Конспект занятия "Туристский бивуак. Организация бивачных работ"
план-конспект по физкультуре на тему
Основная цель занятия: Изучить требования к месту размещения бивуака и действия туристской группы по организации бивака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_ustanovka_bivaka.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования спортивная школа № 1 муниципального образования город Краснодар
Конспект занятия по теме:
«Туристский бивуак.
Организация бивачных работ».
Отделение «Спортивный туризм»
Тренер-преподаватель: А. С. Пикин
г. Краснодар, 2017 г.
План – конспект
занятия по теме:
«Туристский бивуак. Организация бивачных работ».
Цель занятия: - 1.Изучить требования к месту размещения бивуака и действие по организации бивака.
2. Развивать туристские умения и навыки.
3. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Задачи занятия:
- сформировать представление о критериях выбора места бивака и его организации;
- продолжить формирования навыков самостоятельной работы по изучению нового материала;
- способствовать развитию логического, аналитического мышления, умения принимать правильные решения;
- формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за принятое решение.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, дидактические карточки, палатки, спальники, котелок.
Литература: 1. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.
2. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;
3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», -
Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989 г.
4. Кравченко И.А., Малеева И.А., - «Памятка руководителю похода», - Областная
детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.
5. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.
6. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.
7. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.
Этапы | Содержание | ОМУ |
1. Вводный 2.Основной 2.1. Разминка 2.2. Знакомство с понятием «бивак» 2.3. Работа над ошибками в тексте. 2.4. Правила установки бивака. 2.5. Эстафета «Установка бивака». 3.Итоговый | -Здравствуйте. Сегодня у нас с вами очень интересная и нужная всем туристам тема: «Туристский бивак. Организация бивачных работ» Цель нашего занятия – изучить требования к месту выбора бивака и последовательность действий при организации бивачных работ. Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме. Разминка: 1. Игра «Хвост дракона»: группа делится на 2 команды, участники выстраиваются в колонну по одному, берут друг друга за пояс, последнему привязывают веревку за пояс. Один участник становится напротив команды. По сигналу группа начинает передвигаться, сохраняя целостность колонны. Задача ведущего: «схватить» последнего участника за «хвост». - Что такое бивуак? -Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак – это дом, в котором мы живем во время похода. -Как вы думаете, за сколько времени до наступления темноты необходимо выбирать место бивака? -За 2 – 3 часа. -Еще до выхода на маршрут приблизительное место ночлега определяются по карте. А непосредственно на местности выбирается за 2 – 3 часа до наступления темноты. - Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к выбору места бивака? -А какие конкретно мы сейчас вместе и попробуем разобраться. Давайте мы заглянем в дневник одного начинающего, неопытного туриста, которому руководитель, с учебной целью, поручил выбрать место бивака в походе. Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Задача первой группы: отмечать верные высказывания, другой – неверные. Текст: Недалеко от реки виднеется поселок. Внизу по течению реки за поселком можно и остановиться. Утром пойдем в местный магазин. Возле поселка, на опушке леса стоит высокая раскидистая сосна, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с восточной стороны от сосны, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле сосны понижение - то, что надо: место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер …. - Так рассуждал делающий первые шаги в туризме новичок. - Каждая группа по очереди высказывает свои предложения о верности или неверности суждений участника похода. А я буду их фиксировать на доске в разных колонках. - Подытожим все сказанное и выделим три основных требования предъявляемых к месту бивака. Основные требования к месту бивака. 1. Безопасность 2. Наличие дров 3. Наличие воды -Как вы думаете. Какова последовательность действий при установке бивака? Нам необходимо:
- Как вы думаете, какую работу надо выполнять в первую очередь, какую во вторую? - Желательно все бивачные работы проводить параллельно. - Распределять работу на биваке надо сразу же по приходу на место. Каждую из работ на биваке выполняют участники, которым это поручено. В многодневных походах лучше заранее распределить работы так, чтобы все участники «прошли» все виды работ, т.е. участники проходят полный курс обучения. При хорошей организации бивачных работ они заканчиваются к моменту, когда готов ужин. В целом на бивачные работы уходит от 1,5 до 2 часов. В группе не сидят без дела, когда другие работают, ищут ее, помогают, друг другу пока не закончится все работы. Дежурные, которые готовят пищу утром встают за 1 час. С вечера они все готовят. - Что готовят дежурные? - Воду, дрова укрывают от росы и дождя, продукты. - Утром сразу все участники кроме дежурных, могут быть почти «собраны», а лагерь в основном свернут до начала завтрака. Когда завтрак готов прерываются все, чтобы не задерживать дежурных и выход в целом. При этом котлы от завтрака моют следующие дежурные, чтобы эти дежурные смогли в это время собраться. Важно освоить не только, как ставить правильно лагерь, но и как его снимать. - С чего по-вашему нужно начинать снятие лагеря? - В начале сбор личных рюкзаков. палатку, спальники выворачивают, вытряхивают, но в начале дают просушиться скатам палатки на солнце, затем просушивают дно. Складывают в рюкзак. - Остатки пищи оставляют в стороне – для лесных зверей. Остатки дров аккуратно складывают под деревом. Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой. Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить. Место стоянки нужно оставлять лучше, чем оно было. Пришедшим после вас это место должно понравиться. Природа не должна пострадать от вашего вторжения. -Итак, вы узнали правила установки бивака, теперь нам предстоит освоить их на практике. В эстафете участвуют 2 команды. По сигналу руководителя 2 участника команд бегут к заданному квадрату и устанавливают палатку. Затем возвращаются назад. Следующие 2 участника берут спальники, бегут к палаткам, раскрывают спальники, раскладывают их в палатке, затем возвращаются назад. Следующий участник берет котелок, бежит с ним к месту бивака, устанавливает его в месте предполагаемого кострища, возвращается назад. Затем все участники надевают свои рюкзаки и бегут к палаткам, снимают рюкзаки, залезают в палатку и укрываются спальником. Побеждает та команда, участники которой первыми справятся с заданием. - Итак, я предлагаю вам вопросы для закрепления пройденного материала. Если вы считаете высказывание верным, поднимаете правую руку, если неверным – левую. «Верно – неверно» 1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+) 2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-) 3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-) 4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+) 5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+) 6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+) 7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-) 8.Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-) 9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+) 10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+) 11 .Палатки устанавливаются ближе 10-15 м. от костра (-) 12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-) 13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+) 14.Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-) 15. Для растопки лучше использовать оргстекло, свечу, бумагу (+) 16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+) 17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-) 18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-) -Занятие окончено, до свидания. | Педагог активизирует внимание детей, знакомит с темой и целью занятия. Игру можно повторить несколько раз, меняя ведущего. Ответы детей. Педагог делит группу на 2 команды. Одна команда отмечает верные высказывания, другая неверные. Текст выведен через проектор на экран и роздан в письменном виде (4 шт.)- на группы (2-3 мин. на изучения содержания текста) На доске заранее начерчена таблица, с колонками «верно», «неверно». Педагог корректирует правильность выполнения заданий эстафеты. Педагог комментирует ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...
Профессиональный модуль «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования» МДК01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» Задания для курсовых проектов и контрольных работ
В методической разработке представлено задание на курсовой поект и перечень рекомендуемого оборудования, которое студент может выбрать для курсового проектирования. Приведены вопросы для выполнения ко...
Тест - презентация по предмету Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 6 класса на тему:"Подготовка к походу. Правила проведения бивачных работ".
Данный тест выполнен в виде презентации из десяти слайдов -вопросов и слайда с ответами для проверки и самоконтроля учащихся. Туристическая тематика, изучаемая в курсе ОБЖ 6 класса сама по себе достат...
Понятие туристского бивака и техники бивачных работ
Понятие туристского бивака и техники бивачных работ...
Определение места для бивака и организация бивачных работ
Урок ОБЖ в 6 классе на тему: «Определение места для бивака и организация бивачных работ»...
Техника бивачных работ
Материал пригодится учителям физической культуры при организации походов с учащимися...