ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
методическая разработка по физкультуре (6 класс)
Предварительный просмотр:
ЛФК при гиперацидной и гипоацидной формах хронического гастрита.
Озеров Г. Л.
Лечебное действие средств ЛФК заключается в нормализации процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, восстановлении нарушенных кортиковисцеральных связей, нормализации секреторной функции желудка и ликвидации воспалительных явлений в слизистой оболочке желудка. Это происходит за счет активизации лимфо- и кровообращения органов брюшной полости при воздействии средств ЛФК, регенерации слизистой за счет трофического действия средств ЛФК. Под влиянием гимнастики и массажа происходит нормализация моторной функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), улучшение эмоционального фона, восстановление утраченных двигательных навыков и образование новых, адаптация к физической нагрузке.
Методика лечебной физической культуры при хронических гастритах зависит от характера секреторной деятельности желудка.
Лечебное действие средств ЛФК заключается в возможности нормализации секреторной функции желудка при выполнении мышечной работы определенной интенсивности, темпа и в определенное время в зависимости от фазы пищеварения. Так, повышение секреторной функции желудка достигается с помощью умеренной физической нагрузки, назначаемой за 1,5-2 часа до приема пищи или через 1,5-2 часа после еды, угнетение секреторной функции желудка наблюдается при назначении физических упражнений в период действия пищевой доминанты (т. е. непосредственно перед или сразу после приема пищи). Повышенная секреторная активность снижается при выполнении упражнений в медленном темпе, монотонном характере движений. Эмоционально насыщенные занятия стимулируют секреторную функцию желудка. Средства ЛФК способствуют уменьшению и ликвидации воспалительных явлений в слизистой желудка за счет трофического действия, активизации репаративных (восстановительных) процессов при проведении упражнений, усиливающих лимфо- и кровообращения в брюшной полости, приводят к нормализации эвакуаторной (моторной) функции желудочно-кишечного тракта. Назначение общеразвивающих упражнений и подвижных игр оказывает общестимулирующее влияние, способствует повышению неспецифической сопротивляемости организма и созданию положительного эмоционального фона, приводит к предупреждению утраты двигательных навыков и образованию новых двигательных навыков.
В периоде стихания обострения (при уменьшении или исчезновении болей) задачи ЛФК следующие: ликвидация болевого синдрома, улучшение нарушенной секреторной функции желудка, улучшение моторики желудочно-кишечноготракта. К общим задачам ЛФК относят: улучшение психо-эмоционального состояние; адаптация к нагрузкам более высокого двигательного режима.
В методике проведения занятий, при хронических гастритах с пониженной секреторной функцией желудка, используются общеразвивающие упражнения для мелких и средних мышечных групп с небольшим количеством повторений в среднем темпе. Специальные упражнения для мышц брюшного пресса из облегчающих исходных положений (без значительного повышения внутрибрюшного давления). Дыхательные статические упражнения с ограниченной амплитудой движения грудной клетки и диафрагмы.
Применяются игры малой подвижности.
Специальное занятие проводится в режиме нагрузки - ниже средней интенсивности (ЧСС до 120 уд/мин). Исходные положения - лежа и сидя, занятие проводится за 1 -1,5 часа до приема пищи. Обязателен положительный эмоциональный фонд занимающихся, поэтому часть упражнений может выполняться по игровой методике.
При гастритах с повышенной и нормальной секреторной активностью в методике проведения занятий используются общеразвивающие упражнения для средних мышечных групп в медленном темпе с большим количеством повторений, упражнения в расслаблении, статические и динамические дыхательные упражнения. Упражнения для мышц брюшного пресса используют ограниченно (особенно при наличии даже минимальных болевых ощущений).
Применяются игры малой подвижности, но с большим количеством повторений одних и тех же игровых элементов, в медленном темпе выполнения и нагрузкой на средние мышечные группы.
Нагрузка ниже средней интенсивности (ЧСС до 120-130 уд/мин). При уменьшении и ликвидации болевого синдрома интенсивность нагрузки постепенно повышается до среднего уровня (ЧСС до 140-150 уд/мин).
Специальные задачи ЛФК в периоде ремиссии: нормализация секреторной функции желудка; уменьшение и ликвидация воспалительных явлений в слизистой оболочке желудка, создание благоприятных условий для репаративных процессов, нормализация моторной функции желудочно-кишечного тракта.
Общие задачи ЛФК: повышение неспецифической сопротивляемости организма, адаптация к возрастающей физической нагрузке, нормализация эмоционального фона, предупреждение задержки двигательных навыков и физических качеств, образование новых в соответствии с уровнем развития.
При гастритах с повышенной секреторной функцией в период ремиссии в методике ЛФК используют общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в виде последовательно проводимых серий упражнений. Например, встать, руки на пояс, присесть, встать, наклониться направо, влево, сесть, согнуть правую ногу, согнуть левую ногу, выпрямить ноги и т. д. Такой вариант выполнения упражнений (в сочетании с упражнениями, проводимыми по игровой методике) позволяет активизировать внимание занимающихся и поддерживать у них бодрое настроение. Количество повторений ОРУ - небольшое. На фоне общеразвивающих упражнений применяют специальные упражнения для мышц брюшного пресса из исходных положений лежа, сидя, стоя, выполнение которых способствует улучшению кровоснабжения гастродуоденальной зоны, активизирует секрецию желудка. Включаются упражнения на координацию движений, требующие быстрой реакции. Применяют игры ниже средней и средней подвижности, с включением движений для брюшного пресса, элементов на внимание и координацию движений.
Занятия лечебной гимнастикой проводятся за 1,5-2 часа до приема пищи, либо через 1,5-2 часа после еды. Целесообразно сочетать ЛФК с приемом минеральной воды - занятие проводится за 20-40 минут до ее приема с целью активизации кровообращения в желудке. Нагрузка в занятии ниже средней и начальные режимы средней интенсивности (ЧСС до 130-140 уд/мин).
В методике ЛФК при хронических гастритах с повышенной и нормальной кислотообразующей (секректорной) функцией желудка используют простые общеразвивающие упражнения, выполняемые в среднем темпе: специальные упражнения для мышц брюшного пресса проводятся из облегчающих исходных положений без значительного повышения внутрибрюшного давления. Используются упражнения на расслабление. Нагрузка обычно средней интенсивности (ЧСС от 120-130 до 150-160 уд/мин).
При условии хорошей толерантности к физическим нагрузкам, интенсивность занятий увеличивается, применяют общеразвивающие упражнения в возрастающей дозировке с большим количеством повторений и с использованием отягощения и сопротивлением (н/мячи, гантели, партнер). Интенсивность нагрузке после отдельных упражнений достигает выше средней интенсивности (ЧСС до 170-180 уд/мин). Однако специальные упражнения для мышц брюшного пресса ограничены и проводятся без значительных усилий и повышения внутрибрюшного давления. Следует отметить, что целесообразно проведение занятий непосредственно перед приемом пищи, либо сразу после еды, в период действия пищевой доминанты для ее торможения, хотя это и не желательно.
При сочетании ЛФК с приемом минеральной воды ЛГ проводят между дневным приемом воды и обедом, в таком сочетании оказывается тормозящее действие на секрецию желудка. Используются упражнения в основных движениях (бег, прыжки, ходьба, ходьба в приседе) при условии достаточной подготовки кардиореспираторной системы студента, так как интенсивность при выполнении данных упражнений должна быть выше средней.
Используются подвижные игры средней и большой подвижности. Возможно применение спортивных игр (волейбол, баскетбол, ручной мяч) по упрощенным правилам и эстафет.
Оценка эффективности применения ЛФК проводится по динамике субъективных ощущений студента, данных объективного обследования, функциональных исследований желудка. Восстановление толерантности к физическим нагрузкам определяют по функциональным показателям (пробам) кардиореспираторной системы, а также физической работоспособности или степ-тесту.
Авторская справка: Озеров Г. Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал "В помощь учителю" по творчеству М. Цветаевой
Цветаева есть тайна. И эту тайну надо разгадать, и если будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, потому, что Цветаева, как огромный океан, и каждый раз, погружаясь в него, твое с...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Рабочая программа по обучению физической культуре детей пятых классов. Автор-разработчик: учитель по физической культуре Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по обучению физической культуре детей пятых классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся 5-го «Б» класса. Составитель: учитель по физической культуре
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры ...
В помощь учителям по физической культуре!
Книги-учебники - читать он-лайн...
Программа ДПОУ проведения занятий по физической культуре «Детский фитнес» Составитель: Учитель по физической культуре Федотова Л.А.. с. Верх- Коен, 2018г
Здоровья детей явлается как никогда ранее актуальной....
В помощь учителю по физической культуре - Береги здоровье смолоду!
Данный материал пригодится каждому учителю физической культуры. Необходимо постоянно следить за состоянием своего здоровья, избегать ситуаций, в которых вы можете травмировать товарища или получить тр...