Рабочая учебная программа по Физической культуре для 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре на тему

Колобкова Ольга Александровна

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М.,: «Просвещение», 2013г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-4_kl.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85»

Утверждаю:

Директор школы

                                                                   

                                                                                       ___________Т.Н.Мацкевич

«_____»____________20__г

Рабочая учебная программа по

Физической культуре

для 1-4 классов

(класс, уровень общего образования)

Программу составила:

Белянина Ольга Александровна

Нижний Новгород

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М.,: «Просвещение», 2013г.).

В соответствии с федеральной базой учебных программ учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание отводится 102 часа в год в 4 классе, при 3-часовой нагрузки в неделю.

Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать учебник : Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается во втором классе с первого полугодия. Аттестация учащихся планируется по четвертям  по текущим оценкам , а так же по результатам тестирования по каждому разделу программы.

Отличительной особенностью преподавания физической культуры в начальной школе является использование на уроках нестандартного оборудования, перераспределение количества часов внутри тем, место проведения уроков меняется относительно погодных условий.

Целью рабочей программы для учащихся 1-4 классов является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Задачи физического воспитания учащихся направлены:

  • на укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоничному физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
  • овладение школой движений;
  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты, и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
  • выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Понятийная база   программы основана на положениях нормативно – правовых актах Российской Федерации, в том числе:

  • требованиях к результатам освоения основной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  • Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
  • примерной программе начального общего образования;

        В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты:  

  • формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной поддержки;
  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметами и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и тд.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 4 классов по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление:

  • об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
  • о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
  • о работе скелетных мышц, системы дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
  • об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  • о физических качествах и общих правилах их тестирования;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
  • о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утреней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
  • организовывать и проводить самостоятельные занятия;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Демонстрировать двигательные умения, навыки и способности:

В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжка; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 минут; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 – 9 шагов; прыгать с поворотами на 180 – 360 градусов. 

В метании на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами ( большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5-1 кг с соблюдением правильной осанки); лазить по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100 см; ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180 градусов, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, седов; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед ( ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.

В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием; владеть мячом; держание, передачи на расстоянии до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол).

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным; дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.

Содержание программы

Теория.

Техника безопасности на уроках физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия. Режим дня.

Легкая атлетика. (27 ч.)

Беговые упражнения.Прыжковые упражнения. Броски. Метание.

Гимнастика с основами акробатики.(24 ч.)

Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической комбинации. Гимнастические комбинации. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера.

Лыжные гонки.( в первых классах-13ч.)(16ч.)

Передвижение на лыжах, повороты, спуски, подъемы, торможение.

    Подвижные и спортивные игры.(32ч.)

На материале гимнастики с основами акробатики : игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнения на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр.

Футбол: удар по неподвижному  и катящемуся мячу; остановка мяча, ведение мяча, подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол :специальные передвижения без мяча, ведение мяча, броски мяча в корзину, подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча, подача мяча, прием и передача мяча, подвижные игры на материале волейбола.

Резервное время (3ч.)

Учебно-тематический план для 1 класса

№п/п

Тема урока

Всего часов

Практическая часть

теория

1.

Легкая атлетика

27

1.1

Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики

2

1.2

Метание мяча.

3

1.3

Бег 60м (30м) с высокого старта

3

1.4

Прыжки в длину с разбега.

3

1.5

Высокий старт.

3

1.6

Бег без учета времени 1000м.

2

1.7

Метание мяча на дальность.

3

1.8

Челночный бег.

2

1.9

Прыжки в длину с места.

2

1.11

Бег в умеренном темпе.

2

1.12

Шестиминутный бег.

2

2.

Подвижные игры.

18

18

3.

Гимнастика с элементами акробатики.

24

3.1

Техника безопасности на уроках гимнастики.

2

3.2

Группировка, перекаты в группировке.

3

3.3

Лазание, перелезание.

3

3.4

Прыжки.

3

3.5

Упражнения в равновесии.

3

3.6

Кувырок вперед.

3

3.7

Стойка на лопатках.

1

3.8

Висы и упоры.

3

3.9

Гимнастическая полоса препятствий.

2

3.10

Мост с помощью и самостоятельно.

1

4.

Лыжная подготовка.

13

4.1

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки.

1

4.2

Скользящий, ступающий шаги.

1

4.3

Попеременный двухшажный ход.

2

4.4

Одновременный двухшажный ход.

2

4.5

Поворот переступанием в движении.

1

4.6

Спуск.

1

4.7

Преодоление ворот при спуске.

1

4.8

Торможение.

1

4.9

Передвижение в медленном темпе.

1

4.10

Прохождение дистанции 1 км на скорость.

1

4.11

Подъем.

1

5.

Вариативная часть подвижные игры.

14

14

6.

Резервное время.

3

3

итого

99

94

5

Учебно-тематический план для 2-4 классов

№п/п

Тема урока

Всего часов

Практическая часть

теория

1.

Легкая атлетика

27

1.1

Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики

2

1.2

Метание мяча.

3

1.3

Бег 60м (30м) с высокого старта

3

1.4

Прыжки в длину с разбега.

3

1.5

Высокий старт.

3

1.6

Бег без учета времени 1000м.

2

1.7

Метание мяча на дальность.

3

1.8

Челночный бег.

2

1.9

Прыжки в длину с места.

2

1.11

Бег в умеренном темпе.

2

1.12

Шестиминутный бег.

2

2.

Подвижные игры.

18

18

3.

Гимнастика с элементами акробатики.

24

3.1

Техника безопасности на уроках гимнастики.

2

3.2

Группировка, перекаты в группировке.

3

3.3

Лазание, перелезание.

3

3.4

Прыжки.

3

3.5

Упражнения в равновесии.

3

3.6

Кувырок вперед.

3

3.7

Стойка на лопатках.

1

3.8

Висы и упоры.

3

3.9

Гимнастическая полоса препятствий.

2

3.10

Мост с помощью и самостоятельно.

1

4.

Лыжная подготовка.

16

4.1

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки.

1

4.2

Скользящий, ступающий шаги.

1

4.3

Попеременный двухшажный ход.

2

4.4

Одновременный двухшажный ход.

2

4.5

Поворот переступанием в движении.

1

4.6

Спуск.

1

4.7

Преодоление ворот при спуске.

2

4.8

Торможение.

2

4.9

Передвижение в медленном темпе.

1

4.10

Прохождение дистанции 1 км на скорость.

2

4.11

Подъем.

1

5.

Вариативная часть подвижные игры.

14

14

6.

Резервное время.

3

3

итого

102

97

5

Литература

  1. Физическая культура 1-4 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях – 11-е изд. – М.; Просвещение, 2011г.
  2. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся. В.И. Лях, А.А.Зданевич / авт.- сост.: А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова – Волгоград : Учитель, 2013г.
  3. Настольная книга учителя физической культуры : подготовка школьников к олимпиадам. Методическое пособие /авт.-сост.; П.А.Киселев, С.Б. Киселёва – М.: Глобус, 2008г.
  4. Начинающему учителю физической культуры / авт.:М.В.Видякин-Волгоград: Учитель, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по физической культуре 5-9 классы

Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов классов. Составители: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова...

Рабочая учебная программа по физической культуре на 2012-2013 уч.г. для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов. Автор: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова "Учитель", Волгоград 2011....

Рабочая учебная программа по физической культуре на 2012-2013 уч.г. для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов. Автор: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова "Учитель", Волгоград 2011....

Рабочая учебная программа по физической культуре 1-4 класс

Рабочая учебная программа по физической культуре преподавателя физического воспитания 1 ступени обучения 4 года - срок реализации программы...

Рабочая учебная программа по физической культуре для «пилотных» 5а,5б класса МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» на 2012-2013 учебный год

Физическая культура  Программа по физической культуре предназначена для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовател...

Рабочая учебная программа по физической культуре для 1 - 4 классов. ФГОС

Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе требований к результатам освоения ООО НОО с учётом программы по предмету «Физическая культура», включённой в её структ...

Рабочая учебная программа по физической культуре для 5 - 9 классов. ФГОС

Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе требований к результатам освоения ООО ООО с учётом программы по предмету «Физическая культура», включённой в её структ...