидел.
Обстановка: противник стоит прямо или чуть согнувшись. Положение ног фронтальное или правая чуть впереди. Левой рукой захвати куртку соперника около разноименного локтя, правой около шеи.
ств и я: подтяни двумя руками соперника вверх к себе и шагни правой ногой вперед, поставив ее на носок около одноименной ноги соперника. Добейся такого положения, чтобы противник встал на носки обеих ног.
Применение приема: подставь левую ногу к своей правой ноге, одновременно разворачиваясь на носке правой ноги спиной к противнику. Продолжая тянуть руками вперед и подбивая бедром бедро соперника, брось его вперед на ковер.
Преследование: после приземления соперника на ковер подтяни левой рукой правую руку противника вверх и перешагни через его туловище правой ногой. Затем перенеси левую ногу через его голову и, садясь на ковер, перейди на болевой прием рычаг локтя. Если прием в стойке не получается, можно, падая на ковер вперед и закручиваясь по направлению броска, увлечь соперника на ковер, переходя затем на удержание сбоку с захватом головы и руки (см. стр. 122). Правая рука во время падения обнимает соперника за шею.
Упражнения. 1. Встань перед партнером, как в начале выполнения приема, и выполни захват. Шагни правой ногой вперед, поставь ее носок около носка правой ноги соперника и, подтягивая его руками к себе, поставь на носки.
2. Выполни то же упражнение, но встань подальше от противника на одну ступню. Попроси товарища не подходить к тебе близко (вообще
не сходить с места). Повтори описанное выше движение, заставив соперника встать на носки обеих ног.
3. Нарисуй на стене мелом горизонтальную черту на высоте 50— 60 см. Встань перед стеной на расстоянии шага. Сделав шаг вперед правой ногой, выполни подворот (как при выполнении приема) и оттолкнись от стены тазом на уровне проведенной черты. Сделав упражнение много раз и освоив его, проведи черту на 5 см ниже.
4. Партнер стоит прямо и старается не сойти с места. Ты стоишь перед ним, расположив ноги как при выполнении броска через бедро. Потяни соперника левой рукой за правый рукав, а правую руку, согнутую в локте, заведи за шею соперника и подтяни к себе. Постарайся вывести соперника из положения равновесия, не применяя прием, а действуя только одними руками.
5. Захвати левой рукой разноименный локоть соперника, а правой его пояс. Теперь попробуй выполнить бросок через бедро с таким захватом. Поскольку захват стал мощнее и тягу правой рукой выполнить легче, после подворота к противнику спиной тебе придется немного согнуть ноги в коленях, чуть приседая. При выполнении броска выпрями ноги.
6. Попробуй выполнить бросок через бедро с другими захватами и с другими соперниками, стоящими в разных стойках: высокой, низкой, правой, левой, фронтальной, на короткой и длинной дистанциях.
При выполнении различных вариантов броска через бедро структура основного приема не меняется: противник перебрасывается через подставленное бедро. Но в связи с особенностями захватов меняются некоторые детали в выполнении приема. Очень важно изучить и понять их, так как эти, казалось бы, мелочи могут существенно повлиять на выполнение основной части броска.
Есть в борьбе самбо два очень интересных варианта броска, которые на первый взгляд очень похожи друг на друга, но фактически являются разными по структуре и элементам выполнения. Они называются боковым и обратным бедром
Боковое бедро.
Обстановка: противник пытается выполнить какой-либо бросок: через бедро, переднюю подножку, бросок через плечо, через спину — и поворачивается к тебе боком (допустим, правым).
с т в и я: захвати правой рукой локоть разноименной руки противника, левую руку опусти, левую ногу выставь чуть вперед.
Применение приема: в тот момент, когда соперник повернется к тебе правым боком и выставит вперед правое бедро, повернись на левой ноге влево, подставляя симметрично свое левое бедро к правому бедру соперника, левой рукой обхвати его за поясницу, правой подтяни к себе. Наклоняясь вправо, заведи ноги соперника за спину и брось через бедро на ковер, подтягивая вверх правой рукой.
Преследование: шагни вправо правой ногой и, продолжая тянуть за разноименный локоть противника правой рукой, «расстели» его по ковру. Перенеси левую ногу через туловище противника, правую ногу через его голову. Продолжая подтягивать левую руку соперника вверх, перейди на болевой прием рычаг локтя.
Упражнения. 1. Соперник стоит боком. Приставь к его правой ноге свою левую ногу. Захвати правой рукой разноименную руку противника чуть ниже локтя, левая рука свободна. Приподнимая вверх локоть захваченной руки противника, повернись кругом (по часовой стрелке) вокруг левой ноги, правая нога делает круговое движение, наподобие циркуля.
Повернувшись как можно больше, полностью обхвати туловище соперника левой рукой, стараясь захватить пояс на животе.
2. Поставь на пол два ботинка на расстоянии ширины плеч, один чуть впереди другого.
Отрабатывай отдельно правильную постановку ног, как при выполнении броска. Руки имитируют выполнение приема.
Обратное бедро.
Обстановка: противник стоит прямо или чуть согнувшись во фронтальной или чуть односторонней стойке, далеко выставив для защиты руки.
Подготовительные действия: правой рукой захвати одноименную руку на локтевом сгибе, левой рукой захвати ту же руку возле кисти (за куртку или предплечье).
Применение приема: сгибая правую руку противника в локте и подтягивая ее вперед, сделай шаг вперед левой ногой, поставив ее на
носок. Затем, разворачиваясь на носке кругом и подставляя к ней правую ногу, подставь бедро и брось соперника через него на ковер.
Можно выполнять бросок и с разноименным захватом куртки правой рукой около кисти противника. Может быть, второй вариант тебе больше понравится, попробуй. Все остальные действия те же. Подворот идет под рукой соперника, выставленной вперед.
Преследование: переход к следующему приему зависит от ситуации, сложившейся сразу же после броска или складывающейся во время
выполнения основного приема. Если соперник оставляет руку вытянутой вверх, то продолжение действий напрашивается само собой: переход на болевой прием рычаг локтя. И обычно все броски без падения заканчиваются именно этим. Но не всегда бросок получается удачно.
Упражнения. 1. Основным, определяющим именно этот прием действием является подворот под выставленную руку с обратной стороны (т. е. с внешней стороны локтя). Этот момент и следует отработать отдельно. Подойди к товарищу и попроси его протянуть руку к твоему поясу. Захватив запястье вытянутой руки, подбей изнутри другой рукой локоть выставленной руки в локтевой сгиб так, чтобы согнуть руку в локте. Затем подвернись под согнутую руку противника снаружи. Первоначальный захват за запястье теперь можно отпустить и обхватить этой рукой поясницу соперника.
2. Попроси нескольких товарищей помочь тебе отработать этот прием. Пусть они медленно идут к тебе, выставив вперед руки. Твоя задача — бросить их обратным броском через бедро. Их задача — отработать правильное падение. Как видишь, это полезно всем: и тебе, и твоим партнерам.
ВЫВОДЫ
Самбо(от «самозащита без оружия») – вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Борьба самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое. Спортивное самбо – вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.
Техническая подготовка спортсмена – процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники. Техническая подготовка – процесс овладения самбистом системой движения (техникой самбо) с целью достижения высоких спортивных результатов.
Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований.
Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена.
Индивидуализация режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержание которого входит контроль за: тренировочными нагрузками; текущим состоянием; технико-тактической подготовленностью; снижением веса.
Оценка уровня технической подготовленности содержит показатели качества выполнения:
- Имитационных, стандартных, технических заданий, которые включают броски (вперед, назад, влево, вправо). Оцениваются экспертами (тренер и не менее двух специалистов, желательно с других спортивных организаций);
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера, который стоит на месте, без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении по ковру без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении с сопротивлением до 25% максимального (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые выполняются сверху на партнере (в борьбе лежа: переворотов, удержаний, болевых приемов) без сопротивления – экспертная оценка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2004. – 308 с.
- Мошков В.Н. Общие основы физической культуры. – М.: Медицина, 2003. – 284 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 527 с.
- Спортивная борьба: Учебник для институтов ФК / Под ред. А.П. Купцова. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 236 с.
- Спортивная борьба: классическая, вольная, самбо. Учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Галовского Н.М., Катулина А.З. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 340 с.
- Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1997. – 264 с.
- Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика. В 4-х книгах. Книга 1-я. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 188 с.
- Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В. – СПб.: Вектор, 2003. – 358 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Инфра-М, 2002. – 264 с.
- Шашурин А.В. Физическая подготовка. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 317 с.
- Щедрина Ю.С. Физическая культура. – М.: Юнити, 2005. – 350 с.
- Юдин В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Инфра-М, 2004. – 280 с.
[1] Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Инфра-М, 2002. – 264 с.
[2] Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика. В 4-х книгах. Книга 1-я. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 188 с.
[3] Юдин В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Инфра-М, 2004. – 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по географии ученика 8а класса Комисарова Александра.
СПАСЁМ ПОДГОРЫ.ПРИЧИНЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ ВОЛГИ. ...
Работа ученика 8 класса Корсуна Александра "Микроскоп своими руками"
Творческая работа учащегося по оптике....
"Откуда есть пошло название поселка "Васьково"? Проектная работа по истории ученика 6 класса Данилова Александра
Проектная работа по истории на основе краеведческого материала, посвящена истории названия поселка "Васьково", в котором мы живем.В работе рассматриваются две версии происхождения названия поселка.Про...
Проектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связей Тема проекта: «Муай Тай в моей жизни» Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-А Иванова Ольга Александровна Исполнитель проекта: ученик 6Б класса
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПроектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связейТема проекта: «Муай Тай в моей жизни»Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-...
Характеристика ученика 5 класса Петрова Александра
Характеристика ученика 5 класса , стоящего на внутришкольном учете....
Проект «Утро школьника» Голубцова Александра 2 г класс
Проект «Утро школьника» Голубцова Александра 2 г класс...
Сочинение ученика 10 а класса Коршунова Александра "Together we are responsible for the world"
Городской фестиваль иностранных языков 2020-2021 "Мир вокруг меня"...