Рабочая учебная программа по Физической культуре для 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М.,: «Просвещение», 2013г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-4_kl.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85»
Утверждаю:
Директор школы
___________Т.Н.Мацкевич
«_____»____________20__г
Рабочая учебная программа по
Физической культуре
для 1-4 классов
(класс, уровень общего образования)
Программу составила:
Белянина Ольга Александровна
Нижний Новгород
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М.,: «Просвещение», 2013г.).
В соответствии с федеральной базой учебных программ учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание отводится 102 часа в год в 4 классе, при 3-часовой нагрузки в неделю.
Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать учебник : Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается во втором классе с первого полугодия. Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам , а так же по результатам тестирования по каждому разделу программы.
Отличительной особенностью преподавания физической культуры в начальной школе является использование на уроках нестандартного оборудования, перераспределение количества часов внутри тем, место проведения уроков меняется относительно погодных условий.
Целью рабочей программы для учащихся 1-4 классов является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Задачи физического воспитания учащихся направлены:
- на укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоничному физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты, и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Понятийная база программы основана на положениях нормативно – правовых актах Российской Федерации, в том числе:
- требованиях к результатам освоения основной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
- примерной программе начального общего образования;
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
- формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной поддержки;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметами и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и тд.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 4 классов по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать и иметь представление:
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, системы дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утреней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Демонстрировать двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжка; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 минут; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 – 9 шагов; прыгать с поворотами на 180 – 360 градусов.
В метании на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами ( большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5-1 кг с соблюдением правильной осанки); лазить по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100 см; ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180 градусов, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, седов; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед ( ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.
В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием; владеть мячом; держание, передачи на расстоянии до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол).
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным; дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.
Содержание программы
Теория.
Техника безопасности на уроках физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия. Режим дня.
Легкая атлетика. (27 ч.)
Беговые упражнения.Прыжковые упражнения. Броски. Метание.
Гимнастика с основами акробатики.(24 ч.)
Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической комбинации. Гимнастические комбинации. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера.
Лыжные гонки.( в первых классах-13ч.)(16ч.)
Передвижение на лыжах, повороты, спуски, подъемы, торможение.
Подвижные и спортивные игры.(32ч.)
На материале гимнастики с основами акробатики : игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнения на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча, ведение мяча, подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол :специальные передвижения без мяча, ведение мяча, броски мяча в корзину, подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча, подача мяча, прием и передача мяча, подвижные игры на материале волейбола.
Резервное время (3ч.)
Учебно-тематический план для 1 класса
№п/п | Тема урока | Всего часов | Практическая часть | теория |
1. | Легкая атлетика | 27 | ||
1.1 | Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики | 2 | ||
1.2 | Метание мяча. | 3 | ||
1.3 | Бег 60м (30м) с высокого старта | 3 | ||
1.4 | Прыжки в длину с разбега. | 3 | ||
1.5 | Высокий старт. | 3 | ||
1.6 | Бег без учета времени 1000м. | 2 | ||
1.7 | Метание мяча на дальность. | 3 | ||
1.8 | Челночный бег. | 2 | ||
1.9 | Прыжки в длину с места. | 2 | ||
1.11 | Бег в умеренном темпе. | 2 | ||
1.12 | Шестиминутный бег. | 2 | ||
2. | Подвижные игры. | 18 | 18 | |
3. | Гимнастика с элементами акробатики. | 24 | ||
3.1 | Техника безопасности на уроках гимнастики. | 2 | ||
3.2 | Группировка, перекаты в группировке. | 3 | ||
3.3 | Лазание, перелезание. | 3 | ||
3.4 | Прыжки. | 3 | ||
3.5 | Упражнения в равновесии. | 3 | ||
3.6 | Кувырок вперед. | 3 | ||
3.7 | Стойка на лопатках. | 1 | ||
3.8 | Висы и упоры. | 3 | ||
3.9 | Гимнастическая полоса препятствий. | 2 | ||
3.10 | Мост с помощью и самостоятельно. | 1 | ||
4. | Лыжная подготовка. | 13 | ||
4.1 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. | 1 | ||
4.2 | Скользящий, ступающий шаги. | 1 | ||
4.3 | Попеременный двухшажный ход. | 2 | ||
4.4 | Одновременный двухшажный ход. | 2 | ||
4.5 | Поворот переступанием в движении. | 1 | ||
4.6 | Спуск. | 1 | ||
4.7 | Преодоление ворот при спуске. | 1 | ||
4.8 | Торможение. | 1 | ||
4.9 | Передвижение в медленном темпе. | 1 | ||
4.10 | Прохождение дистанции 1 км на скорость. | 1 | ||
4.11 | Подъем. | 1 | ||
5. | Вариативная часть подвижные игры. | 14 | 14 | |
6. | Резервное время. | 3 | 3 | |
итого | 99 | 94 | 5 |
Учебно-тематический план для 2-4 классов
№п/п | Тема урока | Всего часов | Практическая часть | теория |
1. | Легкая атлетика | 27 | ||
1.1 | Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики | 2 | ||
1.2 | Метание мяча. | 3 | ||
1.3 | Бег 60м (30м) с высокого старта | 3 | ||
1.4 | Прыжки в длину с разбега. | 3 | ||
1.5 | Высокий старт. | 3 | ||
1.6 | Бег без учета времени 1000м. | 2 | ||
1.7 | Метание мяча на дальность. | 3 | ||
1.8 | Челночный бег. | 2 | ||
1.9 | Прыжки в длину с места. | 2 | ||
1.11 | Бег в умеренном темпе. | 2 | ||
1.12 | Шестиминутный бег. | 2 | ||
2. | Подвижные игры. | 18 | 18 | |
3. | Гимнастика с элементами акробатики. | 24 | ||
3.1 | Техника безопасности на уроках гимнастики. | 2 | ||
3.2 | Группировка, перекаты в группировке. | 3 | ||
3.3 | Лазание, перелезание. | 3 | ||
3.4 | Прыжки. | 3 | ||
3.5 | Упражнения в равновесии. | 3 | ||
3.6 | Кувырок вперед. | 3 | ||
3.7 | Стойка на лопатках. | 1 | ||
3.8 | Висы и упоры. | 3 | ||
3.9 | Гимнастическая полоса препятствий. | 2 | ||
3.10 | Мост с помощью и самостоятельно. | 1 | ||
4. | Лыжная подготовка. | 16 | ||
4.1 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. | 1 | ||
4.2 | Скользящий, ступающий шаги. | 1 | ||
4.3 | Попеременный двухшажный ход. | 2 | ||
4.4 | Одновременный двухшажный ход. | 2 | ||
4.5 | Поворот переступанием в движении. | 1 | ||
4.6 | Спуск. | 1 | ||
4.7 | Преодоление ворот при спуске. | 2 | ||
4.8 | Торможение. | 2 | ||
4.9 | Передвижение в медленном темпе. | 1 | ||
4.10 | Прохождение дистанции 1 км на скорость. | 2 | ||
4.11 | Подъем. | 1 | ||
5. | Вариативная часть подвижные игры. | 14 | 14 | |
6. | Резервное время. | 3 | 3 | |
итого | 102 | 97 | 5 |
Литература
- Физическая культура 1-4 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях – 11-е изд. – М.; Просвещение, 2011г.
- Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся. В.И. Лях, А.А.Зданевич / авт.- сост.: А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова – Волгоград : Учитель, 2013г.
- Настольная книга учителя физической культуры : подготовка школьников к олимпиадам. Методическое пособие /авт.-сост.; П.А.Киселев, С.Б. Киселёва – М.: Глобус, 2008г.
- Начинающему учителю физической культуры / авт.:М.В.Видякин-Волгоград: Учитель, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по физической культуре 5-9 классы
Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов классов. Составители: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова...
Рабочая учебная программа по физической культуре на 2012-2013 уч.г. для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов. Автор: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова "Учитель", Волгоград 2011....
Рабочая учебная программа по физической культуре на 2012-2013 уч.г. для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов. Автор: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова "Учитель", Волгоград 2011....
Рабочая учебная программа по физической культуре 1-4 класс
Рабочая учебная программа по физической культуре преподавателя физического воспитания 1 ступени обучения 4 года - срок реализации программы...
Рабочая учебная программа по физической культуре для «пилотных» 5а,5б класса МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» на 2012-2013 учебный год
Физическая культура Программа по физической культуре предназначена для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовател...
Рабочая учебная программа по физической культуре для 1 - 4 классов. ФГОС
Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе требований к результатам освоения ООО НОО с учётом программы по предмету «Физическая культура», включённой в её структ...
Рабочая учебная программа по физической культуре для 5 - 9 классов. ФГОС
Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе требований к результатам освоения ООО ООО с учётом программы по предмету «Физическая культура», включённой в её структ...