Программа "Твое ЗДОРОВЬЕ"
рабочая программа по физкультуре на тему

Программа факультативного курса по здоровьесберегающему направлению школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по факультативному курсу

«Твое здоровье»

Автор:        Л.В.Тюжина, учитель физической культуры специальной              

        (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

        № 73  VII вида

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

    Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности.

    Современное воспитание и обучение детей – это педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья, совершенствование форм и функций организма, на формирование здоровой физически и духовно совершенной, морально стойкой личности, а также на освоение двигательных и нравственных навыков, умений и связанных с ними знаний.    

   Основной целью воспитания нравственных и двигательных навыков является социализация детей  с различными отклонениями  в состоянии здоровья, социально запущенных детей, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами.

    Здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 2) как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность; 3) как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

    Здоровье – это целостная система, необходимая для полноценной жизнедеятельности человека, наипервейший фактор существования организма в условиях изменяющейся окружающей среды. Адаптационные способности человека к этим изменяющимся условиям среды делятся на биологические и внебиологические. За биологическую адаптацию отвечает сама природа. Но гораздо большую роль играет внебиологическая

адаптация – то, что часто называют «культурой» в широком смысле этого слова, где культура здоровья – основная часть.  

    Основным каналом приобщения детей к ценностям культуры здоровья  является адаптивное воспитание и обучение, в зависимости от ограниченных возможностей, специфики заболеваний, индивидуальных психофизиологических особенностей, социального окружения и круга общения.

    Таким образом, воспитывать культуру здоровья у современных школьников одна из главных задач образовательного учреждения и общества в целом.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

    Важнейшей потребностью человека и общества в целом является укрепление и надежное сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия. В настоящее время здоровье населения России характеризуется низкими показателями.

    Данная программа составлена на основании опыта работы с детьми и направлена на использование различных методов и приемов для формирования двигательных действий, жизненно важных навыков и умений, активизации умственных способностей, оптимизации функционирования систем организма.

    Занятия по данному факультативному курсу весьма актуальны для детей коррекционных образовательных учреждений, т.к. данные дети чаще подвержены психосоматическим заболеваниям, многие имеют подготовительную физкультурную группу здоровья (хронические заболевания), подвержены негативному влиянию улицы, большинство выходцы из неблагополучных семей (отрицательный пример родителей). Этот курс расширяет представления детей о здоровом образе жизни, способствует профилактике вредных привычек, развивает интерес к занятиям физическими упражнениями, обучает правилам гигиены и т.д.

     Программа может изменяться в связи с возможностями детей, условиями проведения занятий, состоянием материально-технической базы и другими факторами. Обучающихся целесообразно делить на подгруппы по половому признаку, т.к. преподавание тем программы зависит от физиологических особенностей организма подростков. А также возможно деление на подгруппы по индивидуальным физиологическим и психологическим особенностям, группам здоровья, характеру заболевания.

     Данная программа предназначена для возможного внедрения в практику работы специализированных учреждений.

     Цель программы: Формирование здорового образа жизни у детей, имеющих проблемы со здоровьем.

     Задачи программы:

     - формирование у занимающихся осознанного отношения к своему здоровью;

     - коррекция двигательного опыта и профилактика вредных привычек;

     - формирование потребности в осуществлении здорового образа жизни;

     - формирование устойчивого желания к занятиям физическими упражнениями;

     - расширение функциональных возможностей систем организма;

     - формирование знаний и представление об анатомии и физиологии человека и функциональных особенностях организма;

     - дальнейшее развитие способностей к самоконтролю и саморегуляции.

Организация учебного процесса

        

    Данная программа рассчитана на один год обучения, один час в неделю и предназначена для работы с детьми 12-15 лет.

   Занятия на двигательную активность проводятся в соответствии с медицинскими показателями и физкультурными группами здоровья детей.

    Учебные группы формируются в зависимости от заинтересованности детей.

    Продолжительность занятия – от 30 до 60 минут (сюда включены и организаторские временные затраты при проведении занятий).

Формы проведения занятий

  1. Индивидуальные и групповые
  2. Специальные задания
  3. Беседы
  4. Работа с родителями
  5. Тренинги
  6. Просмотр видеороликов
  7. Сказкотерапия
  8. «Круглый стол»
  9. Диспут
  10. Практические занятия
  11. Привлечение специалистов (психолога, соцпедагога, нарколога, учителя биологии, медицинских работников и т.д.)

ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Человек – творец своего здоровья

1

Основы анатомии и конституции человека

1

Здоровый образ жизни – как основной фактор сохранения здоровья

1

Физиологические особенности подросткового возраста: юноши и девушки.

1

Режим дня школьника.

1

Умственная и физическая работоспособность. Профилактика переутомления.

1

Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

1

Физические упражнения – основа укрепления здоровья.

1

Лечебная физическая культура.

1

Спорт: плюсы и минусы.

1

Психическое и психологическое нездоровье.

1

Утренняя гимнастика.

1

Личная и социальная гигиена.

1

Правила ухода за зубами, волосами, кожей.

1

Гиподинамия. Профилактика.

1

«Умное» питание. Профилактика ожирения.

1

Диеты. Вред и польза.

1

Оказание первой доврачебной помощи.

1

Профилактика респираторных заболеваний.

1

«Умное» закаливание.

1

Лекарственные растения. Гомеопатия.

1

Профилактика табакокурения.

1

Профилактика алкоголизма.

1

Профилактика наркомании и токсикомании.

1

Скелет человека. Профилактика изменений в суставах.

1

Позвоночник. Профилактика изменений позвоночника.

1

Массаж. Самомассаж.

1

Зрение. Профилактика нарушений зрения.

1

Дыхательная гимнастика.

1

Йога – философия здоровья.

1

Компьютерные игры, Интернет. Профилактика игромании.

1

Современная молодежная культура и ее влияние на здоровье.

1

Современная мода и ее влияние на здоровье.

1

Культура и нравственность – один из факторов здоровья.

1

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.И., Николина В.В. «География: население и хозяйство России», М., «Просвещение», 2000

2. Виноградов П.А., Паршиков А.Т. «Здоровый образ жизни и профилактика наркомании», М., «Советский спорт», 2003

3. «Сборник коррекционно-развивающих программ», под ред. Минько Н.Г., М., 2007

4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», М., «Аркти», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...