Проблемное обучение(статья)
статья по теме
Предварительный просмотр:
Некипелов Евгений Степанович
учитель физической культуры
МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Проблемное обучение
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
Суть его заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики исследуют пути и способы ее решения.
Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1. Осознание общей проблемной ситуации
2. Ее анализ, формулировка конкретной проблемы
3. Решение проблемы(выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка
4. Проверка правильности решения проблемы
Характеристика проблемного обучения:
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем
В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня
Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся
Повышенная активность учащегося способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки знаний
Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности
Правила создания проблемной ситуации:
1. Перед учащимся следует поставить такое задание, выполнения которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала
4. Проблемными заданиями могут быть усвоение, формулировка вопроса, практическое задание
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий
6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему задания или при невозможности объяснения им тем или других фактов
Существует 4 типа проблемности в обучении:
1.Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками
2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить
4. Ученик ставит проблему и сам ее решает
Выводы: Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь возможности для развития внимания, наблюдательности, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и так далее.
Кроме того, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Так же стоит учесть, что проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать, исследуя, исследовать обучая. Только так можно сформировать творческую личность, то есть реализовать основную цель педагогического труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Игровое обучение (статья)
Статья по теме: "Игровое обучение"...
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
"Самооценка уровня готовности учителя по включению этнокультурного компонента в содержание и процесс обучения". Статья.
Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал....
Использование интегрированных уроков для структурирования знаний учащихся в системе Способа диалектического обучения. Статья.
Из опыта работы учителей русского языка и английского....