программа дополнительного образования "Настольный теннис"
материал по физкультуре на тему
Авторская программа по настольному теннису разработана для учащихся 10-17 лет на основе нормативных документов Минестерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №51 г. Краснодар
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического/методического совета Директор МБОУ СОШ №22
Протокол № ______ от ____________ ______О.В. Тропина
Приказ №___________
От «____»___________ 20__ г
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«__________Настольный теннис__________________________»
(Указывается наименование программы либо наименование объединения)
Направленность ______игровая деятельность____________
Уровень ______базовый______________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Рассчитана на детей от __10_ до __16__ лет
Срок реализации (общее количество часов) ____68 часов__________
Яничева Виталия Олеговна ,
учитель физической культуре______
Краснодар, 2016
1. Пояснительная записка
Авторская программа по настольному теннису разработана для учащихся 10-17 лет на основе нормативных документов Минестерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика учебного предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье.
Цели:
- укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков;
- воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
- развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
- формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
задачи:
- приобретение теоретических и методических знаний;
- овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
- повышение спортивной квалификации.
- воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
- воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
- воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
- воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно БУП МОУ «СОШ с.Сосновка» организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность по физической культуре (настольный теннис) составило 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Виды программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Теория | 4 |
2 | Общефизическая подготовка | 3 |
3 | Специальная физическая подготовка | 3 |
4 | Обучение техническим приёмам | 9 |
5 | Интегральная подготовка | 6 |
6 | Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра | 9 |
7 | Итого: | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование по настольному теннису
Календарные сроки | Календарные сроки | Количество часов | |
№ | Дата | ||
1 | Вводное занятие. Изучение правил игры и техника безопасности. | 1 | |
2 | Гигиена и врачебный контроль. Изучение элементов стола и ракетки. | 1 | |
3 | Набивание мяча ладонной стороной ракетки. Хватка ракетки. | 1 | |
4 | Набивание мяча тыльной стороной ракетки. Открытая и закрытая ракетка. | 1 | |
5 | Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки. | 1 | |
6 | Изучение хваток. Изучение плоскостей вращения мяча. Изучение выпадов. | 1 | |
7 | Передвижение игрока приставными шагами. | 1 | |
8 | Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение подачи. | 1 | |
9 | Обучение техники подачи прямым ударом, совершенствование плоскостей вращения мяча. | 1 | |
10 | Обучение подачи «Маятник». Игра-подача. | 1 | |
11 | Учебная игра с элементами подач. | 1 | |
12 | Обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник», соревнования в группах. | 1 | |
13 | Совершенствование подачи «Маятник», «Веер», техника отскока мяча в игре. | 1 | |
14 | Обучение техники «срезка» мяча. | 1 | |
15 | Совершенствование техники срезки в игре. | 1 | |
16 | Совершенствование техники «срезки» слева, справа. Игра с применением срезок. | 1 | |
17 | Учебная игра с ранее изученными элементами. | 1 | |
18 | Соревнование в подгруппах. | 1 | |
19 | Совершенствование техники движения ногами, руками в игре, техника подач. | 1 | |
20 | Совершенствование техники постановки руки в игре, расстояния до стола, высота отскока. | 1 | |
21 | Обучение техники «наката» в игре. | 1 | |
22 | Изучение вращения мяча в «накате». | 1 | |
23 | Обучение техники «наката» слева, справа. | 1 | |
24 | Совершенствование техники «наката», применение в игре. | 1 | |
25 | Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов. | 1 | |
26 | Учебная игра по совершенствованию изученных элементов в игре теннис. | 1 | |
27 | Изучение техники вращения мяча и движение руки в элементе «подставка». | 1 | |
28 | Применение «подставки» в игре. | 1 | |
29 | Изучение техники выполнения «подставки» слева. | 1 | |
30 | Изучение техники выполнения «подставки» справа | 1 | |
31 | Занятия по совершенствованию техники элемента «подставка» слева, справа. | 1 | |
32 | Совершенствование в группах по качеству элементов игры. | 1 | |
33 | Изучение техники элемента «подрезка», движение руки, ракетки , ног. | 1 | |
34 | Применение элемента «подрезка» в игре. | 1 | |
35 | Совершенствование элемента «подрезка» справа, слева в отрабатывание на столе. | 1 | |
36 | Совершенствование изученных элементов в игре. | 1 | |
37 | Изучение технического приёма «свеча». | 1 | |
38 | Совершенствование технического приёма «свеча» в игре. | 1 | |
39 | Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча». | 1 | |
40 | Учебная игра для совершенствования учебных элементов. | 1 | |
41 | Изучение элемента «стоп-спин». | 1 | |
42 | Изучение элементов «топ-спин» справа, слева. | 1 | |
43 | Совершенствование приёмов «топ-спина» в игре | 1 | |
44 | Занятия для совершенствование ранее изученных элементов | 1 | |
45 | Учебная игра, соревнования среди занимающихся. | 1 | |
46 | Игра накатами справа по диагонали. Актуальность настольного тенниса. | 1 | |
47 | Игра накатами слева по диагонали. Движение ракеткой и корпусом | 1 | |
48 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола. | 1 | |
49 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола. | 1 | |
50 | Откидка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 3 мин). | 1 | |
51 | Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин). | 1 | |
52 | Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (по 10 попыток). | 1 | |
53 | Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (по 10 попыток). | 1 | |
54 | Дневник самоконтроля. Ортостатическая проба. Измерение давления и ЧСС. | 1 | |
55 | Передвижения у стола, работа ног, выпады. Перемещение центра тяжести игрока. | 1 | |
56 | Обучение игру ударом-толчок. Набивание мяча на ракетке. | 1 | |
57 | Влияние на организм и роль физической подготовки. Дыхательные упражнения. | 1 | |
58 | Игровые приёмы в настольном теннисе и способы их выполнения. | 1 | |
59 | Стили игры: нападение, защита, комбинированная игра. Учебная игра. | 1 | |
60 | Удары "накат" и "вращение" по направлениям. Учебная игра. | 1 | |
61 | Значение психологической подготовки. Учебная игра. | 1 | |
62 | "Накат" и "вращение" по направлениям. Учебная игра. | 1 | |
63 | Передвижение возле стола в игре по направлениям. | 1 | |
64 | Удар "подрезка". Учебная игра. | 1 | |
65 | Выполнение подачи в заданную зону стола. | 1 | |
66 | Обучение игровым приёмам "подставка", "плоский удар". | 1 | |
67 | Соединение приёмов: "накат" - "вращение", "вращение" - "подставка". | 1 | |
68 | Развитие силы, скорости, ловкости, гибкости. Эстафеты с ракеткой. | 1 |
5. Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения настольного тенниса ученик должен
знать/понимать:
- историю развития настольного тенниса;
- о месте и значении игры в системе физического воспитания;
- о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
- правила игры;
- правила безопасности игры.
овладеть:
- теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.
приобрести:
- навык участия в игре и организации самостоятельных занятий.
уметь:
- выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и провести самостоятельные занятия по настольному теннису.
6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям настольным теннисом.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Отметка «5» - учащийся демонстрирует разнообразные упражнений с мячром и ракеткой. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
7. Перечень учебно-методического обеспечения
- Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.
- Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
- Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980.
- В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1988 г.
- Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.
- Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/07/picture-95546.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования «Настольный теннис»
пояснительная запискаПрограмма «Настольный теннис» является модифицированной. При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Бар...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-240971-1365864125.jpg)
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».
Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-490163-1412270837.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования по настольному теннису.
Программа адаптированна для детей с речевыми нарушениями....
дополнительная образовательная программа по настольному теннису
внеурочная деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-535352-1417331185.jpg)
Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"
Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-285601-1377589714.jpg)
Программа дополнительного образования "Настольный теннис"
Программа дополнительного образования "Настольный теннис"...
Рабочая программа дополнительного образования «Настольный теннис» .
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов....