Рабочая программа по физической культуре (строевая подготовка)
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Рабочая программа по строевой подготовке (3-й час физической культуры)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметная область:

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Предмет:

Физическая культура (строевая подготовка)

Класс:

Разработчик программы:

Алыпов Владимир Евгеньевич

Количество часов в неделю:

1

Количество часов в год:

35

Год реализации:

2017-2018 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели основного общего образования
с учетом специфики предмета.

Цель школьного образования по физической культуре «строевой подготовке» — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс по физической культуре «строевой подготовке» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта строевыми упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами статических упражнений;
  • освоение знаний строевого устава, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий строевыми упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры «строевая подготовка», настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, плац), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и строевых упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях строевыми упражнениями.

Цели и задачи предмета с учетом специфики
МБОУ «СОКШ № 4»

Цель МБОУ «СОКШ №4»: обеспечить условия для усвоения фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых компетентностей и получением социального опыта.

Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

Цель деятельности кадетских классов: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Третий час физической культуры реализуется через курс «Физическая культура (строевая подготовка)». При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, школой были учтены общеразвивающее направление: ориентация на расширенное и углубленное освоение учащимися отдельных тем и разделов действующих программ по физической культуре (элементы строевой подготовки) и культурно-исторические традиции региона, изложенные в государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе  Югре на 2014-2020 годы» и методических рекомендациях по созданию муниципальных кадетских школ, кадетских школ с казачьим компонентом, составленных кафедрой дополнительного образования и воспитательной работы АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», для широкого круга специалистов-организаторов кадетского движения, педагогов образовательных учреждений работающих в кадетских школах, классах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Таким образом, решаются задачи повышения двигательной активности, и реализуется кадетский компонент образования.

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре (строевой подготовке) является двигательная деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать строевые упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Реализация программного материала идет в 3 этапа:

1-й этап - изучение теоретического материала;

2-й этап - обучение практическим элементам одиночной строевой подготовки;

3-й этап - обучение выполнению строевой подготовки в составе подразделения.

Примерная структура занятий по строевой подготовке:

  • вводная часть (проверка наличия личного состава, осмотр внешнего вида, объявление темы, целей и порядка проведения занятия);
  • основная часть (изучение новых и отработка ранее изученных строевых приемов, команд);
  • заключительная часть (разбор, рефлексия, анализ результатов).

Обучение строевым приемам производится в следующей последовательности:

  • ознакомление с приемом (демонстрация, описание);
  • разучивание строевого приема;
  • тренировка.

Ведущая технология, ее цели, задачи, ожидаемые результаты

Ведущей технологией на системном уровне является технология здоровье сберегающего обучения, которая направлена на обеспечение психического здоровья учащихся. Задачи данной технологии – создание благоприятного психологического фона на уроке; повышение мотивации к учебной деятельности; создание условий для самовыражения учащихся.

Ожидаемый результат – предотвращение усталости и утомляемости; снижение затруднений у учащихся, прирост учебных достижений.

На внедренческом уровне используется технология организации проектной деятельности.

Цель внедрения технологии организация проектной деятельности – развитие познавательных навыков учащихся и умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате у детей формируются следующие компетенции:

  • исследовательские (умение разрабатывать идеи, выбирать лучшие решения);
  • социального взаимодействия (умение сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
  • оценочное (умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять какой информации или каких умений недостаёт);
  • рефлексивные (умение отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Внедрение ИКТ позволяет решить следующие задачи:

  • активизация познавательной деятельности, повышение качественной успеваемости школьников;
  • развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.

Преобладающие методы: практический, метод самостоятельной работы, метод формирования познавательного интереса, повторный, равномерный, переменный, соревновательный.

Организационные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, комбинированная, дифференцированная.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область:

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Количество недельных часов:

1

Количество часов в год:

35

 «Физическая культура» (строевая подготовка) ведется как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 35 часов в год.

Период

Количество часов

1-я четверть

9

2-я четверть

8

3-я четверть

9

4-я четверть

9

Учебный год

35

Форма годовой промежуточной аттестации: смотр строя и песни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура (строевая подготовка)» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» (строевая подготовка) в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» (строевая подготовка). Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности строевой подготовки для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в совершенстве.

 Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий строевой подготовкой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий строевой подготовкой;
  • способность активно включаться в совместные военно-спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий строевой подготовкой;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий строевой подготовкой, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, статические упражнения и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении статических упражнений по строевой подготовке.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» (строевая подготовка), в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

 Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры (строевая подготовка) как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры (строевая подготовка) как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой (строевая подготовка) для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» (строевая подготовка). Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

        Предметные результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры                     

        В области познавательной культуры:

  • знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

        В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и проводить самостоятельные занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • способность организовать самостоятельные занятии физической культуры по формированию телосложений и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знания о физической культуре

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Военно-прикладная подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Прикладная - ориентированная подготовка. Прикладные - ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Кадетских компонент образования в курсе  

физической культуры.

Реализация кадетского компонента на уроках физической культуры (строевая подготовка) предполагает повторение некоторых элементов строя с целью их изучения и совершенствования на каждом году обучения с 1 по 11 классы. Занятия содержат теоретический материал, практические элементы одиночной строевой подготовки, а также выполнение строевой подготовки в составе отделения.

Каждое занятие состоит из трех частей:

  • вводная часть, в течение которой проводится проверка класса, осмотр внешнего вида, объявление темы, целей и порядка проведения занятий;
  • основная часть, включает изучение новых и отработка ранее изученных строевых приемов, привитие учащимся методических навыков в проведении обучения строевым приемам личного состава;
  • заключительная часть, проводится разбор, объявляется оценка учащимся и дается задание на дом.

Обучение строевым приемам производится в следующей последовательности:

  • ознакомление с приемом;
  • разучивание строевого приема;
  • тренировка.

Командные и методические навыки по строевой подготовке прививаются кадетам на протяжении всего срока обучения. Основой привития командно-методических навыков является практическое выполнение кадетами обязанностей командира по управлению строями подразделений и обучения ими строевым приемам личного состава.

Строевая подготовка включает обучение и совершенствование строевой выучки обучаемых в выполнении строевых приемов; действия в строю подразделения в пешем порядке; подготовку командира отделения к строю.

Для ознакомления с приемами строевой подготовки необходимо назвать прием или действие и указать, где и для какой цели он применяется; подать команду, по которой выполняется прием, а затем показать образцовое его выполнение. На ознакомление с приемом затрачивается минимальное время. Для разучивания приема, показать его выполнение в медленном темпе и поэтапным разделением с кратким пояснением выполнения. В зависимости от сложности строевого приема, разучивание может проводиться в целом, если прием несложный; по разделениям – если прием сложный; с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы плохо усваиваются. Тренировка в выполнении строевого приема заключается в его многократном повторении, до получения обучаемыми прочных навыков. Тренировка в начале проводится в медленном темпе, а затем в обычном. В ходе занятия руководитель своевременно обращает внимание обучаемых на исправление ошибок. Тренировки в выполнении строевых приемов могут проводиться по командам или самостоятельно.

Общие положения.

Вводное занятие. Правила поведения на занятиях по строевой подготовке.

Строи и управление ими. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.

Строевая стойка. Повороты на месте.

Порядок выполнения команд: «Становись», «Смирно». Действия по команде «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы снять (надеть)». Повороты на месте: «Направо», «Налево», «Кругом».

Строевой шаг. Повороты в движении.

Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг, походный шаг. Повороты в движении: «Направо», «Налево», «Кругом – марш».

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Выполнение воинского приветствия на месте вне строя, без головного убора и с надетым головным убором.

Выполнение воинского приветствия в движении вне строя.

Выполнение приемов с оружием «Автомат на - грудь», «На ремень», «Оружие – за спину».

Порядок выполнения приема «Автомат на – грудь» в три приема; в положение «На ремень» в три приема; в положение «Оружие – за спину» в два приема. Тренировка выполнения приемов.

Развернутый строй отделения, взвода.

Развернутый строй одношереножный, двушереножный, развернутый строй отделения и взвода. Порядок перестроения из одношереножного в двушереножный стой. Размыкание влево, вправо.

Походный строй отделения, взвода.

Походный строй отделения (взвода) в колонну по одному, в колонну по два, в колонну по три.

Перестроение отделения (взвода) из развернутого строя в колонну. Перестроение отделения (взвода) на месте и в движении.

Выход из строя и возвращение в строй.

Команды для выхода из строя и возвращения в строй. Порядок действий.

Подход к командиру. Сдача рапорта. Возвращение в строй.

Порядок подхода к командиру, сдача рапорта, возвращение в строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочие программы по физической культуре (строевая подготовка).

Рабочие программы по строевой подготовке (3 час ФК)....

Рабочие программы по физической культуре (строевая подготовка)

Рабочие программы по строевой подготовке...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Строевая подготовка"

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Строевая подготовка" для работы в кадетских классах...