Автор Матвеевой И.А. Значение и разнообразие подвижных игр, в развитии координационных способностей у обучающихся спортивных школ на отделении волейбол.
методическая разработка по физкультуре на тему
Методическая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №17»
Значение и разнообразие подвижных игр, в развитии координационных способностей у обучающихся спортивных школ на отделении волейбол.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Автор: тренер-преподаватель
Матвеева И.А.
г.Самара
2016 г.
Задачи, особенности организации и проведения подвижных игр, подготовительных к волейболу
Общими задачами, на решение которых направлены подвижные игры, являются:
- укрепление здоровья, закаливание, содействие правильному физическому развитию;
- разностороннее и гармоническое духовное развитие;
- содействие приобретению необходимого минимума знаний в области гигиены, медицины, физического воспитания и спорта;
- обучение жизненно важным двигательным умением и навыкам, применению их в разных по сложности условиям;
- развитие основных двигательных способностей (В. Яковлев, 1975; Г.П. Богданов 1985; комплексная программа физического воспитания учащихся I- ХI классов общеобразовательной школы, 1998- 2004 г.).
Непосредственно в работе с учащимися при проведении подвижных игр, направленных на подготовку к овладению техникой приемов игры в волейбол. Решаются следующие задачи:
¬ совершенствование скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей в сочетании с выносливостью и силой.
¬ воспитание согласованности действий, взаимопомощи, творческой активности (Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. 1967; Железняк Ю.Д., Слунский Ю.Н., 1989; Иващенко В.М., Флейгель И.Г., 1990).
¬ вооружение учащихся техническими приемами, обеспечение надежности выполнения технических приемов с учетом игровой ситуации (Железняк Ю.Д., 1978; Фурманов А.Г., 1983).
¬ развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей (Железняк Ю.Д., Слунский Ю.Н., 1989; Фурманов А.Г., 1989).
В организации подвижных игр решающая роль должна принадлежать педагогу (В. Яковлев, 1975). Он должен обладать способностью до предела сокращать расстояние между собой и детьми. Решать эту задачу помогает игра. Учитель должен создать условие для активного участия в игре всех занимающихся.
Подвижные игры проводятся обычно фронтальным или групповым методом. В первом случае все играющие в одну игру (иногда разделившись на 2- 3 группы).
Во втором случае игры применяются для решения разных образовательных задач, и тогда одновременно в классе проходит не одна, а две-три игры. Хорошей организации урока способствует: правильный подбор игр в зависимости от качества времени, места их проведения и контингента занимающихся, обеспечение нужного инвентаря, организация играющих, своевременное и четкое обеспечение всех условий и правил.
Организация играющих – важная предпосылка для успешного хода игры. Объяснение игры проходит, когда участники построены и распределены по командам. Этому правилу изменять нельзя. Следует пояснить, что изложение игры надо сопровождать показом. Это помогает лучше понять игру. Преподаватель занимает место не в центре, а в ряду играющих (Коротков И.М., 1994; Васильков Г.А., Васильков В.Г., 1985; Фурманов Г.А., 1989). Любую игру нужно объяснить примерно по следующей схеме:
- название игры;
- роль играющих и их расположение на площадке;
- ход игры;
- цель игры;
- правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.
Давать сигнал к окончанию игры лучше всегда тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомление. Необходимо для участников окончание игры может вызвать отрицательную реакцию.
После игры полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Наблюдая за игрой, подводя ее итоги, учитель может оценить знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно и согласованно действовать в игре, умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия (Иллер Е.М., 1971, 1977; Железняк Ю.Д., Слунский Ю.Н., 1989; Иващенко В.П., Фейгель И.Г., 1990).
В методике обучения подвижным играм необходимо руководствоваться методическими принципами. Это выражает о осознанном восприятии игр участниками, активом участии в них, в проявлении детской инициативы и творчества. Последовательность применения игр на уроках, объем и содержание их должны быть заранее спланированы, а процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер (Кузнецов В.С., Холодов Ж.К., 1984).
Все это требует четкой педагогической группировки игр. Разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор и использование игрового материала в педагогической практике для решения различного рода задач.
К первой группе, с точки зрения А.Г. Кравца (1982), относится игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Этот вид наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Борьба за мяч», «Вызов», «Мяч капитану»). Изменчивость игровой обстановки, внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требует от участников верных решений и быстрых действий, то есть проявление уже выработанных двигательных умений и навыков по волейболу, применяемых в условиях и сочетаниях (А.Г. Кравец, 1982; Былеева Л.В., Григорьев В.М., 1985).
Ко второй группе отнесены игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой, нередко применяются различные варианты тактики, но не могут оказывать прямого влияние на действия игроков другой команды («Пионербол», «Перестрелка», «Передал-садись», «Встречная эстафета с мячом»).
Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действие проводятся в порядке очередности и по возможности с небольшим мастерством, точность и быстротой («Гонки мячей», «Передал-садись», «Эстафета с мячами»).
Все перечисленные выше группы подвижных игр имеют много общего, несмотря на различную структуру. Они регламентированны правилами, действия играющих направлены на достижение условной цели, победа достигается ценой коллективных усилий.
Важной особенностью подготовленных игр к волейболу является то, что вариативность приемов и действий их происходит в зависимости от изменения ситуаций. Специально могут быть подобраны игры для освоения перемещений и передач мяча, а так же для ориентации на зрительный сигнал, что в волейболе очень важно («Над собой и о стенку», «По подземной мишени», «Попади в квадрат»). Техника игры двумя руками сверху хорошо закрепляется в таких играх, как «Мяч среднему», «Передал – садись» (с использованием расстояний) «Не давай мяч среднему», «Бросай – беги» (с последующим перемещением).
Подбирая ту или иную игру, следует учитывать подготовленность группы, ее физическую и техническую оснащенность в плане тех задач, которые будут решаться в процессе игры. Следует учитывать еще такие факторы, как состав группы (количественный, по полу), место проведения (зал, площадка), а так же наличие соответствующего инвентаря.
Для решения задач обучения техническим приемам в волейболе следует использовать два пути обоснованного подбора игр. Первый путь – логическое сопоставление двигательных действий и подвижных игр с определением адекватности отдельных фаз движений или их основных компонентов. Второй путь – это непосредственное обоснование полезной взаимосвязи подвижной игры и волейбола на основе установления навыков, приобретаемых в процессе участия в играх. (Геллер Е.М., 1971, 1977; Железняк Ю.Д., 1978; Иващенко В.П., Фейгер И.Г., 1990).
Методика отбора и использование подвижных игр в уроках физической культуры весьма разнообразна. В ней таятся неиспользованные резервы повышения эффективности и плотности урока.
Этот возрастной этап приходится на период полового созревания, когда в организме детей происходят сложные перестройки в работе различных физиологических органов и систем с приближением их к нормам возрастных людей. Роли и развитие детей происходят не равномерно. Общее явление присуще детям в этот период – это увеличение скорости роста длины тела, которая может достигаться 10 см в год. Поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, они имеют большие размеры тела. Отчетливо проявляются признаки неравномерного роста частей тела, что приводит к их диспропорций. Возрастает вес тела подростка в результате увеличение мышечной масс и длины тела. (Антропова М.В., 1982; Фомин Н.А., 1992).
Наблюдается усиление окислительных и активизация ассимиляторных процессов, нарастание функциональных результатов организма, усиление морфологической и функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов (Колесов Д.В., 1986).
Повышается активность щитовидной железы и надпочечников, обеспечивающих появление вторичных половых признаков, стимулирующих рост и развитие мускулатуры и скелета. В состоянии усиленного роста находятся трубчатые кости, продолжается завершение образования костей таза, формирование изгибов позвоночника, окостенение хрящевой ткани. Позвоночный столб по-прежнему подвижен и податлив. Поэтому в связи с отставанием развития мышечной ткани отростка костного скелета при неблагоприятных условиях могут возникнуть различные нарушения осанки или деформация позвоночного столба, что нередко сопровождается изменением различных органов и систем (Хрущев С.В., 1980).
У подростков в покое состав периферической крови такой же, как и у взрослых, различие обнаруживается только при мышечной работе.
Размеры сердца близки к величине взрослого, но отмечается узость сосудов, что ведет к ухудшению снабжения организма питательными веществами и кислородом. Увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает объем сердца, несколько увеличивается частота пульса. Это позволяет учащимся справляться с достаточно высокими физическими нагрузками.
Жизненная емкость легких составляет у подростков 2500 мл, снижается частота дыхания за счет развития вегетативной нервной системы и регулярных функций.
К окончанию пубертального периода легочная вентиляция при напряженной мышечной работе приближается к показателям взрослого человека (100 л/минуту и более). Максимальное потребление кислорода (МПК) составляет менее половины уровня МПК в 18-19 мин (Фимин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1992г.)
Организм детей этого возраста отличается способностью быстро настраиваться на предстоящую работу, что объясняется большой подвижностью первых процессов, интенсивным развитием коры головного мозга, увеличивающейся способностью к образованию прочных условных рефлексов. К 13-14 годам возрастает уровень двигательных анализов, улучшается координация движений. (Колесов Д.В., Сельверова Н.Б., 1978). Подростковый возраст, остро протекающий период перехода от детства к взрослости: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми (Фельдштейн Д.И., 1988).
У подростка зачастую проявляется неприятие оценок взрослых, независимо от их правоты. Собственное чувство взрослости в том, что подросток не хочет, чтобы его считали ребенком (Чуткина Н.И., 1984).
Трудности в воспитании школьников этого возраста проявляются тогда, когда воспитательные меры воздействия применяются без учета особенности этого возраста. Таких как: осознание себя как личности, критическое отношение к окружающему, требование уважение к себе (Стамбулова Н.Б., 1978).
Возрастные предпосылки формирования движений и совершенствования двигательных способностей подростков.
Как известно обучение новым движениям основывается на естественных возрастных предпосылках и проявления элементарных двигательных актов. Развитие двигательной функции идет крайне не равномерно. По мере созревания опорно-двигательного и центральных механизмов регуляции способность к овладению новыми движениями возрастает (Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1991).
В подростковом возрасте в связи с преобладанием отвлеченного мышления условные двигательные рефлексы на словесные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные предметные раздражители. Поэтому обучение движениям с преимущественным использованием словесных методов является физиологически обоснованным. Подростки отличаются повышенной возбудимостью, которая проявляется в высокой двигательной активности и в непорядочности движений. Основная значимость и смысл занятия физическими упражнениями у подростка идет через овладение навыками (Стамбулова Н.Б., 1978; Фомин Н.А., Вавилов Н.Ю., 1991, 1992) Неустойчивость психики подростка требует постоянного поддержания интереса к физическим упражнениям. Они должны быть эмоциональными, но при этом не слишком сложными. Задание следует подбирать так, чтобы они не отталкивали своей трудностью и в то же время требовали определенного напряжения при их выполнении (Любомирский Л.Е., 1979; Гужаловский А.А., 1978, 1980).
Формированию двигательных навыков должна предшествовать работа, направленная на развитие тех двигательных способностей, которые проявляются при их выполнении (Гужаловский А.А., 1980; Ломейко В.Ф., 1980; Матвеев Л.П., 1991).
Рационально построенная система занятий физическими упражнениями стимулирует биологические процессы, усиливая рост и развитие органов и тканей организма. Однако эти воздействия не должны вносить принципиальные изменения в закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции ребенка (Антронова М.В., 1992; Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1991, 1992).
Осуществляемый в неразрывной взаимосвязи с обучением двигательным действием процесс развития двигательных способностей направлен в школьном возрасте на то чтобы:
∙ Во первых, содействовать развитию и проявлению тех двигательных способностей, для прогрессирования которых на определенных степенях возрастного развития складываются наиболее благоприятные биологические предпосылки.
∙ Во вторых, уменьшить возрастные задержки в развитии определенных форм проявления двигательных способностей, исправить возможные отклонения от нормального хода развития тех или иных способностей, происходящие вследствие временного нарушения двигательного режима, заболеваний и других причин (Гужаловский А.А., 1980).
Важнейшим требованием методики совершенствования двигательных способностей в период возрастного становления организма относятся всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностей возрастного становления (Гужаловский А.А., 1980; Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1991).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие координационных способностей на уроках физической культуры по волейболу
Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью...
Комплекс подвижных игр на развитие координационных способностей у младших школьников
Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. ...
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 8 – 9 ЛЕТ
ВведениеАктуальность работы.В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого реб...
Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».
Цель - развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью подражательными упражнениями....
Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Развитие координационных способностей посредством прыжковой деятельности" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.
Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Развитие координационных способностей посредством прыжковой деятельности" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....
Подвижные игры на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Подвижные игры на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста...
Технологическая карта к уроку физической культуры "Основные приемы игры в волейбол. Передача мяча сверху двумя руками. Развитие координационных способностей"
Технологическая карта к уроку физической культуры. Тип урока-открытие новых знаний....