Система подвижных игр на совершенствование технических приемов игры в настольный теннис
статья по физкультуре на тему

Настольный теннис – одна из наиболее популярных и широко распространенных спортивных игр. Большая популярность настольного тенниса объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним позитивным воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека.

Многолетняя работа в качестве тренера – преподавателя позволяет изложить некоторые  методические положения подготовки юных теннисистов в условиях сельской школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подвижных игр на совершенствование технических приемов

 игры в настольный теннис

                                                                                  Яковлев Александр Никифорович,                                                  

                                                               тренер – преподаватель

                                                                 по настольному теннису

                                                                                 МБУ ДО «Хангаласская ДЮСШ»

                                                                 Улахан-Анский филиал,

                                                                                  с. Улахан-Ан, Хангаласский улус,

                                                                     Республика Саха (Якутия)

                                                                                                                                                                                             

Настольный теннис – одна из наиболее популярных и широко распространенных спортивных игр. Большая популярность настольного тенниса объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним позитивным воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека.

Многолетняя работа в качестве тренера – преподавателя позволяет изложить некоторые  методические положения подготовки юных теннисистов в условиях сельской школы.

        1. Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.

        2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

        3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

        4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки.

        5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней подготовки. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.

        6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками. Всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на этапах многолетней тренировки соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям спортсмена.

Общая физическая подготовка

        Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся. Особенно  благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением их абсолютных показателей. Целесообразно развивать такие качества, как гибкость, ловкость, двигательно-координационные способности. Для этого применяются широкий комплекс общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения:

-упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног; вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног;

-повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях;

-из положения виса на гимнастической стенке (или перекладине) подъем согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла ног по отношению к туловищу;

-подъем ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лежа на спине;

-подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине;

-медленный бег на время;

         -бег на короткие дистанции на время – 20 метров, 30 метров, челночный бег 5x15 метров;

-прыжки с места с толчком обеих ног; прыжки через гимнастическую скамейку, прыжки боком вправо-влево, на одной и двух ногах; в приседе вперед, назад влево, вправо;

         -подвижные игры с мячом и без мяча.

Специальная физическая подготовка

        Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в настольном теннисе мышц туловища, ног, рук.

        На возрастном уровне групп начальной подготовки неправомерно требовать от детей четкого, технически безупречного выполнения конкретных заданий в упражнениях с мячом и ракеткой. Основными педагогическими  принципами работы тренера – преподавателя считаем последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному.

        После освоения элементарных упражнений с мячом и ракеткой переходим к изучению техники простейших ударов: разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций – положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки,  кисти, предплечья, плеча;

-многократное повторение ударного движения на разных скоростях без мяча, с мячом у стенки;

-игра на столе с тренером одним видом удара,  а затем сочетание ударов справа и слева;

         -свободная игра ударами на столе.

        В связи с тем, что технический уровень и стиль игры спортсменов не одинаковы, есть необходимость, кроме плана подготовки команды, составлять индивидуальные планы тренировок.

        Система подвижных игр на совершенствование технических приемов игры в настольный теннис

Совершенствование технических приемов

Название игры

Цель

1

Передача мяча на точность

«Перекати мяч с ракетки на ракетку»

«Успей поймать»

«Меткий охотник»

«Метание мячей»

Закрепление техники передачи мяча. Развитие ловкости и быстроты реакции

2

Подача

«Лапта»

«Подай и попади»

«Снайпер»

«Крутиловка»

Закрепление техники подачи мяча. Развитие ловкости и быстроты реакции

3

Прием подачи

«Сумей принять»

«Кто лучше»

«Слепой охотник»

«Кто точнее»

Закрепление техники приема подачи мяча. Развитие ловкости и быстроты реакции

4

Способы подачи и приема мяча

«Паровозик»

«Пятнашки»

«Круговорот»

Закрепление техники подачи и приема мяча. Развитие ловкости и быстроты реакции

5

Способы передвижения

«Мини-футбол»

«Резинка»

Эстафета

Закрепление навыков передвижения во время игры

 

Практические рекомендации

        Основными формами организации учебно-тренировочной работы на всех этапах подготовки учащихся в школе являются: теоретические и практические занятия, тренировочные игры на счет, соревнования, инструкторская и судейская практика, тренировочные занятия в спортивных лагерях, учебно-тренировочные сборы, профилактические и оздоровительные мероприятия.

        Для эффективной работы тренеру необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.

        Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино- и видеозаписей. Занятия по вопросам гигиены, врачебного контроля, применения восстановительных средств и психологической подготовке, как правило,  проводят специалисты (врач, психолог, массажист и т.д.). Учащимся младших  возрастов теоретический материал преподносится в форме кратких популярных бесед. В старших группах занятия должны быть более углубленными,  продолжительностью 40 – 50 минут в виде бесед и ответов на задаваемые занимающимися вопросы. Для учащихся групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства одной их основных форм занятий является индивидуальная работа с тренером.

        

         Одна из серьезных проблем применения подвижных игр при подготовке игроков в настольный теннис состоит в том, чтобы не допустить стереотипизации.

        Для реализации задач, решаемых в процессе обучения двигательным действиям теннисистов, используются  разнообразные средства и методы.

 

рис. Структура методов обучения в настольном теннисе

        Настольный теннис характеризуется комплексным проявлением всех качеств человека, и при выполнении любых физических упражнений всегда идет сознательная установка на достижение конкретного результата, соответствующего поставленным задачам.

        Для достижения высшего спортивного мастерства необходимо освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы взаимодействовали затрата и восстановление энергоресурсов занимающихся. Для этого нужны рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.

        Теннисиста высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития.        

        По результатам многолетней работы тренером  можно сделать следующие выводы:

        1. Разработанная система подвижных игр по подготовке юных теннисистов способствует повышению спортивного мастерства, позволяет повысить эффективность подготовки юных спортсменов, результативное участие в соревнованиях различного уровня.

        2. Планирование тренировочного процесса должно способствовать планомерному росту физических и технических способностей теннисиста, функциональных возможностей основных систем его организма.

        3. Обследование развития технической подготовленности учащихся, посещающих секцию настольного тенниса, показало, что разработанная система тренировочных занятий благоприятно сказывается на совершенствовании спортивного мастерства.

        Исходя из данных выводов, можно констатировать, что разработанная система подготовки теннисистов в условиях сельской местности с применением подвижных игр позволяет совершенствовать соревновательную деятельность спортсменов, спортивное мастерство.

        Практическая значимость системы определяется тем, что разработанные на ее основе рекомендации позволят тренерам совершенствовать тренировочный процесс, способствовать планомерному росту способностей юных теннисистов.

        Ежегодно у нас проводятся улусные соревнования по возрастным группам, улусные и республиканские турниры, зональный турнир «Кубок Заречья». Юные теннисисты Хангаласского улуса – чемпионы и призеры Первенства РС(Я) среди школьников в командном и личном зачетах, Спартакиады школьников РС(Я) «Олимпийские надежды Якутии». Среди теннисистов - призеры Первенства Дальневосточного федерального округа, бронзовый призер и  участники Международных спортивных игр «Дети Азии».  Наши теннисисты принимают результативное участие во всех проводимых соревнованиях.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...

Совершенствование накатов справа и слева в настольном теннисе

Представлен материал для совершенствования накатов...

Основы методики и организации самостоятельных занятий в процессе обучения и совершенствования техники настольного тенниса.

Данная методическая  разработка  раскрывает вопросы построения тренировочного занятия, планирование и дозирование физической нагрузки, а так же правил  самоконтроля за состоянием органи...

Мастер-класс по настольному теннису «Подвижные игры, как метод развития физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»

Мастер-класс по настольному теннису по теме  «Подвижные игры, как метод развития  физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»Тема:...

Мастер-класс по настольному теннису на тему «Обучение технике наката справа и слева. Совершенствование срезки слева и справа»

Мастер-класс по настольному теннису на тему: "Обучение технике наката справа и слева. Совершенстование срезки слева и справа". Целью проводимого матер класса является изучение техники н...

Совершенствование техники защиты в настольном теннисе

Приобретение навыков скоростного наката и топ-спина удара в процессе тренировки.Закрепление правил одиночных игр.Закрепить теоретические навыки и расширить познания в образовательной области «сл...

Совершенствование техники защиты в настольном теннисе.

Приобретение навыков скоростного наката и топ-спина удара в процессе тренировки.Закрепление правил одиночных игр.Закрепить теоретические навыки и расширить познания в образовательной области «сл...