Статья "Миссия учителя XXI века"
статья по физкультуре на тему

Аллагулова Лена Хамитовна

Почему я стала учителем? Зачем мне это надо? Наверное, каждый из вас задавал этот вопрос. Помнится, поступая в педагогический институт, мы отвечали что-то вроде: «Потому что люблю физкультуру», «Потому что люблю детей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_missiya_uchitelya_21_veka_1.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

           Миссия учителя XXI века

   

   Аллагулова Лена Хамитовна

 учитель физической культуры

 высшей категории

 мастер спорта России по фехтованию

МАОУ «Гимназия–интернат №4»

 г. Казань, Республика Татарстан      

                                                        2017 г

Почему я стала учителем? Зачем мне это надо? Наверное, каждый из вас задавал этот вопрос. Помнится, поступая в педагогический институт, мы отвечали что-то вроде: «Потому что люблю физкультуру», «Потому что люблю детей» и т.п. Вряд ли мы тогда сознавали меру ответственности перед человечеством, которую добровольно принимали на себя. Это понимание приходит с годами.

     Конечно, учитель должен быть МАСТЕРОМ, готовясь  к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам, а отдавать с каждым годом нужно всё больше. Быстро растёт кругозор обучающихся, заметно повышается уровень их общего развития. Выход может быть только один – непрерывная работа над собой. Чтобы стать хорошим учителем, надо не только  любить учить других, но и любить учиться самому.

При написании этой статьи я задалась вопросом: чем подходы к физической культуре сегодня отличаются от подходов прошлого, и в чем наш предмет сохраняет традиции физического воспитания, выработанные человечеством за долгие века развития.

Вначале, конечно, вспоминается Спарта с ее ориентацией на подготовку физически развитых, стойких, смелых и сильных воинов.

На Руси мысли о физическом воспитании детей высказывал учёный монах Епифаний Славинецкий (XVII в.), который первым сделал попытку классифицировать подвижные игры и выделить из них приемлемые для детей.

В XVIII веке Иоганн Песталоцци разработал комплекс физических («суставных») упражнений, включил занятия гимнастикой в программу начального обучения. Немецкий педагог Адольф Шпис ввёл в школьную программу упражнения на гимнастических снарядах.

В русской традиции особенно почитаем Петр Францевич Лесгафт, который указывал на огромное значение физического воспитания для развития у детей восприятия и мышления.

Проблема формирования гармонично развитой личности на занятиях физической культурой продолжает оставаться актуальной.

       Поэтому сегодня авторы учебников А.П. Матвеев, Г.И. Погадаев, Т.В. Петрова, Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова и другие акцентируют внимание на понимании обучаемыми роли и значения физической культуры в жизни человека, укреплении и сохранении индивидуального здоровья и приобретении практического опыта систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями с соблюдением правил техники безопасности.

Учитывая связь физического развития с общим развитием личности особенной болью учителя физкультуры являются обучающиеся, сидящие на скамейке!!!

Главная задача современного учителя физкультуры –  создание ситуации успеха для любого ученика.

В наши дни на здоровье детей отрицательно влияют экология, питание, образ жизни, который во многом формируется семьей  и многие другие факторы. Поэтому к моменту поступления в школу абсолютно здоровых детей нет. Как следствие пропуски уроков по болезни, освобождение от уроков физической культуры и ограничение  двигательной активности рушат систему физического воспитания большого количества детей через уроки, снижают мотивацию. Прыгать, бегать – нельзя. От сдачи нормативов - освобождены. И что делать?

Учитель физической культуры не тренер. Он не может ставить себе задачи по воспитанию чемпионов, хотя хорошо, когда удается дать учащемуся из школы старт в большой спорт. Однако в главном у нас другая работа. Я вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ученика. Учителю физической культуры нужно привить учащимся любовь к физически активной жизни, обучить навыкам здорового образа жизни, дать возможность почувствовать благотворное влияние на здоровье допустимых физических нагрузок и помочь понять, что физкультура – это не только упражнения, но и увлекательные игры,  возможность общения, саморазвития и самосовершенствовании,  формирование необходимых качеств для успешной трудовой деятельности, туристских походов и прогулок, которые так любит молодежь.

Миссия педагога: воспитать полноценную здоровую личность, знающую свои способности, получившую пользу от занятий физкультурой и понимающую, что физкультура – это инструмент управления здоровьем и физической красотой,  потенциал здоровья и успеха на долгие годы.

На уроках физкультуры, как правило, присутствуют учащиеся разных медицинских групп. Им предлагаются разноуровневые задания, а в процессе урока осуществляется дифференцированный подход.

Для предмета «Физическая культура» очень важно, чтобы ученик понимал смысл учения, т.е. то, зачем ему нужна физкультура.

Своевременно распознав состояние ученика, я стараюсь помочь ребенку, вовлечь его в процесс урока, пробудить интерес. Так создается ситуация успеха, а следовательно, поддерживается процесс личностного становления и интерес к предмету.

Освобожденным по болезни детям даются темы для реферативных сообщений. Темы таких сообщений должны быть интересными и занимательными, с учетом освоения детьми не только теории, но практических навыков, полезных для жизни. Реферативные задания получают дети, освобожденные на непродолжительный период времени.                  Учащиеся, имеющие хронические заболевания и освобожденные на  длительный срок, получают индивидуальные задания с учетом состояния здоровья. По своему желанию и с учетом рекомендаций лечащего врача они разрабатывают индивидуальный комплекс упражнений под руководством учителя и родителей. Здесь нам очень помогает внеурочная деятельность по  физической культуре, во время которой мы можем проводить самые различные облегченные упражнения, обучать азам формирования красивой фигуры, развитию гибкости, силы и выносливости. Если учащиеся чувствуют реальную пользу от предмета, они с гораздо бо́льшим удовольствием начинают посещать занятия, а став постарше, прилагают больше усилий в борьбе со своими недугами.

     Для современного педагога важно, чтобы ученик был способен в будущем учиться самостоятельно. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их  и помогать им раскрыться – высокая миссия педагога.

Желательно, чтобы учащиеся с разными мотивами,  даже имеющие справку о полном освобождении от  физических нагрузок, получали профессиональные рекомендации от лечащего врача, посещали уроки физкультуры, а «скамейка освобожденных» стала пустой.

        На своих уроках я обращаю серьезное внимание на тех учащихся, кто не посещает физическую культуру по причине серьезной болезни, т. е. входит в специальную медицинскую группу, но очень хотел бы «быть как все». Здесь есть свои маленькие секреты и делятся они на этапы.

      Первый этап – познай свою болезнь. Ученик  должен понять причину своего заболевания. Это позволяет ученику изучить природу своей болезни.

     Второй этап носит экспериментально -  аналитический характер. Это проведение тестирования и анкетирования, т. е. системно - структурный  анализ. Ученик на этом этапе в связи со своими ограничениями пытается установить,  какие физические испытания ему под силу.

      Третий этап – контрольно - обобщающий. На нем формулируются выводы, результаты исследования внедряются в практику, т. е. ученик составляет комплекс щадящих упражнений, которые необходимы ему для поддержания или коррекции своей физической формы.

      После этого ребёнок может понять и полюбить физкультуру, которая полезна ему на этой ступени саморазвития.

      Многие заболевания сопровождают человека всю жизнь, а это означает, что знания, опыт, умения и навыки, которые приобретает ученик на занятиях, он будет использовать и во взрослой жизни.

     При желании ученик может принять участие в научно - практической   работе. Это может быть исследование детей в  группе со схожими заболеваниями, и результатом может служить положительное влияние физических упражнений на детский организм.

Очень хочется, чтобы все наши дети нашли свое место в жизни. Буду счастлива и рада, если и мои уроки, мое общение с ними внесут свой вклад в их самоопределение, в выбор будущей профессии, помогут им шагать по жизни. А еще хочется, чтобы миссия учителя в обществе была неизменно важной, а авторитет – высоким.

Литература

Лисицкая Т.С. Новикова Л.А. Физическая культура. 1-4 классы: методические пособия-  М.: Астрель, 2016.

Лисицкая Т.С. Новикова Л.А. Физическая культура. 1-4 классы: спортивный дневник школьника- М.: Астрель, 2016.

Лисицкая Т.С. Новикова Л.А. Физическая культура. 1-4 классы: учебники- М.: Астрель, 2016.

Матвеев А. П., Палехова Е. С. Физическая культура. 10-11 классы: Учебник –М.: Вентана-Граф, 2017.

Нам Т.А.  Психолого–педагогическое обоснование системы факторов, определяющих учебную успешность школьника - СПб., 2005.

Петрова Т. В., Копылов Ю. А., Полянская Н. В., Петров С. С. Физическая культура. 1-9 классы: учебники - М.: Вентана-Граф, 2016.

Погадаев Г.И. Физическая культура. 1–11 классы: методические  пособия-  М.: ДРОФА, 2016.

Погадаев Г.И.  Готовимся к выполнению нормативов ГТО. 1–11 классы: методическое пособие - М.: ДРОФА, 2015.

Погадаев Г.И.  Физическая культура. 1–11 классы: учебники - М.: ДРОФА, 2015.

Сизикова В.В. Ориентация школьников на достижение успеха в учебно–познавательной деятельности / В.В. Сизиков // Внешкольник- Оренбург, 2000. №2.

Фомина С.В. Педагогические условия формирования учебной успешности подростка в образовательном процессе / С.В. Фомина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. № 2 (54).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА

РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ....

Проект для педагогической олимпиады "Учитель XXI века"

Проект для педагогической олимпиады "Учитель XXI века"...

Учебный проект для педагогической олимпиады "Учитель XXI века"

Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку посредством проектной деятельности с использованием ИКТ.Проектная деятельность–форма учебнойдеятельности, структура которой совп...

Эссе "Учитель XXI века"

Учитель XXI века…                   Какой он?    Еще в XIX веке в словаре Даля  слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это препода...

Задачи учителя 21 века или «Новое Поведение Учителей в России»

В первой части данного эссе на тему новых процессов и тенденций в современной школе поставлен вопрос: "Что делать?" и дан ответ: "Ничего не поделаешь". В заключение автор приводит "Методику работы на ...

Задачи учителя 21 века или «Новое Поведение Учителей в России»

В данной статье  приводится методика работы на уроке английского языка в стихотворной форме....

Конкурс "Учитель года". Эссе "Учитель 21 века: залог успешности."

в эссе раскрыты мотивы выбора учительской профессии, отражены собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической дея...