Статьи
статья по физкультуре по теме
Статья об использовании шахмат в школе на уроках физической культуры и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_v_shkole.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №512
Невского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
ТЕМА:
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ В ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Автор: учитель физической культуры
Аглиулина И.Д.
Санкт-Петербург 2018 г.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ В ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Актуальность: исследованиями отечественных и зарубежных учёных доказана польза обучения игре в шахматы детей. Шахматный всеобуч охватил не только начальную школу, но и организации школьного воспитания. Однако на сегодняшний день не существует общепринятой методики обучения дошкольников ни в нашей стране, ни за рубежом. Имеются отдельные сообщения об опыте энтузиастов. Поэтому, изучение проблемы эффективного обучения школьников шахматной игре является актуальным и своевременным.
Цель: Рассмотрение общих вопросов методики обучения шахматной игре в школьных образовательных учреждениях, поиск пути к их решению.
Задачи: Сформулировать вопросы к рассмотрению, осветить современные подходы к их решению. Методы исследования: Изучение литературы, анализ, индукция, дедукция, абстракция, конкретизация. При решении этой проблемы необходимо выделить некоторые моменты, на которых необходимо акцентировать внимание при создании методики обучения игре в шахматы детей школьного возраста. Целью обучения шахматной игре школьников является «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста», что соответствует Закону об образовании РФ [1]. Содержанием методики должны быть, изложенные в доступной форме знания о шахматной игре (краткие сведения истории, правила, элементарные шахматные задачи). При выборе методов обучения необходимо учесть наличие следующих противоречий:
1. Фронтальной (рассеянной) формой обучения и индивидуальными особенностями развития обучающихся.
2. Игровой природой шахмат и регламентированной формой обучения. Качество школьного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания выделилось две основных модели такого общения: учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная Цель первой – вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание.
Основными способами общения взрослых с детьми являются: наставления, запреты, требования, угрозы, наказание. Ребенок является объектом прилагаемых воспитательных воздействий. Педагогический процесс осуществляется в виде занятий, построенных по типу школьного урока фронтальным методом. Активность детей часто подавляется, важным является соблюдение внешнего порядка и формальной дисциплины. В результате происходит отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, появляется негативизм к воспитательным воздействиям. Цель второй модели – содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения – предполагают умение педагога стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество педагога и ребенка. Задачи педагога – развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье), развитие индивидуальности. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. В результате происходит «расширение степени свободы» ребенка. Личностно-ориентированная модель общения отрицает манипулятивный подход к детям. Личностно-ориентированная модель не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной систематической работы. Особое значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять активность и наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослых с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни [2]. Личностно-ориентированная модель в настоящее время становится концептуальной в школьной педагогике и предполагает игровой метод в качестве основного в учебном процессе. Дидактические игры (обучающие) – реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила, с помощью которых ребенок может добиться результата в игре и одновременно уточнить или закрепить знания. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать и т. д. Шахматы по своей природе являются дидактической игрой (по классификации детских игр их следует отнести к игре с правилами), которая может сопровождать человека всю его жизнь. Но прежде чем дети начнут играть полным комплектом фигур, они должны усвоить достаточно большой объём информации о правилах игры. Школьники, имея небольшой объем внимания, недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания. Поэтому часто затрудняются в выполнении поставленной педагогом задачи. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение. Постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения В условиях изменившейся парадигмы образования большое значение придается апробации и внедрению в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, в частности техноло- гия блочно-модульного обучения Модуль – это целевой функциональный раздел программы обучения, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят: целевой план действий; банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей. Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях. Первое направление – дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности – А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ребенка с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для детей, которые при относи- тельно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на детей с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации. зависимости от самооценки своих возможностей. Второе направление – учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Третье направление – индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений. Четвёртое направление – организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на определенном уровне. Выходной контроль позволяет определить уровень усвоения знаний . Для детей при обучении игре в шахматы, на наш взгляд, наиболее перспективными будут второе и третье направление. Таким образом, можно выделить следующие компоненты методики обучения игре в шахматы: содержание (история и правила игры, шахматные задачи, адаптированные к школьному возрасту); средства (модули обучающие, комплект для игры в шахматы); методы обучения (игровой, краткого инструктирования, сопроводительного пояснения, поэтапного обучения); методы организации (индивидуальный, малогрупповой).
Список литературы:
1. Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ www. assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/ 2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профес- сиональной переподготовки Педагогика и психология школьного образования. / сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....