Роль физической культуры в работе с трудными подростками в условиях ФГОС
материал по физкультуре на тему

олейников александр владимирович

В статье представлены особенности работы с трудными детьми, основные направления работы и рекомендации для учителей физической кукльтуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_trudnymi_podrostkami.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физической культуры в работе с трудными подростками в условиях ФГОС



Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых - проблема воспитания трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей с девиантным поведением. В поведении таких детей довольно часто отмечаются критичность к замечаниям педагогов, грубость, нарушения дисциплины, пропуски учебных занятий.
Анализ структуры свободного времени подростков с девиантным поведением показал, что большинство из них имеют достаточное количество свободного времени в течение дня. При этом подростки большую часть своего свободного времени тратят на проведение его в кругу друзей, на прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач. Дети с девиантным поведением имеют высокую степень тревожности, агрессивности, у них отмечается низкая мотивация к учебной деятельности. К личностным особенностям данной категории детей относятся заниженная самооценка личности, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях или отсутствие мотивационных установок к этому.
Анализ научно-методической литературы показывает, что многие специалисты (педагоги, психологи, физиологи и др.) озабочены поиском эффективных средств и методов педагогического воздействия для преодоления отклонений в психофизическом состоянии трудных подростков. По утверждению многих из них, эффективным способом преодоления трудновоспитуемости учащихся является вовлечение их в социально значимую деятельность с последующим изменением отрицательных черт личности.
Важное место в системе профилактики и коррекции поведения трудных подростков занимают физическая культура и спорт. Воспитательные функции физической культуры и спорта проявляются не прямо, а опосредованно, через их воздействие на духовный и чувственный мир личности на присущем им положительном эмоциональном фоне. Учитывая тот факт, что сфера физической культуры и спорта является притягательной для молодёжи, занятия физическими упражнениями можно считать важным средством нравственной, физической, психической и других сторон гармоничного развития личности.
В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными. Поэтому сегодня идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.
Особого внимания заслуживают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных школах с учетом современных условий.
Для работы с трудными подростками необходимы специальные учебно-воспитательные программы, в которых занятия физическими упражнениями рассматриваются с трех основных позиций: во-первых, как путь оздоровления; во-вторых, как способ организации досуга и привития у подростков общечеловеческих ценностей и идеалов, включая формирование у них интереса, потребности и привычки в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях физической культурой и спортом; в-третьих, как фактор управления физическим и психоэмоциональным развитием детей. 
Однако данная проблема недостаточно разработана в литературе, поэтому имеется необходимость в дополнительном исследовании, что и определило направление и тему настоящего исследования: «Роль физической культуры в работе с детьми в условиях современной общеобразовательной школы».
Цель исследования – теоретически обосновать роль занятий физической культурой с трудными подростками в условиях современной общеобразовательной школы. 
Объект исследования – процесс физического воспитания трудных подростков на занятиях физической культурой.
Предмет исследования – средства, методы и формы занятий физической культурой с трудными подростками в общеобразовательной школы. Гипотеза исследования: методика занятий физической культурой с трудными подростками будет эффективной, если она будет строиться на основе: 
- максимального использования на занятиях физической культурой с трудными подростками оздоровительных, воспитательных и развивающих возможности;
- комплексного использования танцевальных, игровых, физкультурно-спортивных и релаксационных средств и методов, адекватных интересам и потребностям трудных подростков. 
В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи: 
1. Раскрыть сущность понятия «трудный подросток».
2. Изучить социально-педагогические причины, обусловливающие возникновение нарушений поведения и выявить особенности физического и психического состояния подростков с отклоняющимся поведением.
3. Рассмотреть методику занятий физической культурой с трудными подростками, включающую танцевальные, игровые, физкультурно-спортивные и релаксационные средства и методы. 
Теоретико-методологическую базу исследования составили: деятельностный подход (А.Н. Леонтьев и др.); концепция классификации подростков с отклонениями поведения (Д.И. Фельдштейн); основные положения теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, С.П. Евсеев). 
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности трудных подростков

1.1. Понятие «трудный подросток»
В научно-педагогической литературе нет однозначного определения, понятия «трудные дети». Наряду с понятием «педагогическая запущенность», мы встретили в литературе - «трудный подросток», «социально-педагогически запущенный», «дети с отклонением в нравственном развитии», «трудно-воспитуемый», «учащиеся с проблемами».
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Но само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные» дети. Мы согласны с мнением Л.Н. Антоновой, что между ними есть и различия. Понятие «педагогической запущенности» характеризует историю воспитания ребенка, а «трудный» - говорит о результатах такого воспитания. «Педагогически запущенный» рано или поздно становится «трудным» [1, с.28].
Рассмотрим понятие педагогической запущенности. Российская педагогическая энциклопедия понятие «педагогическая запущенность» рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания [5, с.22]. 
И.В. Павлов считает, что педагогическая запущенность – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [11, с.103].
Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения. Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Следует также различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные, конечно, являются педзапущенными. Но не все педзапущенные дети - трудные: многие относительно легко поддаются перевоспитанию, в отличие от нелегкого корректирования нарушений поведения трудных детей и подростков. Педзапущенность развивается постепенно, проходя определенные стадии, имеющие комплекс доминирующих причин, признаков, знание которых позволяет правильно диагностировать отклонения и своевременно применить систему коррекционно-воспитательных мер. Поэтому есть несколько подходов к описанию этих стадий [22, с.16]. 
Первая стадия педзапущенности рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошкольному возрасту). Она возникает в результате неправильного воспитания в семье, из-за ошибок воспитателей дошкольных учреждений, приводящих к неблагоприятному положению ребенка в коллективе; как результат депривации (психического состояния человека, возникающего в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей). 
Вторая стадия - следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. У младших школьников появляются начальные формы негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Основная причина - отсутствие успеха в деятельности, прежде всего учебной. Источниками неудач в значительной степени служат недостатки организации учебно-воспитательного процесса.
Третья и четвертая стадии наиболее часто встречаются в подростковом возрасте и у старших школьников. Эти стадии характеризуются углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни коллектива, появлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. Определенные проступки могут иметь ситуативный характер. Подростки переживают последствия своих действий и осознают их отрицательный характер, но еще не умеют предвидеть нежелательные результаты. Встречаются также факты воровства, нападения на слабых детей, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Часто такое поведение сочетается с искаженными нравственными представлениями. В данном случае педзапущенность развивается в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах класса, школы. Поведение старших школьников отличается большей скрытностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая запущенность закладывается, как «фундамент», еще в раннем детстве и в дошкольном возрасте, и если не будут предприниматься какие-либо меры по ее преодолению, то педагогическая запущенность прогрессирует и переходит в более серьезную стадию, на которой происходит закрепление негативных качеств.
Трудные дети – широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии.
Под трудными школьниками понимают таких детей и подростков, нарушение поведения которых нелегко исправляется, корригируется. В своем исследовании трудновоспитуемость учащихся мы понимаем как сочетание отклонений в уровне нравственной воспитанности, проявляющиеся в виде невосприимчивости к воспитательным воздействиям, отставании в психофизическом развитии, искажении отношений к себе и окружающим, низкой успеваемости, нарушении дисциплины. Их поступки и поведение в целом определяются не врожденными качествами, а теми условиями и обстоятельствами, в которых подростки жили, росли и воспитывались. Отклонения в поведении, нравственная деформация личности трудных подростков, является следствием отрицательных влияний микросреды на них, серьезных пробелов и недостатков в семе
1.2. Ойном и школьном воспитании.
собенности поведения трудных подростков
Девиантное поведение имеет различные формы проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями и многообразием причин возникновения, начиная от генетических и заканчивая социальными факторами. Наибольшее распространение имеют сравнительно несложные варианты девиантности детей и подростков, причины, которых лежат в социальной сфере. В этом случае целенаправленные корегирующие воздействия педагогического и психорегулирующего характера могут дать положительный эффект, если в наибольшей мере отражают индивидуальные особенности адресата - в данном случае девиантного подростка. 
Система двигательных, психомоторных и психических методов, дифференцированных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, может существенно снизить роль факторов девиантности в их поведении, учебной и повседневной деятельности [11, с.103]. Дезадаптация - в современной психолого-педагогической литературе довольно часто встречающееся понятие, определяемое как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии взаимодействия человека с окружающей средой. Дезадаптированный подросток - это несовершеннолетний, который в силу своих особенностей и недостатков в индивидуальном развитии не может выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности. 
Наибольшую тревогу в социальном плане вызывают дети и подростки с различными формами психической, физической и социальной дезадаптации. Одной из стадий социальной дезадаптации является педагогическая запущенность, которая может быть вызвана различными причинами: педагогическими просчетами учителей, родителей, дефектами социального, физического, психического развития, особенностями характера, темперамента и другими личностными характеристиками подростка, затрудняющими его социальную адаптацию. 
Поведение ребенка и подростка связано с особенностями его личности и главной составляющей личности - характером. Именно характер, как пишет А.В. Петровский, являющийся «совокупностью устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении обуславливает типичные для индивида способы поведения» [11, с.103]. 
Сравнение личностных качеств подростков с отклоняющимся поведением позволило выявить совокупность, являющуюся специфической для контингента девиантных подростков и достигающих у них высокой степени выраженности - это ивидуалистичность и импульсивность.
Первое проявляется в виде эмоциональной неадекватности, субъективизма, стремлении во всем руководствоваться лишь собственными критериями.
Другая характеристика находит свое выражение в чрезмерном эгоизме, эмоциональной незрелости, слабости внутреннего контроля над поведением и способствует тому, что возникающее эмоциональное напряжение подросток склонен реализовать в поведении без оглядки на социальные и этические нормы. Сочетание этих двух структурных компонентов личности , способствует формированию асоциальной позиции личности, которая может реализоваться им в совершении различного рода проступков и правонарушений. 
У девушек с отклоняющимся поведением добавляется также ряд других признаков, которые лишь усиливают дисгармонию личности. Так, значительной выраженности у них достигает склонность к отрицанию имеющихся трудностей, что приводит к высокой и, как правило, плохо организованной активности. Свойственная им фригидность, с одной стороны, способствует формированию таких негативных черт, как злопамятность, недружелюбие, подозрительность, а с другой приводит к закреплению нежелательных форм поведения. 
На основании комплексного изучения психических особенностей личности трудных подростков были выделены пять основных групп отклоняющегося поведения (Д.И. Фельдштейн): 
- по типу эмоциональной неустойчивости с преобладанием черт возбудимости;
- по типу эмоциональной неустойчивости с преобладанием черт тормозимости;
- по типу психической задержки при большой выраженности интеллектуального недоразвития;
- по типу психической задержки при преимущественном недоразвитии личностных структур;
- по типу патологических усиленных влечений [21, с.47].
К характерным особенностям подростков первой группы относятся: склонность к импульсивным действиям в фрустирующих ситуациях, неадекватное завышение самооценки и стремление к доминированию, неуживчивость и драчливость, наличие в характере подростка черт, затрудняющих социальное приспособление (эгоцентризм, демонстративность).
Подростки второй группы характеризуются определенным психологическим складом личности, повышенной тревожностью, склонностью к беспокойству, ранимостью в межличностных отношениях, повышенной внушаемостью. При этом аффективной разрядки предшествует длительная конфликтная ситуация.
Для подростков, отнесенных к третьей группе, характерно преобладание детских интересов и поведения, недостаток работоспособности, беспечность и беспомощность. Более часто отмечается отсутствие интереса к учебе и проявление педагогической запущенности уже в начальной школе, а замедленный темп психического созревания препятствует адаптации в группе сверстников.
В основе нарушений поведения подростков, отнесенных к четвертой группе, лежит недостаточность таких высших компонентов личности как система интересов и идеалов, нравственных установок.
Для пятой группы характерны наиболее стойкие и выраженные отклонения в поведении. При этом у юношей чаще всего наблюдалась склонность к бродяжничеству, алкоголю, садистские проявления. У девушек-повышенная сексуальность, агрессия. Отмеченные нарушения, как правило, проявляются в подростковом возрасте и часто имеют органические происхождения. При этом необходимо учитывать, что одни и те же симптомы могут присутствовать при описании самого широкого спектра психических отклонений - от крайних вариантов нормы (акцентуация характера, патохарактерологическое формирование личности) и пограничных расстройств (неврозы, неврозоподобные и психоподобные состояния) до тяжких психических заболеваний [11, с.104]. 
Существуют различные варианты девиантного поведения подростков, выражающегося в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, которые выполняют функции институтов социализации. Речь идет, прежде всего о семье и школе. Процесс дезадаптации развертывается по принципу «замкнутого порочного круга» , где пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации для подростка Часто нормальному развитию личности подростка мешают особенности или недостатки в индивидуальном развитии, которые не позволяют ему выработать формы поведения и деятельности, адекватные новым условиям. Патогенность тех или иных факторов, как отмечал В.Н. Мясищев, определяется не только объективным характером травмирующей ситуации, но и субъективным отношением к ней личности, поэтому процесс дезадаптации прежде всего зависит от мотивационной структуры, эмоциональных и интеллектуальных особенностей индивида. Дезадаптация усугубляет имеющиеся у человека психические и соматические нарушения, что ведет к дальнейшим отклонениям в развитии.
В воспитательно-коррекционной работе важно учитывать кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его ситуации социального развития, вызывающее необходимость реконструкции сложившегося стереотипа адаптированного поведения. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации можно выделить патогенную, психогенную и социальную дезадаптацию.
Первый вид дезадаптации вызван отклонениями, связанными с патологией психического развития и нервно-психического заболевания, в основе которого - функционально-органические поражения центральной нервной системы.
Психическая дезадаптация вызвана половозрастным и индивидуально-психологическим развитием подростка, которое обуславливает их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, нетипичность поведения, требующую индивидуального подхода.
По своей природе и характеру различные формы психической дезадаптации делятся на устойчивые и временные. К первым, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ, можно отнести различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой и познавательной сферы личности, включая такие дефекты, как снижение порога эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы.
Временно неустойчивые формы психической дезадаптации обусловлены психофизиологическими половозрастными особенностями отдельных кризисных периодов развития подростка. Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка с родителями, учителями, объясняются такими причинами, как «конфликт моралей», когда процедура подчинения в период взросления заменяется формулой равенства со свойственной ей повышенной критичностью по отношению к старшим, стремлением к самовыражению и автономии от взрослых. Активное формирование самосознания в подростковом возрасте приводит к обострению потребности общения со сверстниками, стремлению самоутвердиться в их среде, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в извращенных, уродливых формах асоциального поведения. Серьезные проблемы вызывает также процесс полового созревания [22, с.51].
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентациях, социальных установках подростков. При социальной дезадаптации имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации личности. Последняя характеризуется тем социальным опытом, который усваивается индивидом и который охватывает три основные сферы социализации: «человек и профессия», «человек и общество», «человек и самопознание». Нарушения социализации могут быть вызваны как прямым десоциализирующим воздействием, когда в ближайшем окружении подросток находит образцы антиобщественого поведения, так и косвенным влиянием, когда снижена референтная значимость ведущих институтов социализации, т.е. семьи и школы».
Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Поэтому нередко к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.
Таким образом, в современной литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

1.3. Причины отклоняющегося поведения подростков
Одной из основных причин, порождающих затруднения в воспитательном процессе, являются психические заболевания и так называемые пограничные состояния. Ребенок, страдающий, например, психопатией или ранним детским аутизмом, безусловно выделяется из массы нормально развивающихся сверстников, и его воспитание значительно затруднено. Однако отнесение его к категории трудных не вполне оправдано, т.к. его отклонения подлежат преимущественно медицинской коррекции. Если поведение ребенка заставляет заподозрить у него нервно-психические отклонения, необходимы консультации с психоневрологом, невропатологом, детским психиатром, которые выносят квалифицированный диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие его любые меры педагогической коррекции могут оказаться неэффективными). В отдельных случаях рекомендуется индивидуальное обучение [8, с.64].
Некоторые нарушения поведения могут быть вызваны врожденными или приобретенными психофизиологическими отклонениями, которые не относятся к психическим заболеваниям. Это так называемая ранняя детская нервность, проявления так называемого алкогольного синдрома плода (возникающего вследствие алкогольной интоксикации на пренатальной стадии развития). К нерезким психофизическим нарушениям относят также минимальную мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития.
Наиболее распространенным следствием этого нарушения выступает так называемый гиперкинетический синдром, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учетом особенностей их психофизического развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удается при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.
В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей констатирует нормальный уровень их психофизического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внешними – социальными и педагогическими факторами. Наиболее распространенная причина временных отклонений заключается в недостаточном учете со стороны родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребенка. В отечественной детской психологии установлено, что индивидуальное развитие осуществляется в виде чередования так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках последних происходит переход ребенка на качественно новый этап развития, реализация формировавшихся ранее психических новообразований. При этом взрослые не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся, но более неадекватные меры педагогического воздействия. В такой ситуации критический возраст превращается в подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в поведении ребенка. В этом аспекте особенно значим кризис трех лет, когда формируется самосознание ребенка, что требует иного к нему отношения, а также кризис подросткового возраста, в рамках которого ребенок склонен переоценивать свои возросшие возможности, а старшие наоборот продолжают относиться к нему как к маленькому. Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому определение «трудный возраст» достаточно условно; учет возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных не столько для определенного возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.
В ряде случаев нарушения учебно-воспитательного процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями педагогического воздействия на ребенка. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности. Недостаточные либо, наоборот, чрезмерные требования к ребенку порождают его нежелание и неспособность воспринимать педагогические воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей, при котором ребенок попадает в «воспитательный вакуум», будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим требованиям. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положительному эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребенок легко идет на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учетом всех возможных ошибок в воспитании [3, с.67].
Большую помощь может оказать в этом семейная психологическая консультация и школьная психологическая служба, где поведение ребенка анализируется в контексте всей совокупности условий его развития. Часто определенные меры психотерапевтической коррекции внутрисемейных отношений помогают решить проблему трудного ребенка.
Важную роль в поведении ребенка и формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хроническое отставание в учебе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение.
Нарушение педагогического такта, злоупотребление наказаниями и отрицательными оценками лишь усугубляет возникшее противопоставление. Задача педагога – разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться устранить их методами индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначительные успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении ребенка.


Выводы по первой главе

Под трудными школьниками понимают таких детей и подростков, нарушение поведения которых нелегко исправляется, корригируется. Трудновоспитуемость - это сочетание отклонений в уровне нравственной воспитанности, проявляющиеся в виде невосприимчивости к воспитательным воздействиям, отставании в психофизическом развитии, искажении отношений к себе и окружающим, низкой успеваемости, нарушении дисциплины. 
Отклонения в поведении, нравственная деформация личности трудных подростков, несомненно является следствием отрицательных влияний микросреды на них, серьезных пробелов и недостатков в семейном и школьном воспитании. 
Наиболее распространенная причина временных отклонений заключается в недостаточном учете со стороны родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребенка.
В ряде случаев нарушения учебно-воспитательного процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями педагогического воздействия на ребенка. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности. Недостаточные либо, наоборот, чрезмерные требования к ребенку порождают его нежелание и неспособность воспринимать педагогические воздействия.

Глава 2. Особенности методики физической культуры в работе с трудными подростками

2.1. Организация уроков физической культуры с трудными подростками
Для работы с трудными подростками необходимы специальные учебно-воспитательные программы, в которых занятия физическими упражнениями рассматриваются с трех основных позиций: во-первых, как путь оздоровления; во-вторых, как способ организации досуга и привития у подростков общечеловеческих ценностей и идеалов, включая формирование у них интереса, потребности и привычки в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях физической культурой и спортом; в-третьих, как фактор управления физическим и психоэмоциональным развитием детей. 
Уроки физической культуры, по нашему мнению, будут эффективными, если:
- максимально используются с трудными подростками оздоровительные, воспитательные и развивающие возможности уроков физической культурой;
- комплексно применяются танцевальные, игровые, физкультурно-спортивные и релаксационные средства и методы, адекватные интересам и потребностям трудных подростков. 
Анализ существующих программ по физической культуре для общеобразовательной школы позволил сделать вывод о том, что содержание учебного материала по физическому воспитанию для детей группы «риска» должно быть направлено не только на общую физическую подготовку (как это рекомендуется учебной программой школы), а на индивидуальное обучение ведущим признакам моторного развития учащихся, на снижение уровня тревожности посредством применения специальных методик.
По мнению И.К. Дидаровой, комплексная методика, применяемая на занятиях по физической культуре с трудными подростками должна быть, по возможности, направлена на формирование интереса к занятиям двигательной деятельностью, повышение уровня физической подготовленности, а также изменение стереотипов подросткового мышления и поведения [3, с.68]. Уроки физической культуры должны быть направлены на решение следующих задач:
- укрепление здоровья подростков;
- повышение функциональных и адаптационных возможностей организма;
- совершенствование двигательных навыков; 
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; 
- формирование норм поведения.
В содержание уроков по физической культуре можно включать различные виды физических упражнений: элементы современного танца, релаксационные упражнения, спортивные, подвижные и национальные игры, упражнения на расслабление и тактильный контакт, дыхательные упражнения и психогимнастика. 
Танцевальная двигательная подготовка может использоваться для решения следующих задач:
- развитие физических способностей подростка;
- наиболее полное самовыражение его личности;
- катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений;
- коррекция системы отношений личности;
- коррекция отношений в группе и, как следствие, поведения;
- изменение стереотипов поведения.
Главной задачей танцевально-двигательного воздействия является освобождение подростков от негативного опыта и комплексов, связанных с недооценкой, боязнью своего тела; освобождение мышц от излишнего напряжения, а также для улучшения физического состояния подростков.
Как нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут использоваться простейшие танцы и танцевальные упражнения. Они применяются как обще развивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. Ученики танцуют с большой охотой. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.
Танцы различаются по степени подвижности, что даёт возможность регулировать нагрузку. Нагрузка дифференцируется также количеством повторений танцевальных упражнений. Танцевальные упражнения учитель может разрабатывать совместно со специалистом по хореографии.
Подвижная игра способствует не только воспитанию физических способностей, но и укреплению здоровья, всех функций организма, закаливанию (особенно на свежем воздухе) и профилактике соматических заболеваний. Но для того, чтобы вызвать интерес у подростков с девиантным поведением, нужно осуществить правильный выбор игры, учитывая возможности ребенка, и не заставить его переживать неуспех. По нашему мнению, это должны быть игры, направленные на снятие стресса, установление отношений доверия, способствующие самовыражению ребенка, поддерживающие и корректирующие самооценку подростка. Это различные спортивные игры, подвижные игры, военнизированные игры, спартианские игры (В.И. Столяров).
Важным видом возд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физической культуры в организации и проведении спортивно-массовой и оздоровительной работы.

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребенка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможн...

Пути повышения развивающей и оздоравливающей роли физической культуры в условиях колледжа-интерната искусств.

В своей статье я пытаюсь найти пути привлеченич школьников к самостоятельным занятиям физической культурой....

"Роль физической культуры в оздоровлении детей и подростков"

Уроки физической культуры являются важными в общей системе образовательного процесса в школе....

Роль физической культуры и спорта в перевоспитании трудных подростков.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...

Использование потенциала предмета «Физическая культура» для организации внеурочной деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из основных задач рассматривается формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение этой задачи помимо ...

Роль физической культуры в формировании ЗОЖ в рамках внедрения ФГОС

На рубеже веков 20 и 21 века произошла смена общественного сознания граждан, обусловленное изменением ценностей, привнесением свежих культурных понятий. Весомую роль в данном процессе заняли СМИ, созд...

Роль физической культуры в воспитании подростков.

Физическая культура играет ключевую роль в гармоничном развитии личности подростков. На уроках физической культуры ученики не только приобретают физическую силу и выносливость, но и формируют важные ж...