Программа дополнительного образования «Баскетбол»
рабочая программа по физкультуре (9, 10, 11 класс) на тему
Дополнительное образование «Баскетбол»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_basketbol.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №281»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ « СОШ №281» _________Е.С.Вологина «_____»________2014 г. |
Программа дополнительного образования
«Баскетбол»
Программа рассчитана для детей 15-17 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор: педагог дополнительного образования
Желнов Николай Александрович
Москва 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 15—17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Все занимающиеся в секции распределяются по возрастным категориям и физической подготовки.
Основной показатель секционной работы дополнительного образования по баскетболу – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.
Основной принцип работы в группах — универсальность. Исходя из этого, ставятся следующие частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, ловли и передач мяча, ведению мяча, броскам мяча; привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.
В соответствии с перечисленными задачами происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке документов годового и текущего планирования. В этой группе основное внимание уделяется физической и технической подготовке.
На протяжении года удельный вес физической и технической подготовки меняется. Если в начале учебного года основное внимание уделяется физической подготовке, которая занимает до 60—70% времени, то в конце учебного года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых на техническую подготовку. Следует заметить, что во второй половине года физическая подготовка осуществляется также и в упражнениях технической направленности.
Основной принцип тренировочной работы в группах обучения — дальнейшая всесторонняя подготовка учащихся, а также знакомство с элементами игровой специализации.
Задача: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности; развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; дальнейшее обучение основам техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;
В группах обучения на фоне уменьшения объема общей физической подготовки увеличивается объем тактической подготовки.
Занятия в группе проводятся 2 часа в неделю.
В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в группах с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному руководителем совместно с занимающимися.
Два раза в год (октябрь, май) в секции проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. По данным контрольных испытаний дается оценка успеваемости каждому занимающемуся.
На занятиях учащиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника. С этой целью необходимо на каждом занятии назначать помощников и давать им задания проводить упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры. Задачи этой учебной практики — научить строевым командам, методике проведения упражнений и отдельных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр должны проводить сами учащиеся. Необходимо научить занимающихся организовывать общую разминку и соревнования в группе.
Педагог должен регулярно следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классным руководителем. Он должен приучать своих подопечных к сознательной дисциплине, к общественно полезному труду, воспитывать такие качества, как чувство товарищества, общительность, смелость, волю к победе.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. Специальная физическая подготовка направлена на развитие качеств необходимых при игре в баскетбол.
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя
Содержательное обеспечение разделов программы
Теоретическая подготовка
- Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. 11.Соблюдение основ техники безопасности на занятиях.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного тела, с партнером, с предметами (набивными мячами, футбольными, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, гимнастическая стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
1.6 Бег 500, 1000,1500,2000 метров.
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
- с разной скоростью;
- в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
- Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Контрольные игры и соревнования
- 1.Игры внутри группы.
- 2.Игры с сильным и слабым противником.
- 3. Товарищеские игры с командой другой школы.
- 4.Участие в соревнованиях.
- 5. Разбор проведённых игр.
Тематическое планирование по баскетболу.
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте. | 3 | 3 | |
1.1 | Краткий обзор развития баскетбола. | 1 | 1 | |
1.2 | Строение человека и влияние на организм физических нагрузок | 1 | 1 | |
1.3 | Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи. | 1 | 1 | |
2. | Общая физическая подготовка. | 13 | 13 | |
2.1 | Бег 500, 1000, метров. | 4 | 4 | |
2.2 | Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре. | 4 | 4 | |
2.3 | Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки. | 5 | 5 | |
3. | Основы техники игры в баскетбол. | 28 | 3 | 25 |
3.1 | Ведение мяча, остановки, развороты. | 6 | 6 | |
3.2 | Передача мяча на месте и в движении. | 6 | 1 | 5 |
3.3 | Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. | 9 | 1 | 8 |
3.4 | Ловля мяча, переводы, финты. | 7 | 1 | 6 |
4. | Тактика игры в баскетбол. | 10 | 2 | 8 |
4.1 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | 4 | 1 | 3 |
4.2 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | 4 | 1 | 3 |
4.3 | Тактические действия в игре с сильным саперником. | 2 | 2 | |
5. | Специальная физическая подготовка. | 6 | 6 | |
5.1 | Упражнения для развития силы ног и рук. | 3 | 3 | |
5.2 | Упражнения для развития скоростных качеств. | 3 | 3 | |
6. | Правила игры и судейства. | 2 | 2 | |
6.1 | Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. | 2 | 2 | |
7. | Контрольные игры и соревнования. | 7 | 1 | 6 |
7.1 | Товарищеские игры. | 3 | 3 | |
7.2 | Участие в соревнованиях. | 3 | 3 | |
7.3 | Разбор проведённых игр. | 1 | 1 | |
Всего | 68 | 11 | 57 |
Техническое обеспечение спортивной секции.
1.Щиты с кольцами — 4
2. Жгуты и экспандеры - 10
3 Секундомер —2
4.Стойки для обводки — 12
5. Гимнастические скамейки — 6
6. Гимнастические маты — 6
7. Скакалки — 30
8. Мячи набивные различной массы — 10
9 Гантели, гири различной массы — 10
10. Мячи баскетбольные — 20
11. Насос ножной со штуцером — 1
12. Рулетка—1
Список литературы.
1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
2. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.
3. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп - СПб, 2007г. - 134 с.
4. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ», 1999г. - 224 с.: ил. - (серия «Спорт»)
5. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с. с илл.
6. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13] с.: с илл.
7. Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4- издание.
8. Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "баскетбол".
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных форма...
Программа дополнительного образования "Баскетбол"
Программа адресована учителям ФК, педагогам дополнительного образования, тренерам, рассчитана на 140 часов (2 раза в неделю по 2 часа)...
Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.
Представленна программа дополнительного образования по баскетболу, 7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Баскетбол»
Программа «Баскетбол" составлена для группы спортивно-оздоровительного обучения: - 1 года обучения (учащиеся 6 - 7 классов)...
Рабочая программа дополнительного образования « Баскетбол» для обучения 6-9 классов
Составитель программы :Муратова Е.С.Авторская программа Программа курса баскетбол для детей 12-14 лет составлена на основе пособия Е.Р. Яхонтова «Юный баскетболист», Москва, «Физкультура и спорт...
Программа дополнительного образования "Баскетбол для средней школы"
Рабочая программа секции «Баскетбол» (5-8 класс ФГОС) по физической культуры, разработана и составлена на основе: - Федера...
Программа дополнительного образования «Баскетбол», адаптируемая в условиях летнего оздоровительного лагеря
Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 9—16лет. Она предусматривает проведение теоретических и практичес...