Программа по самбо (Доп. образование)
рабочая программа (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 329
имени Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова»
ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001
109456, г. Москва, Тел. /факс (495) 371-67-02
4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2 E-mail: 329@edu.mos.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Самбо»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовая
Возраст учащихся: 9-15 лет
Срок реализации: 2 года (204 часа)
Автор - составитель:
Урусов Анатолий Юрьевич
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Москва
2017 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовая
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Самбо» составлена с учетом: действующего Закона Российской Федерации «Об образовании в России» (ФЗ №273); приказа Министерства образования Российской Федерации №1008;
рекомендаций Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму;
в соответствии с приказом Минспорта России №730 от 12.09.2013 года «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»,
приказом Минспорта России №1125 от 27.12.2013 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказом № 730 от 12.09.2013 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта единоборства»;
Конвенция «О правах ребенка»;
Программа предусматривает изучение истории, теории и практические приемы борьбы, владение спортивной техникой, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для самообороны. Самбо – это унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания.
Отличительной чертой борьбы самбо является формирование в ходе занятий у занимающихся единой универсальной двигательной, физической и психологической базы. Которая в дальнейшем будет являться основой для успешных занятий различными видами спорта и любой профессиональной деятельности. Формируемая база включает в себя правильную постановку и развитие элементарных навыков человека – его дыхания, движения, координации, контроля психических состояний, ощущение собственного тела, тела другого человека и т.д. Приобретаемые правильные навыки способствуют слаженному, непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем самым оказывают оздоравливающе воздействие на физическое и психологическое состояние занимающегося.
Занятия борьбой в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, привитие здорового образа жизни, обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, морально-волевых качеств, формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, создание условий для раскрытия физических и психологических способностей детей, привитие навыков личной и общественной гигиены, подготовку инструкторов- общественников и судей.
Данная программа физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы состоит в создании условий для активного включения обучающихся в процесс изучения борьбы самбо, формировании у них морально-нравственных, духовных, патриотических качеств и развитие чувства любви к Родине, физическое совершенствование детей и подростков.
Новизна программы заключается в том, что в ней чётко прописаны требования к обучающимся по каждому году обучения от момента начала занятий до окончания обучения, и представляет целостный курс обучения борьбе самбо в условиях общеобразовательной школы. Программа способствует повышению эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, способствует совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов, развивает формы включения детей в физкультурно-спортивную, игровую деятельность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в выборе форм и методов работы с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Цель программы: Способствовать гармоничному, духовному, физическому и психологическому развитию человека, основанному на индивидуальном, целостном и системном подходе к каждому занимающемуся.
Задачи:
Обучающие
- научить основам спортивного мастерства в избранном виде спорта.
- научить техническим приёмам, тактическим действиям и правилам борьбы;
- научить приёмам и методам контроля физической нагрузки на занятиях;
- сформировать навыки регулирования психического состояния.
Развивающие
- развить двигательные способности;
- развить представления о мире спорта;
- развивать волю, выносливость, смелость, дисциплинированность;
- развивать социальную активность и ответственность.
- развить физическое и нравственное развитие детей и подростков,
Воспитательные
- воспитывать нравственные и волевые качества;
- воспитывать чувство "партнёрского плеча", дисциплинированность, взаимопомощь;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям спортом в свободное время;
- формировать потребность ведения здорового образа жизни.
- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Условия реализации программы
Возраст детей,
Программа ориентирована на детей 9-15 лет без специальной подготовки, дети должны иметь допуск врача к занятиям в спортивной секции
Сроки реализации
Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Самбо» – на 2 года обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 15 человек
Режим занятий:
соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4. 1251-03.
Занятия проводятся в борцовском зале. Форма одежды спортивная. В ходе занятия периодически осуществляется текущее обследование занимающихся для контроля и оценки их функционального состояния.
Наполняемость группы – 15 человек
Занятия проводятся 3 раза в неделю по два учебных часа (102 часа в год).
и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.
Формы занятий:
-теоретическое
- практическое
- соревнование
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая
- индивидуально-групповая
- самостоятельные тренировки по индивидуальным планам и по заданию тренера,
- лекции и беседы, просмотр учебных фильмов и соревнований,
- участие в соревнованиях.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение);
- наглядные (показ приемов);
- практические (тренировка, самостоятельная работа)
Планируемые результаты освоения программы
включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения программы дополнительного образования по самбо.
Предметные результаты
Программные требования к знаниям:
- будут знать правила проведения соревнований по самбо;
- приобретут знания об истории возникновения самбо;
- гигиенические требования к занимающимся, личная гигиена, гигиена мест занятий.
- гигиена одежды и обуви, общий режим дня.
- приобретут знания борьбы как о самобытном виде физических упражнений, виды и характер самобытной борьбы у различных народов России.
- основные понятия о приёмах, защитах, комбинациях и контрприёмах, терминологию Самбо.
- определение терминов, понятие о всестороннем и гармоничном развитии борца.
- общую характеристику основных физических качеств человека (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость).
- правила поведения в спортивном зале, технику безопасности на занятиях Самбо, технику безопасности при падении.
- технику безопасности при взаимодействии с партнёром.
Программные требования к умениям и навыкам:
- удержание сбоку: лежа, с захватом туловища, без захвата головы (упором рукой в ковер), без захвата руки под плечо.
- уходы от удержания сбоку: поворачиваясь на живот, садясь, отжимая руками и ногой, отжимая рукой и махом ногой (зацеп за свою руку).
- удержание со стороны головы: с захватом туловища, с захватом руки и шеи.
- уходы от удержания со стороны головы: поворачиваясь на живот, перекатом вместе с атакующим в сторону, отжимая голову и перекатом в сторону.
- удержание поперек: с захватом дальней руки из-под шеи, с захватом разноименной ноги, с захватом одноименной ноги, уходы от удержания поперек: переворачиваясь на живот, садясь, отжимая голову руками в сторону ног
- удержание верхом: с захватом рук, с захватом головы, с захватом рук, с зацепом ног, уходы от удержания верхом: поворачиваясь на живот, перекатом в сторону с захватом ноги, отжимая руками.
- переворачивание партнера стоящего в упоре на руках и коленях захватом рук сбоку.
- активные и пассивные защиты от переворачивания, комбинирование переворачивания с удержанием сбоку, переворачивание партнера стоящего в упоре на руках и коленях рычагом. - Комбинирование переворачивания с удержанием со стороны головы.
- переворачивание партнера стоящего в упоре на руках и коленях скручиванием захватом руки и ноги (снаружи, изнутри), комбинирование переворачивания с удержанием поперёк.
- переворачивание партнера стоящего в упоре на руках и коленях захватом шеи и руки с упором голенью в живот, комбинирование переворачивания с удержанием верхом.
- удержание сбоку: с захватом рук, обратное, с захватом голени противника под одноименное плечо, с обратным захватом рук.
- уходы от удержания сбоку: поворачиваясь на живот с захватом руки под плечо, сбрасывая атакующего через голову упором руками и ногой, перетаскивая атакующего через себя, сбивая вперед мостом и перетаскивая, удержание со стороны головы: на коленях, обратным захватом рук, обратное.
- уходы от удержания со стороны головы: перекатом в сторону с захватом руки, отжимая атакующего руками, кувырком назад с зацепом ногами туловища атакующего, подтягивая к ногам и сбрасывая между ног.
- выведение из равновесия партнера стоящего на коленях рывком, выведение из равновесия партнера стоящего на коленях скручиванием, выведение из равновесия партнера в приседе толчком, выведение из равновесия партнера стоящего на одном колене рывком,
- выведение из равновесия партнера стоящего на одном колене скручиванием, выведение из равновесия партнера стоящего на одном колене толчком.
Личностные результаты
- уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям Российского народа на примере истории национальных видов спорта и народных игр;
- сформированности патриотического сознания и гражданской позиции личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере геройских подвигов спортсменов – участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и культуры тела;
- сформированности ценности здорового и безопасного образа жизни; духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Метапредметные результаты
Данная программа способствует формированию ключевых компетенций обучающихся в различных сферах деятельности:
∙ планирование режима дня, правильное распределение физической нагрузки, составление сбалансированного рациона питания, регулирование двигательной активности и отдыха;
∙ самостоятельное выполнение требований личной гигиены и соблюдение правил техники безопасности как на занятиях самбо и физической культуры в целом, так и в повседневной жизни;
∙ владение техниками восстановления работоспособности в различных режимах физической и психологической нагрузки, а также методами закаливания организма и приемами укрепления и сохранения здоровья;
∙ готовность и способность к взаимодействию, к межличностному общению, к вербальному и невербальному (жесты, движения);
∙ готовность к социальной адаптации, взаимопомощи и взаимоподдержке;
∙ готовность к самоанализу действий и проецированию результативности;
∙ самоорганизация своего свободного времени, досуга, активного отдыха, пропагандирующего здоровый образ жизни;
∙ соблюдение основ профилактики простудных и социальных заболеваний, бытового травматизма и безопасного поведения;
∙ идентификация себя как гражданина собственной страны – России;
∙ готовность представлять страну (малую родину) на спортивной арене
∙ готовность к службе в Вооруженных силах РФ.
Формы подведения итогов реализации программы:
- соревнование
- сдача контрольных нормативов
Основные формы работы по программе:
• теоретические, практические, контрольные учебные и тренировочные занятия обучающихся по программе «Самбо в школу»;
• элективные практические (по выбору) и факультативные занятия по программе «Самбо в школу» в виде выездных классов;
• проведение курсов повышения квалификации для учителей физической культуры и тренеров-преподавателей по программе «Самбо – в школу»;
• индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) с обучающимися по программе «Самбо в школу»;
• самостоятельные занятия по заданию и под контролем учителя физической культуры и тренера-преподавателя;
• самостоятельные занятия физическими упражнениями обучающихся;
• оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (внеурочная деятельность, спортивные праздники, соревнования, и т.п.).
Механизм выявления образовательных результатов программы.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов необходимых для продолжения обучения, жизненной и социальной адаптации. Проверка полученных знаний и умений проходит в форме соревнований, контрольного тестирования, основного и промежуточного оценивания. Основной формой подведения итогов реализации программы является участие в показательных выступлениях; в школьных и иных соревнованиях; выполнение контрольных нормативов соответствующих возрасту и подготовленности детей данного года обучения; контрольные упражнения по общей и специальной физической подготовке.
Знания и теоретические сведения могут проверяться в ходе занятия применительно к содержанию изучаемого практического материала. Так проверяется и оценивается знание терминологии, правил соревнований и требований безопасности, умение описать технику выполняемого двигательного действия и объяснить его особенности, определить и исправить свои и чужие ошибки и т.д.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
Первый год обучения
Задачи:
- Познакомить с историей самбо.
- Развить простейшие двигательные навыки.
- Научить приемам безопасного падения (самостраховки) и простейшим акробатическим элементам..
- Ознакомить с правилами безопасности при проведении тренировок и привить необходимые на занятиях гигиенические навыки.
- Обучить 4-5 приемам из арсенала спортивного самбо и простейшим способам самообороны.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 час 30 минут (2 академических часа) с сентября по май, за год 240 академических часов. Дети должны иметь допуск врача к занятиям в секции самбо.
В начале учебного года проводится вводное занятие, на котором проводится инструктаж по мерам безопасности, доводится расписание занятий. Основное уделяется развитию простых двигательных навыков ( ходьба, бег, прыжки), изучению простейших акробатических элементов и техники безопасного падения. В тренировки включаются подвижные спортивные игры и эстафеты. При условии хорошей погоды они проводятся на улице. Примерно через 1 месяц занятий проводится зачетное занятие по технике самостраховки. В соревнованиях участвуют дети с соответствующим уровнем физической и технической подготовленности, допущенные врачом и по заявке установленной формы. В конце учебного года проводится показательное занятие для родителей.
Учебно-тематический план | |||||
№ п\п | Темы | Количество часов | |||
теория | практика | ||||
1 | История самбо, самбо как вид единоборства. | 4 | |||
2 | Развитие и совершенствование простых двигательных | 30 | |||
3 | Развитие основных физических качеств. | 30 | |||
4 | Простейшие акробатические элементы | 20 | |||
5 | Техника самостраховки | 40 | |||
6 | Техника борьбы лёжа | 1 | 30 | ||
7 | Техника борьбы в стойке | 1 | 30 | ||
8 | Подвижные и спортивные игры, эстафеты. | 30 | |||
9 | Агитационно-массовые мероприятия. | 10 | |||
10 | Простейшие способы самообороны. | 10 | |||
11 | Меры безопасности, правила личной и общественной гигиены | 4 | |||
| Всего 240 часов. |
Содержание тем
Вводное занятие. История и развитие самбо, как вида единоборства. Правила безопасности при проведении тренировок, гигиенические требования к занимающимся. Показательное выступление спортсменов старших групп.
Развитие и совершенствование простых двигательных навыков. Бег, ходьба, прыжки. Общеразвивающие упражнения: махи руками и ногами, наклоны, вращения. Подвижные игры.
Развитие основных физических качеств. Упражнения для развития силы с партнёром и без партнёра: отжимания в упоре лёжа, подъём ног и тела из положения лёжа, приседания и т.п. Упражнения для развития ловкости, быстроты и координации движений: ускорения, бег и прыжки со сменой темпа и направления движения; бег спиной вперёд; движение приставными шагами; прыжки в длину, в высоту и через препятствие. Упражнения для развития гибкости: растяжки, полушпагат, шпагат. Упражнения для развития выносливости: бег, эстафеты, выполнение специальных упражнений на время.
Простейшие акробатические элементы. Кувырок вперёд. Кувырок назад. Кувырок через препятствие в длину и в высоту. Стойка на лопатках. Гимнастический мост. Колесо.
Техника самостраховки. Сед в группировке, перекат назад. Полуприсед, перекат назад со страховочным ударом по ковру. Полуприсед, перекат с разворотом на бок со страховочным ударом по ковру. Падение вперёд на кисти рук. Падение вперёд перекатом с коленей и перекатом с груди из стойки прыжком вперёд («волейбольная страховка»). Падение назад и на бок через партнёра стоящего на коленях. Перекат через плечи.
Техника борьбы лёжа. Запрещённые приёмы и действия. Переворачивания. Удержания. Защита от удержаний и переворачиваний. Комбинации из переворачиваний и удержаний. Учебные и учебно-тренировочные схватки.
Техника борьбы в стойке. Запрещённые приёмы и действия. Стойки. Передвижения. Дистанции. Захваты. Выведение из равновесия рывком, толчком, заведением, скручиванием. Броски: задняя подножка под одну ногу, задняя подножка под две ноги, передняя подножка (основной вариант), бросок через бедро. Учебные и учебно-тренировочные схватки.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Простейшие формы борьбы. Футбол. Эстафеты с применением, набивных мячей и элементов акробатики.
Простейшие способы самообороны. Защита от захватов за руки, за одежду и обхватов за туловище. Освобождение от захватов. Освобождение от обхватов туловища спереди и сзади.
Второй год обучения
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения и развития самбо в нашей стране, правилами
проведения соревнований по борьбе самбо. - Развивать основные физические качества.
- Совершенствовать навыки естественных и развивать навыки специальных видов движений.
- Обучить 5-6 новым приемами из арсенала спортивного самбо.
- Совершенствовать простейшие приёмы самообороны и обучить 2-3 новым приёмам
самообороны.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 час 30 минут (2 академических часа) с сентября по май, за год 240 академических часов. Обязателен допуск врача. Особое внимание уделяется формированию правильного двигательного навыка в выполнении всех технических действий и специальных упражнений. В тренировки включаются подвижные и спортивные игры, соревновательные элементы, простейшие виды борьбы. В соревнованиях участвуют дети с соответствующим уровнем физической и технической подготовленности, допущенные врачом и по заявке установленной формы.
Учебно-тематический план | ||||
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
теория | практика | |||
1. | История возникновения и развития самбо в России. | 4 | ||
2. | Развитие и совершенствование основных физических качеств. | 30 | ||
3. | Техника самостраховки и простейшие акробатические элементы. | 30 | ||
4. | Техника борьбы в стойке. | 1 | 50 | |
5. | Техника борьбы лежа. | 1 | 50 | |
6. | Подвижные и спортивные игры, эстафеты | 30 | ||
7. | Простейшие способы самообороны. | 4 | 26 | |
8. | Основные положения правил проведения соревнований. | 4 | ||
9. | Агитационно-массовые мероприятия. | 10 | ||
10. | Соревнования. | В соотв. с календарным планом | ||
Всего 240 часов |
Содержание тем
Вводное занятие. История возникновения и развития самбо в нашей стране. Профилактика травматизма. План работы на год. Календарный план проведения соревнований. Правила безопасности при проведении тренировок, гигиенические требования к учащимся, показательное выступление спортсменов старших групп.
Развитие и совершенствование основных физических качеств. Содержание тем идентично теме 1 года обучения.
Техника самостраховки и простейшие акробатические элементы. Содержание тем идентично теме 1 года обучения.
Техника борьбы в стойке. Дистанция. Захваты. Стойки и передвижения. Запрещённые приёмы и действия. Моменты благоприятные для бросков. Боковая подножка. Выведения из равновесия. Подсечки: передняя, боковая, задняя. Бросок через спину с захватом рукава и куртки соперника.
Техника борьбы лёжа. Переворачивания. Удержания. Запрещённые приёмы и действия. Болевые приёмы: узел локтя руками, рычаг локтя. Комбинации переворачиваний, удержаний и болевых приёмов.
Основные положения правил проведения соревнований по борьбе самбо. Возрастные группы и весовые категории. Продолжительность схватки. Одежда участников. Результат схватки. Оценка технических действий.
Простейшие способы самообороны. Защита от захватов, обхватов и удушений. Задержание и сопровождение загибом руки. Задержание и сопровождение рычагом руки через предплечье.
Подвижные и спортивные игры и эстафеты. Простейшие формы борьбы. Футбол. Баскетбол. Эстафеты с применением набивных мячей и элементов акробатики.
Третий год обучения.
Задачи:
- Совершенствование навыков специальных движений, общей и специальной физической подготовки.
- Совершенствование базовой техники и изучение тактико-технических действий в борьбе лёжа и стоя.
- Изучение правил проведения соревнований по спортивному самбо.
- Участие в районных и городских соревнованиях по спортивному самбо. Выполнение 3 юношеского разряда
- Изучение приёмов самообороны от различных видов нападений.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 час 30 минут (2 академических часа) с сентября по май, за год 240 академических часов. Обязателен допуск врача. Особое внимание совершенствованию базовой техники и общей физической подготовки. В тренировки включаются подвижные и спортивные игры, соревновательные элементы, учебные и учебно-тренировочные схватки. В соревнованиях участвуют дети с соответствующим уровнем физической и технической подготовленности, допущенные врачом и по заявке установленной формы.
Учебно-тематический план. | ||||
№ п.п | Темы занятий | Кол-во часов | ||
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | ||
2 | Совершенствование общей и специальной физподготовки. | 30 | ||
3 | Совершенствование навыков специальных движений. | 30 | ||
4 | Техника борьбы лёжа | 1 | 50 | |
5 | Техника борьбы в стойке | 1 | 50 | |
8 | Основы тактики спортивного самбо | 2 | ||
9 | Подвижные и спортивные игры | 30 | ||
11 | Приёмы самообороны от различных видов нападений. | 2 | 30 | |
12 | Агитационно-массовые мероприятия. | 12 | ||
13 | Соревнования. | В соответствии с календарным планом | ||
Всего 240 часов |
Содержание тем
Вводное занятие. Меры безопасности при проведении тренировок. Причины травм. Профилактика травматизма. Гигиенические требования. План работы на год. Календарный план проведения соревнований.
Совершенствование общей и специальной физподготовки. Упражнения для развития силы и силовой выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, общей и специальной выносливости без отягощений. Кроссы на 1-2 км.
Совершенствование навыков специальных движений. Упражнения в безопасном падении, акробатика и гимнастика. Подготовительные упражнения для разучивания технических действий с партнёром и без партнёра.
Техника борьбы лёжа. Переворачивания. Удержания. Запрещённые приёмы и действия. Защита от переворачиваний и удержаний. Благоприятные моменты для проведения удержаний и болевых приёмов. Болевые приёмы на руки: рычаги и узлы локтя руками. Болевые приёмы на ноги: ущемления ахиллесова сухожилия. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.
Техника борьбы в стойке. Дистанция. Захваты. Запрещённые приёмы и действия. Стойки и передвижения. Благоприятные моменты для бросков. Совершенствование базовой техники: броски ногами: подсечки, подножки; броски руками: выведением из равновесия; броски туловищем: через спину. Изучение новой техники: броски ногами: подножки и подсечки с захватом ноги; броски туловищем: бросок через бедро; бросок захватом двух ног(основной вариант). Контрприёмы. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки
Основы тактики спортивного самбо. Способы подавления. Правила проведения соревнований по борьбе самбо. Оценка технических действий.
Подвижные и спортивные игры. Простейшие формы борьбы. Футбол. Баскетбол. Эстафеты с применением набивных мячей и элементов акробатики. Регби с набивным мячом.
Приёмы самообороны от различных видов нападений. Блоки и захваты. Защита от захватов, обхватов и удушений. Задержание и сопровождение загибом руки. Задержание и сопровождение рычагом руки через предплечье.
Проведение занятий.
Тренировка состоит из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей. Вводнаячасть-5 мин.
Построение. Проверка. Объяснение задач. Упражнения на внимание. Подготовительная часть – 20 - 30 мин. Разминка, состоящая из двух частей. Общей и специальной.
Общая часть включает в себя упражнения «на разогрев» всех групп мышц. Ходьба, бег, махи, вращения, наклоны и т.п. Специальная часть состоит из упражнений на развитие и совершенствование быстроты, ловкости, силы, гибкости, смелости, решительности и упорства, и упражнений самостраховки. Специальные упражнения выполняются после общеразвивающих в течении 10-20 мин. Подготовительная часть завершается активным отдыхом в течении 3-5 мин. в это время занимающиеся готовят необходимый инвентарь, распределяются парами, занимают соответствующее место в зале или на ковре. Основная ч а с т ь – 1 час.
Включает в себя разучивание и отработку специальных упражнений, приемов и контрприёмов. Изученные действия закрепляются в учебных и учебно-тренировочных схватках, после схваток применяются простейшие формы борьбы, эстафеты, упражнения на укрепление моста.
Заключительная часть- 10 мин.
Включает в себя упражнения на расслабление, подвижные игры, построение и подведение итогов тренировки, рекомендации и задания для занятий дома. Схемы тренировок могут значительно отличаться в зависимости от педагогического и биологического принципа втягивания в нагрузку и деления на учебные, учебно-тренировочные и тренировочные недели.
На занятиях необходимо иметь специальную борцовскую форму: куртку с поясом (можно изготовить самостоятельно), борцовки (специальные ботинки) или чешки и спортивные трусы. Спортивная обувь с жесткой подошвой допускается только для занятий вне борцовского ковра. Другие требования приведены в мерах безопасности при проведении тренировок.
Обучение строится на основных принципах спортивной тренировки: сознательности, активности, наглядности, доступности, прочности, систематичности и последовательности. При сознательном и активном отношении занимающихся к тренировочному процессу достигается высокая прочность знаний, умений и навыков.
Место проведения спортивный зал оборудованный борцовским ковром, тренажёрами, спортивными снарядами, макетами холодного и огнестрельного оружия.
Меры безопасности при проведении тренировок по самбо.
Требования к руководителю занятий
1 . Постоянно контролировать занимающихся, следить за тем, чтобы они выполняли все требования руководителя занятий.
2. При возникновении пожара или иной аварийной ситуации немедленно прекратить занятия и эвакуировать занимающихся, вызвать пожарную команду или аварийную службу.
3. При получении травмы кем-либо из занимающихся оказать первую помощь, сообщить администрации и родителям. При необходимости вызвать врача или доставить получившего травму в медицинское учреждение.
4. Иметь медицинскую аптечку с необходимым набором медикаментов.
Требования к занимающимся
1 . Внимательно слушать и выполнять команды тренера. Запрещается выполнение приёмов и упражнений без его разрешения.
2. Запрещается беспорядочное, хаотичное передвижение (бег) по спортивному залу.
3. Иметь спортивный костюм и спортивную обувь с нескользящей подошвой для занятий подвижными и спортивными играми, борцовскую куртку или кимоно для занятий на борцовском ковре.
4. При появлении боли или плохом самочувствии прекратить заниматься и сообщить об этом тренеру.
5. Все украшения (цепочки, длинные серьги, браслеты) и наручные часы должны быть сняты. Ногти должны быть коротко подстрижены, длинные волосы аккуратно убраны. Соблюдать нормы личной и общественной гигиены.
6. Без разрешения тренера не покидать место занятий. По окончании занятия убрать спортивный инвентарь, переодеться и с разрешения руководителя убыть домой.
7. При возникновении аварийной ситуации соблюдать дисциплину и выполнять все распоряжения и команды тренера.
Материально-техническое обеспечение.
- Спортивный зал (зал борьбы) площадью 72 кв.м.
Оснащение зала:
Ковер борцовский 12х12м -1 шт.
Мат гимнастический – 4 шт.
Шведская стенка – 3 шт
Манекен(одноногий ) – 5 шт.
Борцовская резина – 10 шт.
- Зал общефизической подготовки (ОФП) площадью – 50 кв.м.
Оснащение зала:
Скамья д/пресса – 1 шт.
Гриф д/штанги – 2 шт.
Скамья для жима лежа – 1шт.
Блины для грифа различных номиналов – 2шт
Гири (16, 24, 32 кг.)
Мультистанция – 1шт
Тренажёр Кроссовер – 1шт
Брусья для отжиманий - 1шт
Тренажер "Гиперэкстензия"- 2шт
Шведская стенка – 1 шт
Методическая литература и мультимедийные учебные пособия:
- Харлампиев А.А., Борьба самбо, ФиС , 1964 г
- Харлампиев А.А., Система самбо, Фаир-пресс, Москва 2004 г.
- Галочкин Г.П, Самбо спортивное и боевое, Воронеж 1997 г.
- Волостных В.В., Тихонов В.А., Энциклопедия боевого самбо; в 2 тт. изд. МКП «Ассоциация олимп», Моск. обл., г. Жуковский 1993 г.
- Под ред. Ю.А.Шулики, Борьба греко-римская, Феникс, Ростов-на-Дону, 2004 г.
- Куринной И., Самбо для профессионалов, чч. 1,2,3,
- Мультимедийное учебное пособие для ПК, ООО «SFP International LTD», Москва 2003-2005 гг.
- Гончаров А. В., Уроки самбо. Учись побеждать красиво. Техника бросков в стойке. Издание на 2 DVD, «Компания ПРАВИЛЬНОЕ КИНО», 2009 г.
- Тарас А. Е., Рукопашный бой, ACT, Москва 2003 г.
- Применение боевого самбо на улице изд., «Железные руки» 1994 г.
- Мультимедийное учебное пособие для ПК Студия «Каллиста» Мартынов М.Г. Уроки борьбы «Моя личная техника», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/10/picture-794697-1465571320.jpg)
Рабочая программа по самбо
Рабочая программа по самбо для общеобразовательных школ. Ведение самбо во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/24/picture-1044934-1529837366.jpg)
Дополнительная предпрофессиональная программа по самбо
Дополнительная предпрофессиональная программа по самбо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/25/picture-1045043-1529914566.jpg)
Дополнительная предпрофессиональная программа по самбо
Дополнительная предпрофессиональная программа по самбо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/15/picture-1401779-1650012775.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по самбо "Будущий чемпион"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по самбо "Будущий чемпион" для учащихся 15-17 лет общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/20/picture-1543894-1732095762.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся самбо играя» (ознакомительный уровень)
Физкультурно-спортивная направленность. Возраст обучающихся 7-8 лет. Срок реализации 1 год. 4 часа в неделю. количество часов в год 152....