развитие физических качеств у младших школьников
методическая разработка по физкультуре на тему

Ковязина Надежда Леонтьевна

По моим наблюдениям реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников.

         Эта проблема стала наиболее актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков.

          В связи с этим мною была поставлена цель: развития физических качеств в начальных классах.

         Развитие физических качеств необходимо для каждого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ пгт Свеча

Кировской области

Развитие физических качеств у младших школьников

Ковязина Н.Л.

учитель физкультуры

МОУ СОШ пгт Свеча

Стаж работы 34 года

1 категория

2015-2016

Содержание

  1. Условия и актуальность опыта.                                                
  2. Физические качества человека. Условия развития физических качеств на уроках физкультуры.
  3. Способы оценки тренированности.
  4. Результативность применения опыта.
  5. Результаты работы.
  6. Литература.

        Мой стаж работы в МОУ СОШ пгт Свеча –25лет. В работе использую «Комплексную программу физического воспитания», Москва «Просвещение» 2007г. Наша школа общеобразовательная. В данный момент в ней обучается 624 человека. В начальной школе -216, специальную медицинскую группу имеют - 10 , подготовительную - 17.

        По моим наблюдениям реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников.

        Эта проблема стала наиболее актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков.

         В связи с этим мною была поставлена цель: развития физических качеств в начальных классах.

        Развитие физических качеств необходимо для каждого человека.

        Здоровье разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Главный враг человека – гиподинамия. Лишенный природной способности много двигаться современный школьник получает целый букет заболеваний.

        Поэтому развитие физических качеств является одной из главных задач физического воспитания.

        Ранний возраст – это период, в который происходит развитие потребности в активной двигательной деятельности и происходит запуск механизмов развития всех способностей ребенка.

        От уровня развития физических качеств напрямую зависит успешность в усвоении необходимых для жизни умений и навыков.

        В процессе воспитания физических качеств формируется психическая, эмоциональная и чувственная сферы. Поэтому физическое воспитание детей раннего возраста можно считать первой степенью воспитания и обучения вообще.

        Мой опыт направлен на решение следующих задач:

  • Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
  • Формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями.
  • Развитие чувства коллективизма, развития уверенности в себе.
  • Воспитание умений применять физические упражнения в целях отдыха, повышения работоспособности.

Данный опыт основан на здоровьесберегающих технологиях так как главной задачей является не достижение спортивных результатов, а укрепление и сохранение здоровья.

Физические качества человека.

        К физическим качествам относят силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.

        Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма. Во-первых, в школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что определяет необходимость комплексного подхода к развитию физических качеств у школьников.

Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют периоды, когда прирост качества происходит особенно интенсивно. Для двигательной функции в целом этот период находится в диапазоне 7-12 лет.

В-третьих, воспитание физических качеств сопряжено, как правило, со значительными физическими нагрузками. Дети в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности роста нагрузок, учета их индивидуальных особенностей. Положительные эмоции позволяют не только с большим интересом относиться к занятиям, но и способствуют максимальному проявлению физических качеств детей.

        На уроке физкультуры подбор упражнений и  игр осуществляется с учетом задач урока, содержания основного материала, возможностей школы и учащихся. Все упражнения по обучению двигательным навыкам могут быть использованы для развития физических качеств.

Динамика развития физических качеств характеризуется высокими темпами роста у девочек 9-12 лет. У мальчиков развитие физических качеств происходит более равномерно на всем периоде обучения в школе.

        Раскроем внешние проявления физических качеств.

Сила – способность преодолевать внешне сопротивление или противостоять ему за счет мышечных умений. Физическая подготовка начинается с силовой по двум причинам.

        Во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения. Во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств. В процессе силовой подготовки учитель должен решить задачи:

  • Гармонически развить все мышечные группы;
  • Научить школьников выполнять основные виды силовых усилий (динамические, статические, преодолевающие);
  • Развить способность учеников рационально пользоваться своей силой в различных условиях.

Средства силовой подготовки – силовые упражнения.

В зависимости от природы сопротивления они могут быть отягощены весом собственного тела или внешним сопротивлением. Внешнее сопротивление – это вес различных предметов (мячи, гантели, гири и др.), противодействие партнера (упражнение в парах). Для развития силы мышц используются упражнения выполненные в быстром  темпе  методом повторных нагрузок. В среднем на развитие силы на уроке отводится 4-6% всего времени.

        Для развития силы младших школьников я использую в основном упражнения с собственным весом:

  • Лазание по канату , шесту
  • Приседания
  • Отжимания: руки, ноги на полу, руки на скамейке, ноги на скамейке.
  • Упражнения на пресс

        Гибкость - это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. В работе на гибкость важно правильно дозировать выполнение упражнений. Они должны выполняться с полной амплитудой на каждом уроке в водной его части после хорошей разминки (3-5 мин. бега). При выполнении упражнений всегда нужно ставить конкретные задания : достать до определенного предмета, коснуться чего-либо.

        Выполняются упражнения типа потягивания, наклонов (вперед, назад, в сторону), приседаний, маховых движений ногами во все стороны, прыжков.

        Быстрота – движений человека появляется в способности выполнять их за возможно короткий промежуток времени.

        Скорость движения зависит не только от качества быстроты, но и от таких факторов, как сила, гибкость, выносливость, техника и др.

Целостное совершенствование быстроты осуществляется благодаря использованию повторного выполнения упражнений на скорость. Опыт применения повторного бега максимальной интенсивности показал, что школьники 8-10 лет способны выполнять на одном уроке 6-8 повторений. Исключительно важное значение для развития быстроты имеет соревновательный метод. У себя на уроках я использую следующие упражнении:

  • Бег с высоким подниманием бедра
  • Бег с захлестыванием голени
  • Бег с ускорением
  • Старты из различных положений

Упражнения на скорость предлагаются в конце вводного или в начале основной части урока. На уроке физкультуры скоростно-силовые упражнения составляют 6-8% времени урока.

        Выносливость – это способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности. Различают общую и специальную  выносливость.

        Рациональное использование различных упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в максимальном потреблении кислорода до 80-90 мг/кг (вместо 40-45 мг/кг мин. у новичков).

        Для развития общей выносливости используют непрерывную длительную работу, выполненную с равномерной или переменной скоростью.

        Использование упражнений, развивающих выносливость дает хорошие результаты в любом возрасте. В среднем на каждом уроке физкультуры упражнений на выносливость может быть до 20%. Если учитывать уроки лыжной подготовки, то время отведенное на развитие выносливости в среднем за год может составить 45-50%.

        Ловкость – это способность учащихся быстро усваивать сложное координационное точное движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий.

        Основным условием развития ловкости является новизна изучаемых упражнений.         

        Учитель должен стремиться на каждом занятии обеспечить развитие ловкости путем использования непривычных исходных положений, выполнение известных упражнений в другую сторону, менять скорость, темп выполнения упражнений, применять игры.

        Наиболее благоприятные условия для развития ловкости создаются  в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Комплексное развитие физических качеств

        С целью комплексного развития физических качеств у себя на уроках применяю:

  1. Круговую тренировку:

        1 станция - напрыгивание на 1,2 (в зависимости от возраста) рейку гимнастической стенки

        2 станция - отжимания в упоре  сзади от гимнастической скамейки.

        3 станция - поднимание туловища из положения лежа

    4 станция - прыжки через скакалку

        5 станция - челночный бег

    6 станция - приседания с набивным мячом (2кг)

    7 станция- кувырок вперед

    8 станция - отжимания в упоре лежа (девочки руки на скамейке, мальчики ноги на скамейке) – это один из вариантов подбора упражнений.

        Школьники выполняют два круга: 1 круг – по 30  секунд, затем отдых 2 минуты, 2 круг – по 20 секунд. Ставится задача за отведенное время выполнить как можно большее количество раз.

  1. Развитие физических качеств  средствами эстафет.

        Класс делится на 3 команды. Выполняется эстафетный бег до скамейки, расположенной на другом конце зала, где выполняются следующие задания:

  • Отжимания в упоре лежа
  • Отжимания в упоре сзади
  • Поднимание туловища из положения сидя.
  • Прыжки через скамейку на двух ногах

        Количество раз устанавливается в зависимости от возраста детей от 5 до 15 раз. Это соревновательный метод и он хорош тем, что ребята работают на высоком эмоциональном подъеме.

  1. Следующий комплекс тоже носит соревновательный характер.

        Задания выполняются шеренгами по 6 человек вдоль зала.

  • Бег с ускорением
  •  с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени
  • Прыжки на правой ноге
  • Прыжки на левой ноге
  • Ходьба в приседе
  • Бег с ускорением их исходного положения упор лежа лицом к стене.

        Следующее – игровой момент:

Весь класс делится на 2 шеренги. По сигналу одна убегает, вторая догоняет. Потом меняются местами. После этого игра «Самый быстрый». Мальчики и девочки раздельно. Игра заключается в следующем: ребята выстраиваются в шеренгу за линией старта (старт может быть высокий, упора присев), но по сигналу все бегут до линии финиша, выбывает последний. Игра заканчивается, когда остается 1,2,3 самых быстрых (в зависимости от количества учащихся).

  1. Комплекс используемый в работе над физическими качествами:
  • Наклон вперед до касания пальчиками пола
  • Приседание (руки за головой)
  • Из исходного положения упор присев, отталкиваясь ногами в упор лежа
  • Прыжки через скакалку
  • Сгибание, разгибание рук в упоре лежа
  • Челночный бег 3×10 метров

        Класс делится на 3 отделения, чтобы не тратить время для перестроения к выполнению челночного бега. Время выполнения каждого упражнения 30 секунд. Между ними 30 секунд отдыха. Выполняется 2 серии. Дети помладше работают по 20 секунд. Ставится задача за отведенное время выполнить как можно большее количество раз.

        Приведенные выше комплексы предполагают одновременное развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и совершенствование  их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и др.)

        При этом развитие морфологических показателей сопровождается функциональными сдвигами в организме.

        Использование этих несложных упражнений позволяет повторить их многократно и комплексно как одну целостную точно дозированную тренировочную работу. Таким образом обеспечивается последовательное воздействие на все основные мышечные группы и внутренние органы (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы).

Простейшие способы оценки тренированности.

        Работая над развитием физических качеств следует придерживаться оптимальных нагрузок и руководствоваться следующими величинами частоты сердечных сокращений. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 180 уд/мин. (± 10). Для работы средней интенсивности 140-160 уд. /мин., и низкой 110-130 уд./мин. В процессе занятий нужно контролировать частоту пульса учащихся и быть внимательным к появлению первых признаков утомления. При работе с младшими школьниками во время занятий важно обращать внимание  на такие субъективные показатели: настроение, общее самочувствие, работоспособность, желание или нежелание заниматься, сердцебиением, одышка, потливость, болевые ощущения.

Результативность применения данного опыта.

        Результатом работы над развитием физических качеств и формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями можно считать следующее:

  • Интерес к предмету физкультуры не пропадает у школьников на протяжении всего обучения
  • Учащиеся могут пользоваться приобретенными умениями и навыками
  • На уроках можно наблюдать слаженную, коллективную работу всего класса
  • Учащиеся принимают активное участие в школьных и районных соревнованиях , где занимают 1-е и призовые места
  • Ряд учащихся выбирает для поступления учебные заведения  по профилю физическая культура, военные учебные заведения.

        По окончании школы обучаясь в ВУЗах и СУЗах не теряют интереса к занятиям физкультурой и спортом и активно участвуют в спортивной жизни учебных заведений.

Результаты работы

2013-2014 учебный год

Класс 1-б, количество учащихся 24 человека.

Тесты сдавали 23 человека.

Осень – в среднем по классу набрали 142 балла. С тестами не справился 1 учащийся.

Весна – средний балл по классу 148. Справились все. Соответствует хорошей физической подготовке.

2014-2015 учебный год

Класс 2-б, количество 23 человека, тесты сдавали 23 человека.

Осень – 160 баллов в среднем по классу

Весна – 169,3 балла. Справились все. Количество баллов в среднем соответствует высокому уровню физической подготовки.

2015-2016 учебный год

Класс 3-б, сдавали тесты 22 человека

Осень – средний балл 173.

Весна – средний балл 180, что соответствует высокому уровню физической подготовки. Справились все.

Использованная литература

1. Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян «Основы методики физического воспитания школьников».- М.: «Просвещение», 1989

2. Н.И. Дереклеева Двигательные игры и  тренинги, уроки здоровья М.: Вако, 2007

3. Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. Физическое воспитание. М.:  Высш. шк., 1984г.

4. Комплексная программа физического воспитания. М.: «Просвещение», 2007

                                                                                Приложение 1

Таблица оценки результатов тестовых испытаний (7-10 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников

Материал представляет собой описание педагогического опыта учителя  физической культуры по теме "Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников"....

Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников

Развитие основных физических качеств с помощью подвижных игр...

Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру.

Подливалова А.Е. учитель высшей категории МБОУ лицей №3 г. Сургута. Статья "Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру". "В игре формируются все стороны души человеч...

Влияние подвижных игр на развитие двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Актуальность  опыта объясняется необходимостью:- повышения эффективности образовательного процесса в школе, уровня показателей физической культуры школьников, укрепления их здоровья;-  повыш...

Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников.

Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств. Известно, что уже в детском возр...

Подвижные игры-как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников

Подвижные игры-как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников...

Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников.

Влияние подвижных игр на развитиеосновных физических качеств у младших школьников....