Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему
В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаги для ее решения. В процесс вовлекаются не только подростки, но и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в работе рассматривается проблема слабой мотивации учащихся СМГ к занятиям физкультурой. | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по теме «Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся специальной медицинской группы»
на курсах повышения квалификации по ИОЧ, инвариантный блок «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (23.09-27.09.2013 г.; 30.09-04.10.2013 г.)
Выполнил
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК» г.о. Отрадный
Мельникова Людмила Юрьевна
I. Актуальность занятий физической культурой
Современным обществом выдвигаются новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Особую актуальность в современных условиях приобретает формирование мотивации к учению, в частности к занятиям физической культурой.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени (с первых лет обучения двигательная активность снижается на 50% и а дальнейшем продолжает неуклонно падать), предпочтение пассивного отдыха активному – причины значительного уменьшения двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социально – биологических последствий, в частности снижение уровня здоровья и повышение заболеваемости.
В этой связи, на занятиях физической культурой, ученики делятся на три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная медицинская группа.
Занятия основной медицинской группы проходят на уроках физической культуры в рамках расписания. Учащиеся смг присутствуют на уроке, но не занимаются с классом. Их занятие вынесено в расписание после уроков, т.к. они обучаются по специально разработанной программе физического воспитания. В связи с этим некоторые учащиеся игнорируют занятия, мотивируя усталостью после учебного дня, занятостью в различных внешкольных кружках, занятиями с репетитором.
1
II. Профессиональная проблема
Таким образом возникает противоречие. С одной стороны нам нужны здоровые члены общества, которые должны принести пользу государству. С другой стороны процессы оздоровления в школе зачастую сталкиваются с большими трудностями в связи со слабой мотивацией учеников специальной медицинской группы к посещению занятий физкультурой.
Исходя из выявленного противоречия сформулирована проблема, которая состоит в формировании детской мотивации к занятиям физической культурой. Очевидна необходимость взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Таким образом, в ГБОУ СОШ №10 Образовательный центр «ЛИК» разработана и реализуется образовательная «программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений», целью которой является - формирование мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов, отнесенных к специальной медицинской группе.
Задачи программы:
- воспитание у обучающихся познавательной активности и интереса к занятиям физической культурой;
- воспитание дисциплинированности, настойчивости, силы воли;
- активное использование методов стимулирования учащихся;
- формирование способов взаимодействия и сотрудничества с родителями учащихся;
- внесение в процесс физического воспитания школьников разнообразие средств и методов обучения, форм организации деятельности.
III. Новый образовательный результат
Реализуя поставленные перед собой цели и задачи физического воспитания учитель прогнозирует результаты своей работы – приобретение учеником универсальных учебных действий.
2
Личностные результаты
В области познавательной культуры:
1.Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам.
2.Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способов профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры.
3.Владение знаниями по основам организации и проведения занятий физкультурой оздоровительной и корригирующей направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
1.Способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физкультурой.
2.Способность активно включаться в физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры:
1.Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха.
В области эстетической культуры:
1.Правильная осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений.
2.Хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой.
3.Культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
3
В области коммуникативной культуры:
1.Владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой.
2.Владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
В области физической культуры:
1.Владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях.
2.Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применять их в игровой деятельности.
Метапредметные результаты
В области познавательной культуры:
1.Понимание здоровья как важнейшее условие саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности.
2.Понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения.
В области нравственной культуры:
1.Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья.
4
2.Ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отвечать за результаты своей деятельности.
В области трудовой культуры:
1.Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.
2.Поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области физической культуры:
1.Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и содержательного накопления.
2.Владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности.
3.Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных занятий.
Предметные результаты
В области познавательной культуры:
1.Знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации.
2.Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области трудовой культуры:
5
1.Способность преодолевать трудности. Выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме.
2.Способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
1.Способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития.
2.Способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
1.Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом.
2.Способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры:
1.Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки.
2.Способность составлять планы занятий с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма.
3.Способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
6
Диагностика мотивации школьников (по А.Д.Андреевой)
Уровень мотивации | Класс | |
7 класс | 9 класс | |
Низкий | 50% | 5% |
Средний | 35% | 15% |
Высокий | 15% | 80% |
IV. Изменение в образовательном процессе
1.Формирование интереса к предмету и познавательной активности школьников основывается на системно-деятельностном подходе, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам из многочисленных информационных источников. Учитель лишь направляет ученика в нужном русле. Форма отчета – презентация, сопровождаемая рассказом ученика данной темы.
Примерные темы: «Составляющие здорового образа жизни», «Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений», «Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека, ее формирование (разработать комплекс упражнений и провести с учащимися на занятии)», «В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры» и др. Помимо общих вопросов по физической культуре и здоровому образу жизни, для учащихся СМГ актуальны знания по своему заболеванию. Характер болезни, ее течение, дозирование нагрузки на организм, не вызывая рецедивов заболевания или труднообратимых последствий для собственного здоровья. Знать комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений при конкретной патологии и уметь их выполнять.
Задача учителя: помочь ученику сориентироваться в огромном количестве средств физического воспитания, чтобы выбрать для себя наиболее оптимальные в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической
7
подготовленности.
2.Очень важной задачей для учителя является воспитание у подростка дисциплинированности, настойчивости, волевой активности.
Волевое усилие над собой – это сознательно совершаемое усилие, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности (лень, нежелание заниматься физической культурой). Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию. Формирование мотива связано а воздействием определенных внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы – это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности (учителю важно создать позитивные внешние условия, положительный эмоциональный фон занятия, создать у ученика ситуацию успеха).
Внутренние факторы – это желания, влечения, интересы, личностные убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.
Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к учебе. Поэтому очень важно с началом обучения формировать у учащегося необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физкультурой и спортом и убежденностью в
8
целесообразности этих занятий.
Учителем должны использоваться методы формирования сознания личности:
рассказ на этическую тему, разъяснение, внушение, беседа, диспут, подражательный пример.
3.Стимулы, которые находит и применяет учитель, опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учащихся к выполнению определенных действий и исключает открытое «давление», грубое принуждение.
Стимулы обучения:
Опирайтесь на желания. Важно не только то, чего желает учитель, но и то, чего хочет учащийся
Учитывайте интересы и склонности ребенка.
Поощряйте желания добиться признания.
Показывайте последствия совершаемых поступков.
Признавайте достоинства.
Одобряйте успехи.
Сделайте работу привлекательной.
Говорите иногда «надо».
Дайте обучаемому шанс.
Обращайтесь к самолюбию.
Показывайте достижения.
Хвалите.
Критикуйте, сопереживая.
4.Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учитель и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.
Задача педагога – привлечь внимание родителя к проблеме ребенка (слабое здоровье, плохая посещаемость занятий и др.), переориентация родительских
9
установок, формирование готовности родителя к педагогическому
просвещению, формирование положительных установок на сотрудничество с учителем.
Формы работы с родителями
коллективные | индивидуальные |
Общешкольные родительские собрания | Консультация педагога |
Родительские лектории | |
День открытых дверей |
4.Дети могут утомляться от физических нагрузок, однако их больше утомляет монотонность и однообразие урока. Учителю необходимо разнообразить арсенал средств физического воспитания, форм и методов организации занятий для увеличения интереса к занятиям физкультурой. В некоторые уроки можно включать не только индивидуальное выполнение упражнений, но и в группах по два, три человека. С различными предметами и без предметов, в движении и на месте. Упражнения могут иметь направленность на развитие определенного физического качества или комплексно развивать несколько физических качеств. Упражнения могут иметь игровой и соревновательный характер. Важно на уроках развивать инструкторские навыки учащихся: судейство подвижной или спортивной игры, проведения с одноклассниками комплекса общеразвивающих упражнений и др. Все это разнообразие средств очень оживляет урок, делает его интересным, эмоционально окрашенным. При всей позитивности данных форм организации учащихся, важно соблюдать технику безопасности при проведении групповых упражнений. Необходимо правильно подбирать партнеров по весо-ростовым показателям, по уровню физической подготовленности. Во избежание травматизма учащиеся должны неукоснительно соблюдать дисциплину и требования учителя, технически
10
грамотно выполнять упражнения.
V. Изменение условий, позволяющих решить профессиональную проблему
Последовательно решая поставленные перед участниками образовательного процесса задачи, учитель сможет достигнуть цели – мотивировать обучающихся спецмедгруппы на активные занятия физкультурой. Но тем не менее работая с детьми, отнесенными по состоянию здоровья в СМГ, учитель испытывает ряд трудностей:
Кадровые: нет врачебного контроля на занятиях смг. Нет четких требований для мед работников школы о том, в каком объеме они должны осуществлять врачебный контроль за детьми в процессе всего годичного цикла занятий. Деятельность школьной медсестры для группы СМГ сводится лишь к формированию списков детей после медосмотра или на основании справок от участкового педиатра.
Информационные: редко у какого педагога есть медицинское образование, поэтому крайне важна помощь педагогу в составлении корригирующей лечебной гимнастики специалистов. Ведется статистика прогрессирующих детских болезней, ее ужасающий количественный показатель хорошо известен, но тем не менее, связи между специалистами в области медицины и педагогами в образовании нет. Нет врачебного сопровождения в физическом воспитании. Деятельность врачей сводится к медикаментозному лечению.
Организационные: педагог очень нуждается в повышении уровня своей обученности для более грамотной и продуктивной работы с детьми, отнесенными к СМГ «А» и СМГ «Б». Необходимы курсы повышения квалификации.
Научно-методические: плохо в научно-методической литературе освещается вопрос физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Нет соответствующей медиатеки.
Материально-технические: мало спортивного инвентаря. На каждого ребенка не хватает обручей, скакалок, гимнастических палок, резиновых мячей и др.
11
Список использованной литературы:
- Гогунов Е.Н.Психология физического воспитания и спорта/Е.Н.Гогунов,Б.И.Мартьянов.- М: «Академия», 2000.-288с.
- Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы.- М: «Просвещение», 2010.-61с.
- Подласый И.П. Педагогика. Книга 1.Общие основы. Процесс обучения.-М: ВЛАДОС, 1999.-576с.
- Подласый И.П. Педагогика. Книга 2.Общие основы. Процесс воспитания.-М: ВЛАДОС,1999.-256с.
- ФЗ «Об образовании»//режим доступа http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1543/12.12.29-%D0%A4%D0%97_%D0%9E%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf/ дата доступа 25.10.2013г
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автореферат «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов».
Объект исследования – мотивация к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов.Предмет исследования – повышение мотивации учащихся 6-7 классов к занятиям физической культ...
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...
Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ
В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...
Формирование мотивации к занятиям физической культуры
Данный материал предоставляет социальный эксперимент по формированию мотивации к занятиям физической культуры...
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ
Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей с нарушением интеллекта средствами фитбола и аэробики
Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для образования, воспитания, успешной психофизической коррекции, социально-трудовой адаптации и интеграции умс...
Подвижная игра как средство повышение мотивации к занятиям физической культурой
Психофизическое развитие детей младшего школьного возраста. Исследование проблемы формирования культуры движений в процессе занятий физической культурой. Исследование исходного состояния проблемы разв...