Статья "Физвоспитание в гимназии"
статья по физкультуре (6 класс) на тему

Галкин Виктор Юрьевич

Самый бесценный дар природы человека – здоровье, которое является основой формирования личности, ее духовных, интеллектуальных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizvospitanie_v_gimnazii.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физические упражнения должны  прочно

войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь.

                                                                                        Гиппократ

        

     Самый бесценный дар природы человека – здоровье, которое является основой формирования личности, ее духовных, интеллектуальных качеств.

             В законе Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

              Быть здоровым – естественное стремление человека. Обеспечить в современных условиях хорошее состояние здоровья детей сложная, трудная задача потому, что общественное устройство, ни сам ребенок не воспринимает здоровье как необходимую норму жизни, как ценность. Для сохранения здоровья, для избавления от болезней школьник должен выработать новое отношение к своей жизни, к труду, новую философию – здорового образа жизни.

              Здоровый образ жизни – это соблюдение, привычное выполнение определенных правил, которые  обеспечивают гармоничное развитие человека, высокую трудоспособность, душевное равновесие, здоровье.

              Первое место среди компонентов, определяющих здоровье ребенка, несомненно, должна занимать физическая культура. Эта часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые создаются и используются для физического совершенствования человека.

               Еще с древнейших времен физической культуре и спорту люди придавали большое значение в укреплении здоровья, в воспитании и всестороннем развитии личности.

               Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал: «…Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна».

В нашей школе был проведен мониторинг культуры здоровья учащихся. В данном  исследовании приняли участие школьники 5-11 классов в течение 2016-2017 учебного года. Анализ полученной информации позволяет заключить, что основная масса опрошенных школьников проживает вместе с родителями в изолированных квартирах, хороших социально-бытовых условиях. Следует отметить, что 76% учащихся дали удовлетворительную оценку своему настоящему состоянию здоровья, а 24% - не удовлетворены им. На вопрос: «Регулярно ли вы занимаетесь физической культурой и спортом?» - учащиеся ответили: да, систематически занимаюсь – 87%, а 13% посещают занятия нерегулярно или вовсе не посещают. Из числа регулярно участвующих в физкультурно-спортивной жизни школы 67% респондентов посещают одновременно со школьными уроками тренировки в спортивных секциях, спортивных школах, клубах центрах и других учреждениях. Следует особо отметить, что круг физкультурно-спортивных интересов учащихся достаточно широк и разнообразен. «География» наиболее привлекательных видов спорта представлена следующим образом: футбол – 22%, волейбол – 16%, баскетбол – 15%, плавание – 9%, спортивно-бальные танцы – 8%, легкая атлетика – 6%, художественная гимнастика – 6%, карате – 5%, теннис – 5%, лыжные гонки – 3%, другие виды спорта – 5%.

В ходе исследования удалось установить, что по окончании занятий физкультурой и спортом опрошенные учащиеся больше всего испытывают хорошее настроение – 60%; прилив энергии, бодрости – 44%; усталость, утомление – 36%. Среди других признаков: удовлетворенность – 4%; расслабленность – 2%; повышенный аппетит – 1%; боль в мышцах – 1%.

               В числе  первоочередных мероприятий, необходимых для повышения уровня здоровъесбережения в школе респонденты выделяют: увеличение числа учебных занятий – 44%, увеличение количества спортивных секций – 12%, проводить чаще физкультурные минутки – 10%, чаще организовывать спортивные праздники -8% и др.                                                  

               Проведенное социологическое исследование позволило установить: что большинство учащихся нашей школы регулярно занимаются физической культурой, как на уроках, так и во внеурочное время. В образовательном процессе  предмет физическая культура является одним из самых любимых предметов среди учащихся школы.

                Занятия физической культурой и спортом таят в себе огромные возможности. Они помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, вырабатывают высокие нравственные, волевые качества. Не зря в народе говорится: в здоровом теле – здоровый дух.

                Роль физкультуры и спорта в настоящее время все более возрастает в связи с массовым распространением среди молодежи наркомании, алкоголизма и других негативных явлений, а также катастрофическим ухудшением состояния здоровья детей школьного возраста. Проблема заключается в том, как побудить человека стремиться быть здоровым, работать над своим здоровьем. На решение данной проблемы направлена принятая в Татарстане программа «Образование и здоровье школьников».  

              Коллектив учителей МАОУ « Гимназия №139» с 2002 года работает по школьной программе «Образование и здоровье» в целях воспитания у каждого школьника чувства ответственности за свое  здоровье, положительной самооценки своих возможностей, развития навыков принятия решений и уверенности в себе.

               В Уставе средней общеобразовательной школы отмечено, что основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок. Он занимает ведущее положение в физическом воспитании и является для всех учащихся обязательной формой занятий, обеспечивающей приобретение необходимого минимума знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Именно на уроках физической культуры ведется основная работа по укреплению здоровья учащихся.

               

.

                При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе исключительную роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее, если иметь в виду главную цель – внедрить физическую культуру и спорт в повседневную жизнь,  и быт школьника.

                В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на сознание ребят о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности.

                 Подобная система организации физкультурного образования позволяет обеспечивать не только закрепление изучаемого учебного материала или более широкое овладение его базовыми основами, но и создавать условия и возможности учащимся демонстрировать результаты своей образованности,

Усиливать их положительный эффект в формировании интереса к физкультуре, своему здоровью, организации своего культурного досуга.

                 К внеклассной работе относятся мероприятия, проводимые в школе во внеучебное время.

                В нашей школе проводятся следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия – это гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры и физические упражнения на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня, спортивные праздники, ежемесячные дни здоровья и спорта.

                К внеклассной работе относятся также внутришкольные спортивные мероприятия. В нашей школе план этих мероприятий утверждает директор Борер Т.С., а сами мероприятия проводят учителя физической культуры.

Прежде всего, это школьная Спартакиада. Спартакиада проводится по основным разделам школьной программы в течение всего учебного года с сентября по май месяцы, согласно календарю внутришкольных спортивно-массовых мероприятий. Спартакиада проводится по следующим видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика, гандбол. Соревнования проводятся в классах  по параллелям. Проводя спартакиаду в школе, решаются следующие основные задачи:

- отобрать лучших спортсменов школы для дальнейшего участия в районных, городских, республиканских соревнованиях по видам спорта.

- заинтересовать и привлечь, как можно больше учащихся заниматься в спортивных секциях.

- популяризация среди учащихся того или иного вида спорта.

                Одним из основных разделов внутришкольных спортивных мероприятий является Олимпиада школьников.

Основная задача школьной Олимпиады – это пропаганда предмета физической культуры среди учащихся и отбор лучших спортсменов школы по видам спорта.

Учащиеся гимназии  неоднократно были победителями и призерами  районной Олимпиады.

Достижения  учащихся гимназии в Олимпиаде по физической культуре Приволжского района г.Казани.

Фамилия, имя

Класс

Учебный год

Место

Юсупов Булат                              

11 Г

2016-2017 уч. год

I место

Майорова Диана

11 В

2016-2017 уч. год

I место

Галкин Владислав

 9 В

2016-2017 уч. год

III место

Лавренюк Вилена

10 Д

2016-2017 уч. год

III место

Гумерова Диляра

 9 Д

2016-2017 уч. год

II место

Галкин Владислав

11 В

2016-2017 уч. год

I место

Власова Регина

11 В

2016-2017 уч. год

I место

Каримуллин Тагир

11 Д

2016-2017 уч. год

I место

Наянова Ксения

10 Б

2016-2017 уч. год

I место

Наянова Ксения

11 Б

2016-2017 уч. год

II место

Гатин Айрат

10 Б

2016-2017 уч. год

II место

     Учащиеся - Юсупов Булат, Майорова Диана, Галкин Владислав, Власова Регина, Каримуллин Тагир, Наянова Ксения  были лауреатами городской и республиканской Олимпиад.    

     Кроме школьной спартакиады и Олимпиады в гимназии ежегодно проводятся спортивные   праздники. Это, прежде всего спортивные праздники, посвященные началу и окончанию учебного года – осенний и весенний этапы «Спортивного фестиваля»: - «Веселые старты» (начальная школа)

                - «Старты надежд» (5-6 классы)

                        - эстафетный бег 4 х 100 м. (7-9 классы)

                        - соревнования по футболу, баскетболу, волейболу (10-11 кл.)

Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Сильнее, быстрее, выше»; «Игры снеговика»; «Рождественские игры»; «День лыжника»; «Зарница»; «А ну-ка парни»; «А ну-ка девушки»; «Всероссийский день здоровья»; «Веселые старты». К спортивным мероприятиям относятся также товарищеские игры по видам спорта учащихся школы с учащимися других школ г.Казани, с выпускниками школы, родителями и учителями. В летний период некоторые классы с учителями физической культуры и с классными руководителями отправляются в туристические походы.

                Следует подчеркнуть главную задачу этих мероприятий – способствовать укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, лучшей подготовке к сдаче программных нормативов, повышению интереса к занятиям физической культуры, обеспечению активного отдыха учащихся.

Основным показателем результативности этих мероприятий является массовость.

Поэтому при их проведении главное внимание уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы.

К внешкольным спортивно-массовым мероприятиям, прежде всего относится районная Спартакиада школьников. Она, как и школьная проводится по основным разделам школьной программы. Учащиеся нашей гимназии, под руководством учителей физической культуры Галкина В.Ю, Хадарина С.М.,Галкиной Е.В., последние три года становились победителями районной спартакиады учащихся, и были награждены кубками и медалями как в личном так и в командном первенстве.

                Одной из форм внеклассной работы являются спортивные секции. Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. В нашей гимназии каждый учитель ведет спортивную секцию в младших классах и спортивную секцию в среднем звене по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол).

                 Непременным условием повышения эффективности уроков по физической культуре и проведения спортивных мероприятий в школе является создание надлежащей материальной базы. На протяжении 20 лет  создавалась и по крохам собиралась спортивная материально-техническая база гимназии. В нашей гимназии два спортивных стандартных зала, оснащенных необходимым стандартным и нестандартным оборудованием; стадион с беговой дорожкой, с ямой для прыжков в длину; комплексная спортивная площадка; полоса препятствий; игровая площадка для занятий групп продленного дня; хоккейная коробка.

Кабинет учителей физкультуры оснащен компьютером, принтером, музыкальным центром, документами, учебно-методическим материалом, пособиями, карточками.

                  Очень много было сделано и приобретено во время подготовки спортивных залов и спортивной площадки к городскому смотру-конкурсу, в котором наша школа приняла участие в 2006-2007 учебном году и заняла  II место. Были оборудованы две лыжные базы на 75 пар лыж, были закуплены 4 информационных стенда, которые так необходимы в работе учителю физической культуры, а самое главное была создана спортивная площадка на территории школы. Были установлены волейбольные стойки, щиты для игры в баскетбол и футбольные ворота. Сейчас учащиеся с удовольствием играют на этой площадке и во время уроков и во внеурочное время. Все это позволяет проводить учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию на высоком организационном и методическом уровне.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

Договор об обмене школьниками между гимназией Нойс Германия и гимназией №2072 ВОУО ДО города Москвы Россия

Основные цели заключения Договора состоят в том, чтобы обучающиеся обеих Сторон, подписавших Договор, знакомились с обычаями и традициями, культурой стран-партнёров, жизнью и процессом обучения молодё...

Сетевое взаимодействие гимназий (статья для сборника "Гимназия как открытое образовательное пространство", материалы Пятой научной практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий, 30 сентября 2015 года).

В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как сис...

Сценарий к юбилею гимназии «Пусть свет добра в гимназии не гаснет никогда»

Данная разработка подготовлена для празднования юбилейного мероприятия образовательного учреждения....

Сценарий деловой игры в гимназии "Выборы президента гимназии"

Сценарий деловой игры в гимназии "Выборы президента гимназии"...