Здоровье, сберегающее обучение на уроках физической культуры
рабочая программа по физкультуре на тему

Гостеева Ольга Васильевна

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто (древнегреческий философ Сократ) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove2011g.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье, сберегающее обучение на уроках физической культуры 

2010 год

Здоровье – не все,

но все без здоровья – ничто (древнегреческий философ Сократ)

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.

Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

Поэтому Физическая культура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника, решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.

Физическая культура - это путь к силе, 

                                              ловкости, бодрости и здоровью.

Цель физической культуры: быть здоровым и с фигурой.

Душу, радующий глаз. Быть здоровым каждый рад.

Физкультурное образование в школе является одним из важных направлений в решении задач по здоровью сбережения учащихся.

Оно складывается из

  1. Организованного начала учебного процесса (гимнастика до учебных занятий).
  2. Уроков физической культуры.
  3. Физкультминуток

            4.Занятий с углубленным изучением отдельных видов школьной

                  программы (спортивные секции).

            5. Внутришкольных соревнований.

            6. Театрализованных спортивных праздников.

            7. Дней здоровья.

  1. Участие в городских спортивных конкурсах и соревнованиях.

Чтобы конкретизировать поставленный вопрос, рассмотрим некоторые данные на сегодняшний день:

 Из 670 учащихся  школы – 139 имеют основную  группу. Это та категория детей, которая не имеет значительных отклонений в состоянии здоровья, и отличается хорошей физической подготовленностью и высоким уровнем физического развития.

484 ученика относятся к подготовительной группе. Это дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, но большинство из них также отличаются хорошей физической подготовленностью, не уступая учащимся основной группы. У отдельных учащихся наблюдается отставание в физическом  развитии.  

Они  занимаются на уроке  вместе со всеми учащимися  класса, но  освобождаются от  сильных нагрузок, связанных с напряжением, усилием,  быстрого бега, прыжков, сдачи контрольных тестов, нормативов. Также освобождаются от участия в соревнованиях.

35 учащихся относятся к специальной медицинской  группе.

Это дети, которые  имеют  одно или несколько  хронических  заболеваний, требующие к себе повышенного внимания. Они  занимаются так же вместе с классом, но освобождаются от высоких и  средних  нагрузок, выполняя упражнения в щадящем режиме с лечебной  направленностью. Это общеразвивающие упражнения, упражнения  на дыхание,  упражнения для  профилактики нарушения осанки, игровые задания, упражнения на внимание.

И так  на сегодняшний день мы имеем

2о% - это здоровые  дети

72% - имеют  отклонения в состоянии здоровья

5% - хронически больные

1.5% - дети инвалиды

1.5% - освобождены от уроков полностью

Дети инвалиды

1. Бередина К. –        1б класс.

2. Татьянина Д –        1б класс.

3. Фурсов И. -             1б класс.

4. Шиндина Э. –          5в класс.

5. Белошапкина Ю. – 7б класс

6. Никонова М. –         7а класс.

7. Бочаров М. –           7а класс.

8. жданова Н. –           8а класс.

9. Боговик Д. –             8б класс.

10. Насиров М. –         10б класс.

Если говорить о данных медицинского обследования учащихся в сравнении с 2008 – 2009 учебными годами,  то сейчас состояние здоровья детей намного лучше.

9% - это здоровые  дети

70% - имели  отклонения в состоянии здоровья

18% - хронически больных

1.5% - дети инвалиды

1.5% - освобождены от уроков полностью

   Поэтому, зная состояние здоровья, степень физического развития , а так же уровень физической подготовленности учащихся, мы  с учетом этих данных планируем физическую нагрузку на уроке, чтобы не навредить здоровью учащихся

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, их повторяемостью, темпом выполнения, интенсивностью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм учащихся – одни более другие менее сильное. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Так как нельзя допускать перегрузки учащихся. Это может вызвать утомление и отразиться на работоспособности и самочувствии. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет не достаточным и не принесет ни какой пользы ученику. Учителю на уроке следует давать такой объем нагрузки, который соответствует возрастно-половым, индивидуальным особенностям, степени подготовленности ученика с учетом его состояния здоровья. Для этого необходимо умело подбирать и использовать физические упражнения, игры, задания в каждом виде школьной программы, зная какое положительное влияние они оказывают на организм учащихся, обеспечивая изменения в функциональной деятельности. А плохо организованные и спланированные занятия физическими упражнениями могут нанести вред организму учеников. Что бы этого не произошло, необходимо заранее рационально спланировать занятия с учетом особенностей контингента и специфики развития того или другого физического качества.

       В нашей работе большое значение имеет знание

     индивидуальных особенностей своих учеников, так как в каждом классе   есть учащиеся внимательные и рассеянные, активные и пассивные, интересующиеся физической культурой и относящиеся к урокам физической культуры индифферентно.

Существует несколько способов для определения влияния физической нагрузки на организм школьника. Это:

1. пульсометрия, динамометрия, измерение давления и температуры тела, функциональные пробы, исследование состава крови.

 Из указанных способов самым информативным и простым показателем самочувствия является ЧСС (частота сердечных сокращений), которую можно измерить, приложив пальцы к запястью (пульс). Измерение ЧСС проводится до и после занятий, что позволяет оценить реакцию организма на выполнение физической нагрузки.

При легкой физической нагрузке пульс достигает 100 -120 уд. в мин.

При средней физической нагрузке пульс достигает 130 – 150 уд. в мин.

При высокой физической нагрузке пульс достигает свыше – 150 уд. в мин.

О приспособлении организма к нагрузкам судят по восстановлению пульса.

Например: измеряем пульс, затем выполняется определенная физическая нагрузка и вновь измеряется пульс. Если в течение 1 -3 минут пульс не приходит к исходным показателям или становится более редким, то это не благоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке для конкретного ученика, либо об отклонениях в  деятельности ССС (сердечнососудистой системы). Колебания ЧСС очень индивидуальны. Однако можно считать зоной тренировки для учащихся 130 – 150 уд. в мин. У ослабленных детей и имеющих противопоказания не более 100 – 120 уд. в мин.

Ко второму способу, определяющему состояние учащихся в ответ на физ. нагрузку являются внешние признаки.

Это:

  1. Снижение активности.
  2. Вялость, усталость.
  3. Ухудшение качества выполнения упражнений.
  4. Потливость.
  5. Учащенное дыхание.
  6. Головокружение.
  7. Окраска кожи.
  8. Дрожание рук и ног.
  9. Ухудшение осанки.

10.Носовое кровотечение.

Третий способ – самоконтроль.

Это процесс наблюдения ученика за состоянием своего здоровья, при котором возможно улавливать малейшие изменения в состоянии организма, что поможет учителю своевременно их устранить.

Четвертый способ – опрос учащихся о самочувствии до и после выполнения определенной физ. нагрузки.

Итак, если урок физической культуры построен правильно, рационально подобраны упражнения, величина нагрузки соответствует состоянию здоровья, степени физической подготовленности, полу, возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, то не будет вставать вопрос о предотвращении перегрузок учащихся на уроках физической культуры.

Трудностью в регулировании нагрузки  на уроке  является большое  количество одновременно  занимающихся  детей, имеющих различную  физическую  подготовленность и  группу здоровья.

В практической  работе  мы  ориентируемся  на детей со средней физической подготовленностью  так как их количество на уроках больше.

 Учащиеся, отстающие по своим показателям по физической культуре, часто стесняются и, не  желая обнаружить перед  другими учениками отставание в физическом развитии, неохотно выполняют задания, а то и вовсе воздерживаются от их выполнения.

В таких случаях  учитель спокойным тоном должен подбодрить учащихся по возможности, облегчая условия выполнения двигательного действия, стремясь вселить надежду и уверенность, что при систематических занятиях  физической культурой ученик сможет повысить свой уровень  физической подготовленности. Также требуют особого внимания, индивидуальных  заданий ученики, имеющие высокий уровень  подготовленности. На уроке они иногда тяготятся легкостью упражнений, которые  проводятся со всеми учащимися. Поэтому выполняют их  небрежно и неохотно. В  этих случаях к таким ученикам  необходимо предъявлять повышенные  требования при выполнении  заданий и частично усложнять упражнения. Чтобы уроки физической  культуры  приносили  максимальную  пользу,  необходимо систематически  контролировать состояние  здоровья и уровень  физической  подготовленности.

Также факторами здоровья сбережения учащихся на уроке являются:

  1. Учет возрастно-половых особенностей детей;
  2. Структурирования урока на три части в зависимости от уровня подготовленности.

     3. Рациональное чередование видов учебной деятельности;

     4. Уважительный стиль общения;

     5. Положительные эмоции. 

     6. Эмоциональная разрядка;

7. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

8. Форма одежды и обувь.

9. Освещение.

При соблюдении всех правил и норм по здоровью сбережения учащихся мы можем поддерживать здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры

Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти зад...

здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры

В данном материале основной целью является показать, как можно  укрепить здоровье у учащихся посредством использования на уроках физической культуры подвижных, народных и спортивных игр....

Презентация. Здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»

здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»...

«Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Здоровьесберегающая деятельность педагога – это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах.    Ведь главное чему должен научиться ученик, выйд...

Презентация на тему "Применение здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "

Причины нарушения здоровья: Малоподвижный образ жизни,Недостаточная освещенность,Накопление отрицательных эмоций,Неправильная посадка за рабочим местом.Средства здоровье сбережения: Упражнения на форм...

Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости и...

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Здоровье является одним из важнейших компонентов жизни любого человека. От него зависит физическое, душевное и социальное благополучие каждого из нас. Несомненно, состояние здоровья прямо зависит от о...