секция "Веселые старты"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.
В соответствии с постановлением Правительства РФ в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре, с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и исходя из предназначения школы - целью физического воспитания в образовательном учреждении является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности, предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Программа составлена на 1 час в неделю, как вариативная часть физической культуры, что дополняет базовый компонент, рассчитанный на 34 часов.
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
Игры являются важным средством воспитания. В основе подвижных игр лежат физические упражнения. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению специальных задач физического воспитания.
Цель: Обеспечить учащихся комплексом знаний, умений, которые позволят им успешно использовать полученные навыки в повседневной жизнедеятельности. формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
образовательные:
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
- формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является долгом перед обществом;
- формирование необходимых знаний в области физической культуры; теории и организации подвижных игр
- формирование основных понятий об игровой деятельности, значении игры в жизни человека и месте подвижных игр в педагогической практике;
- умение использовать игру в общеобразовательных и воспитательных целях;
- формирование у учеников интереса и познавательную активность к физической культуры;
- формирование у обучающихся стремления к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, обеспечить освоение ими опыта творческой
- деятельности.
воспитательные:
- воспитание у детей высоких нравственных качеств;
- воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
- организация режима дня учащихся;
- воспитывать морально-волевые качества;
- воспитывать культуру здоровья, ответственности личности за свое здоровье и потребности заботиться о нем.
развивающие:
- сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие детей; помочь каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал;
- развивать творческую активность учащихся.
- развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
- способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи;
- развивать интерес к физической культуре и спорту.
Оздоровительные задачи:
- повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
С помощью игр закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование: естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.
В качестве базовых спортивных игр рекомендуется преимущественно баскетбол, волейбол, пионербол. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
По играм, так же как и по спортивным, могут проводиться соревнования. Наиболее простые из них — это конкурсы и аттракционы, устраиваемые во время праздников или вне зависимости от этого. Более сложный вид соревнований — это первенства между несколькими командами. Соревнования по играм содействуют воспитанию у детей организованности и коллективизма, честности и воли к победе. Они способствуют воспитанию организаторов — вожаков игр, внедрению игр в повседневный быт. Игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия составляют основу программы
Условия для реализации программы
Программа «Весёлые старты» предназначена для обучающихся 7-8 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего 34 часа.
Кружок проводится после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут. Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
Занятия проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения содержания учебного предмета, учащиеся должны:
Знать:
- основные понятия об игровой деятельности;
- значение игры в жизни человека и общества;
- место подвижных игр в педагогической практике.
Уметь:
- подбирать игры с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, принимая во внимание уровень физической подготовленности, функциональных особенностей организма в соответствии с возрастом играющих;
- составлять конспекты и самостоятельно проводить пройденные игры;
- готовить место для проведения игр, необходимый инвентарь и оборудование;
- правильно выбирать место при объяснении игры и в процессе ее проведения;
- организовать играющих для проведения игры, подавая команды и распоряжения;
- объяснять и показывать игровые приемы и игру в целом;
- руководить процессом игры и действиями отдельных играющих, выявляя ошибки и находя способы их устранения;
- обеспечить организационно-методическую преемственность и взаимосвязь между подвижными играми и другими упражнениями;
Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формы контроля
Подведение итогов работы спортивно-оздоровительных объединений организуется, как правило, в форме спортивных соревнований.
Основной показатель реализации программы «Весёлые старты» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
Календарно-тематическое планирование
кружка «Весёлые старты»
7-8 класс, 1 час
№ урока | Дата проведения | Кол – во часов | Наименование разделов и тем | Название эстафет | |
по плану | по факту | ||||
1 | 2 | Вводное занятие. Упражнения « школа мяча». Эстафеты с мячами | Быстро по своим местам Мы весёлые ребята | ||
2 | 2 | Упражнения « школа мяча» Игры с мячом | Мяч среднему Достань подвешенный мяч | ||
3 | 2 | Подвижная игра «Гонка мячей по кругу», « Охотники и утки» | Встречные эстафеты с предметами и без предметов Охотники и утки Кто лишний | ||
4 | 2 | Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости. Упражнения с обручами. Прыжки по разметкам | Веревочка под ноги Попрыгунчики - воробушки | ||
5 | 2 | Упражнения с обручами. Упражнения в равновесии на гимнастич. скамейке | Салки в приседе Волк и овцы | ||
6 | 2 | Упражнения в равновесии на малом бревне.Игра « Бездомный заяц» | Догони мяч Сбей мяч | ||
7 | 2 | Игры со скакалками. Прыжки на одной и двух ногах. | Ручеек Воробьи и вороны | ||
8 | 2 | Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости, внимания Игры с бегом и прыжками | Ловишки с препятствиями Зайцы и попрыгунчики | ||
9 | 2 | Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты Игры для формирования правильной осанки | Встречные эстафеты без предметов и с предметами Замри | ||
10 | 2 | Игры с преодолением препятствий Развитие координационных способностей | Пробеги и не сбей Преодолей скамейку Не дай обручу упасть | ||
11 | 2 | Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты | По новым местам Гуси -лебеди | ||
12 | 2 | Игра - эстафета Упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы | Игры - эстафеты с перелезанием и подлезанием | ||
13 | 2 | Игры- эстафеты | Перенеси - не урони Смена мест | ||
14 | 2 | Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты Имитационно-игровые движения на гибкость | С набивными мячами сидя на скамейке Полоса препятствий Соревнования: « Чья «березка» лучше» | ||
15 | 2 | Игры-эстафеты Развитие быстроты и ловкости | Игры и эстафеты с мячами: Гонка мячей в колоннах (стоя, сидя, лицом друг к другу в парах) | ||
16 | 2 | Игры на меткость. Развитие быстроты и ловкости | Броски в корзину с места Гонка мячей | ||
17 | 2 | Развитие координационных способностей, быстроты Игры на меткость | Метание снежков в цель Кто быстрее Пятнашки на лыжах | ||
18 | 2 | Зимние забавы | Метание снежков в цель Пятнашки на лыжах Сбей колпак Метко в цель Побелка Белые медведи | ||
19 | 2 | Эстафета Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, силы, смелости и расчетливости | Встречные эстафеты без предметов и с предметами Команда быстроногих | ||
20 | 2 | Эстафеты с бегом и прыжками | Мяч капитану Броски в корзину на бегу Прыжки с мячом Мяч большой и маленький | ||
21 | 2 | Эстафеты с метанием мяча. Игры с бегом | Охотники и утки Караси и щука | ||
22 | 2 | Эстафеты с метанием мяча на дальность и в цель | Лапта | ||
23 | 2 | Эстафеты с мячами | Прыжки с мячом Мяч в стенку У кого меньше мячей | ||
24 | 2 | Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, коллективизма. | Игры по выбору | ||
25 | 2 | Игры на внимание. | «Класс, смирно», «За флажками»,игра «У медведя во бору» | ||
26 | 2 | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства.Эстафеты с элементами ОРУ | «Море волнуется – раз» «Филин и пташка». | ||
27 | 2 | Комплекс ОРУ с мячом, строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Правила игры. Проведение игры. | «Горелки», « Охотники и утки» | ||
28 | 2 | Гимнастические упражнения. Эстафеты | Весёлые старты с мячом. | ||
29 | 2 | Игры с мячом: ловля, бросок, передача.Правила игры. Проведение игры. | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | ||
30 | 2 | Правила игры. Проведение игры. Эстафета. | игра «Зарница» | ||
31 | 2 | Комплекс ОРУ со скакалкой.Знакомство с правилами и проведение игр. Игры на развитие восприятия. | Весёлые старты со скакалкой «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | ||
32 | 2 | Построение. Строевые упражнения и перемещение.Упражнения и игры на внимание | «Ладонь – кулак», «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок | ||
33 | 2 | Игры на развитие памяти. | «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник памяти. | ||
34 | 2 | Игры на развитие воображения. | Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | ||
ИТОГО: 34 часов |
Содержание программы
Основная направленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список необходимого оборудования
Оборудование спортзала:
- Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.
- Палка гимнастическая.
- Скакалка детская.
- Гимнастическая скамейка
- Гимнастическое бревно
- Мат гимнастический.
- Кегли.
- Обруч пластиковый детский.
- Аптечка.
- Мяч малый (теннисный).
Пришкольный стадион (площадка):
1. Игровое поле для мини-футбола.
3. Площадка игровая волейбольная.
4. Гимнастическая площадка.
5. Полоса препятствия.
Мультимедийное оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный компьютер.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Рабочая программа курса.
2. Диагностический материал.
3. Разработки игр.
Список источников информации для учителя
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2011. — 223
- Физическая культура. 5-7 классы: учеб.для общеобразоват.организиций / [ М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 239 с. : ил. – ISBN978-5-09-036140-8.
- Сайты в помощь учителю физкультуры:
mailto:http://zdd.1september.ru/
mailto:https://glashamoscow.ru/games-library/estafety/sportivnye-estafety/
Список источников информации для обучающихся
- Физическая культура. 5-7 классы: учеб.для общеобразоват.организиций / [ М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 239 с. : ил. – ISBN978-5-09-036140-8.
2. Сайты в помощь обучающимся:
mailto:http://zdd.1september.ru/ - газета «Здоровье детей»
mailto:http://spo.1september.ru/ - газета «Спорт в школе»
mailto:http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
Список обучающихся
- Гурская Анастасия, 8 класс
- Гурская Татьяна, 7 класс
- Жиряева Юлия, 7 класс
- Обухова Любовь, 8 класс
- Потемкина Анастасия, 7 класс
- Сахнова Виктория, 8 класс
- Старокожев Иван, 7 класс
- Тиньков Дмитрий, 7 класс
- Щекина Татьяна, 7 класс
Индивидуальная работа с обучающимися
- Обучать Щекину Татьяну жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
- Способствовать формированию понятия у Старокожева Ивана о том, что забота о своем здоровье является долгом перед обществом;
- Способствовать формированию необходимых знаний у Сахновой Виктории в области физической культуры, теории и организации подвижных игр.
Массовая работа с обучающимися
- Обеспечить учащихся комплексом знаний, умений, которые позволят им успешно использовать полученные навыки в повседневной жизнедеятельности. формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Работа с родителями
1. Познакомить родителей с рабочей програмой кружка. Объяснить важность занятий спортом, приглашать на соревнования.
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | факт | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алабина Л.Е. Сценарии праздников "Весёлые старты"
Разработка сценариев "Весёлых стартов",включает в себя разнообразные эстафеты, аттракционны. Предлагаемый вариант может корректироваться....
"Весёлые старты"
Соревнования проводятся между командами мальчиков начальных классов к празднику Защитника Отечества....
Весёлые старты в начальной школе
Цели и задачи. Привлечение учащихся начальных классов к занятиям физкультурой и спортом. Определение лучших команд. Участники. В соревнованиях принимают участие учащиеся начальных классо...
Разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводилось в детском саду с привлечением учащихся нашей школы в качестве волонтеров....
Первый старт и первый финиш
Первые соревнования по спортивному ориентированию...
Методическая разработка внеклассного мероприятия - Веселые старты "К стартам готов"
Эстафеты и конкурсы...
Старты, старты, старты.
Массовость – главный показатель наших стартов. Среди разнообразных средств, при...