Авторская программа «Бадминтон в физическом развитии и воспитании учащихся в школе»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему

Сидюкова Рима Акдасовна

 

Бадминтон – великолепная игра. Игра доступная всем, подходит для детей разного уровня подготовки. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в группах общей физической подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе.  Оборудование не требует дорогостоящего инвентаря.  Бадминтонная площадка помещается в любом спортивном зале. Правила бадминтона просты и не требуют длительного изучения.  Довольно простая техника игры,  которую легко освоить.  Игра в бадминтон положительно влияет на зрение, развивает точность зрительного восприятия, что способствует улучшению зрения, развивает силу основных мышечных групп,  быстроту движений, скорость реакции,  выносливость,  координацию,  способствует нормализации веса, пространственное представление о своѐм теле на площадке.

         Выполнение прыжков в игре, способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность: увеличивается обмен веществ, работа органов,  кровообращения и дыхания. Обоснована эффективность занятий бадминтоном для коррекции осанки ребёнка.

В процессе игровой деятельности, занимающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха всех детей.

В программе подразумевается широкое привлечение жизненного опыта педагога, живых примеров из окружающего спортивного мира и современной реальности, что является важным достоинством данной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_badmintonu.docx64.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ

                                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                                                                Директор МБОУ « СОШ №10 г. Лениногорска ЛМРТ

                                                                                                                    __________________Хайбрахманова С.С.

                                                                                                                    №________от «____»________20_____г.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«Бадминтон в физическом развитии и воспитании учащихся в школе»

                                                                                                                                            Программу составила:

                                                                                                                                            Сидюкова Р.А.

«Одобрено»                                                                                                                                 «Рассмотрено»

Руководитель ММО                                                                                                                   на заседании МО СОШ №10

 ____________ /                            /                                                                                             Руководитель МО

                                                                                                                                                     ____________/                         «_____» ____________2015г                                                                                                    «_____»___________2015г

                                                                     

г.Лениногорск, 2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа «Бадминтон в школе»  составлена  на базе уже существующей   программы по предмету «Физическая культура» на основе бадминтона для обучающихся 5–9 классов разработанная  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и для обучающихся 10–11 классов, которая соответствует государственному образовательному стандарту среднего полного образования.  

      Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет обучающимся,  не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Актуальность программы.

 Бадминтон – великолепная игра. Игра доступная всем, подходит для детей разного уровня подготовки. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в группах общей физической подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе.  Оборудование не требует дорогостоящего инвентаря.  Бадминтонная площадка помещается в любом спортивном зале. Правила бадминтона просты и не требуют длительного изучения.  Довольно простая техника игры,  которую легко освоить.  Игра в бадминтон положительно влияет на зрение, развивает точность зрительного восприятия, что способствует улучшению зрения, развивает силу основных мышечных групп,  быстроту движений, скорость реакции,  выносливость,  координацию,  способствует нормализации веса, пространственное представление о своѐм теле на площадке.

         Выполнение прыжков в игре, способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность: увеличивается обмен веществ, работа органов,  кровообращения и дыхания. Обоснована эффективность занятий бадминтоном для коррекции осанки ребёнка.

В процессе игровой деятельности, занимающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха всех детей.

В программе подразумевается широкое привлечение жизненного опыта педагога, живых примеров из окружающего спортивного мира и современной реальности, что является важным достоинством данной программы.

Целью  программы  является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании  средств физической культуры, а в частности бадминтона, в организации здорового образа жизни.

В рамках реализации этой цели программа по бадминтону для обучающихся основной школы будет способствовать решению следующих задач:

– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;

– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры в бадминтон;

– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, об игре в бадминтон в частности, истории бадминтона и его современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами бадминтона;

– обучение навыкам, умениям, техническим действиям игры в бадминтон, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, организации самостоятельных занятий по бадминтону;

– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

        Содержание данной программы способствует расширению знаний и умений по физической культуре, обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей, а именно:

  • пониманию роли и значения физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья посредством бадминтона;
  • овладению системой знаний о физическом развитии и физической подготовленности и функциональных системах организма;
  • освоению умений самостоятельно организовывать занятия по бадминтону, регулировать физические нагрузки на этих занятиях, т. е., обучающиеся самостоятельно должны отбирать средства и методы занятий, организовывать занятия, определять эффективность занятий в соответствии с поставленной задачей, ориентируясь на индивидуальные показатели физического развития и физической подготовленности;
  • углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в целом и бадминтона в частности.

   Программа разработана для учащихся 5-7 классов, впервые изучающих спортивную игру «Бадминтон». Программа рассчитана на три  года обучения. Программа состоит из следующих разделов:

  1. основы знаний по избранному виду спорта;
  2. технические приёмы спортивной игры «Бадминтон»;
  3. общая физическая подготовка и специальная подготовка бадминтониста.

Ожидаемый результат

В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:

  1. историю появления бадминтона, развитие бадминтона в нашей стране;
  2. терминологию технических приёмов игры (подач, ударов);
  3. правила бадминтона;
  4. организация и проведение соревнований.

     В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического совершенствования, знаний правил игры, навыки простейшего судейства. Научаться играть в бадминтон. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде. Принимать участие во внутриклассных,  внутришкольных и городских соревнованиях по бадминтону.

    Учащиеся должны уметь самостоятельно заниматься во внеурочное время и проводить соревнования  по упрощённым правилам, соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма во время игры в бадминтон.                     

      Работая по этой программе, учащиеся  становились победителями, призерами и участниками школьных,  городских и Республиканских соревнований. Данная программа предназначена для учителей физической культуры школ.

Содержание учебного материала

Знания о физической культуре

     История физической культуры.  Физическая культура в современном обществе. История развития бадминтона, и его роль в современном обществе.  История зарождения бадминтона в мире, СССР и России. Олимпийское движение в бадминтоне. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов  – бадминтонистов на международной арене. Базовые понятия физической культуры.  Основные термины и понятия в бадминтоне. Правила игры. Техническая подготовка в бадминтоне. Основные технические приемы игры в бадминтоне: способы держания (хватка) ракетки; стойки; подачи; удары; передвижения. Двигательный навык, двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений в бадминтоне. Физическое развитие человека. Физическая подготовка бадминтониста, направленное развитие физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств в бадминтоне. Спортивная подготовка. Основные режимы нагрузки (оздоровительный, поддерживающий, развивающий, тренирующий режимы). Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья. Бадминтон и его применение в адаптивной физической культуре. Здоровье и здоровый образ жизни. Значение занятий бадминтоном в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия бадминтоном, как средство всестороннего и гармоничного развития личности. Физическая культура человека. Режим дня обучающегося его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Гигиенические требования к проведению занятий  по бадминтону. Форма для занятий бадминтоном. Правила и техника безопасности на занятиях  по  бадминтону. Правила закаливания организма. Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием, физической подготовленностью. Влияние занятий бадминтоном на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Основы планирования тренировочных занятий в бадминтоне, их структура и содержание. Правила проведения восстановительных процедур: дыхательная гимнастика, восстановительный массаж, проведение банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий по бадминтону. Подготовка места для занятий по бадминтону, размеры игровой площадки, инвентарь (выбор ракетки, волана). Выбор упражнений, составление и выполнение индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз.  Упражнения для формирования правильной осанки и ее коррекции. Планирование занятий по бадминтону. Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств в бадминтоне. Подводящие и подготовительные упражнения в бадминтоне, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в бадминтон.

Оценка эффективности занятий по бадминтону. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по бадминтону. Ведение  дневника самонаблюдения, за динамикой физического развития и физической подготовленности. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в бадминтоне. Оценка основных технических приемов игры (стойки, подачи, удары, передвижение по корту). Способы выявления и устранения ошибок в бадминтоне. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.  Комплексы упражнений для развития физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья.

Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью.  Бадминтон.

Способы держания (хватки) ракетки: универсальная, для удара открытой и закрытой стороной ракетки. Стойки: при подаче, при приеме, игровые; правосторонние, левосторонние; высокие, средние, низкие; атакующие, защитные, универсальные. Подачи: открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекая, высокая, атакующая, плоская, короткая. Удары: фронтальные, нефронтальные; открытой и закрытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу; высоко-далекий; высокий атакующий; атакующий («смеш»,  «полусмеш»); плоский; укороченный; сброс на сетке; подставка; подкрутка, в «противоход». Передвижения: вперед, назад, в сторону; простой, переменный, приставной, перекрестный; выпад, прыжок, бег. Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для развития силы кисти. Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития ориентации в пространстве, равновесия, реагирующей способности. Упражнения на расслабление.

Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.  Упражнения специальной технической подготовки. Упражнения с ракеткой; с воланом; с поролоновым шариком; выполняемые с ракеткой одним и двумя воланами. Стойки: при подаче, приеме волана. Удары: укороченные (сброс, подставка) выполняемые на сетке; добивание волана на сетке; короткий удар с задней линии площадки; атакующий удар («смеш»); прием короткого удара справа, слева, с отбросом на заднюю линию; прием удара «смеш».  Подачи: высоко-далекая; атакующая; плоская, короткая, открытой и закрытой стороной ракетки. Передвижения: по зонам площадки; передвижение  обучающегося по площадке в три точки; передвижение обучающегося по площадке в четыре точки; передвижение  обучающегося по площадке в шесть точек. Тактика одиночной игры. Тактика парной игры. Тактика игры смешанных пар (микст). Игра по правилам.

Календарно-тематическое планирование    (1 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Примечание

Всего

Теоретических

занятий

Практических занятий

1

Основа теоретических знаний

6

6

2

Технико-тактическая подготовка бадминтониста

17

17

3

Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста

8

8

4

Учебно - тренировочные игры, соревнования

4

4

Итого часов:

35

6

29

Тематика занятий:

Группа первого года обучения

Основа теоретических знаний (6 часов)

История развития бадминтона. Основные этапы развития бадминтона. Правила игры в бадминтон.

Технико-тактическая подготовка бадминтониста (17 часов)

 Способы держания (хватки) ракетки. Игровые стойки в бадминтоне. Передвижения по площадке. Техника передвижений в различных зонах площадки с выполнением ударов открытой, закрытой стороной ракетки.

Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста (8 часов)

Упражнения специальной физической подготовки. Подвижные игры.

Учебно - тренировочные игры, соревнования (4 часа)

Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники бадминтона. Соревнования по бадминтону.

Тематическое планирование по бадминтону

1 год обучения (35 часов)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Знания о физической культуре

История физической культуры. 

История развития бадминтона.

Основные содержательные линии.

Основные этапы развития бадминтона. Правила игры в бадминтон.

Знать историю развития бадминтона.

Излагать общие правила игры в бадминтон.

Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие.

Основные содержательные линии. 

Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития. Факторы, влияющие на форму осанки.

Средства формирования и профилактика нарушения осанки.

Называть основные показатели физического развития.

Измерять показатели физического развития.

Называть основные признаки правильной осанки.

Выполнять упражнения для формирования и профилактики осанки.

Физическая культура человека. 

Режим дня, его основное содержание.

Основные содержательные линии.

Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Знать о значении режима дня в жизни человека.

Владеть правилами планирования и

составлять режим дня.

Способы физкультурной деятельности

Организация и проведение занятий физической культурой. 

Организация и проведение занятий бадминтоном.

Выбор и составление упражнений для комплекса утренней зарядки.

Основные содержательные линии. 

Подготовка места к занятиям бадминтоном. Размеры игровой площадки. Выбор ракетки и волана.

Основные содержательные линии. Выбор упражнений, составление и выполнение индивидуальных комплексов для утренней зарядки.

Соблюдать требования безопасности на игровой площадке.

Называть размеры игровой площадки, её основные зоны.

Выбирать ракетку и волан для игры в бадминтон.

Называть последовательность выполнения упражнений в комплексе утренней зарядки.

Выполнять упражнения утренней зарядки.

Оценка эффективности занятий физической культурой. 

Способы самоконтроля на занятиях бадминтоном.

Основные содержательные линии.

Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях бадминтоном. Ведение дневника самонаблюдения, за динамикой физического развития и физической подготовленности. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий.

Характеризовать основные способы самоконтроля на занятиях.

Вести дневник самонаблюдений.

Выполнять тестовые задания для определения физического развития и физической подготовки.

Измерять частоту сердечных сокращений во время занятий.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Комплексы упражнений утренней зарядки.

Основные содержательные линии.

Комплекс упражнений утренней зарядки. Правильная последовательность выполнения упражнений.

Составлять комплекс утренней зарядки.

Называть последовательность и дозировку выполнения упражнений.

Выполнять упражнения из комплекса утренней зарядки.

Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью.

Способы держания (хватки) ракетки.

Игровые стойки в бадминтоне.

Передвижения по площадке.

Основные содержательные линии.

Хватка для ударов открытой и закрытой стороной ракетки. Универсальная хватка. Европейская хватка. Упражнения с различными видами жонглирования с воланом.

Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки.

Игровые: основная стойка; высокая, средняя, низкая; правосторонняя, левосторонняя стойка.

Передвижения: приставным шагом; скрестным шагом; выпады вперед, в сторону.

Демонстрировать основные способы хватки ракетки.

Выполнять упражнения с жонглированием волана открытой и закрытой стороной ракетки.

Демонстрировать основные игровые стойки бадминтониста, стойки при выполнении подачи.

Демонстрировать технику передвижения на площадке приставным шагом, скрестным шагом, выпадами вперед, в сторону.

Техника выполнения ударов.

Техника выполнения подачи.

Техника выполнения ударов: сверху сбоку, снизу, открытой и закрытой стороной ракетки; высокий удар сверху открытой стороной ракетки.

Техника выполнения короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекой подачи.

Демонстрировать технику выполнения ударов сверху открытой и закрытой стороной ракетки, сверху, сбоку, снизу, высокий удар сверху открытой стороной ракетки.

Демонстрировать технику выполнения высоко-далекой подачи.

Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.

Техника передвижений в различных зонах площадки с выполнением ударов открытой, закрытой стороной ракетки.

Основные содержательные линии.

Передвижения: из высокой, низкой, средней стойки игрока приставным шагом вправо, влево в передней зоне площадки с отбиванием волана открытой и закрытой стороной ракетки на заднюю линию; скрестным шагом в средней зоне площадки с отбиванием волана снизу открытой и закрытой стороной ракетки; выпадами вперед, вправо- влево в передней зоне площадки с выполнением короткого удара на сетке. Упражнение «старт к волану». Упражнения специальной физической подготовки.

Выполнять передвижение по площадке приставным шагом вправо, влево в передней зоне с отбиванием волана сверху открытой и закрытой стороной ракетки.

Выполнять передвижение по скрестным шагом вправо, влево в средней зоне площадки с отбиванием волана снизу открытой и закрытой стороной ракетки.

Выполнять передвижение по площадке выпадами вперед, вправо, влево в передней зоне с выполнением короткого удара открытой и закрытой стороной ракетки на сетке.

Календарно-тематическое планирование    (2 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Примечание

Всего

Теоретических

занятий

Практических занятий

1

Основа теоретических знаний

5

5

2

Технико-тактическая подготовка бадминтониста

17

17

3

Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста

8

8

4

Учебно - тренировочные игры, соревнования

5

5

Итого часов:

35

5

29

Тематика занятий:

Группа второго года обучения

Основа теоретических знаний (5часов)

История зарождения олимпийского движения в России. Бадминтон – как один из олимпийских видов спорта. Основные правила развития физических качеств на занятиях бадминтоном. Основные требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий бадминтоном.

Технико-тактическая подготовка бадминтониста (17 часов)

Передвижения по площадке, удары на сетке, подачи. Техника передвижений в передней зоне площадки с выполнением ударов на сетке.

Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста (8 часов)

Упражнения общей физической подготовки. Упражнения специальной физической подготовки.

Учебно - тренировочные игры, соревнования (5 часов). Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники бадминтона. Соревнования по бадминтону.

Тематическое планирование по бадминтону

2 год обучения (35 часов)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Знания о физической культуре

История физической культуры.

История зарождения олимпийского движения в России.

Основные содержательные линии.

Цель, задачи Олимпийского движения.

Бадминтон – как один из олимпийских видов спорта.

Излагать основную цель и задачи олимпийского движения.

Знать историю возникновения и развития бадминтона – как олимпийского вида спорта.

Базовые понятия физической культуры.

Физическая подготовка в бадминтоне.

Основные содержательные линии.

Основные правила развития физических качеств на занятиях бадминтоном. Специальные упражнения для развития физических качеств в бадминтоне.

Называть основные физические качества.

Выполнять тесты для оценивания физических качеств.

Излагать основные правила развития физических качеств.

Выполнять специальные упражнения для развития физических качеств в бадминтоне.

Физическая культура человека. Правила личной гигиены.

Основные содержательные линии.

Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий бадминтоном.

Знать правила личной гигиены.

Соблюдать правила личной гигиены во время и после занятий.

Способы физкультурной деятельности

Организация и проведение занятий физической культурой.

Требования безопасности. Правила личной гигиены.

Основные содержательные линии.

Основные требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий бадминтоном.

Соблюдать правила безопасности на занятиях бадминтоном.

Соблюдать правила личной гигиены во время и после занятий.

Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью.

Передвижения по площадке, удары на сетке, подачи.

Основные содержательные линии.

Совершенствование передвижений: приставным шагом; скрестным шагом; выпады вперед, в сторону в передней и в средней зоне площадки. Перемещение по площадке в четыре точки.

Техника выполнения ударов на сетке: «подставка»; «откидка»; «добивание»; «толчок»; «перевод» волана открытой и закрытой стороной ракетки.

Техника выполнения плоской подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высокой подачи.

Упражнения общей физической подготовки.

Демонстрировать технику передвижения в различных зонах площадки.

Выполнять перемещение в четыре точки.

Демонстрировать технику выполнения ударов на сетке.

Демонстрировать технику выполнения плоской и высокой подачи.

Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.

Техника передвижений в передней зоне площадки с выполнением ударов на сетке.

Основные содержательные линии.

Техника передвижения в передней зоне площадки с выполнением ударов на сетке: «подставка», «откидка», «добивание», «толчок», «перевод» волана открытой и закрытой стороной ракетки, прямо и по диагонали.

Упражнения специальной физической подготовки.

Выполнять удары на сетке: «подставка», «откидка», «добивание», «толчок», «перевод» волана открытой и закрытой стороной ракетки, прямо и по диагонали.


Календарно-тематическое планирование    (3 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Примечание

Всего

Теоретических

занятий

Практических занятий

1

Основа теоретических знаний

4

4

2

Технико-тактическая подготовка бадминтониста

17

17

3

Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста

8

8

4

Учебно - тренировочные игры, соревнования

6

6

Итого часов:

35

4

29

Тематика занятий:

Группа третьего года обучения

Основа теоретических знаний (4часа)

Достижения спортсменов на Олимпийских играх. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Формирование положительных качеств личности на занятиях бадминтоном. Правила организации мест занятий бадминтоном.

Технико-тактическая подготовка бадминтониста (17 часов)

Техника выполнения двигательных действий, двигательный навык. Удары на сетке, в средней зоне площадки, подачи. Техника передвижений в средней зоне площадки с выполнением атакующих ударов.

Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста (8 часов)

Упражнения общей физической подготовки. Упражнения специальной физической подготовки.

Учебно - тренировочные игры, соревнования (6 часов). Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники бадминтона. Соревнования по бадминтону.

Тематическое планирование по бадминтону

3 год обучения (35 часов)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Знания о физической культуре

История физической культуры.

Достижения спортсменов на Олимпийских играх.

Основные содержательные линии.

Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Знать о достижениях отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Базовые понятия физической культуры.

Техника выполнения двигательных действий, двигательный навык.

Основные содержательные линии.

Техника выполнения двигательного действия. Общие представления о пространственных, временных, динамических характеристиках движения. Двигательный навык. Особенности освоения двигательных действий.

Знать о пространственных, временных, динамических характеристиках движения.

Знать основные правила освоения движений: от простого к сложному, от известного к известному, от освоенного к неосвоенному.

Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на личность. Правила организации мест занятий.

Основные содержательные линии.

Формирование положительных качеств личности на занятиях бадминтоном. Правила организации мест занятий бадминтоном.

Знать о положительном влиянии занятий бадминтоном на формирование воли, трудолюбия, честности, этических норм поведения.

Соблюдать правила организации занятий по бадминтону.

Способы физкультурной деятельности

Организация и проведение занятий физической культурой. 

Правила организации занятий при самостоятельном овладении двигательных действий.

Основные содержательные линии.

Правила организации при подготовке мест занятий бадминтоном в условиях спортивного зала и на открытой площадке. Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий.

Соблюдать правила организации при подготовке мест занятий бадминтоном в условиях спортивного зала и на открытой площадке.

Составлять план занятий по самостоятельному освоению двигательного действия.

Оценка эффективности занятий физической культурой.

Анализ, оценка техники выполнения двигательного действия.

Основные содержательные линии.

Анализ и оценка техники освоения двигательного действия по методу сличения его с эталоном. Ведение дневника самоконтроля с оценкой динамики изменения показателей физического развития физической подготовки и техники выполнения двигательного действия.

Выполнять простой анализ и оценку освоения двигательного действия при сравнении с эталоном.

Вести дневник самонаблюдений.

Выполнять графическое изображение двигательного действия.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы упражнений для формирования осанки, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Основные содержательные линии.

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки; дыхательной гимнастики; гимнастики для глаз с учетом особенностей физического развития.

Выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки; дыхательной гимнастики; гимнастики для глаз. 

Выявлять возможные отставания в показателях физического развития и физической подготовленности, выполнять упражнения коррекционной направленности.

Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью.

Удары на сетке, в средней зоне площадки, подачи.

Основные содержательные линии.

Совершенствование техники выполнения: ударов на сетке: «подставка», «откидка», «добивание», «толчок», «перевод» волана открытой и закрытой стороной ракетки; плоской подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высокой подачи. Техника передвижения в средней зоне площадки; передвижение в левый угол, правый угол. Удары в средней зоне площадки: плоский; короткий; высокий; открытой и закрытой стороной ракетки; с боку, сверху, снизу.

Упражнения общей физической подготовки.

Демонстрировать технику выполнения ударов на сетке.

Выполнять плоскую и высокую подачи.

Демонстрировать технику передвижений в средней зоне площадки.

Выполнять плоский удар из средней зоны площадки открытой и закрытой стороной ракетки сверху, сбоку, снизу.

Выполнять короткий удар из средней зоны площадки открытой и закрытой стороной ракетки сверху, сбоку, снизу.

Выполнять высокий удар из средней зоны площадки открытой и закрытой стороной ракетки сверху, сбоку, снизу.

Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.

Техника передвижений в средней зоне площадки с выполнением атакующих ударов.

Основные содержательные линии.

Техника передвижения в средней зоне площадки с выполнением высокого атакующего удара; плоского; короткого; открытой и закрытой стороной ракетки сбоку; сверху; снизу. Упражнения для обучения техники нападающего удара «смеш».

Упражнения специальной физической подготовки.

Выполнять высокий, плоский, короткий удары открытой и закрытой стороной ракетки, сбоку, сверху, снизу.

Демонстрировать высокий атакующий удар из средней зоны площадки.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Планируемые результаты
изучения учебного предмета

В результате освоения программы по бадминтону обучающиеся основного общего образования и среднего (полного) образования в общеобразовательных учреждениях должны

  • знать /понимать:

– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

  • уметь:

– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

– выполнять технические действия по бадминтону;

– выполнять комплексы обще-развивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в бадминтоне

№ п/п

Контрольные упражнения

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1.

Набивание (жонглирование) волана, кол-во раз

8–10

11–15

16–20

2.

Передвижение в четыре точки из центра площадки (приставным, крестным и простым шагом), перенося воланы в каждый угол площадки

22

22

18

3.

Выполнение короткой передачи волана из правой передней зоны площадки в левую переднюю зону (по диагонали), кол-во раз

4–6

6–8

8–10

4.

Выполнение короткой подачи открытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз

2

3–4

4–6

5.

Выполнение короткой подачи закрытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз

2

3–4

4–6

6.

Выполнение высоко-далекой подачи на заднюю линию площадки, кол-во раз

1–3

2–4

3–5

Основы общей и специальной
физической подготовки в бадминтоне

      Физическая подготовка обучающихся бадминтоном направлена на всестороннее и гармоничное развитие физических качеств, овладение жизненно важными двигательными действиями. В процессе занятий бадминтоном развиваются такие физические качества как: быстрота, скоростно-силовые качества, общая выносливость и координация. Занятия бадминтоном опосредованно воздействуют на организм обучающихся, повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшают подвижность в суставах и способствуют укреплению здоровья в целом. Совершенствование двигательных качеств подразделяется на общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка включает в себя разностороннее развитие физических качеств обучающихся, которые обуславливают успешное выполнение двигательных в бадминтоне. В качестве средств общей физической подготовки на уроках физической культуры по бадминтону в основной школе широко используются обще-развивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, соревновательно - игровые упражнения и спортивные игры. Для развития основных физических качеств рекомендуются следующие упражнения:

  • для развития общей выносливости – продолжительный бег, кроссовый бег умеренной интенсивности, длительная ходьба средней интенсивности, спортивная ходьба. Общая выносливость развивается при выполнении упражнений слабой или средней интенсивности в течение продолжительного времени;
  • для развития быстроты – бег на короткие дистанции, челночных бег, спортивные и подвижные игры с бегом и прыжками. Для развития быстроты необходимо применять упражнения выполняемые с большой скоростью и частотой;
  •  для развития силы – упражнения с различными отягощениями, гимнастические и акробатические упражнения, Упражнения для развития силы выполняются попеременно для мышц сгибателей и разгибателей. Следует так же чередовать упражнения для развития мышц ног, рук, туловища, в исходном положении стоя и лежа;
  • для развития ловкости и координации – челночный бег, бег с ускорением на отрезках 10–15 м, встречные эстафеты, подвижные игры.

К специальной физической подготовке относятся средства и методы, которые решают задачи развития и совершенствования двигательных качеств и навыков, удовлетворяющих требования технической подготовки, преимущественно для совершенствования быстроты, скоростной выносливости, дальнейшего развития подвижности в суставах и эластичности мышц, ловкости и координации движений. С этой целью применяются специальные упражнения (общего и локального воздействия).

Используя средства общей и специальной физической подготовки, учитель должен всегда помнить об оптимальном уровне развития физических качеств в бадминтоне. А также о том, что процессы совершенствования физических качеств и развитие техники происходят одновременно, с естественным развитием организма, т. е. учитываются сенситивные неравномерные периоды развития костно-мышечного аппарата, развитие различных органов и систем (максимальные темпы роста у девочек 11–12 лет, у мальчиков – 13–14 лет; максимальный прирост мышечной массы у девочек 13 лет, у мальчиков – 14 лет). Также нужно учитывать то, что всестороннему развитию двигательных качеств и двигательных навыков способствуют средства общей физической подготовки, являющиеся основными на начальных этапах. Учитель должен помнить, что по мере роста технического мастерства первостепенное значение приобретают средства специальной физической подготовки.

В старших классах особое внимание следует обратить на упражнения специального назначения. Они должны быть максимально приближены к основным техническим приемам в бадминтоне. И чем больше их сходство, тем лучше спортивный результат.

    Рассмотрим средства и методы, которые используются для развития наиболее важных и значимых качеств, которыми должен обладать бадминтонист.

     Во-первых, бадминтонист, совершенствуя технику, должен знать, что одним из главных качеств является быстрота. Под быстротой понимается способность выполнять движения в минимальный для данного условия отрезок времени. В спортивной практике различают общую и специальную быстроту. Общая быстрота – это способность с достаточной скоростью реагировать на различные раздражители. Специальная быстрота – это способность к выполнению соревновательных действий, элементов и частей движений с очень большой скоростью.

    Существует три основные формы, в которых проявляются скоростные способности обучающегося: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений. Задача состоит в том, чтобы обеспечить синтез этих форм наилучшим способом.

Специалистами в сфере физической культуры и спорта было установлено, что скоростные способности являются врожденными, а значит, практически не подвергаются изменениям в процессе тренировки. Тем не менее, для того, чтобы добиться повышения скорости рекомендуется использовать специальные методы и средства, а также развивать силовые качества, скоростно-силовые способности, улучшая технику движений и т. д.

    Методика воспитания скоростных способностей предусматривает выполнение освоенных заданий на максимально возможных скоростях. Очень важно сосредоточить внимание на скорости, а не на способе выполнения упражнений. Скоростные упражнения необходимо прекратить в случае появления первых признаков утомления.

Упражнения, которые используются для развитии скоростно-силовых качеств бадминтониста разделяют на три группы:

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд).

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).

Существует также три направления развития быстроты движений и силы определенных групп мышц: скоростное, скоростно-силовое и силовое.

Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы. К этому же направлению можно отнести методы, которые развивают быстроту реакции: метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

Техника безопасности
на занятиях бадминтоном

1. Общие требования безопасности на занятиях по бадминтону.

Для занятий бадминтоном спортивная площадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.

К занятиям допускаются учащиеся:

– прошедшие инструктаж по технике безопасности;

– имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обучающийся должен:

– иметь коротко остриженные ногти;

– заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

– бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

– знать и соблюдать простейшие правила игры;

– знать и выполнять настоящую инструкцию.

2. Требования безопасности перед началом занятий по бадминтону по дисциплине физическая культура.

Обучающийся должен:

– под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

– проверить надёжность крепления сетки и стоек для игры в бадминтон;

– провести разминку.

3. Требования безопасности во время занятий по бадминтону по дисциплине физическая культура.

– Не выполнять упражнения без предварительной разминки.

– Не выполнять упражнения сломанной ракеткой и разорванным воланом.

– При выполнении прыжков и соскоков с гимнастических скамеек приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

– Не стоять близко к учащимся, которые выполняют упражнения с ракетками или другими предметами.

– Не выполнять упражнения с ракеткой при влажных ладонях.

– При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

– Перед выполнением упражнений по метанию меча или волана посмотреть, нет ли рядом людей в секторе метания.

– Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

– Не находиться в зоне метания, не ходить за воланами или мячом без разрешения учителя.

– Не подавать мяч или волан для метания друг другу броском.

4. При выполнении упражнений в движении учащийся должен:

– избегать столкновений с другими обучающимися, «перемещаясь спиной» смотреть через плечо;

– исключать резкое изменение своего движения, если этого не требуют условия игры;

– соблюдать интервал и дистанцию;

– быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими обучающимися;

– по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на своё место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.

5. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

– при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

– с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

– при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

– по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

6. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

– под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

– организованно покинуть место проведения занятия;

– переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

– тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.

За несоблюдение мер безопасности обучающийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

Учебно-методическое обеспечение
программы

Учебно-методические пособия

1.        Бадминтон: учебник для студентов вузов по направлению 032100 – физ.культура / Ю.Н. Смирнов. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Советский спорт, 2011. – 248 с.

2.        Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодежи: методические указания / В.М. Мачнев. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 27 с.

3.        Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах: учебное пособие / В.Г. Турманидзе. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. – 72 с.

4.        Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ / А.Н. Горячев; А.А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона. – М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.

5.        Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.

6.        Тристан В.Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В.Г. Тристан, О.В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.

7.        Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября». Серия «Спорт в школе», вып. 25).

Видео уроки Орманов АМ программа «Шател тайм»

  • Программа «Время волана»  - в помощь преподавателям школ
  • Программа «Время волана» - развивает навыки и знания преподавателей, а также способность планировать и реализовывать безопасные и интересные уроки по бадминтону.
  • Программа «Время волана» не сделает преподавателей физкультуры тренерами по бадминтону, но поможет научить школьников игре в бадминтон.

  • Материально-техническое обеспечение
  • Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов.
  • Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Д

Примерная программа основного общего образования по физической культуре

Д

Рабочие программы

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения)

Д

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофильм «Азбука волана»

Д

Учебно-практическое оборудование

Сетка бадминтонная

П

Ракетки

К

Воланы

К

Табло перекидное

Д

Измерительные приборы

Весы медицинские

Д

Ростомер

Д

Пульсометр

Д

Тонометр автоматический

Д

Спортивные залы (кабинеты)

Спортивный зал игровой

Д

Подсобное помещение для хранения инвентаря

Д

  • Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К – полный комплект (на каждого ученика класса); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников); П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕСУРСОВ

  1. Для учителей
  1. Галицкий А. Азбука бадминтона: учебное пособие  / А. Галицкий, О.Мар-ков. – М.: ФиС,  1987.
  2. Киселёв П.А. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам / П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – М.: Глобус, 2008.
  3. Рыбаков Д. Основы спортивного бадминтона  / Д. Рыбаков,  М. Штильман. – М.: ФиС, 1982.
  4. Смирнов Ю.Н. Бадминтон: учебное пособие для институтов физической культуры / Ю.Н. Смирнов. – М.: 1989.
  5. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642163/
  6. http://www.obadmintone.ru.
  7. http://spo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=240170.

  1. Для учащихся
  1. Лившиц В.Я. Бадминтон для всех / В.Я. Лившиц. – М.: ФиС, 1988.
  2. Щербаков А.В. Бадминтон. Спортивная игра: учебно-методическое пособие / А.В. Щербаков. – М.: 2010.
  3. http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Badminton/topic/Azbuka-volana


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры

Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....

Физическое развитие и воспитание учащихся, занимающихся восточными единоборствами в рамках дополнительного образования по физической культуре

Внутренняя потребность выделиться, привлечь к себе внимание, занять свою социальную нишу бывает сильнее моральных н...

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья отражает основные направления внеклассной работы по ИЯ, связанные с вопросами духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. В статье представлена методика работы над соде...

«Бадминтон в физическом развитии и воспитании учащихся в школе»

      Содержание данной программы способствует расширению знаний и умений по физической культуре, обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие л...

Программа физического воспитания учащихся образовательной школы по мини-футболу

Данная программа направлена на привитие учащимися умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана по...

Автореферат учителя физической культуры Иванова Евгения Иннокентьевича по авторской программе <<Современный урок физической культуры, с использованием национального компонента по развитию скоростно-силовых качеств обучающихся>>

Национальные виды спорта коренных народов Якутии являются частью общей  культуры народа и имеют многовековую историю. Они являются средством физического воспитания, оздоровления, отдыха и развлеч...