Развитие скоростно-силовых качеств школьников 11-12 лет на уроках легкой атлетики.
методическая разработка по физкультуре на тему
На уроках по легкой атлетике решаются задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Легкая атлетика — совокупность видов спорта, объединяющая несколько дисциплин — бег; спортивная ходьба; прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом); метание (диска, копья, молота), толкание ядра; легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Буревестниковская средняя общеобразовательная школа
Развитие скоростно-силовых качеств школьников 11-12 лет на уроках легкой атлетики.
Методическая разработка
Выполнил:
Учитель физкультуры
Песчанов Алексей Валентинович
Нижний Новгород 2013 год
Оглавление
стр.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Возрастные предпосылки физической подготовки детей 11-12 лет…6
2. Характеристика средств и методов физического воспитания………10
3. Динамика показателей скоростно-силовых качеств учащихся……..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….26
Приложения……………………………………………………………….27
Введение
На уроках по легкой атлетике решаются задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Легкая атлетика — совокупность видов спорта, объединяющая несколько дисциплин — бег; спортивная ходьба; прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом); метание (диска, копья, молота), толкание ядра; легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкость и гибкости). Важнейшим этапом развития детей, требующим поиска новых и эффективных методов воспитания и обучения, является подростковый возраст - период перехода к взрослому состоянию, как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Педагогам хорошо известны трудности подросткового возраста, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебного процесса по физическому воспитанию столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности. Одним из аспектов этой важной проблемы является воспитание всесторонне и гармонически развитого человека и раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.
Учащиеся пятых классов находятся в подростковом возрасте, в периоде продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 — 12 лет, в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Также он характеризуется укреплением суставного и связочного аппаратов. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Формируется осанка.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.
Активно развиваются и совершенствуются функциональные показатели: система транспорта крови, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Совершенствуются процессы нервной деятельности, развиваются проводящие пути головного мозга, нейромоторные компоненты обеспечения движений.
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, в этом возрасте происходит быстрый скачек роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта.
Цель исследования − изучить средства и методы развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть возрастные особенности школьников.
3. Изучить средства и методы развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.
4. Изучить динамику развития скоростно-силовых показателей учащихся 5 класса.
Известно, что возраст 11-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость. Необходимо максимальное использование этих благоприятных условий для развития определенных физических качеств и координационных способностей ребенка. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста.
Поэтому ни один урок не должен проходить без включения в него специальных упражнений, способствующих развитию тех или иных физических качеств.
Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов в лёгкой атлетике. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
Развитие данных качеств должно проводиться по технологии, которая определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта. Технология воспитательной деятельности — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария.
Для достижения лучших результатов в развитии у школьников скоростно-силовых качеств, следует включать в уроки упражнения преимущественно скоростной направленности: по мгновенному реагированию на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное время. Кроме того, необходимо подбирать упражнения, вызывающие быстрые перемещения, скорость действий, частоту движений. Такими упражнениями являются старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, а также подвижные и спортивные игры, встречные эстафеты и т.д.
Такие упражнения (за исключением игр и эстафет) лучше применять в конце подготовительной, начале основной части урока, когда организм еще неутомлен.
Проявлению максимума скоростных возможностей содействуют соревновательные и игровые приемы выполнения упражнений.
Для преимущественного развития силы типичными являются упражнения общеразвивающего характера без предметов и с предметами (лазание по вертикальному канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров, утяжелителей и т.д.).
Скоростно-силовая подготовка школьников практически осуществляется на протяжении всего учебного года с небольшим перерывом на зимний период, когда учащиеся проходят раздел лыжной подготовки. На занятиях лёгкой атлетикой целесообразно включать упражнения скоростно-силовой направленности на каждом уроке.
1. Возрастные предпосылки физической подготовки детей 11-12 лет.
Развитие двигательных качеств, протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других [8].
Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сенситивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств [12]. Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны. Период повышенных темпов развития - “критический”, в котором следует выделять его разновидности, характеризующиеся: а) наиболее высокими и б) умеренно высокими темпами развития физических качеств и период пониженных темпов развития - “субкритический”.
Сила. Под силой человека понимают способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. «Сила» делиться на два вида абсолютную и относительную силу. Под первой понимают силу, которую человек проявляет в каком-либо движении, измеренную без учета веса тела; под второй - величину силы, приходящейся на 1 кг веса тела человека.
Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы: упражнения с внешним сопротивлением и упражнения с преодолением тяжести собственного тела.
Быстрота – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:
1) быстрота одиночного движения
2) частота движений;
3) быстрота двигательной реакции.
Выносливость. Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности.
Развитие выносливости - это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.
Интенсивность работы и особенности упражнений, выполняемых в процессе этой работы, определяют разновидности выносливости: скоростная, силовая, выносливость к статическим усилиям. Проявление выносливости всегда конкретно, поскольку определяется конкретными условиями деятельности.
Изучению возрастных особенностей развития двигательных способностей в детском и подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований. Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие организма человека условиям внешней среды и составляет совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений [11].
Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека.
Формирование двигательной функции у детей определяется созреванием опорно-двигательного аппарата и степенью зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7-11 годами координация произвольных движений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя затормаживать их. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия физических упражнений на развитие двигательных качеств [3].
Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет. Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне [11].
В настоящее время выявлены возрастные особенности развития физических качеств у детей школьного возраста, к которым относятся:
- гетерохромное развитие различных физических качеств;
- величина годовых приростов у мальчиков и девочек неодинакова в различные возрастные периоды;
- у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических качеств различны по своему уровню: например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем развития динамической выносливости.
В этой связи тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке не позволяет сопоставить данные детей различного возраста, пола, физического развития, т.к. дает различный педагогический эффект более высокий в период естественного повышения (в так называемые сенситивные периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом [4].
Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков [6].
В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (в бегание и вы бегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.
В среднем школьном возрасте все большее место должны занимать скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания. Следует также включать повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.
Преодоление внешнего сопротивления или отягощения в быстрых движениях сопряжено со значительными мышечными усилиями. Поэтому в спортивной практике быстрота появляется в специфических формах скоростно-силовых качеств. Дети 10-11 лет хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые нагрузки [10].
К 10 годам у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков увеличение этого прироста в возрасте 8-11 лет составляет 8-9 %, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет [9].
У младших школьников, в отличие от 13-14 летних подростков, нет тесной взаимосвязи между скоростью бега и ростом тела в длину: как высокорослые, так и низкорослые могут иметь примерно одинаковые показатели скорости бега.
Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силы создаются к 8-10 годам. Увеличение силы связано с ростом мышечной массы, увеличением толщины мышечных волокон, нарастанием в них запасов углеводов, белков, богатых энергией соединений, интенсивности биохимических реакций, происходящих в мышце, улучшением нервной регуляции.
Развитие силы происходит неравномерно. В возрасте 8-11 лет сила нарастает интенсивно, в 11-13 лет происходит замедление темпов прироста силы, в связи с периодом полового созревания. С 14-15 лет опять наблюдается значительный прирост силы, и к 18-20 летнему возрасту, сила достигает максимальных значений. Это периоды высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям. Статические усилия сопровождаются у школьников 7-10 лет быстрым развитием утомления. Как абсолютная, так и относительная сила у юных спортсменов увеличивается под воздействием двух факторов: естественно-возрастных изменений организма и повышения спортивной квалификации.
В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки. С возрастом использование этих упражнений расширяется. При этом необходим обязательный контроль за дыханием, ибо длительная задержка дыхания оказывает вредное влияние (особенно на девочек) и иногда приводит к потере сознания.
Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет - общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет - общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т. д.; в 14-15 лет - упражнения с набивными мячами, гантелями небольшого веса, силовые игры типа «перетягивание каната», подтягивания, стойки и т. п. Правда, вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа.
Наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная тренировка, т. е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств общефизической подготовки (ОФП).
В частности, установлено, что под влиянием тренировки с использованием легкоатлетических упражнений наибольшие сдвиги в развитии быстроты достигаются школьниками в возрасте 10-12 лет. В ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий спортом значительное место должны занимать упражнения скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего времени занятий) оказывает положительное воздействие на физическую подготовленность и рост спортивных результатов [3] .
В занятиях с детьми 9-11 лет предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми.
2. Характеристика средств и методов физического воспитания.
С помощью воспитания физических качеств осуществляются повышение физической подготовленности занимающихся, которое способствует укреплению здоровья и формированию телосложения. Физические качества, развиваемые с помощью спортивной тренировки, имеют свойство переноса, т.е. их более высокое развитие переносится на все виды деятельности человека на производстве, в быту, проявляются в повышении эффективности умственной и физической работы.
К средствам воспитания быстроты движений относятся: физические упражнения; выполняемые с максимальной скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры.
Средствами воспитания силы являются: гимнастические упражнения с отягощением (как отягощение используется масса собственного тела или отдельных его частей – сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, наклоны и выпрямления туловища, приседания и т.п.); разнообразные прыжки; специальные силовые упражнения с малыми отягощениями (гантелями, эспандерами, резиновыми амортизаторами); специальные силовые упражнения с большими отягощениями (гирями, штангой и др.).
Метод это система приёмов направленных на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных задач.
Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом.
Информационно-рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку — осознанно их запомнить и усвоить.
Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребенку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним, целесообразно варьировать.
Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.
Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.
Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать определенные физические упражнения. Он выполняет их один, с группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребенок приобретает умение реализовать свой замысел.
Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.
Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.
Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных
способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы.
Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Не следует забыть и так же такой вопрос как совокупность методов физического воспитания с гигиеническими средствами воспитания: режим дня, сна, бодрствования, питание. Правильное освещение, цвет стен, расстановка мебели и, наконец, солнце, воздух и вода.
Кроме того. Существуют не только методы и средства обучения и приёмы обучения:
Приёмы, относящиеся к наглядному методу: наглядно-зрительные заключаются в правильной, чёткой демонстрации – показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; тактильно – мышечная наглядность обеспечивается путём включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей; наглядно-слуховые представляют собой звуковую регуляцию движений (музыка, песня).
Словесные методы, помогающие осмысливанию поставленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играющие большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях. Приемы, относящиеся к словесному методу: одновременное описание и объяснение, пояснении, указания, беседа, вопросы к детям, команды, распоряжения и сигналы.
Практические методы, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются проведением упражнений в игровой форме, использованием элементов соревнования. Используются приёмы наглядного и словесного методов.
Приём – это часть метода, его деталь, дополняющая и конкретизирующая метод. В процессе обучения детей двигательным действиям методические приёмы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учётом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребёнка.
Приёмы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии задания детьми и, с другой – сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.
Упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, условно разделяют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.
В упражнениях первого типа скорость сокращения мышц близка к предельной (свыше 90-95% от максимальной) при величине отягощений в 10-20% от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения упражнений колеблется от 5-8 до 10-15 секунд.
Во втором типе упражнений скорость сокращения мышц значительно ниже, поскольку отягощение возрастает до 40-50% от максимальной величины. Продолжительность этих упражнений в зависимости от возраста, пола и подготовленности обычно составляет от 15-20 до 20-30 секунд.
Во всех упражнениях следует выполнять по 4 – 6 подходов.
Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. Примером постоянного отягощения является вес тела школьника в упражнениях с приседаниями или в подтягивании. Примером меняющегося отягощения служит упражнение с эспандером «руки вперёд – руки в стороны»: наибольшие мышечные усилия требуются при разведении рук в стороны, наименьшие – при движении рук вперёд. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимальном темпе.
Для легкоатлета наиболее важное значение имеют: «прыгучесть» – способность к выполнению прыжков с большой высотой или дальностью, а так же «скоростная сила» - скорость и сила одиночного движения с преодолением небольшого внешнего сопротивления - метания.
Средствами развития прыгучести являются различные беговые и прыжковые упражнения:
1.1. Прыжки на одной ноге:
1.1.1. на месте;
1.1.2. на месте на прямых ногах;
1.1.3. многоскоки на прямых ногах;
1.1.4. на месте со сгибанием толчковой ноги;
1.1.5. на месте с высоким подниманием колена маховой ноги;
1.1.6. прыжки с ноги на ногу с высоким подниманием колена;
1.1.7. те же прыжки, но с продвижением вперёд;
1.1.8. различные сочетания прыжков.
1.2. Прыжки на двух ногах:
1.2.1. на месте на прямых ногах;
1.2.2. на прямых ногах с продвижением вперёд
1.2.3. на месте с высоким подниманием коленей;
1.2.4. с высоким подниманием коленей с продвижением вперёд;
1.2.5. из положения выпада вперёд со сменой ног;
1.2.6. из положения широкой стойки в основную и обратно;
1.2.7. на месте из положения упора присев, приседа и полу-приседа;
1.2.8. из положения упора присев с продвижением вперёд;
1.2.9. приставными шагами правым и левым боком;
1.2.10. сочетания прыжков на одной и двух ногах.
1.3. Специальные беговые упражнения:
1.3.1. бег с высоким подниманием бедра;
1.3.2. бег с прямыми ногами;
1.3.3. бег с захлёстом голени;
1.3.4. бег с ускорением из различных исходных положений;
1.3.5. бег под гору.
2. Прыжковые и беговые упражнения с преодолением сопротивления внешней среды:
2.1. в гору;
2.2. по песку;
2.3. по снегу;
2.4 по грунту;
3. Прыжковые и беговые упражнения с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря (тумбы различной высоты, гимнастические скамейки, скакалки, гимнастическая лесенка, гимнастический «козёл», барьеры, маты и т.д.):
3.1. выпрыгивания вверх со сменой ног (гимнастическая лесенка, тумба, гимнастическая скамейка);
3.2. прыжки через препятствия толчком одной и двух ног, с места и с разбега (маты, барьеры, гимнастические скамейки);
3.3. запрыгивания на возвышенность толчком одной и двух ног (тумба, гимнастический «козёл», гимнастическая скамейка);
3.4. прыжки в «глубину», с последующим перепрыгиванием препятствия;
3.5. сочетание запрыгиваний, прыжков в «глубину» и через препятствия.
3.6. бег и прыжки со скакалкой.
4. беговые и прыжковые упражнения с преодолением веса внешних отягощений: (набивные мячи, гантели, гири, штанги, отягощения закреплённые на теле – манжеты, пояса, жилеты);
5. Подвижные и спортивные игры, эстафеты с беговыми и прыжковыми заданиями;
Для развития скоростной силы (метания) необходимо применять специальные упражнения с быстрыми движениями и небольшими внешними сопротивлениями:
1. Броски набивных мячей разного веса из различных исходных положений;
2. Упражнения с силовыми снарядами;
3. Упражнения на силовых тренажёрах;
4. Упражнения со вспомогательным оборудованием и спортивным инвентарём;
Для более эффективного построения занятий подбор средств развития скоростно-силовых способностей должен проводиться с учётом принципов доступности и оздоровительной направленности. Для этого в начале четверти учащиеся сдают ряд тестов на определение уровня развития скоростно-силовых способностей:
- прыжок в длину с места с двух ног.
- метание мяча с разбега на дальность с разбега.
- метание набивного мяча весом 1 кг.
Исходя из результатов тестов был разработан план развития скоросно-силовых способностей в рамках раздела программы по легкой атлетике. Данный раздел программы реализуется в четвёртой четверти. Для развития сроростно-силовых качеств на каждом уроке по легкой атлетике уделялось 10-12 минут.
План работы:
Для развития сроростно-силовых качеств вначале используются, в основном, упражнения с весом собственного тела, а также прыжковые упражнения с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря (скакалки, гимнастические скамейки, гимнастические лесенки, маты и т.д.), в некоторых случаях возможно использование тумб и барьеров высотой 40 – 45 сантиметров. Допускаются некоторые прыжковые упражнения с небольшими отягощениями (набивные мячи весом 1-3 кг., манжеты на руки или на ноги весом 200 гр. каждая). Прыжковые упражнения рекомендуется выполнять 4-5 подходов по 6-8 раз. Для развития скоростной силы в данной группе броски облегчённых, игровых и набивных мячей весом 1-3 кг. (4-5 подходов по 5-10 секунд), а так же упражнения силового характера с весом собственного тела (4-5 подходов по 10-15 секунд).
После 3-4 занятий постепенно увеличиваем вес отягощений: набивные мячи – 3 кг, манжеты – 300 гр. каждая, гантели 2-5 кг. Так же увеличивается и высота препятствий 45 – 50 сантиметров, возможно выполнение прыжков в глубину и различные сочетания прыжков на этих высотах. Прыжковые упражнения рекомендуется выполнять 5-6 подходов по 8-10 раз. Для развития скоростной силы добавляются упражнения с эспандером и небольшими отягощениями: гриф от штанги – 10 кг., гантели от 2 до 5 кг., каждая (5-6 подходов по 10-15 секунд), броски набивного мяча весом 3 кг (5-6 подходов по15-20 секунд).
Далее используются упражнения с постепенным увеличением нагрузки и отягощения, так же сами упражнения становятся более сложными. Вес отягощений увеличивается: манжеты 300 – 500 гр. каждая, набивные мячи гири и гантели: 5-8 кг. Увеличивается высота препятствий (50 – 55 см.) и сложность сочетания прыжковых упражнений. Для прыжков в глубину можно использовать гимнастического «козла» высотой 60 – 80 см. Прыжковые упражнения рекомендуется выполнять 6-7 подходов по 10—12 раз. Для развития скоростной силы так же используются все перечисленные выше средства и добавляются упражнения на силовых тренажёрах. Вес снарядов и отягощений так же увеличивается: набивные мячи и гантели - 5 кг., штанга 10 – 15 кг. (6-7 подходов по 10-15 секунд), усложняются упражнения с эспандером. Броски набивного мяча весом 3-5 кг (6-8 подходов по20-30 секунд). (Приложение № 1)
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести):
Упражнений можно выполнять на песке, на земле, в гору (больше силовая направленность).
Комплекс №1, можно выполнять на длину отрезка (15-20м.) или кол-во отталкивания(15-25 раз).
1.Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, отталкиваясь только стопой (ноги в коленях не сгибать).
2.Прыжки на двух ногах спиной вперед, отталкиваясь только стопой.
3.Прыжки на двух ногах с продвижением боком.
4.Многократные прыжки на двух ногах из стороны в сторону с продвижением:
а) лицом вперед;
б) спиной вперед.
5.Прыжки с продвижением вперед из стороны в сторону, отталкиваясь одной ногой и приземляясь на другую (прыжки высокие с фазой «зависания»).
6.Прыжки с продвижением вперед: ноги вместе — ноги врозь (выполнять на передней части стопы).
7.Прыжки с поворотом туловища на 90, 180, 360 гр. с продвижением вперед.( для начала можно давать первый прыжок вверх-простой, второй с поворотом и т.д.
8. Три прыжка вверх, четвертый — с поворотом на 360 гр. с продвижением вперед. 9.Прыжок вперед-вверх из седа на пятках (прыжок из глубокого приседа «лягушка»).
11. Прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди с продвижением вперед.
12.То же на одной ноге (скачки).
13.Из глубокого выпада вперед, колено с задистоящей ноги поднимать вверх и одновременно подниматься вверх на стопу впередистоящей ноги («цапля»). Спину держать ровно, не наклоняться вперед.
Комплекс №2. (проводить в соревновательном моменте)
1. Прыжки в длину с места (отталкиваться двумя ногами).
2.Двойные, тройные, пятерные, десятерные прыжки в длину (отталкивание производится одновременно двумя ногами, кто дальше).
3.“Бег на одной ноге” (скачки) 10 м, 14 м, 20м, 28 м: а) на время; б) на выигрыш (“кто быстрее”).
4. Тройной и пятерной прыжок в длину с места и небольшого разбега (4-5 шагов, кто дальше)
5. Челночные прыжки Зх10 м; 3х14 м на одной ноге на время (на правой и на левой “кто быстрее”).
Игра:
“Прыжки в след “. Игроки делятся на команды и становятся в шеренги. Состав команды 5-7 человек. Первый игрок из одной команды с отмеченного места (стартовая линия) прыгает как можно дальше. Прыжок отмечается чертой (приземление фиксируется по пяткам). Второй игрок команды становится на эту отметку и прыгает вперед и т.д. Выигрывает команда, которой удастся прыгнуть дальше.
Комплекс 3
- И.п. – стать на одной ноге, другую согнуть в колене. Быстрое отталкивание стопой через набивные мячи (6-10 шт.), расположенные на одной линии на расстоянии 80-110 см один от другого. Повторить на каждую ногу. Не «заваливать» плечи вперед. Варьировать расстояние между мячами в соответствии с подготовленностью спортсмена. Выполнять в среднем и быстром темпе.
- И.п. – выпад согнутой ногой вперед, другая нога сзади, немного согнута В каждой руке гантели 3-5 кг. После 3-4 пружинистых покачиваний менять положение ног прыжком. При выполнении упражнения туловище прямое, руки держать произвольно.
- И.п. – основная стойка, ноги в коленях несколько согнуты. Прыжки подряд на двух ногах с продвижением вперед. Обратить внимание на прямое положение туловища и согласованность движений рук и ног. Выполнять в среднем и быстром темпе.
- И.п. – толчковая нога впереди, маховая сзади на носке. С 4-6 беговых шагов быстрое отталкивание с ноги на ногу в последовательности: пол – мостик – тумба (40 см) – спинка коня – доставание подвешенного предмета рукой. Плечи не «заваливать». Выполнять в среднем и быстром темпе.
- И.п. то же. С 2-6 беговых шагов прыжки в высоту с прямого разбега. Повторить на каждой ноге. При переходе через планку ноги согнуть в коленях. Плечи не «заваливать». Выполнять в быстром темпе.
- И.п. – стать лицом к гимнастической стенке, руками опереться о рейку на уровне головы. Отталкивание вверх двумя ногами. Акцентировать внимание на разгибании голеностопного сустава. Выполнять в быстром темпе.
И.п. – стать на носках на возвышении (20-30 см), можно с небольшим отягощением на плечах. Спрыгивание назад-вниз на обе ноги с последующим возвращением в и.п. Основное внимание уделять активному отталкиванию и сохранению равновесия. Выполнять в среднем темпе.
Упражнения со скакалкой:
1. Темповые прыжки на месте через скакалку с вращением ее вперед:
а) на обеих ногах;
б) на одной ноге. Выполнять на передней части стопы.
2. Прыжки через скакалку на большее количество прыжков за 10 с.
З. Темповые прыжки через скакалку с вращением ее вперед:
а) ноги вместе — ноги врозь;
б) два прыжка ноги вместе, два прыжка — ноги врозь.
4. Прыжки через скакалку ноги скрестно (на месте и в движении).
5. Прыжки через скакалку на обеих и на одной ноге с продвижением:
а) лицом вперед;
б) боком;
в) спиной вперед. Выполнять на передней части стопы.
6. Прыжки через скакалку с подтягиванием коленей к груди.
7. Прыжки через скакалку в приседе.
8. Прыжки через скакалку с поворотом на 900.
9. Прыжки через скакалку: три прыжка обычных — четвертый с двойным вращением.
10. двойные прыжки через скакалку.
Упражнения для развития скоростной силы:
Упражнения с гантелями
1. Руки опущены вниз, ладони обращены вперед:
а) одновременно сгибать руки в локтевых суставах,
б) попеременно сгибать руки в локтевых суставах.
2. Руки опущены вниз, ладони обращены назад:
а) одновременно поднимать руки вперед и далее вверх до вертикального положения;
б) попеременно поднимать руки вперед и далее вверх до вертикального положения;
в) быстро вращать гантели по вертикальной оси.
3. Руки опущены вниз, ладони обращены внутрь;
а) одновременно поднимать дугами наружу руки вверх до вертикального положения;
б) попеременно поднимать дугами наружу руки вверх до вертикального положения;
в) одновременно двигать вытянутыми руками в передне-заднем направлении;
г) попеременно двигать вытянутыми руками в передне-заднем направлении
4. Руки вытянуты в стороны, ладони обращены вперед:
а) резко сводить руки перед собой до горизонтального положения;
б) поднимать руки вверх до вертикального положения;
в) делать мелкие круговые движения руками;
г) делать мелкие движения руками вверх и вниз;
д) делать мелкие движения руками вперед и назад.
5. Руки вытянуты вперед:
а) резко разводить руки в стороны до горизонтального положения;
б) поднимать руки вверх до вертикального положения;
в) одновременно двигать обеими руками в правую и левую стороны.
6. Руки опущены и согнуты в локтях:
а) одновременно разгибая руки, быстро выбрасывать их вверх;
б) попеременно разгибая руки, быстро выбрасывать их вверх.
Упражнения с набивным мячом
Без партнера
1. Подбрасывать мяч вверх двумя руками и ловить его.
2. Подбрасывать мяч вверх одной рукой и ловить его другой.
3. Подбрасывать мяч вверх двумя руками и ловить его за спиной руками снизу.
4. Бросать мяч ногами в стену (на расстоянии 3 м от нее), зажав его между стопами. Оттолкнувшись обеими ногами от пола, сделать в воздухе рывок и бросить мяч. Стараться, чтобы мяч коснулся стены возможно выше.
Упражнения с партнером. Стоя лицом к партнеру
1. Толкать мяч двумя руками от груди.
2. Толкать мяч одной рукой с поворотом туловища (свободной рукой поддерживать мяч).
3. Бросать мяч сбоку двумя руками.
4. Бросать мяч сбоку одной рукой с поворотом туловища (свободной рукой поддерживать мяч).
5. Бросать мяч двумя руками сверху из-за головы.
6. Бросать мяч сверху из-за спины, наклоняя туловище вперед. Мяч для броска держать за спиной двумя руками снизу.
7. Бросать мяч ногами, зажав его между стопами.
8. Бросать мяч снизу выпрямленными руками (ноги расставлены на ширину широкого шага).
Упражнение на метания мяча
1. В парах. Широкая стойка ноги врозь, боком друг к другу баскетбольный мяч в руках одного из учащихся. Бросок мяча партнеру с поворотом туловища.
2. В парах. Стойка ноги врозь. Один из занимающихся (с небольшим наклоном туловища вперед, баскетбольный или волейбольный мяч в руках внизу) располагается стоя спиной к другому на расстоянии 4-5м. Броски мяча двумя руками через голову назад с выпрямлением туловища в момент броска.
Партнер, поймав мяч, поворачивается спиной к напарнику и выполняет тот же бросок с предварительным полу наклоном вперёд и наклоном туловища назад в момент броска (посмотреть вслед мячу). То же, но упражнение выполняют с предварительным приседанием.
3. В парах. Стойка ноги врозь лицом друг к другу. Первый держит волейбольный мяч внизу правой (левой) рукой. Бросок мяча одной рукой снизу после предварительного приседания. Партнер ловит мяч двумя руками и бросает одной.
4. В парах. Стойка ноги врозь лицом друг к другу . Первый держит волейбольный мяч в правой(левой) руке над головой. Бросок мяча одной рукой из-за головы партнеру, который, поймав мяч двумя руками, повторяет действия напарника.
5. В парах. Сед ноги врозь Лицом друг к другу. Набивной мяч (вес 1 кг) в руках одного из партнеров у груди, ладони вперёд, локти в стороны. Толкание мяча друг другу, акцентируя быстрое выпрямление рук. Расстояние между партнерами устанавливается в зависимости от их подготовленности.
6. В парах. Сед ноги врозь лицом друг к другу. У одного из партнеров набивной мяч в согнутых руках вверху над головой. Метание мяча напарнику. Перед броском согнуть руки с мячом за голову, наклоняясь, отвести их назад. Разгибаясь и выпрямляя руки, метнуть мяч вперед-вверх.
7. Стойка ноги врозь, левая впереди, набивной или баскетбольный мяч в согнутых руках, над головой. Сгибая правую, перенести на нее массу тела, отвести руки назад (мяч за головой, руки закинуты чашеобразно назад), быстро выпрямляя правую ногу, метнуть мяч вперед-вверх.
8. То же, но метание выполняется на дальность через высокое препятствие, которым может служить натянутый на высоте 2 м резиновый шнур. Если занятия проводятся на открытой площадке, можно бросать мяч над футбольными воротами.
9. Стойка левая впереди, правая сзади на передней части стопы, в руках (руке), согнутых над головой, набивной мяч (до 1 кг). Слегка сгибая правую ногу и перенося на нее массу тела, отвести мяч назад и, немного повернув туловище вправо, метнуть его из-за головы в горизонтальную цель — круг диаметром 1 м, расположенный на расстоянии 4—6 м от метающего.
10. Стойка ноги врозь, большой надувной мяч в руках вверху. Броски мяча вертикально вниз и вниз перед. Локти, двигаясь вперед-вниз, немного разводятся в стороны и, не доходя до уровня плеч, резко останавливаются, бросок завершается хлестообразным движением предплечий и кисти.
11. Стойка ноги врозь, малый мяч в полусогнутой руке над плечом. Броски мяча в пол вертикально в основном за счет пронации в плечевом суставе и хлестообразного движения предплечья и кистью. Стараться не выводить локоть вперед и не опускать ниже уровня плеч.
12. Стойка левая впереди, малый мяч в правой согнутой руке на уровне головы. Метание мяча в стену с расстояния 4—6 м на дальность отскока. То же, но метать в нарисованный на стене ориентир, расположенный на высоте 2,5— 3 м от пола.
13. Стойка левая впереди, в руках малый мяч. После отведения согнутой руки назад на уровне головы метание мяча в мишень диаметром 1 м с расстояния 6—8 м.
14. Стойка левая впереди, масса тела на левой ноге, правая сзади на носке, правая рука несколько согнута в локтевом суставе вверху над плечом, -левая полусогнутая перед грудью. Метание малого мяча в мишень. Метающую руку отвести назад, массу тела при этом перенести на правую ногу. Разгибая правую ногу, продвинуться тазом и плечами на прямую левую ногу и выполнить бросок. При окончании броска плечи должны находиться над носком левой ноги, правая нога на носке, от земли не отрывается. Не допускать опускания локтя.
При выполнении упражнения необходимо добиться, чтобы все учащиеся метали мяч из правильного исходного положения. Для этого следует принять узкую стойку ноги врозь, сделать небольшой шаг левой вперед, поставив стопу параллельно правой ноге.
15. И. п. то же. Метание малого мяча в цель (круг диаметром 1 м, установленный на высоте о 3 м)после отведения руки назад в сочетании-с поворотом плечевого пояса вправо и переносом массы тела на сгибающуюся правую ногу. Упражнение выполняют так же, как и предыдущее, но при продвижении на левую ногу поступательное движение туловища сочетается с поворотом плечевого пояса. По окончании броска левое плечо находится над левой стопой, а правое — несколько впереди. При отведении руки назад полностью ее не выпрямлять.
16. И. п.— то же. Метание малого мяча на заданное расстояние по горизонтальной цели. Следить, чтобы метание на большое расстояние не вызывало нарушений в технике.
17. И. п.— то же. Метание малого мяча через ориентиры, обеспечивающие оптимальную траекторию полета.
На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности учащимися был пройден раздел программы (легкая атлетика), на котором большое внимание уделялось скоростно-силовым качествам.
Исходя из средств и методов развития скоростно-силовых качеств был разработал план развития скоростно-силовых качеств. (приложение № 1).
3. Динамика показателей скоростно-силовых качеств у учащихся
В процессе работы над темой была проанализирована и обобщена литература по вопросу развития скоростно-силовых качеств. Рассматривались вопросы о необходимости знания возрастных периодов, особенно благоприятных для развития тех или иных двигательных качеств, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике упражнения и методы развития скоростно-силовых качеств.
Тестирование физической подготовленности.
Для определения эффективности предложенной методики применялось тестирование физической подготовленности:
1. Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см);
2. Метания мяча на дальность с разбега
3. Скоростные способности (бег 30 м, сек).
4. Метание набивного мяча весом 1 кг.
Учебные нормативы по освоению навыков, развитию скоростно-силовых способностей на уроках легкой атлетике в 5 классе.
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | |
Прыжок в длину с места, (см.) | 180 и выше | 179-165 | 164-150 | 170 и выше | 169-155 | 154-140 |
Метание малого мяча на дальность, (м.) | 35 и выше | 34-28 | 27-20 | 22 и выше | 21-17 | 16-14 |
Метание набивного мяча весом 1 кг. сидя, (см.) | 520 и выше | 519-470 | 469-415 | 440 и выше | 439-395 | 394-350 |
Тестирование детей проводилось в школе п. Буревестник. Для исследования был выбран 5 «Б» класс, который состоит из 14 человек (9 мальчиков и 5 девочек). Исследования проходили в апреле и мае 2012 . Сущность исследования заключалась в исследовании развития скоростно-силовых качеств у испытуемых и повышение их уровня физической подготовленности.
На первых уроках было проведено предварительное исследования скоростно-силовых качеств занимающихся 5 класса Результаты тестирования выявили следующие показатели:
Предварительное тестирование детей 5 класса.
тест Ф.И. | Метания мяча на дальность с разбега | прыжок в длину с места, см | Метание набивного мяча весом 1 кг. (см) |
Бузинов Андрей | 32 | 160 | 430 |
Горбунов Илья | 29 | 155 | 390 |
Донсков Дмитрий | 34 | 170 | 450 |
Елисеев Станислав | 30 | 155 | 360 |
Иншина Алена | 21 | 155 | 340 |
Кузнецов Владимир | 37 | 160 | 430 |
Павликова Наталья | 25 | 160 | 430 |
Мартынова Татьяна | 19 | 140 | 330 |
Михевнина Екатерина | 16 | 150 | 350 |
Смирнова Дарья | 20 | 150 | 340 |
Шалымин Андрей | 36 | 160 | 380 |
Шашкин Анатолий | 34 | 170 | 455 |
Шашкин Юрий | 32 | 170 | 450 |
Шопин Александр | 34 | 175 | 430 |
Оценка уровня скоростно-силовых показателей:
- Прыжок в длину с места
В начале четверти в конце четверти
2. Метание мяча на дальность
В начале четверти в конце четверти
3. Метание набивного мяча
В начале четверти в конце четверти
Учитель физической культуры должен осуществлять контроль за уровнем развития двигательных качеств учащихся. По мере прохождения учебного материала он проводит проверочные испытания по технике освоения различных двигательных действий. Результаты, показанные учениками, позволяют объективно оценить уровень физической подготовки. Для этого результаты, показанные каждым учеником в тестах, сопоставляют с нормативами, предназначенными для оценки физической подготовленности детей одинакового с ними возраста и пола.
Результаты проверок по экспресс-тестам позволяют по мере необходимости вносить коррективы в работу по развитию двигательных качеств учащихся.
Уроки по физической культуре проходили 3 раза в неделю по 45.
В конце нашего исследования испытуемые выполнили те же самые тесты, что и в начале четверти. Исследования показали следующие результаты:
Итоговое тестирование детей 5 класса
тест Ф.И. | Метания мяча на дальность с разбега | прыжок в длину с места, см | Метание набивного мяча весом 1 кг. (см) |
Бузинов Андрей | 36 | 170 | 450 |
Горбунов Илья | 34 | 165 | 400 |
Донсков Дмитрий | 37 | 180 | 470 |
Елисеев Станислав | 35 | 165 | 400 |
Иншина Алена | 22 | 165 | 380 |
Кузнецов Владимир | 37 | 170 | 435 |
Павликова Наталья | 27 | 170 | 450 |
Мартынова Татьяна | 21 | 150 | 350 |
Михевнина Екатерина | 19 | 150 | 350 |
Смирнова Дарья | 24 | 160 | 350 |
Шалымин Андрей | 38 | 170 | 400 |
Шашкин Анатолий | 34 | 180 | 460 |
Шашкин Юрий | 34 | 180 | 460 |
Шопин Александр | 35 | 180 | 425 |
Обработка результатов
При повторной сдачи тестов в мае 2012 года оказалось, что результаты всех учащихся выросли:
Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места)
В прыжке в длину с места у большинства детей наблюдается значительный прирост показателей. Это говорит о том, что 11-12 лет благоприятный период развития скоростно-силовых качеств.
Метания малого мяча на дальность и метание набивного мяча в у большинства детей результаты становятся выше. Это свидетельствует о том, что в результате обучения детей данными методами и средствами способствует развитию скоростно-силовых качеств.
Средние показатели в тестах по скоростно-силовой подготовке
Наименование теста | Прыжок в длину с места (см.) | Метание малого мяча на дальность (м.) | Метание набивного мяча весом 1 кг. (см.) | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Апрель 2012 года | 164 | 151 | 33 | 20 | 419 | 358 |
Май 2012 года | 173 | 159 | 36 | 23 | 435 | 376 |
Прирост | +9 | +8 | +3 | +3 | +16 | +18 |
Средние показатели прироста скоростно-силовых показателей у мальчиков
Средние показатели прироста скоростно-силовых показателей у девочек
Заключение
Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит учителю на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке. Очень важно при проведении этой работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект. Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов в лёгкой атлетике. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.
Благодаря активной работе по физической подготовке и применению в ней большого набора средств, у учащихся вырос интерес к занятиям физической культурой и спортом. Многие учащиеся пятого класса стали посещать спортивные секции по различным видам спорта. Уже в начале четвёртой учебной четверти уровень физической подготовленности некоторых учащихся пятого класса позволил им войти в состав сборных команд школы по лёгкой атлетике и футболу. Учащиеся пятого в последствии становились победителями и призёрами многих районных первенств: легкоатлетические эстафетные пробеги, «шиповка юных», легкоатлетический кросс, «кросс лыжников», призерами районного этапа всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» и участниками областного этапа турнира.
Список литературы:
1. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. – М.: ФиС, 1991. – 209 с.
3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
4. Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей // теория и практика физической культуры. – 1993. - №5-6. – С. 41.
5. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для вузов физ. культуры и факультетов воспитания вузов / Л.В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
6. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. - Смоленск: СГИФК, 1997.- 220с.
7. Губа, В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. - 2003. - N 3. - С. 31-34.
8. Губа, В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта / В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - N 3-4. - С. 21-26,39-41.
9. Дворкин, Л.С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет / Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский, С.В. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. - 2003. - N 3. - С. 29.
10. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - Изд. 4-е, стер. - СПб.: Лань: Омега - Л, 2004. - 159 с.
12. Развитие двигательных качеств школьников / под ред. З. И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1967.
13. Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап / И.И. Столов, В.В. Ивочкин. – М.: Советский спорт, 2007.- 136с.
14. Тимошкин, В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. – 1994. № 5-6. – С. 24-32.
15. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: ФиС, 1991. – 224с.
66. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Развитие скоростно-силовых качеств учащихся в лёгкой атлетике".
Конспект составлен по программе " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов", под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2011 г. Раздел программы: Лёгкая атлетикаЦель урока: Разви...
«Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола»
Человек от природы наделен свойствами, которые относят к так называемой физической сфере – «телесной, плотской» или «относящейся к деятельности мышц, мускулов у живых существ&r...
Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола
Волейбол (англ. Volleyball от volley – «ударять мяч с лёта»(так же переводят как «летающий», «парящий» мяч) – вид спорта, командная спортивная игра, в п...
Методическая разработка Тема: « Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола».
Методическая разработкаТема:« Развитие скоростно-силовых способностей у школьниковна уроках баскетбола»/...
УРОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 3 класс 2018 на тему: «Развитие скоростно-силовых, координационных качеств ».
к аттестации...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В статье представлены данные об изменениях показателей скоросной выносливости у мальчиков 16-17 лет при дополнительный занятиях легкой атлетикой во внеурочное время....
Открытый урок по ФК в 5 классе "Развитие скоростно - силовых качеств на занятиях по легкой атлетике"
Цель урока: Способствовать повышению уровня быстроты посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых качеств средствами бега на короткие дистанции, с...
- Мне нравится (1)