Бадминтон – как средство развития двигательных качеств и профилактики заболеваний органов зрения на уроках физической культуры.
методическая разработка по физкультуре на тему
Бадминтон имеет ряд преимуществ, которые могут быть с успехом использованы в образовании – он доступен, увлекателен, несложен в усвоении на начальном этапе. Одним из уникальных свойств бадминтона называют его способность восстанавливать зрение при близорукости. Так же врачи офтальмологи рекомендуют его для профилактики возникновения и прогрессирования миопии. Во время игры тренируются глазные мышцы, так как приходиться постоянно следить за траекторией полета волана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._badminton_kak_sredstvo_razvitiya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия №2 им. И.П. Павлова».
Методическая работа на тему:
«Бадминтон – как средство развития двигательных качеств и профилактики заболеваний органов зрения на уроках физической культуры».
Преподаватель
физической культуры:
Кирьякова
Ирина Ивановна
Рязань 2017г.
Содержание:
- Введение.
- Что может дать бадминтон.
- Бадминтон в школьной программе.
- Основы методики проведения уроков бадминтона.
- Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств.
- Заключение.
- Список литературы:
- Фото.
Бадминтон имеет ряд преимуществ, которые могут быть с успехом использованы в образовании – он доступен, увлекателен, несложен в усвоении на начальном этапе. Одним из уникальных свойств бадминтона называют его способность восстанавливать зрение при близорукости. Так же врачи офтальмологи рекомендуют его для профилактики возникновения и прогрессирования миопии. Во время игры тренируются глазные мышцы, так как приходиться постоянно следить за траекторией полета волана. Существует такой фактор риска, когда у детей ослаблена аккомодация (перевод резкости, перевод фокуса с дальнего объекта на ближний объект). Когда этот механизм страдает, то у таких детей близорукость возникает значительно чаще, чем у других, у которых нет этого фактора. Сейчас дети часто пользуются электронной книгой или планшетом в транспорте, когда это устройство постоянно колышется, не удается сфокусировать зрение, следовательно, устает аккомодационный аппарат глаза, который обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке, а так же приспособление глаза к интенсивности освещения. Если это происходит систематически, то может привести к различным офтальмологическим заболеваниям. Во время игры в бадминтон происходит непроизвольная тренировка аккомодации (волан летает ближе, дальше). На входе в школу 6% детей уже имеют проблемы со зрением, на выходе из школы таких уже 35 – 37%. Остановить эту тенденцию может бадминтон.
Одним из факторов риска является гиподинамия и снижение гемодинамики (это совокупность процессов движения крови в сердечно сосудистой системе). Дети в школе вынуждены сидеть в позе с отклоненной головой, что нарушает гемодинамику и вызывает изменения в шейном отделе позвоночника. Могут возникать мышечные блокады и нестабильность позвонков. Все что дальше вторично ведет к изменениям гемодинамики.
Что может дать бадминтон?
В процессе игры происходит тренировка аккомодации, во вторых улучшается гемодинамика (движения головой и шеей заменяют собой массаж). Есть в бадминтоне движение, когда надо резко поднять руку вверх, вытянуться, расширяются межреберные промежутки, это глубокий вдох, который в норме при пассивном дыхании не осуществляется, соответственно происходит глубокая вентиляция легких.
Все эти факторы вместе присутствуют в форме игры, что тоже очень важно. Сейчас дети не просто много занимаются, а они очень напряжены и испытывают стресс из-за отметок и результатов. Поэтому ввести элемент игры и повысить настроение, может привести к укреплению здоровья детей, как физического, так и психологического.
Существует фактор наследственности. Известно, что у детей близоруких родителей риск возникновения близорукости выше в несколько раз, но есть такой порог предрасположенности, который можно преодолеть, а можно задержать. И факторы внешней среды, в частности спорт, образ жизни, характер зрительной деятельности, они на это влияют. У большей части детей, регулярно занимающихся бадминтоном, удается предотвратить развитие и возникновение близорукости.
Занятия бадминтоном тонизируют все группы мышц, что весьма необходимо, во время активного роста человека, развития строения тела.
Индивидуальный характер игры связанный с обостренным самолюбием, необходимость нешаблонного мышления, общения в спортивной жизни на основе проявления своих способностей и дарований все это работает на воспитание социально значимых качеств личности.
Бадминтон дает хорошую физическую нагрузку, так важную для здоровья и хорошей работоспособности. В игре спортсмен должен максимально проявить свою ловкость, сноровку, выносливость, гибкость ума, тактическое мышление. Занятия бадминтоном, систематическое участие в соревнованиях развивают и поддерживают в человеке дух здорового соперничества, азарт борьбы. Соревновательное начало, ставка на победу формируют бойцовские качества, так необходимые человеку в повседневной жизни. Развивает бадминтон быстроту движений, точность зрительного восприятия, пространственное представление о своем теле. Требует тонкой ориентации в пространстве. Подобное чувство крайне необходимо потом в ряде профессий. Этот вид спорта помогает укрепить не только физическое, но и эмоциональное состояние ребенка.
Бадминтон приобрел большую актуальность за счет простоты собственных правил, доступности для разнообразных возрастных категорий и возможности играть и в помещении и на открытом воздухе.
В исполнении настоящих мастеров бадминтона – это чрезвычайно интенсивная, динамичная и высоко атлетическая игра. От спортсмена требуются такие качества, как общая и скоростная выносливость, отличная координация, взрывная реакция и сила, а так же гибкость и ловкость.
Бадминтон относится к числу наиболее популярных спортивных игр. Секрет его популярности в том, что в нем сочетаются смелость и фантазия, риск и азарт, упорство и выдержка и многое другое. А самое главное – его нехитрый инвентарь и доступность обучения на начальном этапе. В нашей стране в спортивных секциях по бадминтону занимается до трех миллионов человек, а число бадминтонистов любителей не поддается учету. О растущей популярности бадминтона свидетельствует и включение его с 1992г. В программу летних Олимпийских игр.
Бадминтон в школьной программе.
Введение бадминтона в школьную программу по физической культуре решает следующие задачи: это – совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках и тд.; укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма учащихся; обучение специальным упражнениям с ракеткой и воланом, правилам игры; развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и координации; воспитание интереса к данному виду спорта, обучение простейшим способам над физической нагрузкой, привлечение к активному участию в соревновательной деятельности.
В ходе обучения дети знакомятся с историей развития данного вида спорта; изучают основы техники игры и правила соревнований, учатся работать самостоятельно и с партнером, проявляя чувство такта и взаимопонимания, повышают свои возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических и психологических способностей.
При освоении учебного материала можно выделить три этапа обучения: познавательно – подготовительный период; начального обучения; детального обучения и совершенствования. На первом этапе детям объясняют и показывают основные технические приемы с ракеткой и воланом. На втором этапе идет уже овладение основными элементами техники бадминтона. А на третьем этапе обучения достигается более точное выполнение всех видов упражнений и совершенствование техники игры.
На начальном этапе необходимо создать у детей устойчивый интерес к данному виду спорта. Ученики должны быть обучены правильному хвату ракетки, перемещению по площадке, технике выполнения основных ударов и приемов. Каждый урок необходимо повторять один или два раза в зависимости от успеваемости учащихся. При повторении урока надо больше времени отводить на упражнения, которые труднее даются учащимся.
В первый год обучения учащиеся должны овладевать такими умениями:
правильно держать ракетку;
принимать основную стойку игрока;
выполнять специальные упражнения для мышц верхних конечностей;
выполнять три вида жонглирования на месте: открытой стороной ракетки, закрытой стороной ракетки; попеременное жонглирование.
При этом учащиеся приобретают такие навыки: самостоятельно выполняют ранее изученные упражнения; повторяют упражнения по нескольку раз; используют элементы бадминтона в эстафетах.
Во второй год обучения учащиеся овладевают умениями:
контролировать стойку игрока;
выполнять три вида жонглирования в движении – ходьба с поворотом на расстоянии 5 - 10м, приседание 3 – 6 раз, повороты вокруг своей оси направо и налево;
осуществлять три вида ударов у стены – удар справа, слева, сверху;
знать правила игры в бадминтон.
При этом учащиеся приобретают такие навыки: выполняют все виды изученных упражнений, успешно повторяют их и используют в эстафетах; знают правила игры и могут играть с партнером.
В течение третьего года обучения учащиеся овладевают умениями:
низкого и высокого жонглирования;
чередование высокого и низкого жонглирования;
технически правильного перемещения по площадке;
выполнять подачу; играть с партнером;
судить игру по правилам.
При этом учащиеся приобретают такие навыки: практикуются в судействе, играют в бадминтон и участвуют в соревнованиях.
Чтобы повысить мотивацию учащихся к получению навыков игры в бадминтон, отрицательные оценки в течение года не выставляются.
Для младших школьников характерным является обучающий тип урока с нагрузками небольшого объема и малой интенсивности. Дети в этом возрасте быстро устают от монотонной и однообразной работы. Восстановление успешнее протекает в условиях переключения, смены упражнений, сочетания нагрузок на различные группы мышц. Для повышения эмоционального уровня на уроке необходимо проводить подвижные игры, эстафеты, включающие в себя элементы техники бадминтона.
В домашнее задание должен входить специальный комплекс зарядки, который включает в себя упражнения на улучшение подвижности в плечевом, лучезапястном суставах, упражнения имитационного характера.
Учителю необходимо всегда помнить и соблюдать принципы «От простого к сложному» и «От конкретного к абстрактному». Когда детям бывает трудно освоить какое – либо упражнение, можно прибегнуть к соревновательной деятельности между двумя – тремя (но не более) учащимися. При этом необходимо воспитывать такие качества, как честность и справедливость. Играя с партнером, учащиеся могут овладевать одновременно и правилами игры, и правилами судейства, что в дальнейшем очень помогает учителю на уроках.
Дозируя нагрузку на уроках, учитель обязан знать состояние здоровья каждого ученика, В зависимости от этого некоторым детям необходимо изменять число изучаемых упражнений, чаще чередовать виды упражнений, в процессе урока давать время на отдых.
Во время игры в бадминтон задействованы все группы мышц, поэтому надо подбирать такие упражнения, которые развивают следующие физические качества: координацию движений, силу, выносливость, скорость, гибкость и ловкость.
Введение в программу по физической культуре бадминтона помогает решить многие вопросы, связанные со здоровьем учащихся. Игра в бадминтон способствует улучшению двигательных и функциональных возможностей организма, позволяет повысить уровень физических качеств, так как обеспечивает всестороннее воздействие на организм школьников.
При построении уроков физической культуры с использованием бадминтона в школах, необходимо соблюдать такие педагогические требования, как учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункционального развития, координационных способностей, уровня физической подготовленности), применение адекватных методов, приемов и способов обучения двигательным действиям; создание условий для реального выполнения упражнений, создание положительного психологического климата на уроке, контроль и самоконтроль за динамикой развития физических качеств и функционального состояния.
Основы методики проведения уроков бадминтона.
Методика проведения уроков физической культуры, основанная на широком применении бадминтона, обеспечивает эффективное, повышение уровня двигательной подготовленности, оказывает положительный эффект и способствует поддержание интереса к урокам физической культуры и спорта.
В программе по физической культуре уделяется большое внимание развитию двигательных способностей. При прохождении раздела бадминтона необходимо больше времени уделять развитию координационных способностей, ловкости, гибкости, скоростной и силовой выносливости. Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит учителю на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке. Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.
Возрастные особенности формирования
двигательных навыков и развития физических качеств.
Занятия бадминтоном особенно в детском возрасте требуют определенных знаний особенностей развития детского организма. Уже в раннем возрасте дети занимающиеся бадминтоном, могут овладеть основными сложными навыками. Наиболее благоприятным периодом для освоения основ техники принято считать младший и средний школьный возраст. Именно в этот период дети легко воспринимают и легко осваивают разнообразные формы движений. Объясняется это ускоренным развитием в этот период двигательных способностей, координационных возможностей.
Работая с детьми, следует всегда помнить, что развитие детского организма протекает всегда неравномерно, а поэтому морфологическое и функциональное развитие детского организма находится в тесной связи с его постоянно чередующимися ускоренными и замедленными периодами развития.
Двигательная активность растущего организма обеспечивает развитие всех его систем, стимулируя обмен веществ и энергии. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную ткань) происходит в различных его частях в разные сроки, при этом развитие костной ткани связано с ростом мышечной ткани.
Развитие каждой мышцы или группы мышц также происходит неравномерно: наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, наименее высокими – мышцы рук. Темпы роста мышц – разгибателей опережают темп развития мышц – сгибателей. Мышцы, начинающие раньше функционировать и являющиеся более нагруженными, особенно быстро наращивают свою массу.
Между развитием физических качеств (силы, быстроты, выносливости) и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь, так как освоение новых движений обязательно сопровождается совершенствованием физических качеств. Развитие физических качеств в процессе онтогенеза происходит неравномерно и поэтому каждому возрасту свойственен определенный уровень двигательных качеств.
Развитие силы происходит относительно равномерно с 8 до 10 лет, а наиболее интенсивный прирост максимальной произвольной силы – в период от 13 – 14 до 16 – 17 лет, а в последующем темпы ее роста замедляются.
Быстрота нарастает до 13 – 15 лет, если в это время ее не развивать, то в последующие годы возникшее отставание трудно ликвидировать.
Время двигательной реакции особенно быстро уменьшается в 9 – 11 лет, приближаясь к данным взрослых в 13 – 14 лет; скорость одиночных движений наиболее эффективно развивается в 9 – 13 лет, максимальная частота движений достигается в 13 лет, но может увеличиваться до 17 лет и даже до 20 лет. Наибольший прирост результатов в прыжках наблюдается от 12 до 13 лет.
С возрастом заметно повышается работоспособность при выполнении динамических упражнений на выносливость, наибольший прирост аэробной выносливости наблюдается у юношей от 15 до 20 лет.
Различные проявления ловкости развиваются в разные возрастные периоды: наибольший рост способности управлять пространственными параметрами движений отмечается от 7 до 10 лет.
Наибольшая гибкость отмечается у мальчиков в 15 лет, у девочек в14 лет, но изменения ее неравномерны. Подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, а его подвижность при сгибании заметно возрастает у мальчиков с 7 до 10 лет, а в 11 – 13 лет уменьшается. Следует отметить, что гибкость с возрастом снижается. Это, прежде всего, касается позвоночника, а гибкость пальцев и кисти сохраняется дольше всего.
Учитывая большие индивидуальные различия даже внутри одного возраста, учитель должен стремиться предоставить учащимся разноуровневые по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Нагрузку на уроках бадминтона нужно распределять с учетом физической подготовленности, состояния здоровья (медицинские группы). Необходимо учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся.
Заключение:
Бадминтон доступный вид спорта для учащихся среднего школьного звена, не требующий проявления предельных функциональных возможностей молодого растущего организма. Данным видом спорта могут заниматься учащиеся, отнесённые к основной, подготовительной группе здоровья и учащиеся специальной медицинской группы, имеющие медицинский допуск к занятиям по бадминтону. Бадминтон увлекает и мальчиков и девочек, так как способствует повышению двигательной активности: способствует развитию двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты, специальной выносливости, повышает функциональные возможности организма, развивает глазомер, точность, быстроту реакции; экипировка и инвентарь не требуют больших материальных затрат.
Список литературы:
1. О. Марков «Бадминтон» Издательство «Физкультура и спорт» Москва 1966 г.
2. Б.В. Глебович, М.М. Полевщиков «Отбор в спортивном бадминтоне» Йошкар – Ола 1994 г.
3. В.Г. Гришин «Игры с мячом и ракеткой» Москва «Просвещение» 1982 г.
4. А.Д. Иванов «Рекомендации по организации и проведению соревнований по бадминтону»
Москва В/О «Союзспортобеспечение» 1976 г.
5. Б.В. Глебович «Рекомендации по набору детей и юношей в детские спортивные секции и отделения бадминтона ДЮСШ, начальному обучению и отбору в учебно - тренировочные группы» Йошкар – Ола 1994 г.
6. А.А. Ивашин, Б.В. Глебович, В. А. Дегтярёв
«Методические рекомендации по начальному обучению игре в бадминтон» Москва 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - средство развития двигательных качеств младших школьников
Развитие двигательных качеств младших школьников посредством игры....
подвижные игры как средство развития двигательных качеств
Развитие двигательных качеств, силы, быстроты и ловкости посредством подвижных игр...
Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.
применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время физические упражнения широко используются, как эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и профилактики пограничных состояний ч...
Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"
Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как профилактика заболеваний органов зрения и опорно-двигательного аппарата
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.Использо...