ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Баскетбол»
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа служит основным документом для эффективного построения подготовки квалифицированных баскетболистов в нашем районе и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста, основана на программе «Баскетбол» »/Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, утвержденная Федеральным агентством по физической культуре и спорту/.
Данная программа предназначена для детей, пришедших без специального отбора, имеющих разрешение врача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_dop_obrazovaniya.docx | 62.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Киевка
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МКОУ СОШ №4
протокол №1 с. Киевка
28 августа 2016 г. __________С.В. Коваленко
28 августа 2016 г.
ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Баскетбол»
Возраст: 12-18 лет
Срок реализации: 1 год
Составил: Малащук Александр Павлович
Педагог дополнительного образования МКОУ СОШ №4 с. Киевка Апанасенковского района Ставропольского края
2016 год
Пояснительная записка.
Программа служит основным документом для эффективного построения подготовки квалифицированных баскетболистов в нашем районе и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста, основана на программе «Баскетбол» »/Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, утвержденная Федеральным агентством по физической культуре и спорту/.
Данная программа предназначена для детей, пришедших без специального отбора, имеющих разрешение врача.
Методика подготовки баскетболистов усложняется в зависимости от года обучения, от спортивно-оздоровительного этапа к учебно-тренировочным группам. Программа существенно отличается от программы для общеобразовательных школ тем, что к юным спортсменам предъявляется высокие требования специальной подготовки.
Основная цель: многолетняя и целенаправленная подготовка юных баскетболистов высокого уровня, готовых к социально значимым видам деятельности.
Задачи:
- Достижение высокого и стабильного уровня индивидуального мастерства и успешной реализации в условиях соревновательной деятельности. Достижение спортивных показателей.
- Содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся.
- Подготовка волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов.
Учебные группы комплектуются отдельно по половому признаку.
Многолетний период подготовки юных спортсменов делится на этапы:
Подготовительный этап: спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок для последующей успешной спортивной специализации. Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий баскетболом. На протяжении всего периода учёбы дети могут обучаться не зависимо от возраста/по личному желанию, по состоянию здоровья/.
I этап («предварительной подготовки») предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщения их к баскетболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств в общем плане и с учётом специфики баскетбола. Возраст 9-12 лет. Сочетается этап с группами начальной подготовки (2 года).
II этап (начальной спортивной специализации) посвящён технико – тактической и физической подготовке, в этот период осуществляется освоение основ техники и тактики, воспитание соревновательных качеств применительно к баскетболу. Возраст 13 - 15 лет. Сочетается этот этап с 1-2 м годами обучения в учебно – тренировочных группах.
III этап («углублённой тренировки») направлен на специальную подготовку: технико – тактическую физическую, интегральную в том числе игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям (разыгрывающий, центровой, нападающий). Возраст 16-18 лет. Сочетается этап с 3-м годом обучения в учебно – тренировочных группах.
Программа составлена из расчёта, что ведущая тенденция многолетней подготовки «обучающая» и конечная цель многолетнего процесса – подготовка высококвалифицированных баскетболистов, а не узко направленная ежегодная подготовка юных спортсменов к очередным соревнованиям. Этот принцип положен в основу как программирования процесса подготовки, так и нормативных требований.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; участие в соревнованиях; восстановительные мероприятия; инструкторская и судейская практика.
Продолжительность занятий не должна превышать 3 часов, академический час – 45 минут.
После 45 минут занятий устанавливается перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха и проветривания помещений.
Ожидаемый результат:
Юные спортсмены соответствующего уровня подготовки баскетболу.
- Нравственно и физически здоровые, имеющие научное представление о здоровом образе жизни, владеющие умениями и навыками физического совершенствования.
- Способные самоопределяться по отношению к окружающей его действительности, понимающий и принимающий человеческие ценности.
- Призёры различного уровня соревнований: товарищеские встречи, районные, областные.
- Члены сборной области по баскетболу.
В группах начальной подготовки и на спортивно-оздоровительном этапе контрольно-переводные испытания проводятся 1 раз в конце учебного года по ОФП.
Регулярное участие в соревнованиях и проведение контрольных игр.
Один раза в год в учебно – тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке.
Учебно – тематический план.
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки юных баскетболистов. С увеличением общего годового объёма часов увеличивается удельный вес нагрузок на технико – тактическую, специальную физическую и интегральную подготовку.
Схема учебного плана по годам обучения.
№ п/п | Содержание занятий | Спортивно-оздоровительный этап |
1. | Теоретическая подготовка | 6 |
2. | Общая физическая подготовка | 41 |
3. | Специальная физическая подготовка | 33 |
4. | Техническая подготовка | 46 |
5. | Тактическая подготовка | 10 |
6. | Интегральная подготовка, в т.ч. контрольные игры | 7 |
7. | Инструкторская и судейская практика | --- |
8. | Экзамены, контрольные испытания | 2 |
9. | Восстановительные мероприятия | 5 |
10. | Итого часов: | 150 |
Весь программный материал распределён по неделям (34) с учётом последовательности, сложности и методики обучения.
Спортивно-оздоровительный этап.
Основной принцип: обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающим и специальным упражнениям своего вида).
Задачи:
- Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
- Утверждение здорового образа жизни.
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, заливание организма.
- Овладение основами игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол).
Распределение объёмов компонентов тренировки по недельным циклам
спортивно-оздоровительный этап.
№ недели | Подготовка | Восстановит. испытания | Контрольные испытания | Итого за неделю, час | ||||||||
Теоретическая часть | Общая физическая | Техническая | тактическая | Интеграл. ная | ||||||||
Всего | Нападение ние | Защита | Всего | Нападение | Защита | |||||||
+ | + | 4,5 | ||||||||||
+ | + | + | 4,5 | |||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | + | 4,5 | |||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | 4,5 | |||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | + | 4,5 | |||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | 4,5 | |||||||||
+ | + | 4,5 | ||||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | + | 4,5 | |||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | 4,5 | |||||||||
+ | + | + | + | + | + | 4,5 | ||||||
+ | + | + | + | + | + | 4,5 | ||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | + | 4,5 | ||||||||
+ | + | + | 4,5 | |||||||||
+ | + | + | + | + | 4,5 | |||||||
+ | + | + | 4,5 | |||||||||
4,5 | ||||||||||||
+ | + | + | 4,5 | |||||||||
Итого за год | 150 |
Содержание дополнительной
образовательной программы.
- Теоретическая подготовка на весь период обучения.
- Роль физической культуры и спорта в обществе и формирование личности.
- Социальное значение спорта.
- Сведения о строении и функциях организма.
- Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
- Правила игры в баскетбол, мини-футбол, волейбол.
- Оборудование и инвентарь.
- Состояние и развитие баскетбола.
- Основы техники и тактики игры.
- Основы методики обучения баскетболу.
- Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведённых игр.
- Организация и проведение соревнований.
- Общая физическая подготовка на весь период обучения.
Теоретическое содержание | Практическое содержание | |
1 | 2 | 3 |
1 | Гимнастические упражнения |
|
2 | Акробатические упражнения |
|
3 | Легкоатлетические упражнения |
|
4 | Спортивные игры |
|
5 | Подвижные игры и эстафеты |
|
- Специальная физическая подготовка.
Теоретическое содержание | Практическое содержание | |
1 | 2 | 3 |
1 | Упражнения для развития быстроты скоростных качеств |
|
2 | Упражнения для быстроты |
|
3 | Упражнения для развития силы
|
|
4 | Упражнения для развития выносливости с использованием подвижных игр
|
|
5 | Упражнения для развития ловкости |
|
6 | Упражнения для развития гибкости |
|
7 | Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча |
|
8 | Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении ведения мяча |
|
IV Техническая подготовка
Теоретическое содержание | Практическое содержание | |
1 | 2 | 3 |
1 | Перемещение | - стойка баскетболиста - бег - прыжки - остановки - повороты |
2 | Ловля и передача | - ловля и передача мяча двумя руками - передача мяча от груди двумя руками - ловля и передача мяча одной рукой - передача мяча одной рукой от плеча - ловля мяча с полуотскока - ловля и передача мяча в движении - передача мяча после ведения |
3 | Ведение мяча | - ведение мяча - ведение мяча с низким отскоком - ведение мяча с изменением высоты отскока - ведение мяча по прямой - ведение мяча после ловли передачи в движении - изменение направления движение в начале ведения - вышагивание - поворот назад - поворот вперёд |
4 | Бросок мяча в кольцо | - бросок в кольцо с места - бросок двумя руками от груди с места - бросок мяча одной рукой с места, сверху с места - бросок одной рукой сверху в движении после ведения или получения передачи - добивание мяча в кольцо |
5 | Финты | - финты без мяча - перемена направления движения - финты на проход |
V. Интегральная подготовка (на весь период обучения)
- Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приёмов.
- Переключение в выполнении технических приёмов нападения и защиты.
- Упражнения на переключения при выполнении тактических действий в нападении и защите повышенной интенсивности и объёма с целью одновременного совершенствования навыков тактических действий, тактических приёмов и развития специальных качеств.
- Совершенствование при выполнении тактических действий: индивидуальных в рамках групповых, групповых в рамках командных – отдельно в нападении и защите, переключений индивидуальных, групповых, командных действий в нападении и защите.
- Учебные игры. Смена заданий в игре, отражающая программный материал. Задания по тактике, технике в целом для команды, для группы игроков, по игровым функциям для отдельных игроков.
- Контрольные игры – применяются в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с определёнными заданиями, для подготовки к соревнованиям.
- Командные игры. Повышение надёжности, эффективности игровых навыков.
VI. Тактическая подготовка
Теоретическое содержание | Практическое содержание | |
1 | 2 | 3 |
1 | Тактические игры в нападении: а) нападение против зонной защиты б) нападение против личной защиты в) быстрый прорыв | - индивидуальные действия без мяча - перегрузки - уход с поворотом - командные действия -двойной заслон -- скрытый выход - взаимодействие двух, трёх игроков - серия заслонов - двойной заслон - атака пересечения - быстрый прорыв длинной передачей - быстрый прорыв по трём коридорам |
2 | Тактика защиты: а) личная защита б) зонная защита в) сменная защита | - концентрированная защита в области штрафного броска - защита на половине площадки - защита на всей площадке - 2 -1- 2 - 2-3 - 3-2 - 1-3-1 - 1-2-2 - 2-2-1 1)один лично, четыре в зоне. Расположение в зоне - 2-2 - 1-2-1 - 1-3 2) два лично, три в зоне. Передняя линия игроков лично, задняя – зонно |
VII Соревнования и контрольные испытания
(весь период обучения)
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке/девочки/.
№ п/п | Виды испытаний | Баллы | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16-18 лет |
Бег 30 м. (сек.) | 5 4 3 | 5,9 6,4 6,9 | 5,6 6,1 6,6 | 5,4 5,9 6,4 | 5,1 5,6 6,1 | 5,0 5,3 5,9 | |
Прыжок вверх с места (см.) | 5 4 3 | 35 30 29 | 39 34 33 | 43 39 38 | 46 42 41 | 49 45 43 | |
Прыжок в длину с места (см.) | 5 4 3 | 171 161 160 | 186 176 175 | 201 191 190 | 211 201 200 | 221 211 210 | |
Челночный бег 3 х 10 (сек.) | 5 4 3 | 8,1 8,4 9,1 | 7,8 8,4 9,0 | 7,6 8,2 8,8 | 7,3 7,8 8,3 | 7,1 7,4 7,8 | |
Подтягивание на низкой перекладине (кол-во раз) | 5 4 3 | 13 11 9 | 15 13 11 | 17 15 13 | 19 17 15 | 21 19 17 | |
Поднимание туловища из положения лёжа (кол-во раз) | 5 4 3 | 32 30 28 | 34 32 30 | 36 34 32 | 38 36 34 | 40 38 36 |
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке/мальчики/.
№ п/п | Виды испытаний | Баллы | 5-6 лет | 7-10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 - 18 лет |
Бег 30 м. (сек.) | 5 4 3 | 8,0 8,4 8,9 | 6,2 6,7 7,2 | 5,9 6,4 6,9 | 5,6 6,1 6,6 | 5,3 5,8 6,3 | 5,0 5,5 6,0 | 4,8 5,3 5,8 | 4,7 5,0 5,6 | |
Прыжок вверх с места (см.) | 5 4 3 | 20 19 17 | 32 25 24 | 37 31 30 | 41 34 33 | 46 39 38 | 50 43 42 | 53 45 43 | 55 47 44 | |
Прыжок в длину с места (см.) | 5 4 3 | 110 100 95 | 156 141 140 | 166 151 150 | 181 166 163 | 197 181 180 | 206 191 190 | 221 206 205 | 226 213 210 | |
Челночный бег 3х10 (сек.) | 5 4 3 | 10,0 10,4 10,8 | 8,4 9,0 9,6 | 8,1 8,7 9,3 | 7,9 8,4 8,9 | 7,6 8,1 8,6 | 7,4 7,9 8,4 | 7,2 7,7 8,2 | 7,0 7,4 8,0 | |
Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) | 5 4 3 | 3 3 2 | 4 3 2 | 5 4 3 | 6 5 4 | 7 6 5 | 8 7 6 | 9 8 7 | 10 9 8 | |
Сгибание и разгибание рук из положения лёжа (кол-во раз) | 5 4 3 | 10 8 5 | 14 12 10 | 16 14 12 | 19 17 15 | 22 20 18 | 26 24 21 | 30 28 24 | 33 31 28 |
VIII Восстановительные мероприятия
(Учебно – тренировочные группы – 1-й, 2-й, 3-й года обучения)
Теоретическое содержание | Практическое содержание | |
1 | Мобилизация готовности к нагрузке, повышение эффективности разминки, предупреждение перенапряжений и травм |
|
2 | Снижение общего утомления |
|
3 | Постепенное восстановление функции крово – и лимфорекуляции тканевого обмена |
|
4 | Восстановление работоспособности |
|
5 | Обеспечение биоритмических, энергетических, пластических, восстановительных процессов |
|
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Для полноценного осуществления данной программы требуются специалисты высокой квалификации. Содержание работы с юными баскетболистами на всём многолетнем обучении определяется тремя факторами: спецификой игры в баскетбол, модельными требованиями квалифицированных баскетболистов, возрастными особенностями.
Методы учебно – воспитательного процесса.
Перед прохождением программы учащиеся должны ознакомлены и в дальнейшем в совершенстве знать требования к технике безопасности.
Методы усвоения учебного материала.
- Словесные:
- рассказ
- описание
- объяснение
- беседа
- разбор
- задание
- команда
- подсчёт
- Наглядные:
- образцовый показ
- демонстрация наглядных пособий
- Практические:
- метод расчленённого обучения
- метод избирательного обучения
- метод целостного обучения
- метод строго регламентированного упражнения
- метод стандартно – повторного выполнения
- метод переменного выполнения
- игровой метод
- соревновательный метод
Методы организации учебной деятельности
- Фронтальный метод
- одновременный
- поточный
- Метод круговой тренировки
- Индивидуальный метод
Теоретическая подготовка.
Формы теоретических занятий: беседы, лекции, семинары, посещение соревнований высокого ранга, просмотр видеофильмов.
Организация: специальные занятия, беседы и рассказы в процессе практических занятий и соревнований.
Общая физическая подготовка.
- Гимнастические упражнения
- Акробатические упражнения
- Легкоатлетические упражнения
- Спортивные игры
- Подвижные игры и комбинированные эстафеты
Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для воспитания скоростно – силовых качеств
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития ловкости
- Упражнения для развития гибкости
Техническая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств, необходимых для выполнения ловли и передачи мяча
- Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении ведения мяча
- Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении броска мяча в кольцо
- Упражнения для выполнения обманных движений
- Упражнения для овладения передачи сверху двумя руками
- Упражнения для овладения броска с отскоком от щита
- Упражнения для овладения броска одной с места
- Упражнения для овладения броска одной в прыжке
Тактическая подготовка
- Упражнения для овладения игры в защите и в нападении
- Упражнения для обучения личной защиты
- Упражнения для обучения зонной защиты
- Упражнения для обучения смешанной защиты
Интегральная подготовка
- Подводящие упражнения
- Игры в различных направлениях
Инструкторская и судейская практика
Форма проведения: беседа, семинар, практические занятия, самостоятельная работа занимающихся.
Контрольные игры и соревнования.
- соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола
- соревнования по мини – баскетболу
- организация проведения соревнований
Контрольные испытания
УТГ – 2 раза в год НП – 1 раз в год Оздоровительный этап- 1 раз в год |
|
Восстановительные мероприятия
Средства:
- Психолого – педагогические
- частая смена тренировочных средств
- занятия в игровой форме
- музыкальное сопровождение
- упражнения на расслабление
- упражнения дыхательные
- упражнения на растяжение
- психорегуляция
- Медико – биологические
- специализированное питание
- физические средства: массаж, душ, кислородные ингаляции, растирания
- точечный массаж
Воспитательная работа
Название группы | Теоретическая деятельность (беседы, рассказ, объяснение) | Практическая деятельность (коллективно-творческие дела) | Работа с родителями (родительские собрания) | Индивидуальная работа с воспитанниками и их родителями | |||
Нравственные основы человека | Семейные отношения | Этикет воспитанников | Здоровый образ жизни | ||||
Начальная подготовка | Доброта и сочувствие. | Взаимоотношения с родителями. | Правила обучающихся. | Кушайте на здоровье | Посвящение в юные спортсмены Поход | Физкультура и спорт в жизни школьника Спортивная этика |
Список литературы.
- Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, утвержденная Федеральным агентством по физической культуре и спорту/.Баскетбол
- А. П. Матвеев, С. Б. Меньшиков «Методика физического воспитания с основами теории». Учебн. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. М. Просвещение. 1991.
- Министерство Просвещения СССР «Программа для внешкольных учреждений, как типовые. Спортивные кружки и секции». Издание третье, переработ. и дополненное. Москва. «Просвещение». 1986. Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
- Педагогика. Учебник для техникумов физич. Культуры./ Под редакцией В. В. Белоусовой. М. Физкультура и спорт. 1983.
- Программа «Физическое воспитание учащихся 1 – 11 классов». Е. Н. Литвинова. Москва «Просвещение» 1996.
- В. Н. Чистополов, С. В. Чистополов, В. С. Богатырёв «Энциклопедия баскетболиста». 1998, 2000.
Расписание работы кружка
Понедельник 17-30 -19-00
Четверг 17-30-19-00
Пятница 17-30-19-00
Список учащихся кружка
- Стешкенко А.
- Кузьминов К.
- Носачев В.
- Калашников И.
- Пальцев Н.
- Воробьев Д.
- Михайличенко А.
- Химочкина О.
- Прчанко М.
- Скоморохова Ю.
- Дроботова А.
- Обухова И.
- Лоенко И.
- Пигин Д.
- Хворост Д.
- Ковалева А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "баскетбол".
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных форма...
Программа дополнительного образования "Баскетбол"
Программа адресована учителям ФК, педагогам дополнительного образования, тренерам, рассчитана на 140 часов (2 раза в неделю по 2 часа)...
Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.
Представленна программа дополнительного образования по баскетболу, 7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Баскетбол»
Программа «Баскетбол" составлена для группы спортивно-оздоровительного обучения: - 1 года обучения (учащиеся 6 - 7 классов)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
Программа дополнительного образования «Баскетбол»
Дополнительное образование «Баскетбол»...
Рабочая программа дополнительного образования « Баскетбол» для обучения 6-9 классов
Составитель программы :Муратова Е.С.Авторская программа Программа курса баскетбол для детей 12-14 лет составлена на основе пособия Е.Р. Яхонтова «Юный баскетболист», Москва, «Физкультура и спорт...