Занимательные шахматы
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования города Москвы
«Дворец творчества детей и молодёжи имени А. П. Гайдара»
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор …..… __________________(инициалы, фамилия) Приказ № __________от «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательные шахматы». Интеллектуальные игры.
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Автор-составитель программы:
Мокшанова Алла Бенедиктасовна,
педагог дополнительного образования
Москва- 2017 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы:
социально – педагогическая.
1.2.Уровень освоения программы: ознакомительный
1.3.Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
«Шахматы - это море, в котором колибри может напиться, а слон – искупаться» - звучит индийская пословица. В.В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: «Шахматы делают человека мудрее и дальновиднее, и помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперед».
В каждом из детей живет гений, которого надо разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Шахматная игра развивает наглядно-образное и логическое мышление, внимание и память, способствует развитию воображения и творчества, воспитывает усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.
Как правило, дети, умеющие играть в шахматы, намного лучше учатся в школе. Шахматы являются маленькой моделью жизни: все навыки, приобретённые в процессе занятий шахматами, помогут ребёнку в будущем, кем бы он ни стал. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребёнка. Шахматы являются маленькой моделью жизни, все навыки, приобретенные в процессе занятий шахматами, помогут ребенку в будущем, кем бы он ни стал.
Все дети изначально талантливы. Знакомя детей с элементарными правилами игры в шахматы, надо помочь им усвоить извечную истину: шахматы - дело занимательное, увлекательное, но и сложное увлечение. Шахматы - это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. И пусть не все дети в конечном итоге станут чемпионами, но хочется верить в то, что в их сердцах навсегда останутся драгоценные минуты, проведённые рядом с шахматной доской, фигурами и миром волшебных возможностей!
Актуальность программы «Занимательные шахматы» состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга детей, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
На практике было подтверждено, что педагогическая целесообразность программы заключается в том что, дети, вовлечённые в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе. Игра в шахматы положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.
Новизна программы направлена на создание условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка, путём использования комплекса педагогических технологий: здоровьесберегающих, игровых, развивающего обучения, проблемного обучения и т. д.
1.4. Отличительные особенности программы.
Программа предусматривает 3 этапа обучения:
1этап: На данном этапе решаются следующие задачи: воспитание у детей способности к восприятию требований педагога, внимательности, послушания, усидчивости. Происходит ввод детей в мир шахматных фигур, ознакомление с шахматной доской.
Для детей 6-10 лет учебно-тематический план составлен с учетом их психолого- возрастных особенностей, при этом основной задачей является - пробудить интерес к шахматной грамоте.
Для этого необходимо сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, умение слушать и выполнять требования педагога. Весь процесс обучения строится на поддержании интереса к шахматам, ведении детей от успеха к успеху. Из опыта работы установлено, что более продуктивные занятия - это групповые по 8-10 человек в группе.
2 этап. Продолжение интеллектуально-психологического развития ребёнка по подготовке его к введению в мир шахматной игры. Изучение основных правил шахматного букваря. Получение первых навыков и умений вести шахматную партию.
Дети этого возраста достаточно мотивированы для шахматных занятий. Они знакомы с геометрией шахматной доски, шахматной нотацией.
3 этап. Продолжается работа по закреплению положительных черт характера, ребята учатся играть простые любительские партии, а также участвовать в групповых шахматных соревнованиях.
Программа «Занимательные шахматы». Интеллектуальные игры, разрабатывалась на основе следующих документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»;
- Приказ Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»;
- Приказ Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922»;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».
1.5.Цель программы: обучение детей основным начальным приёмам и правилам игры в шахматы.
1.6.Задачи программы.
Учебные:
- популяризация шахматной игры среди детей;
- обучение детей шахматной грамоте;
- формирование общей культуры посредством обучения игры в шахматы.
Развивающие:
- тренировка памяти, внимания, воображения, способности к общению, духа
соперничества;
- развивать умение решать простые шахматные задачи.
Воспитательные:
- воспитание у ребенка выдержки, воли, стойкого характера и интереса к игре;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения шахматной грамоты.
Задачи решаются в комплексе, соответствуют возрастным особенностям детей и способствуют более эффективному процессу обучения детей младшего школьного возраста первоначальным навыкам игры в шахматы.
1.7.Категория обучающихся.
Программа разработана для учащихся 6-10 лет. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).
1.8.Срок реализации программы. 1 год.
1.9.Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы:10-12 человек.
Режим занятий. Программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
1.10.Планируемые результаты освоения программы.
По окончании обучения учащиеся будут знать:
- азы свода шахматных правил;
- шахматную терминологию;
- основные правила ведения партий;
- знать геометрию шахматной доски и шахматной нотации;
- биографию известных шахматистов.
По окончании обучения учащиеся будут уметь:
- применять на практике полученные знания;
- формировать навыки культуры игры между сверстниками;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный (тематический) план
Допускается корректировка программного содержания занятия, количество установленных для каждого цикла учебных часов, последовательности изучения тем в зависимости от конкретных условий работы, особенностей детей, успешности освоения ими программного материала.
№ | Наименование базовых разделов, тем | Теория | Практика | Всего учебных часов | Форма аттестации |
1 | Введение | 1 | - | 1 | Игровые шахматные этюды |
2 | Шахматная доска | 3 | 5 | 8 | |
3 | Шахматные фигуры | 4 | 13 | 17 | |
4 | Начальная расстановка фигур | 1 | 4 | 5 | |
5 | Ходы и взятие фигур | 4 | 10 | 14 | |
6 | Цель шахматной партии | 1 | 5 | 6 | |
7 | Игра всеми фигурами из начального положения | - | 19 | 19 | |
8 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | |
Итого: | 14 | 58 | 72 |
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение. Организация рабочего места.(1час)
Теория: Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по
противопожарной защите.
Тема 2. Шахматная доска. (8часов)
Теория(3ч.) Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
Практика(5ч.) Дидактические игры и задания: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Составь доску».
Тема 3. Шахматные фигуры. (17 часов)
Теория(4ч.) Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практика(13ч.) Дидактические игры и задания:«Волшебный мешочек», «Угадай»
«Секретная фигура», «Что общего?», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало?»,
«Большая и маленькая».
Тема 4. Начальная расстановка фигур. (5 часов)
Теория(1ч.) Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из
фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой
фигур.
Практика(4ч.) Дидактические игры и задания: «Мешочек», «Да и нет»,
«Мяч», «Лабиринт», «Путаница»
Тема 5. Ходы и взятие фигур.(14 часов)
Теория(4ч.) Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки. Взятие на проходе, превращение пешки.
Практика(10ч.) Дидактические игры и задания: «Кратчайший путь», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Цепочка», «Атака фигуры», «Двойной удар», «Лабиринт», «Один в поле воин».
Тема 6. Цель шахматной партии. (6 часов)
Теория(1ч.) Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и
её правила.
Практика(5ч.) Дидактические игры и задания: «Шах или не шах», «Пять шахов»,
«Мат или не мат», «Перехитри», «Часовые».
Тема 7. Игра всеми фигурами из начального положения. (19часов)
Теория Общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Практика(19ч.) Дидактические игры и задания: «Два хода», «Шахматный
колобок», «Шахматная репка», «Школа», «Захват центра».
Тема 8. Итоговое занятие. (2часа)
Практика Итоговое занятие «Маленький шахматист». Контроль знаний по
пройденным темам. Сюжетная линия – путешествие по шахматному королевству,
где необходимо выполнить ряд заданий, для того, чтобы можно было продолжить
свой путь.
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Способы проверки: проводится мониторинг промежуточный (уровень освоения ребёнком программного материала); итоговый (как ребёнок компетентен в том, что он приобрёл, и как он может применить эти знания на практике), где ребёнок решает шахматные этюды.
Полученные путем наблюдения за детьми на занятиях результаты анализируются и систематизируются посредством мониторинга.
Уровни освоения программы:
- высокий (ребенок активен, может самостоятельно применить на практике знания,
доводит работу до конца, способен сделать самостоятельный вывод и т. д);
- средний (ребенок часто активен на занятиях; время от времени затрудняется
самостоятельно применить свои знания к ситуации; способность сделать вывод
неустойчива; ребенок опирается на помощь взрослого и т.д.);
- достаточный (ребенок редко активен на занятиях; не может применить усвоенные знания на практике; редко включается в выполнение творческих заданий; делает выводы только совместно с взрослым и т.д.)
Из истории шахмат
Шахматы – это древняя игра. Даже сегодня ее происхождение остается тайной. Её прародительницей считают чатурангу, в которую играли в Индии 13 веков назад, а возможно, и еще раньше. Согласно индийской легенде изобрел игру человек по имени Сисса, воспитатель принца.
В награду за свое изобретение Сисса попросил столько пшеничных зерен, сколько покажет шахматная доска, если на первую клетку положить одно зерно, а потом количество зерен удваивать. Оказалось зерен потребуется 18446744073709551615 (18 квинтильонов, 446 квадрильонов, 744 триллиона, 73 биллиона, 709 миллионов, 551 тысяча, 615). Количество зерен превышало весь мировой запас.
В те давние времена часто бросались кости для того, чтобы определить, какая фигура должна ходить. Из Индии игра распространялась в другие страны, но только 6 веков назад она приобрела свою современную форму.
Раздел 4. Организационно – педагогические условия реализации программы
4.1.Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы
- Демонстрационная шахматная доска с набором фигур
- Шахматные доски с набором шахматных фигур
- Шахматные часы
- Шаблоны латинских букв
- Фишки
- Мешочек
- Цветные карандаши, фломастеры, ластики
- Тетради
- Диаграммы
- Ламинированные схемы
4.2.Материально - техническое обеспечение программы
- Разработки тем занятий.
- Краткий экскурс в историю шахмат.
- Словарь шахматных терминов.
- Эссе о жизни выдающихся шахматистов современности.
- Досуговая деятельность (сценарии проведения шахматных досугов и праздников).
- Методические разработки игр (дидактических, словесных, настольных).
- Лекционные материалы.
- Просторный кабинет для занятий.
- Ноутбук.
- Фотографии, иллюстрации.
- Мультимедийное оборудование.
Список использованной литературы:
Литература для педагога:
- Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (Дата обращения 06.06.2016)
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] - http://government.ru/docs/14644/ (Дата обращения 06.06.2016).
- Барский В. «Карвин в Шахматном лесу». Пермь. 2008 г., 128 стр. Из истории шахмат.
- Гришин В. «Малыши играют в шахматы» М., 1991 г; 159 стр.
- Дорофеева А. «Хочу учиться шахматам!». М., 1991 г., 160 стр.
- Костенюк А., Костенюк Н. «Как научить шахматам». М., 2008 г., 143 стр.
- Конотоп В.А., Конотоп С. В. «Тесты по тактике для начинающих шахматистов», М., 2005 г., 145 стр.
- Костров В., Давлетов В. «Шахматный учебник», М., 2009 г., 142 стр.
- Костров В., Рожков П. «1000 шахматных задач», М., 2009 г., 149 стр.
- Притчард Д. «Шахматы. Учебник для начинающих», М., 2007 г., 128 стр.
- Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и обучению детей. – М., «Просвещение», 1993, 1994, 1997.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.
- Сухин И. «Шахматы для самых маленьких» М., 2007 г., 280 стр.
Литература, рекомендованная для детей и родителей:
- Костров В., Рожков П. «1000 шахматных задач. Решебник» СПб. 2006 г., 135 стр.
- Костров В., Рожко П. в «Шахматный решебник» СПб. 2005 г., 140 стр.
- «Энциклопедия для детей». М: «ОЛМА - ПРЕСС», 2001г., 500 стр.
- Чандлер М.; Миллиган Х. «Шахматы для детей» М., 2005 г., 250 стр.
Интернет – ресурсы:
- http://infourok.ru/
- http://moscowchess. org/
- http://chess 555.narod.ru/
- http://dop-obrazovanie.com/
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/
- http://www.chessm.ru/suhin-ig/
- http://uroki-online.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ШАХМАТЫ
Визитка авторов сайта...
«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»
Конспект интегрированного занятия по шахматам и ИЗО с использованием компьютерных технологий. Для детей 5 лет Знакомство с шахматной фигурой «король», c...
Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"
СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...
Фильм "IV Первенство класса по шахматам".
Представляю Вам свой фильм, посвященный шахматному первенству класса. Оно проходит в классе ежегодно в первой четверти. Сна...
Конспект открытого занятия дополнительного образования по предмету «Занимательная математика», 1-ый год обучения Тема «Формирование у учащихся УУД на занятиях «Занимательной математики»»
Цель занятия: организация деятельности учащегося по активизации социальных, интеллектуальных интересов в свободное время....
Занимательные шахматы : примерная программа внеурочной деятельности по ФГОС ООО
Авторская примерная программа курса внеурочной деятельности «Занимательные шахматы» разработана для учащихся основной школы (5—9 классов), не изучавших шахматы в начальной школе. Про...
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы
В статье рассматривается польза занятия шахматами....