учебная программа 5 класс
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5 класс) на тему
учебная программа 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование | 161.5 КБ |
grafik_proh_uch_progr_i_temat_plan.doc | 38 КБ |
titulnyy_list_1.doc | 31.5 КБ |
учебная программа | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
1 Ч Е Т В Е Р ТЬ
№ п/п | дата | Тема урока | Содержание, задачи. | Форма, методы | Оборудование | Домашнее задание | |
1 | Правила безопасности на уроках л/атлетике | 1.Познакомить с правилами безопасности на уроках л/атлетики. 2.Способствовать развитию физических качеств. | вводный | Повторить повороты | |||
2 | Бег на короткие дистанции | 1.Расказать об основных беговых упражнений. 2.Повторить бег на короткие дистанции. | совершенствование | В/мячи | Подтягивание | ||
3 | Бег 30 м. С высокого старта | 1.Провести учет в беге на 30 м. 2.Способствовать развитию физических качеств. | учетный | Секундомер. | Подтягивание | ||
4. | Прыжок в длину с места | 1.Провести учет по прыжкам в длину с места. 2.Повторить прыжки через скакалку. | учетный | Метр, скакалки. | Отжиманиед-15м-20 | ||
5 | Челночный бег 3х10 | 1.Принять на результат челночный бег. 2.Совершенствовать технику выполнения беговых упражнений. | учетный | Кубики, секундомер | Наклоны вперед сидя на полу | ||
6. | Подготовка к кроссу | 1.Развитие физических качеств. (выносливости) 2.Овладение техникой длительного бега. | совершенствование | секундомер | Упражнение на осанку | ||
7. | Кросс 1000м. | 1Провести учет в беге на 1000 м 2Способствовать развитию физических качеств | учетный | секундомер | Прыжки через скакалку | ||
8. | Шестиминутный бег | 1.Принять на результат 6-минутный бег 2.Закрепление беговых упражнений | учетный | секундомер | Прыжки через скакалку | ||
9. | Техника высокого старта | 1.Совершенствовать технику высокого старта 2.Способствовать скоростно-силовой выносливости | совершенствование | скакалки | Поднимание туловища за 20 сек. | ||
10. | Бег 60 м. | 1.Принять на результат в беге на 60 м. 2.Провести игру «Белые медведи» | учетный | секундомер | Упражнение на осанку | ||
11 | Правила безопасности на уроках волейбола | 1.Краткая беседа на тему»Содержание и требования Учеб. Программы. 2.Правила безопасности на уроках. | вводный | В/мячи | Подтягивание | ||
12. | Прием и передача мяча сверху двумя руками | 1.Изученить прием мяча сверху двумя руками 2.Развитие физических качеств | Изучение нового | В/мячи | Имитация приема и передачи мяча | ||
13. | Прием и передача мяча сверху | 1.Закрепление приема и передачи мяча сверху 2.Прыжки через скакалку | закрепление | В/ мячи | Имитация волейбольных приемов | ||
14. | Прием и передача мяча сверху в движении | 1Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками в движении. 2.Развитие скоростных способностей | совершенствование | В/мячи | Отжимание | ||
15 | Обучение прямой нижней подаче | 1Обучении прямой нижней подаче. 2.Закрепление техники передаче мяча сверху | Изучение нового | В/мячи | Отжимание | ||
16 | Прием и передача мяча сверху через сетку | 1.Совершенствование приема и передачи мяча 2.Принять прыжки через скакалку | смешанный | В/мячи, скакалки | Прыжки в длину с места | ||
17 | Прием и передача мяча сверху в движении | 1.Дальнейшее разучивание приема и передачи мяча сверху в движении | смешанный | В/мяч | Наклоны вперед сидя на полу | ||
18 | Прямая нижняя подача | 1.Закрепление нижней прямой подачи 2.Развитие скоростно-силовой выносливости | закрепление | В/мяч | Отжимание | ||
19-20 | Верхняя и нижняя передачи мяча | Стойки и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах. Правила игры в пионербол. ОФП. | Изучение нового материала | В/мяч | Упражнения ОФП | ||
21-22 | Верхняя и нижняя передачи мяча | Стойки и перемещения игрока. Упражнения ОФП на гимнастическ. скамейках. Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Игра в волейбол по упрощенным правилам | совершенст. знаний, умений, навыков | В/мяч | |||
23-24 | Нижняя прямая подача | Стойки и перемещения игрока. Эстафеты. ОФП на гимнастической стенке Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Игра в волейбол по упрощенным правилам. | совершенст. знаний, умений, навыков | В/мяч | Правила игры в волейбол. | ||
25, 26, 27. | Игра в волейбол по упращенным правилам | Стойки и перемещения игрока. Эстафеты. Верхняя и нижняя передачи мяча в парах - техника выполнения. Нижняя прямая подача мяча. Игра в волейбол по упрощенным правилам | комбинированный | В/мяч |
5 класс 2 Ч Е Т В Р Т Ь
1 (28) | Прямая нижняя подача | 1.Совершенствование прямой нижней подачи 2.Совершенствование приема и передачи мяча сверху | совершенствование | В/ мячи | Упражнение на формирование осанки | |
2 (29) | Нижняя прямая подача | Стойки и перемещения игрока. Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Игра в волейбол по упрощенным правилам | совершенст. знаний, умений, навыков | В/ мячи | ||
3 (30) | Игра через связующего. | Стойки и перемещения игрока.. Верхняя и нижняя передачи мяча Игра через связующего. Нижняя прямая подача мяча. Игра в волейбол по упрощенным правилам | совершенст. знаний, умений, навыков | В/ мячи | ||
4 (31) | Игра через связующего | Стойки и перемещения игрока. Эстафеты. Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку. Игра через связующего. Игра в волейбол по упрощенным правилам. | совершенст. знаний, умений, навыков | В/ мячи | ||
5-6 (32-33) | Передача мяча сверху двумя руками | 1.Совершенствование технике передачи мяча сверху 2.Развитие координационных способностей | совершенствование | В/ мячи | Подтягивание | |
7-8 (34-35) | Игра по упрощенным правилам | 1.Закрепление нижней прямой подачи 2. Провести тест наклоны вперед сидя на полу | учетный | В/мячи | Приседание на каждую ногу по 8 раз | |
9 (36) | Игра по упрощенным правилам | 1.Закрепление основных элементов в волейболе 2. принять на результат отжимание | учетный | В/ мячи | Прыжки через скакалку за 20 сек. | |
10 (37) | Подтягивание на перекладине | 1. Принять на результат по подтягиванию 2. Развитие выносливости | учетный | перекладина | Упражнения на осанку | |
11 (38) | Поднимание туловища за 30 сек. | 1. Принять на результат 2. Развитие силовых способностей | учетный | секундомер | Упражнения на силу | |
12 (39) | Правила безопасности на уроках гимнастики
| 1.Напомнить правила выполнение домашних заданий 2. Расказать о правилах безопасности на уроках гимнастики | вводный | Гимнастические маты | Повторить повороты | |
13 14 (40 41) | Техника выполнения упражнений в висах | 1. Обучение упражнений в висах 2.Совершенствовать лазанье по канату | Совершенствование | Гимнастические маты, канат | Наклоны вперед сидя на полу | |
15 16 (42 43) | Техника лазанья по канату в два приема Висы и упоры | 1.Совершенствовать технику лазанья по канату в два приема 2.Принять висы и упоры на низкой перекладине | совершенствование | Гимнастические маты, канат, перекладина | Упражнения на гибкость | |
17 (44) | Обучение висам, смешанным висам Опорный прыжок | 1.Обучение висам, смешанным висам, согнувшись и прогнувшись 2.Учить опорному прыжку | смешанный | Перекладины, канат, гимнастические маты, конь | Наклоны вперед сидя на полу | |
18 (45) | 2-3 кувырка вперед | 1. Совершенствовать 2-3 кувырка слитно 2. Принять на оценку | смешанный | Гимнастические маты | Наклоны вперед сидя на полу | |
19 (46) | Кувырки назад | 1. Совершенствовать технику кувырка назад. Стойка на лопатках 2. Развитие гибкости | совершенствование | Гимнастические маты | Повторить кувырки назад | |
20 (47) | «мост» с помощью партнера. Опорный прыжок | 1. Повторить мост с помощью партнера 2. Принять на оценку опорный прыжок | смешанный | Гимнастические маты, конь | Повторить «мост» | |
21 (48) | Акробатическое соединение | 1.Познакомить с акробатическими соединениями 2. развитие гибкости | смешанный | Гимнастические маты | Повторить гимнастическое соединение |
5 класс 3 Ч Е Т В Е Р Т Ь
№ п\п | Дата | Тема урока | Задачи, содержание | Форма, методы | Оборудование | Домашнее задание |
1-2 (49-50) | Правила безопасности на уроках лыжной подготовки | 1.Краткая беседа на тему»содержание и требования учебной программы по лыжной подготовки» 2.Совершенствование скользящего шага | Вводный | Лыжи, лыжные ботинки | Прогулки на лыжах | |
3-4 (51-52) | Попеременный двухшажный ход. | 1Повторить попеременный двухшажный ход. 2.Учить бесшажному одновременному ходу. | Смешанный | Лыжи, лыжные ботинки | Имитация одновременного бесшажного хода | |
5-6 (53-54) | Одновременный бесшажный ход. | 1.Продолжить обучение одновременному бесшажному ходу. 2.Проверить на оцнеку освоение техники попеременного двухшажного хода. | смешанный | Лыжи, лыжные лыжные ботинки. | Имитация одновременного бесшажному хода | |
7-8 (55-56) | Одновременный двухшажный ход. | 1.Продолжить бучение одновременному двухшажному ходу. 2.Закрепить технику работы рук в одновременном бесшажном ходе. | смешанный | Лыжи, лыжные ботинки | Прогулки на лыжах. | |
9-10 (57-58) | Подъем елочкой на склон | 1.Учить подъему елочкой на склон до 45*. 2. Принять на оценку освоение техники одновременного двухшажного хода | смешанный | Лыжи, лыжные ботинки. | Прогулки на лыжах и катание с гор | |
11-12 (59-60) | Момент торможения плугом. | 1.Учить в момент спуска торможению плугом. 2.Пройти дистанцию до двух км. | смешанный | Лыжи, лыжные ботинки. | Прогулки на лыжах и катание с гор | |
13, 14 (61-62) | Спуск со склона в средней стойке. | 1.Совершенствование спуска со склона в средней стойке. 2. Принять на оценку освоение техники торможения плугом. | смешанный | Лыжи, лыжные ботинки. | Прогулки на лыжах и катание с гор | |
15, 16 (63,64 ) | Техника лыжных ходов, спусков и подъёмов | Прохождение дистанции 2 – 2.5км, с использованием техники одновременных ходов. Обучение подъёму ёлочкой, торможению и повороту упором. | Изучение нового материала | Лыжи, лыжные ботинки | ||
17, 18 (65,66 ) | Техника лыжных ходов, спусков и подъёмов | Прохождение дистанции до 3 км, с использованием техники одновременных ходов. На склоне 40° - 45° подъём «полуёлочкой», «ёлочкой», торможение «плугом», торможение и поворот «упором». | совершенст. знаний, умений, навыков | Лыжи, лыжные ботинки | ||
19, 20 (67, 68 ) | Техника лыжных ходов, спусков и подъёмов | Прохождение дистанции до 2 км, с использованием техники одновременных ходов. Круговая эстафета: дистанция 200м. Спуски и подъёмы на горку. | совершенст. знаний, умений, навыков | Лыжи, лыжные ботинки | ||
21 (69) | Техника лыжных ходов, спусков и подъёмов | Прохождение дистанции 2км на результат. . На склоне 40° - 45° подъём «полуёлочкой», «ёлочкой», торможение «плугом», торможение и поворот «упором». | контрольный | Лыжи, лыжные ботинки | ||
22 (70) | Передвижение до двух км. | 1.Прохождение дистанции до двух км., совершенствуя на дистанции технику пройденных лыжных ходов. | смешанный | Лыжи, лыжные ботинки. | Прогулки на лыжах и катание с гор | |
23 24 (71-72) | Баскетбол. Стойка и передвижение игрока. | ТБ на уроках с/игр. Стойка и передв. игрока, ведение мяча с изм. направления и высоты отскока. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов: ведении – передача – бросок. Игра мини -б/бол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол. Тестирование уровня физ. подг. | Изучение нового материала | Б/б мячи | ||
25 26 (73-74) | Стойка и передвижение игрока | ТБ на уроках с/игр. Стойка и передв. игрока, ведение мяча с изм. направления и высоты отскока. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов: ведении – передача – бросок. Игра мини-б/бол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол. Тестирование уровня физ. подг. | комбини-рованный | Б/б мячи | ||
27 (75) | Передвижения, остановки прыжком в б/б. | 1. Разучивание передвижения, остановки прыжком в б/б. 2. Развитие физических качеств. | Изучение нового. | Б/б мячи | Подтягивания. | |
28 (76) | Передача мяча в парах, тройках. | 1. Разучивание передачи мяча в парах и тройках. 2. Закрепление передвижения, остановки прыжком в б/б. | Изучение нового. | Б/б мячи | Прыжки через скакалку за 20 сек. | |
29 (77) | Ведение мяча. Броски по кольцу снизу с 3х метров. | 1. Разучивание ведения мяча правой и левой рукой на месте. 2.Совершенствование броска по кольцу с 3х метров. | Изучение нового. | Б/б мячи | Прыжки через скакалку за 20 сек. | |
30 (78) | Броски по кольцу одной рукой с места. | 1.Учить технике броска мяча по кольцу одной рукой с места. 2.Совершенствование передач мяча. | Изучение нового. | Б/б мячи | Отжимание. |
5 класс 4 Ч Е Т В Е Р Т Ь
1-2 (79, 80) | Ведение мяча | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча с разной высоты отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передачи мяча в парах на месте и в движении. Игра 3×3. терминология баскетбола. | Изучение нового материала | Б/б мячи | ||
3-4 (81, 82) | Ведение мяча | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча с разной высоты отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передачи мяча в парах на месте и в движении. Игра 3×3. терминология баскетбола. | совершенст. знаний, умений, навыков | Б/б мячи | ||
5-6 (83, 84) | Ведение мяча. Броски по кольцу снизу с 3х метров | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча с разной высоты отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передачи мяча в парах на месте и в движении. Игра 3×3. терминология баскетбола. | совершенст. знаний, умений, навыков | Б/б мячи | ||
7-8 (85, 86) | Учебная игра | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча с разной высоты отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передачи мяча в парах на месте и в движении. Игра 3×3. терминология баскетбола. | совершенст. знаний, умений, навыков | Б/б мячи | ||
9 (87) | Прыжок в высоту перешагиванием | 1.Учить с трех шагов разбега прыжкам в высоту 2.Повторить упражнения с гимнастическими палками. | Изучение нового | Гим. Палки. прыжковой сектор. | Выполнение УГГ | |
10 (88) | Прыжок в высоту перешагиванием | 1.Закрепить подбор разбега с трех шагов. 2.Провести игру «Перестрелка» | закрепление | В/мячи,прыжковой сектор | Упражнения на гибкость | |
11 (89) | Бег 60 м. | 1.Принять на результат бег 60 м. 2.Совершенствовать прыжки в высоту перешагиванием. | смешанный | Секундомер. прыжковой сектор | Упражнение на гибкость. | |
12-13 (90-91) | Бег 300 м. | 1.Принять на результат бег 300 м. 2.Совершенствовать прыжки в высоту перешагиванием. | смешанный | Секундомер. Прыжковой сектор | Прыжки через скакалку | |
14-15 (92-93) | Прыжок в высоту перешагиванием | 1.Принять на оценку освоение техники разбега в три шага в прыжках в высоту. 2.Способствовать развитию физических качеств | смешанный | Прыжковой сектор | Поднимание туловища за 20 сек. | |
16 (94) | Старт с опорой на одну руку. | 1.Учить старту с опорой на одну руку. 2.Продолжить развитие выносливости- бег 3 мин. | Изучение нового | Отжимание | ||
17 (95) | Метание мяча с трех шагов | 1.Учить метанию мяча с трех шагов. 2.Закрепить положение с опорой на одну руку. | смешанный | Малые мячи | Прыжки в длину с места | |
18 (96) | Метание мяча с трех шагов | 1.Закрепить метание мяча с трех шагов. 2.Принять на оценку освоение техники старта с опорой на одну руку. | смешанный | Малые мячи | Подтягивание | |
19 (97) | Отжимание | 1.Принять на оценку отжимание. 2.Способствовать развитию физических качеств | смешанный | Упражнение на осанку. | ||
20-21 (98-99) | Прыжки в длину с разбега | 1.Закрепить прыжки в длину с разбега. 2.Принять на оценку технику метание мяча с трех шагов | смешанный | Прыжковая яма, малые мячи. | Упражнения на гибкость | |
22 100 | Прыжки через скакалку | 1.Принять на оценку прыжки через скакалку за 20 сек. 2.Оценить освоение техники разбега в прыжках в длину | совершенствование | скакалки | Упражнение на гибкость | |
23 101 | Контрольный норматив в беге на 30 м. | 1.Принять на оценку бег 30м. 2.Спосовствовать развитию физических качеств | учетный | Секундомер, флажок | Подтягивание | |
24 102 | Прыжки в длину с места | 1.Принять на результат прыжки в длину с места. 2.Продолжить развитие выносливости. | смешанный | метр | Подтягивание. | |
25 103 | Челночный бег 3х10 м. | 1.Провести учет в беге челночном. 2.Провести игру «перестрелка» | учетный | Кубики, секундомер | Наклон вперед сидя на полу | |
26 104 | Норматив по подтягиванию. | 1.Принять на оценку подтягивание. 2.Развитие физических способностей. | смешанный | перекладина | Поднимание туловища за 20 сек. | |
27 105 | Промежуточная Аттестация Шестиминутный бег. | 1.Провести учет в шестиминутном беге. 2.Првести игру «Пионербол». | учетный | Секундомер. в/мяч. | Поднимание туловища за «20 сек |
Предварительный просмотр:
График прохождения учебной программы
образовательной области «физическая культура»
5 класс
четверти | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
неделя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кол-во часов в месяц | сентябрь 12 часов | октябрь 15 часов | ноябрь 9 часов | декабрь 12 часов | январь 9 часов | февраль 12 часов | март 9 часов | апрель 13 часов | май 14 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кол-во часов в четверти | всего – 27 часов | всего – 21 часов | всего – 30 часов | всего 27часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
легкая атлетика 10 часов спортплощадка, | волейбол 26 часов спортивный зал | гимнастика 12часов спортивный зал | лыжная подготовка 22 часов район лыжной базы | баскетбол 16 часов спортивный зал | легкая атлетика 19часов спортплощадка, спортивный зал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кол – во уроков | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия»
г. Лесосибирск
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Андреева Л.В./ Протокол № ___ от «_____» ____________2016г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Гимназия » _____________/Сидорова Е.Н./ «__»____________2016г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ «Гимназия» _____________/_Кяулакене Г.В./ Приказ № _______ от «____» _______ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Доровских Станислава Сергеевича, высшая квалификационная категория
по физической культуре,
5 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № _____ от
«___» ________ 2016г.
2016 - 2017 учебный год
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М: Просвещение, 2012г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
Рабочая программа основана на основной образовательной программой основного общего образования.
Целью рабочей программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Решение задач физического воспитания направлено:
- содействие гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки, развитию устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностной ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях. снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год, при трехразовых занятиях в неделю. Программный материал делится на две части: базовую и вариативную:
на базовую часть отводиться 74 часов;
на вариативную часть отводиться 31 часов.
Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части. Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу - 16 часов, на изучение программного материала по легкой атлетике добавлено 13 часов, на изучение программного материала по гимнастике добавлено 2 часа.
Общая характеристика предмета
Для учащихся 5 класса основными формами организации образовательного процесса по предмету служат:
- уроки физической культуры;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задания).
Для проведения современного урока по физической кульутре необходимо, чтобы учитель владел принципами дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств. В основной школе уроки физической культуры делятся на:
уроки с образовательно-познавательной направленностью (знакомство учащихся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучение навыкам и умениям по организации и проведению этих занятий);
уроки с образовательно-обучающей направленностью ( обучение практическому материалу из всех тематических разделов, освоение новых знаний, которые касаются предмета обучения);
уроки образовательно-тренировочной направленностью (для развития физических качеств и решения поставленных задач, определение динамики физической нагрузки, обучение способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной).
Цель обучения – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприятие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Общая характеристика курса
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федеральном законе «Об образовании»;
- Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
- стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- примерной программе начального общего образования;
- приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основной физического воспитания обучающихся.
Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура» и является основой для составления рабочей программы.
При разработке учебной программы учитываются регионально-национальные и этнокультурные особенности учебного заведения, а так же в целом потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.
В соответствии с Федеральным планом курс «Физическая культура» изучается в 5 классе по 3 часа в неделю, общий объем учебного времени составляет 105 часа. Третий час урока предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. №889 и был направлен на увеличение двигвательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физического воспитания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета “физическая культура”
Содержание учебного предмета “Физическая культура” направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Здесь представлены итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, окончившим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее-частное-конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты:
- в области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями об основах организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлении содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
- В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
- В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение длительно ее сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
- В области коммуникативной культуры:
- умение осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- умение достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
- В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
- умение характеризовать умения (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- осознание необходимости обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- умения планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- способность видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- способность оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- овладение способностью управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
- умение планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- умение излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- способность представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- умение измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развитие основных физических качеств;
- способность оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- умение организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение техники безопасности;
- умение организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них различные упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- умение характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- развитие навыков взаимодействия со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- умение в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- умение подавать строевые команды, вести счет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- умение находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- умение выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высокотехничном уровне, характеризовать признаки технического исполнения;
- умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Естественные основы.
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Социально психологические основы.
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждения травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоения и выполнение по объяснению.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроль за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
Культурно исторические основы.
История возникновения и развития Олимпийского движения
Приёмы закаливания.
Воздушные ванны (тепловые, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
Волейбол.
Терминология избранной игры. Стойки и перемещения волейболиста. Верхняя и нижняя передачи мяча. Нижняя прямая подача на расстоянии 3 – 4м от сетки. Комбинации из основных элементов: приём – передача. Игра в волейбол через сетку 3×3. Правила соревнований по пионерболу. Игра в пионербол с элементами волейбола. Помощь в судействе.
Баскетбол.
Терминология избранной игры. Стойки игрока, перемещения в стойке. Остановка прыжком. Варианты ведения мяча. Броски мяча одной и двумя руками, с места и в движении. Комбинации из основных элементов: ведение – передачи - броски. Взаимодействие двух игроков в нападении. Игра по упрощенным правилам. Помощь в судействе.
Гимнастика с элементами акробатики.
Терминология гимнастических упражнений
Строевой шаг, смыкание и размыкание на месте.
Комплексы упражнений с предметами.
Кувырок вперед, кувырок назад, мост наклоном назад. Стойка на руках
(с помощью) (м), кувырок назад в полушпагат (д).
Вис прогнувшись, подъём переворотом махом одной, толчком другой.
Комбинация из 6 элементов на гимнастическом бревне.
Прыжок через козла ноги врозь.
Лазание по канату.
Легкая атлетика и кроссовая подготовка.
Терминология легкоатлетических упражнений.
Бег с высокого старта, бег 30 и 60м на скорость.
Прыжки в длину и высоту с разбега.
Метание мяча на дальность и в цель.
Кроссовый бег до 15 минут с преодолением естественных препятствий.
Лыжная подготовка.
Правила эксплуатации лыжного инвентаря.
Передвижение по дистанции с использованием одновременных ходов.
Подъём «ёлочкой», торможение и поворот упором.
Оказание помощи при обморожениях.
Самостоятельные занятия.
Упражнения на совершенствование координационных, скоростно-силовых, силовых способностей, выносливости.
Правила самоконтроля и гигиены
Игровые упражнения на совершенствование игровых приемов.
Подвижные и спортивные игры.
В начале (сентябрь – октябрь) и в конце (апрель – май) учебного года учащиеся сдают семь контрольных упражнений (тестов) для определения уровня физической подготовленности Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и заносятся в специальную таблицу (см приложение)
По окончании 5 класса учащиеся должны:
Знать:
- технику безопасности на уроках физической культуры
- значение физической культуры в формировании ЗОЖ;
- признаки утомления и переутомления;
- способы укрепления здоровья и повышение физической
подготовленности;
- правила соревнований по видам спорта;
- тактические действия в игровых видах спорта;
- планирование и контроль при развитии выносливости;
- историю возрождения Олимпийских игр.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия и
использовать их в соревновательной деятельности и в организации
собственного досуга;
- пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма при
занятиях физическими упражнениями;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при
выполнении физических упражнений.
Демонстрировать:
уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Физические возможности | Физические упражнения | мальчики | девочки |
скоростные | Бег 30м с в/старта | 6.1сек | 6.4сек |
силовые | Подтягивание на в/п (м), н/п (д) | 2 раза | 6 раз |
подъем туловища (пресс) | 17 раз | 13 раз | |
скоростно - силовые | Прыжок в длину с места | 140 см | 135 см |
гибкость | Наклон туловища из положения сидя | 3см | 6см |
выносливость | Бег 1000м | 5.50сек | 6.20сек |
координация | Челночный бег 3×10м | 9.5сек | 10.1сек |
В течение года освоить следующие двигательные умения, навыки и
способности:
Легкая атлетика:
с низкого старта пробегать 60м с максимальной скоростью;
на выносливость пробегать не менее 2км (мальчики), 1.5км (девочки);
метать мяч весом 150гр с 3 -5 шагов разбега;
выполнять с разбега прыжок в высоту; в длину
Гимнастика:
выполнять комбинацию из четырех акробатических элементов;
выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (м), из 6
элементов на гимнастическом бревне (д);
выполнять опорный прыжок через гимнастического козла;
лазить по канату (м);
преодолевать полосу препятствий.
Спортивные игры6
Уметь выполнять технические действия в баскетболе и волейболе;
играть по упрощенным правилам в баскетбол;
играть по в волейбол через сетку - 3×3.
Лыжная подготовка:
овладеть техникой одновременно двухшажного и бесшажного хода;
уметь выполнять подъём елочкой, торможение и поворот упором;
проходить дистанцию до 3 км без учета времени.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
самостоятельно выполнять упражнения на развитие выносливости;
соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения
упражнений.
Способы спортивной деятельности:
участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание
Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся. Текущий учет включает в себя оценку за работу на уроке, выполнение нормативов, контрольных упражнений, тестов по теории.
(см. приложение). Согласно локальному акту образовательного учреждения промежуточная аттестация проходит по окончанию 1, 2, 3, 4 четверти на основании текущих оценок. Оценка за успеваемость выставляется в баллах (2, 3, 4, 5).
Контроль предметных результатов
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности каждого обучающегося, уровень физического развития, двигательные возможности и последствия перенесенных заболеваний, предполагая при этом дифференцированный подход к каждому.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам, например, относят неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение.
Значительные ошибки – это такие, которые не искажают структуру движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину или высоту;
бросок мяча в цель или метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения;
Грубые ошибки –это ошибки, которые искажают технику движений, влияют на
качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более оной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях смог улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
При нахождении учащегося в подготовительной группе учитывается характер заболевания и рекомендации лечащих врачей специалистов. При этом ученик должен быть в школьной спортивной форме и выполнять упражнения согласно программе. Он освобождается от сдачи контрольных нормативов, которые могут сказаться на его здоровье. Оценка выставляется в данном случае выставляется за знание техники упражнения и умение его выполнить .
Если ученик находится в специальной медицинской группе (освобожден по состоянию здоровья и после перенесенного заболевания), то оцениваются его теоретические знания, которые он получает, наблюдая за действиями учащихся, слушая объяснения учителя и работая с учебно - методическим комплектом самостоятельно. При этом оценка за урок не может быть больше оценки «4», так как учащийся должен «знать « и «уметь», а в данном случае обучающийся может показать только свои знания.
По окончании основной школы учащиеся должны уметь:
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой
Распределение учебного времени
прохождения программного материала по физической культуре
в 5-х классах
вид программного материала | количество часов | |
1 | Базовая часть | 74 |
1.1 | . Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков |
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 26 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 10 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 16 |
1.5 | Лыжная подготовка | 22 |
2. | Вариативная часть | 31 |
2.1 | Спортивные игры (баскетбол) | 16 |
2.2 | Легкоатлетические упражнения | 13 |
2.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 2 |
итого | 105 | |
В окончательном варианте: | ||
1. | Спортивные игры (волейбол) | 26 |
2 | Спортивные игры (баскетбол) | 16 |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
4. | Легкоатлетические упражнения | 29 |
5. | Лыжная подготовка | 22 |
итого | 105 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд:
- стандарт начального общего образования по физической культуре;
- примерные программы по учебному предмету«Физическая культура»(1-11 классы);
- рабочие программы по физической культуре;
- учебники и пособия, которые входят в предметную линию В.И. Ляха;
- методические издания по физической культуре для учителей.
Демонстрационный материал:
- таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
- плакаты методические;
- портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.
Технические средства:
- аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок;
- мегафон;
- экран (на штативе или навесной);
- цифровая видеокамера.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- стенка гимнастическая;
- бревно гимнастическое напольное;
- скамейки гимнастические;
- перекладина гимнастическая;
- перекладина навесная;
- канат для лазанья;
- комплект навесного оборудования (мишени, перекладины);
- маты гимнастические;
- мячи набивные (1 кг);
- скакалки гимнастические;
- мячи малые (резиновые, теннисные);
- палки гимнастические;
- обручи гимнастические;
- кольца пластмассовые разного размера;
- планка для прыжков в высоту;
- стойки для прыжков в высоту;
- рулетка измерительная (10 м, 50 м);
- щиты с баскетбольными кольцами;
- большие мячи (резиновые, баскетбольные, футбольные);
- стойки волейбольные;
- сетка волейбольная;
- мячи средние резиновые;
- гимнастические кольца;
- аптечка медицинская
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2012
- «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
- «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
- «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
- «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под ред...
Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы
Настоящая программа специального курса по русскому языку для XI классов создана на основе примерной базовой программы государственного стандарта среднего общего образования. Пр...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...