Программа кружка "Поиграем вместе"
рабочая программа по физкультуре на тему
Игра- является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poigraem_vmeste.docx | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
Приказом директора
МБОУ « Пожарская СОШ»
№ 125 от 28 августа 2017г.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Поиграем вместе»
Срок реализации : 1 год
Возраст 7-12лет
Составитель : Курмаев Ф.Х.
Камкино 2017.
Пояснительная записка.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики. К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии. Игра- является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.
В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.
Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.
В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.
В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.
Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:
— движение,
— физическая раскованность и свобода,
— общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,
— состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,
— наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил игра противоречит сама себе»,
— легкость, которую приобретает каждый ее участник,
— ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает»
Педагогическая целесообразность.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и
физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.
1) «свободные движения в форме игр (мышечная работа);
2) возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);
3) влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);
4) чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.
Цели программы кружка «Поиграем вместе»:
- оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
Задачи:
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
∙ снижать негативные последствия учебной нагрузки
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
На занятиях применяются разные формы подвижных игр : сюжетно-ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры, консультации, встречи с интересными людьми, беседы, диалоги.
В основу программы «Играем вместе» положены следующие принципы:
-принцип сознательности и активности.
-принцип наглядности
-принцип систематичности и последовательности
- принцип доступности
Материально-техническая база:
Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые;
Скакалки: коротки и длинные, гимнастические палки, шесты, толстые палки длиной 70-80 сантиметров, канат, веревка, санки, хоккейные мячи, стойка для прыжков, мешочки с песком.
Средства обучения: материал из книг, дидактические материалы, тестовый материал, средства наглядности (рисунки, открытки, и т.д.)
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Содержание программы:
Программа кружка «Поиграем вместе» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: -34 часа в год.
Программа кружка «Поиграем вместе» состоит из двух частей:
Теоретическая часть
➢ Введение. Знакомство с кружком и его программой .
Ценность кружка , его задачи, программа , темы.
➢ Понятие « подвижные игры »
Понятие « Подвижные игры ». В чем суть подвижных игр . Ценность их. Какие бывают подвижные игры .
➢ История возникновения подвижных игр
Как возникли подвижные игры . Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми.
➢ История возникновения национальных игр .
Место нашего проживания в регионе. Как возникли национальные игры. Отличие от простых подвижных игр . Зачем нужны национальные игры.
➢ Техника безопасности на занятиях и соревнованиях
Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять
➢ Правила игр и техника безопасности в играх
Правила каждой игры. Техника безопасности в каждой игре. Целесообразность применения правил.
➢ Самостоятельный поиск игр детьми
Работа со справочной литературой. Усовершенствование правил игр, выбор разного применения тех или иных игр.
Практическая часть включает 3 раздела:
➢ Подвижные игры без применения спортивных снарядов
Подвижные игры . Совушка. Волки во рву. Игра «Кто скорее соберется ». «Салки.», «Лягушки и цапля»... Чехарда. Гуси – лебеди. Перемена мест. Шишки, желуди, орехи.. Два мороза. Кто дальше? Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка. Веселая змейка. День ночь. Мышеловка. «Карлики и великаны», «Запрещенные движения».
: Мы веселые ребята. Вызов номеров. Домики и гномики. Через ручеек. Пустое место. Кот идет. Птица без гнезда. Быстро по местам. Ловишки. Карлики и великаны. Бой петухов. Бездомный заяц. Воробушки и автомобиль. Светофор. Волк во рву . Кошки мышки. Два мороза.Возьми крепость. «Куры и лиса». «Лада».
:
➢ Подвижные игры с применением спортивных снарядов
«С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки. Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли». Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки. Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда. Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку. Выбивной. Беги и собирай. Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки. Удочка. Не давай мяча водящему.
Прыжки через длинную веревку. Охота на уток. Перебежки с выручкой. Мяч с четырех сторон. Салки с мячом. Метко в цель. Караси и щука. Охотники и утки. Передал – беги. За флажками. Удочка. Горячая картошка. Выбивной. Футбол. Веселые эстафеты с предметами.
Гонка мячей по кругу (волейбольные мячи). Выиграть время (мешочки с песком). Подвижная цель (волейбольный мяч). Охотники и утки (волейбольный мяч). Попади в мяч (волейбольный и малый мячи). Салки – ноги от земли (скамейка, гимнастическая стенка, маты). Альпинисты (гимнастическая стенка, бревно, маты). Эстафета с лазанием и перелезанием (бревно, гимнастическая стенка). Футбол( футбольный мяч). Крепость. Эстафета «под обстрелом». Попади в городок. Игра с веревкой. Перетягивание каната. Кто самый ловкий? Пионербол. Побеждают ловкие. Эстафета на горке.
Бег за флажками (флажки). Перебежки с выручкой (кегли). Удочка (веревочка с мешочком на конце или скакалка). Снайперы (малые мячи, городки). Охотники и утки (малый мяч).Эстафета склюшками. Недавай мяч водящему. Футбол. Пионербол. Лапта.Мини-футбол.
Знания и умения:
Знать:
− историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
− основы техники безопасности во время занятий ;
− роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
− правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
− методику судейства соревнований по спортивным играм;
− характерные спортивные травмы и их предупреждение;
− правила оказания первой доврачебной помощи;
− правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);
− понятие о силе воли и спортивном характере;
Уметь:
− выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
− осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;
− активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
− общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
− бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
− обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми ;
− видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
− оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
− управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
− объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения подвижных игр , двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
− оказывать первую доврачебную помощь;
− анализировать технику своего бега и определять ошибки;
− подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
− работать в составе судейских бригад школьных соревнований;
− владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр;
Формы учета знаний и умений :
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем участия в соревнованиях (школьных, районных), эстафетах, конкурсах, участие в проведении общешкольных мероприятиях: День Здоровья, игра «Зарница».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин | теория | практика | всего |
I | Введение. Знакомство с кружком и его программой Понятие « Подвижные игры ». История возникновения подвижных игр. Правила игр и техника безопасности в играх.
| 1 | 1 | |
1 |
| 1 | ||
II | История возникновения национальных игр. Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. | |||
III | Подвижные игры без применения спортивных снарядов.
|
| 5 | 5 |
IV | Подвижные игры народов. Правила игр и техника безопасности в играх.
| 1 | 6 | 7 |
V | Подвижные игры с применением спортивных снарядов.
| 14 | 14 | |
1 | 3 | 4 | ||
VI | Самостоятельный поиск игр детьми. Тестирование. | |||
2 | 2 | |||
VII | Соревнования | |||
4 | 30 | 34 | ||
| Итого: |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- М. Н. Жуков « Подвижные игры », Москва АКАДЕМА, 2000 г.
- М. В. Былеева, И. М. Коротков « Подвижные игры », изд. Пятое, Москва, ФИС, 1982 г.
- В. И. Прокопенко «Самобытные игры нанайцев», Хабаровск, 1988 г.
- И. М. Коротков « Подвижные игры в школе», Москва «Просвещение», 1979 г.
- Сборник образовательных программ для учреждений доп. образования, I часть, Хабаровск, 2000 г.???
- М. А. Васильева «Руководство играми детей в школьных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986 г.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы, Москва, 1992 г.
- П. П. Миненко, В. И. Галкин, А. С. Дорошенко «Система физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в режиме учебного и продленного дня общеобразовательного учреждения», Хабаровск, 2000 г.
- Е. Н. Литвинов и др. «Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов», М;, «Просвещение», 1997 г.
- О. И. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду», М;, «Просвещение», 1992 г.
- «Физическая культура в семье» (сост. А. А. Светов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая программа клуба "Вместе"
Программа по по социальной дезадаптации, направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост. ...
Конкурсная программа "Мы вместе"
Конкурсная программа для воспитанников детского дома, являющихся родственниками. Мероприятие посвященно Дню Семьи....
Программа "Мы вместе!" по гражданско-патриотическому воспитанию
Программа "Мы вместе!" по гражданско-патриотическому воспитанию рассчитана на детей младшего школьного возраста. Основной целью является воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, люб...
Программа "Мы вместе"
Программа по совместной работе учителя музыки и родителями учащихся....
План-конспект занятия "Введение в программу "Играем вместе"
Занятие проводилось в рамках Республиканского конкурса "Сердце отдаю детям" в г.Йошкар-Ола...
Программа "Мы - вместе!"
Программа социально-педагогического сопровождения образовательного процесса "Мы - вместе!"...
Программы "Играем вместе" и "Учимся отдыхая..."
Данные программы реализуются в воспитательной работе в сфере дополнительного образования....