Эмоциональность и доступность эстафетного бега.
статья по физкультуре (5 класс) на тему
Эстафетный бег очень эмоциональный, зрелищный и доступный вид легкоатлетического упражнения. Им можно заниматься как на улице, так и в спортивном зале в любое время года. Минимум инвентаря и соревновательный характер этого вида делают его доступным и привлекательным для обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_estafetnyy_beg_gbou_640_podgayko.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгайко Ольга Борисовна, учитель физической культуры ГБОУ школа №640 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Эмоциональность и доступность эстафетного бега.
За давностью лет уже невозможно установить, кто и когда назвал лёгкую атлетику королевой спорта. Но любопытно, что за многие десятилетия никто не усомнился в законности этого громкого титула. Лёгкая атлетика действительно правит спортивным миром, её любят и почитают в самых отдалённых уголках планеты. Почти все виды спорта, так или иначе, используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов.
Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают развиваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и др. Начиная с раннего возраста, легкоатлетические упражнения широко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма.
Особое место отведено легкой атлетике в комплексной программе для образовательных учреждений Ляха. Эстафетный бег является обязательным элементом программного материала по легкой атлетике, и играет большую роль не только в физическом воспитании, но и в воспитательном процессе вообще.
Эстафетный бег – это один из интереснейших видов легкой атлетики, который по эмоциональности и увлекательности превосходит остальные виды. Если в других ее видах на беговой дорожке стадиона или на секторах для прыжков и метаний происходит борьба между отдельными спортсменами, то здесь наблюдается увлекательная борьба команд. Эстафетный бег является единственным командным видом легкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками.
Победа в соревновании зависит от умения каждого спортсмена, сочетать высокую скорость бега, передачу и прием эстафетной палочки с наименьшими затратами времени. Командные соревнования в эстафетном беге пользуются большой популярностью у школьников, прививают им интерес к занятиям легкой атлетикой, оживляют тренировки. Эстафеты можно проводить как на уроках физической культуры, так и на занятиях в спортивных секциях.
Эстафета поднимает командный дух и объединяет команду, которая её бежит. Если вы хоть раз в жизни, даже на уроках физкультуры бегали эстафету, то помните это чувство захватывающих эмоций. Спортсменам необходимо сохранять спокойствие и выдержку на протяжении всего своего этапа.
Тренера отмечают положительные воздействия эстафетного бега на развитие и совершенствование скоростных способностей спортсмена. Подводящие упражнения способствуют развитию многих физических качеств. Упражнения имеют и большое воспитательное значение. Они приучают к ответственности, пунктуальности, учат осмысливать каждое движение. Вырабатывают такие черты характера, как сила воли, товарищество, взаимопомощь, а высокий эмоциональный настрой создает прекрасные условия для повышения скорости бега спортсменов.
На тренировках спортсменам надо обязательно рассказывать о истории эстафетного бега. Впервые он был включен в программу IV Олимпийских игр (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции 200+200+400+800 м. На следующих Олимпийских играх (Стокгольм, 1912 г.) спортсмены разыгрывали медали уже в двух эстафетах - 4х100 м и 4х400 м. Впервые олимпийские медали среди женщин были разыграны на IX Олимпийских играх (Амстердам, 1928 г.). В программу соревнований входила и эстафета 4х100 м. Эстафетный бег 4х400 м для женщин стал включаться в программы крупнейших соревнований только с 1969 г.
Нельзя начинать обучение эстафетному бегу не сообщив о правилах соревнований. Эстафетная палочка представляет собой цельную, гладкую, полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Длина палочки должна быть 28-30 см, масса – не менее 50 г, длина в окружности – 12-13 см. Она должна быть выкрашена в такой цвет, чтобы ее легко было увидеть во время соревнований.
Для передачи палочки правилами соревнований в эстафетном беге 4x100 предусматривается 20-ти метровая «зона передачи» (для 2, 3 и 4 этапов), которая размечается двумя линиями (границы «зоны передачи» шириной 5 см) на расстоянии 10 м вперед и назад от начала этапа с центром в середине этой «зоны». «Зоны» начинаются и заканчиваются по краям линий, ближайшим к линии старта в направлении бега. К этим линиям под углом 45° справа по ходу бега проводятся прямые линии длиной 15 см и шириной 5 см каждая, направленные внутрь зоны.
Эстафеты 4x100 м и, если возможно, 4x200 м нужно проводить полностью по отдельным дорожкам. В эстафете 4x400 м первый этап, а также первый вираж второго этапа спортсмены бегут по отдельным дорожкам.
В эстафетах 4x100 и 4x200 м участники команды, за исключением первого бегуна, могут начать бег не более чем за 10 м до начала «зоны передачи» эстафетной палочки. Четкая отметка должна быть сделана на каждой отдельной дорожке, чтобы обозначить данное расстояние, которое называется «зоной разбега». При этом спортсмен, принимающий палочку, для обозначения «форы» может сделать одну контрольную отметку на своей дорожке, используя самоклеющуюся ленту максимальным размером 5x40 см. В эстафетном беге 4x400 м «зона разбега» отсутствует.
Передача палочки начинается с того момента, когда принимающий бегун впервые до нее дотрагивается, и завершается, когда она оказывается в руке только у принимающего бегуна. В «зоне передачи» решающим является положение палочки, а не тела спортсменов. При падении эстафетной палочки поднять ее должен тот спортсмен, который уронил. Он может сойти с дорожки, чтобы поднять ее, при условии, что он не сокращает дистанцию и не мешает спортсмену из другой команды. Спортсмены перед получением и/ или после передачи, чтобы не помешать другим участникам, должны оставаться на своих дорожках или в зонах до того момента, пока дорожка не освободится. При проведении эстафетного бега участники должны нести эстафетную палочку в руке и при смене этапа передать ее из рук в руки в установленной 20-метровой «зоне передачи» (перекатывать или перебрасывать палочку не разрешается).
При передаче эстафеты запрещается всякая помощь участника команды своему партнеру. Каждый участник команды имеет право бежать только один этап, а спортсмен, бегущий на последнем этапе, должен пересечь плоскость финиша с эстафетной палочкой.
Обучение эстафетному бегу рекомендуется начинать с ознакомления зоны передачи, техники передачи эстафетной палочки снизу-вверх, без перекладывания.
Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу – вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчетом, чтобы он мог взять ее близко к руке бегуна, передающего эстафету. Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата ее, в последующем, остальными спринтерами команды.
Преимуществом данного вида передачи является то, что ему легко научить начинающих. Данная передача является более естественной и сродни природе бега, т.к. движение «снизу – вверх» не нарушает бегового ритма.
К недостаткам относится то, что приходится экономить «расстояние на палочке», поскольку с каждой передачей на ней остается меньше места для последующего захвата, и на последнем этапе часто нет места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватиться, что может привести к ее потере.
Для решения проблемы свободного хвата предлагается движением пальцев во время бега продвигать палочки вперед по кисти. Кроме того, при передаче палочки снизу кисть передающего обязательно должна коснуться кисти принимающего.
Прием эстафетной палочки осуществляется по звуковому сигналу передающего. Причем этот сигнал подается на таком расстоянии, при котором можно передавать и принимать эстафетную палочку вытянутыми руками (расстояние между передающими и принимающими приблизительно 1,20-1,50 м) и в тот момент, когда рука передающего с палочкой двигается назад. Последнее делается с той целью, чтобы при движении вперед вложить палочку партнеру, который уже готов ее принять.
Бегун предыдущего этапа подает таким образом команду за один шаг до движения руки, которой он передает палочку бегуну следующего этапа. Когда принимающий бегун слышит команду, он чуть наклоняется вперед (компенсируя отведение руки) и делает мах рукой, которая фиксируется и параллельна беговой дорожке, а ладонь ее повернута вверх. Здесь основное внимание уделяется тому, чтобы рука принимающего была полностью выпрямлена, и ладонь раскрыта для принятия палочки. При этом нужно стремиться к тому, чтобы во время передачи между спортсменами было как можно большее расстояние («свободное пространство»).
В свою очередь, оптимальное соотношение скоростей бегунов в «зоне передачи» может быть достигнуто путем точно рассчитанного расстояния до контрольной отметки – величины «форы», которая является ключевым моментом техники эстафетного бега.
Таким образом, в результате длительной совместной тренировки устанавливается определенное расстояние от передающего до принимающего в тот момент, когда последний начинает бег. Величина этого, индивидуального для пары бегунов, расстояния определяет момент и то место последующего их сближения на котором можно передать эстафету в то время, когда скорости бега спортсменов сравняются. Как считает большинство специалистов, это достигается тогда, когда передача эстафетной палочки осуществляется за три – четыре метра до окончания «зоны передачи» и занимает не более двух шагов, что дает возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость.
Задача учителя (тренера) – добиться автоматизма в передаче эстафеты на максимальной скорости. Приступая к обучению легкоатлета, следует ознакомить его с техникой старта и передачи эстафетной палочки в так называемом коридоре. Хорошо, если технику эстафетного бега продемонстрируют высококвалифицированные спортсмены (спринтеры) или показать обучающий видеофильм. Это поможет начинающим бегунам получить правильное представление об изучаемых действиях. Затем можно переходить к изучению отдельных компонентов передачи эстафеты.
Для выполнения передачи на месте нужно построить занимающихся в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки друг от друга. После расчета на первый-второй первые номера делают шаг в сторону. По команде вторых первые номера отводят вытянутую руку назад, а вторые передают им эстафетную палочку. После нескольких повторений спортсмены поворачиваются кругом и, меняясь ролями, продолжают выполнять упражнение по одному, а затем в ходьбе и медленном беге парами. Учитель должен обратить внимание на то, чтобы принимающий эстафету в момент передачи не оглядывался назад, а передающий выдерживал небольшую и необходимую паузу после команды «Гоп!». Прежде чем приступить к изучению передачи в движении, следует отработать технику старта с эстафетной палочкой на каждом этапе.
Передача эстафеты в коридоре осуществляется путем многократных пробежек с передачей эстафеты в обусловленной зоне на постепенно увеличивающейся скорости. В процессе выполнения этого упражнения спринтеры учатся определять контрольную отметку, привыкают к своевременному и быстрому началу бега на своем этапе, овладевают техникой передачи эстафеты в конце зоны на высокой скорости. Учитель должен следить за тем, чтобы на втором и на четвертом этапах принимающий эстафету бежал по внешнему краю дорожки, а на третьем этапе – по внутреннему. В результате многократных передач эстафеты на максимальной скорости техника бегуна постепенно автоматизируется. На тренировках следует по возможности чаще проводить эстафетный бег всей командой как на укороченных этапах – 4×50 м, так и на стандартных – 4×100 м
Эстафетный бег – командное соревнование, и успех в нем зависит в равной мере как от индивидуальных скоростных качеств спринтеров, так и от уровня технической подготовленности и слаженности работы всей команды. Этим положением определяются основные направления в тренировке: необходимость повышать скоростные качества каждого бегуна и совершенствовать технику передачи эстафеты всеми участниками. Принимающий эстафету спортсмен стартует, когда передающий достигнет контрольной отметки, набирает максимальную скорость с таким расчетом, чтобы принять эстафету в конце зоны, и после этого пробегает в полную силу еще 40–50 м. Передачу в связке можно тренировать по прямой, по повороту, вдвоем, втроем, всей командой.
При возникновении ошибок при обучении технике эстафетного бега их рекомендуется сразу исправлять. Если спортсмен неправильно держит эстафетную палочку - показать и научить правильно держать эстафетную палочку. При передаче (по команде «Хоп!») передающий протягивает палочку одновременно с командой - многократное повторение передачи палочки, начиная с минимальной и заканчивая максимальной скоростью передвижения. Бежит с вытянутой рукой (держащей эстафетную палочку) - выполнение выноса руки с эстафетной палочкой вперед по команде преподавателя во время бега с различной скоростью. В момент передачи эстафетной палочки рука передающего не полностью выпрямлена (малая дистанция между передающим и принимающим) - многократное повторение передачи палочки на максимальной дистанции более быстрому партнеру, начиная с минимальной и заканчивая максимальной скоростью передвижения.
Передающий эстафету не точно вкладывает палочку в руку принимающего партнера - многократное повторение передачи палочки разным партнерам на месте и в движении. Принимающий поздно начинает разбегаться и не достигает максимальной скорости в момент приема эстафетной палочки (передающий натыкается на него или обгоняет) - увеличить расстояние от места старта принимающего до контрольной отметки и повторить передачу эстафетной палочки несколько раз, добиваясь оптимального расстояния до контрольной отметки. Принимающий начинает медленно разбегаться и не достигает максимальной скорости в момент приема эстафетной палочки (передающий натыкается на него или обгоняет) - выполнение стартов по зрительному сигналу в полную силу, передача эстафетной палочки с более быстрым передающим. Принимающий бежит с вытянутой назад рукой (до сигнала передающего) - выполнение отведения руки назад по команде преподавателя во время бега с различной скоростью. Принимающий поворачивает голову для контроля за приемом эстафетной палочки - выполнение приема эстафетной палочки с закрытыми глазами на месте и с постепенным повышением скорости движения. Принимающий не фиксирует отведенную назад руку для приема эстафетной палочки - выполнение отведения руки назад (и фиксация ее) по команде преподавателя во время бега с высокой скоростью.
Эстафетный бег очень эмоциональный, зрелищный и доступный вид легкоатлетического упражнения. Им можно заниматься как на улице, так и в спортивном зале в любое время года. Минимум инвентаря и соревновательный характер этого вида делают его доступным и привлекательным для обучения.
Список использованных источников
1.Книга тренера по легкой атлетике/ под ред. Л.С. Хоменкова. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
2.Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры/ под общ. ред.
Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
3.Эстафетный бег: история, техника, обучение, тренировка. М., 2009/
Маслаков В.М., Врублевский Е.П., Мирзоев О.М.
4.Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов/ Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011
5.Методика обучения основным видам упражнений на уроках физической культуры в школе/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение технике эстафетного бега. Передача эстафетной палочки.
План тренировочного занатия по легкой атлетике для группы начальной подготовки первого года обучения Детско-юношеской спортивной школы....
методика обучения технике эстафетного бега
В методике описываются задачи и средства с помощью которых проводится обучение эстафетному бегу....
Методика обучения технике эстафетного бега
Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики и имеет много разновидностей. Успех в эстафете зависит от многих причин, но одна из главных — умение передавать и принимать эстафетную палочку н...
Техника эстафетного бега
Наряду с эстафетным бегом на беговой дорожке стадиона проводятся эстафетные соревнования на улицах города с этапами разной длины. Как правило, эти соревнования проводятся для смешанных команд, в котор...
Методика обучения эстафетному бегу
Методика обучения эстафетному бегу представляет собой несколько основных задач решаемых учителем, средста и методические указания....
Конспект урока на тему: « Обучение технике эстафетного бега. Бег на 100м», УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (11 кл.).
Конспект урока на тему: « Обучение технике эстафетного бега. Бег на 100м», УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (11 кл.)....
Обучение техники бега с препятствиями; эстафетному бегу
Задачи урока1. Обучение техники бега с припятствиями; эстафетному бегу.2.Развитие координации, выносливости3. Воспитание трудолюбия, коллективизма.Тип урока: обучающий.Место проведения: по точной с эл...