применение подвижных игр и имитационных упражнений на уроках физкультуры
презентация к уроку по физкультуре на тему
презентация содержит теоретический материал по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_igr_na_urokah.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возраст учеников относится к подростковой группе. В этот период происходят большие изменения в их физическом, умственном, нравственном развитии. В данном возрасте более осмысленным становится процесс восприятия, повышается способность к произвольному вниманию, к выполнению логических операций, абстрактному мышлению . Постоянная работа мысли - узнавание, запечатление, сохранение, воспроизведение – способствует развитию и мышления, и произвольной логической памяти на движения. Большое значение для совершенствования двигательных действий имеет обучение школьников умению мысленно воспроизводить движения. Важной задачей является воспитание у школьников внимательности, корректности, готовности прийти на помощь, коллективизма, честности, бескорыстности, требовательности, критичности, доброжелательности в отношении ко всем людям. Хорошим средством воспитания указанных качеств могут служить различные подвижные игры и соревнования. Выполняя в играх роли капитана команды, помощника руководителя (ведущего), водящего, защитника, нападающего, школьники учатся не только хорошо выполнять свои собственные обязанности, но и управлять действиями других людей, организовывать их на решение общих задач.
Важное место в занятиях по лыжной подготовки занимает игровой метод , который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие. Наша задача состоит в том, чтобы из множества подвижных игр, соответствующим образом подобрать именно те игры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику – тактическую подготовку тренируемой команды. Потому что в соревнованиях и учебных играх у школьников не прослеживается тактической подготовки. И мы решили улучшить тактическую подготовку при помощи подвижных игр. Проблема заключается в том, что для школьников младшего возраста, начинающих серьезно заниматься лыжным спортом, есть подвижные игры, а для школьников 13-14 лет эти игры им не интересны . А проработанной методики в том направлении в литературе нет.
Гипотеза: предполагает , что, используя специальный комплекс подвижных игр во время уроков подготовки, можно добиться повышения познавательного интереса учащихся к урокам физической культуры.
познавательный интерес к занятиям лыжной подготовки. Объект исследования:
Цель исследования: повысить познавательный интерес занимающихся к урокам по лыжной подготовке.
1 . Изучить теоретическую часть подвижных игр с элементами лыжной подготовки. 2. Составить комплекс подвижных игр и имитационных упражнений, направленных на повышение интереса учащихся к занятиям лыжной подготовки технике лыжных ходов. 3. Применение комплекса подвижных игр и имитационных упражнений в формирующемся эксперименте, формулировка вывода. Задачи исследования:
В младших классах подвижные игры не разграничиваются для девочек и мальчиков, но в 13-14-летнем возрасте в играх мальчиков и девочек появляются некоторые особенности. Разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек становится существенной, благодаря значительному увеличению объема мышц и возрастанию их силы . Девочки-подростки играют почти во все те же игры, что и мальчики. Мальчики обычно предпочитают игры с бегом на скорость, с элементами борьбы. Девочек больше привлекают хороводные игры, а игры с ритмичными движениями им лучше удаются. Им полезны игры, укрепляющие организм в целом. Учитывая большие физические возможности мальчиков и девочек, руководитель должен следить, чтобы в командных играх было равное количество школьников обоего пола. Подбор игр, классификация, требования, предъявляемые к подвижным играм.
В играх на выносливость надо делить команды на мальчиков и девочек и проводить игры раздельно. Суженые игры для подростков уже неприемлемы, основное место занимают игры с характерным соревновательным началом. Школьники 13-14 лет предпочитают составлять постоянные команды, в подвижных играх их привлекает возможность решать некоторые тактические задачи и совершенствовать игровую технику. Они стараются соблюдать правила игры, замечания и объяснения преподавателя становятся лаконичнее, а замечания в процессе игры строже, чем в младших классах. Дети 13-14 лет с интересом участвуют в соревнованиях по подвижным играм.
Классификация подвижных игр. Различают три основных класса игр: некомандные, переходные, командные.
В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо, только правилам игры. В переходных к командным играм появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. В начале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных задач приходится действовать согласованно . В командных играх соревнования происходят между игровыми командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всей команды. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство .
Возрастные степени согласованности действий требуют от участников не только психологической перестройки, но и владение навыками более сложных движений, необходимых в командной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от командных действий к командным играм. Чем элементарнее отношения между играющими, тем проще содержание игры. Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где, наряду с отличным владением двигательными навыками, необходима высокоорганизованная тактика действий всего коллектива. Внутри некомандных игр принято выделять две группы: игры с водящими и без водящих. На две группы подразделяются и командные игры: с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием – эстафеты. В свою очередь, эти группы могут подразделяться на более мелкие – по такому, например, признаку, как форма организации. Так эстафеты подразделяются на линейные, встречные, круговые. Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по содержанию двигательных действий. Различают игры имитационные (с подражательными движениями), с перебежками, преодолением препятствий, сопротивлением, ориентировкой (по слуховому и зрительному), с предметами. Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действие под музыку (танцы, пение). Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки. Они довольно сложны для проведения . В наше время популярность приобрели разнообразные подготовительные (подводящие) игры, упрощенное содержание которых позволяет рано знакомить детей с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей и другие .
Специфика подвижных игр. С помощью подвижных игр с успехом решаются все виды специальной подготовки: физической, технической, тактической и психологической. В игре физические качества развиваются комплексно. Но при необходимости могут совершенствоваться и избирательно. Игры - средство овладения всем багажом жизненно важных двигательных навыков. Освоение техники спортивных движений полноценно проходит только при системном использовании подвижных игр . Первоначально в упрощенных вариантах игр, занимающиеся знакомятся с близкими по структуре движениями, отобранными для изучения. На этом этапе такие игры выполняют роль подводящих упражнений. Для закрепления специальных упражнений используют игровые соревнования. Это, как правило, задания на правильность выполнения изучаемого . Таким образом, навык стабилизируется. Специально подобранный комплекс подвижных игр позволяет достаточно быстро ознакомиться с основами любой спортивной игры и обучить им. Использование подвижных игр в качестве средств и методов спортивной тренировки позволяет решить задачи психической и моральной подготовки. Постоянное преодоление разнообразных препятствий, действуя в усложненных условиях, формирует морально-нравственную основу поведения занимающихся. Здесь воспитываются черты спортивного характера, отличающегося особой целеустремленностью и способностью к полной мобилизации в необходимых ситуациях. Игры для решения задач спортивной тренировки подбирают, главным образом, из числа тех, что хорошо знакомо учащимся. Но это, конечно, не исключает использование других, специально подобранных игр.
Требования к подвижным играм. игровые средства, используемые на уроках и тренировках, представляют в виде подвижных игр для воспитания быстроты, выносливости и тактической подготовки . при выборе игры учитывают возрастные особенности детей, их физическую и технико-тактическую подготовленность, количество занятий, организацию и дисциплинированность, условия проведения данного занятия, наличие инвентаря . п роведение игры начинают с размещения участников, назначения капитанов и водящих . Объясняя игру, нужно разместить учащихся, чтобы они хорошо видели и слышали учителя .. Если в начале игры ребята становятся вкруг, то учитель располагается не в середине круга, а в цепи играющих. Если класс разделен на две команды, и они выстроены одна против другой на значительном расстоянии, то перед объяснением можно сблизить команды, а затем развести на исходные позиции. в ходе игры надо приучать школьников к точному соблюдению правил, добиваться сознательной дисциплины. В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся и конкретных действий можно упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и т.п . кроме контроля за соблюдением правил, нужно следить и за правильностью выполнения технических приемов, на закрепление которых нацелена игра. За каждый технический прием (удачный) можно начислять дополнительные очки. Игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся ещё увлечены, но видны уже первые признаки утомления. Эти признаки проявляются в снижении интереса играющих, появляются вялость в движениях, невнимательность, нарушение правил, увеличение ошибок, а также в покраснении кожи, потоотделении и т. д. окончание игры не должно быть для учеников неожиданным, можно предупредить играющих: «Играем ещё 3минуты» и т. д. для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры нужно периодически делать перерывы, заполняя их анализом технических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил. в зависимости от решаемых задач и физического состояния учеников варьируют в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.
Выбор и этапы подвижных игр, направленных на повышение технической и тактической подготовки лыжников . Наиболее сложные элементы техники лыжного спорта (ходы, переходы, повороты в движении, прыжки) рекомендуется изучать в три этапа: Овладение техникой и тактикой начинается с первых шагов, т.е. с подводящих игр и специальных игровых упражнений. 2. Углубленного разучивания; 3.Закепление и совершенствование навыков 1.Первоначальное изучение ;
На этапе первоначального изучения разучивают элементы техники, затем осваивают способ передвижения в целом. Особенности этой стадии изучения следующие: недостаточная точность движений в пространстве и времени, неточность мышечных усилий, неустойчивость ритма передвижений, наличие излишних движений. При этом обучающиеся затрачивают много лишних усилий и при этом выполняют движения при общей напряженности всех или большинства мышц тела. Все это обуславливает повышенную утомляемость, недостаточную работоспособность. Для этого нужно проводить подвижные игры, которые совершенствуют координацию движений и быстроту. Игры, совершенствующие равновесие и координацию лыжника целесообразно проводить в первой половине основной части урока. Подбирая игру, ту или иную, следует учитывать возраст, физическую подготовку, условия проведения игры. Эти качества можно развивать в таких подвижных играх, как: « Прокладка железной дороги », «Поезд», «Веер», «Змейка», «Сороконожка на лыжах», «Салки». «Прокладка железной дороги» учащиеся выстраиваются в шеренгу боком по направлению движения с интервалом 1м. Передвигаются приставным шагом, прокладывая «железную дорогу». Выигрывают те, у кого ровнее и четче проезжая лыжня на снегу.
На втором этапе обучения необходимо решить три задачи: 1. Углубить понимание закономерности изучаемых движений; 2. Добавить освоение и уточнение деталей техники изучаемого способа передвижения; 3. Добавить четкого, свободного и слитного выполнения способа передвижения в целом. На этом этапе обучения возрастает роль сознательности и активности обучающихся. Овладевать элементами техники целесообразно на фоне целостного выполнения изучаемого способа передвижения. Внимание учащихся при этом переключается с важных действий на второстепенные, с крупных на мелкие. Следует добавить того, чтобы лыжник учился анализировать свои движения и определять ошибки, а преподаватель только направлял его на верный путь . Этап закрепления и совершенствования . Цель этапа – обратить умения и навык и выработать умение применять освоенный способ передвижения на лыжах в различных условиях и сочетаниях с другими способами. Процесс обучения на этом этапе включает две стадии развития двигательного навыка: 1. Стадия уточнения навыка в основном варианте действия; 2. Стадия формирования умения и навыков в дополнительных вариантах действия. Задачи обучения на третьем этапе таковы: 1.Закрепить основную технику способа передвижения на лыжах, продолжая уточнение деталей; 2.Научить целесообразно выполнять усвоенные действия в различных условиях, в том числе в соревновательных и в сочетании с другими действиями; 3.Обогащать технику новыми деталями в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся и с учетом улучшения физической подготовленности их. Навыком, в первую очередь, необходимо овладеть «чувством лыжи и снега»: научиться управлять лыжами, отталкиваться лыжей от снега и переносить массу тела с одной ноги на другую. В то же время не следует забывать о необходимости выработки умения удерживать равновесие – умения уверено скользить на двух лыжах и особенно на одной .
При решении этих задач можно делать подводящие упражнения и применять наиболее простые способы передвижения на лыжах: многократно принимать разную позу лыжника на месте; поочередно поднимать ноги с лыжами на месте, сгибая их, как при обычной ходьбе; поочередно поднимать носки лыж, не отрывая пятку от снега и делать движения лыжей вверх и вниз, вправо и влево; делать перевороты, переступания на месте вокруг пяток и носков лыж, добиваясь параллельного положения лыж при приставлении лыжи; делать прыжки на месте вверх с двух ног и поочередно справой ноги на левую и наоборот, одновременно перенося массу тела; делать приставные шаги в сторону на два и четыре счета; делать, стоя на месте, маховые скользящие движения ногой с лыжей вперед-назад и т.д. С помощью этих упражнений вырабатывают двигательные навыки, сходные с элементами техники основных способов передвижения на лыжах (лыжные ходы, переход, повороты в движении). Можно применять и игровые упражнения – скольжение (тот, кто проскользит расстояние между флажками, сделав меньше шагов, – победитель); накат (кто дальше укатится за 10 шагов); гонки (ноги связаны выше голени, только по прямой! 50-100 м, кто быстрее). В этих упражнениях развивается быстрота. Силовые качества развиваются в играх на лыжах, требующих приложения для достижения результата мощных усилий ногами, руками и туловища. Для этого подбирают соответствующие игровые задания или изменяют условия, в которых проводятся игры. Например, если проводить игру «Быстрый лыжник», «Догонялки» и др. на небольшом подъеме или, наоборот, на глубоком снегу, то они будут способствовать развитию силы.
« Догонялки». В четыре диаметрально противоположных места круговой лыжни обозначаются стартовые линии. В гонке участвуют одновременно 4 лыжника. По старту лыжники начинают гонку. Каждый стремится быстрее настигнуть бегущего впереди лыжника. Как только один из лыжников догонит бегущего впереди, он становится победителем. Гонка заканчивается. (Место проведения: круговая лыжня с меняющимся рельефом длиной200 м. Игра проводится как классическими, так и коньковыми ходами). Запрещается использование отталкиваний палками или, наоборот, разрешается передвижение только с помощью обоих палок, можно значительно увеличить силовую нагрузку на ту или иную группу мышц. Например, в играх с преодолением полного подъема одновременным или попеременным бесшажным ходом(используя отталкивание палками) большую силовую нагрузку получают мышцы рук и туловища, а при применении попеременного или конькового ходы без палок нагрузка приходится на мышцы ног. Игры, развивающие выносливость, проводятся на отрезках от 400 м. и более. Нагрузка уменьшается или увеличивается за счет изменения длины преодолеваемых отрезков, пауз отдыха между отдельными игровыми заданиям, количество этапов в эстафетах и стартов в заданиях, продолжительности игры. Можно проводить такие игры: «Гонка с выживанием». На замкнутой круговой лыжне одновременно стартуют5-8 лыжников. Линия старта является и линией финиша. После прохождения каждого круга лыжник, оказавшийся на финише последним, выбывает из игры. Например, стартовали 5 лыжников, а после завершения первого круга гонки продолжают 4,после второго круга – 3 и т.д. «Охота на лис». «Лисы» –2-4 лучших лыжника углубляются в лес на 400-500 м. «Охотники» – все остальные участники – через 5 минут выходят на поиск «лис». «Лисы» убегают, прячутся за деревьями, в оврагах, кустах, меняют направление, путают следы. «Охотники» стараются их найти и поймать. По сигналу игра прекращается, и игроки возвращаются на место сбора. Ценность подвижных игр и игровых упражнений заключается в том, что в них работа над закреплением и совершенствованием техники передвижения на лыжах и воспитанием физических качеств проходит интересно, эмоционально и как бы незаметно для учащихся.
Воспитание познавательного интереса . Понятие познавательного интереса . Интересы ребёнка… Как они причудливы, непостоянны, парадоксальны для взрослого ума. : Интерес –наиболее управляемое состояние ребёнка. И управляя интересами, регулируя их хоть в какой-то степени, мы можем действовать и на способности школьника. Гельвецкий писал, что различные способности человека – это клавиши органа, а интерес – это руки органиста. Интерес создаёт мелодию !. Интерес – это тот маленький парашютик , который раскрывается первым и вытаскивает из ранца основной купол – способности. Интерес ведёт к знанию. Многие учёные под интересом и понимают влечение к знанию и познанию. Но интерес обязательно затрагивает и наши чувства, эмоции. Дети не говорят: «Мне интересны уроки физкультуры». Они говорят: « Я люблю физкультуру». Интерес и любовь –явления одного плана. Эти слова можно было бы иногда и взаимно заменять. То, что мы не переживаем эмоционально, что не волнует нас, не вызывает интереса. Развивая интересы, мы тем самым развиваем и чувства. И то же самое можно сказать о воле. Ибо именно на интересном мы тренируемся в умении сосредотачивать свою волю так, что потом мы можем применить усилие воли и к неинтересному, заставить себя заинтересоваться .
Заинтересоваться – значит попробовать что-то сделать, увидеть, что у тебя получается, почувствовать радость и потому – желание продолжить работу, испытать эту радость вновь и вновь. Мальчишка тогда увлечется бегом на лыжах, когда он увидит, что бегает не хуже других, может лучше. Его интерес развивается, потому что помогает самовыявлению, самоутверждению, дает возможность демонстрировать свои способности. Успех выпадает где-то там, где соединяется, где встречается любознательность и способность; они рождают интерес. Интерес побуждает заниматься этой деятельностью; занятия развивает способности. Первый успех придает силы . Но кто же поможет ребенку найти свой интерес, увидеть предмет интересным? Прежде всего – учитель. Психолог В.Г. Иванов, анализируя интересы у школьников 13-14 лет, пришел к выводу, что для возникновения интересов решающее значение имеют отношения «педагог-учащийся». Если учитель рассказывает о своем предмете с гордостью, если перед ребятами все время встают проблемы и загадки; если, наконец, сам учитель – и это все чувствуют – считает свой предмет очень важным, если он увлечен им, это увлечение передается и детям. Если же учитель еще и справедлив в оценках, умеет поддерживать первый успех (или раздразнить), если он знает тайны возникновения детского интереса и умело использует это свое знание, он как раз и идет навстречу природной любознательности ребят, возникает контакт – пробуждается интерес.
Интересы ребенка – сплав. Мы должны облагородит его, придать ему нужные пропорции, а, значит, прочность и красоту. Мы должны воспитывать ребенка так, чтобы он, оставаясь всего-навсего слушателем или зрителем, был бы в то же время активным слушателем и активным зрителем. Чтобы его интерес был деятельным даже в этой области, где он самой природой, казалось бы, обречен на пассивность. Если ребенок занимается спортом, он как-то выражает себя, если его увлекает общественная работа, он тоже проявляет себя. Ребенок не раб своих собственных интересов. Он очень скоро научится определять их ценность, их отношение к будущей профессии и сознательно выбирает занятие по душе; начинается процесс самовоспитания, который длится всю жизнь – если только он начался. Интересы и способности –два цветка на одном стебле, две стороны одного явления; эта неразлучная пара, как вопрос и ответ. Лишь соединения интереса и способностей, высокое их развитие делают человека высокопродуктивным.
Польза катания на лыжах Польза катания на лыжах общеизвестна. Активный отдых – это укрепление здоровья и хорошее настроение. Один из самых полезных зимних видов спорта, доступный практически всем!
Спасибо за внимание! Заключение . В результате проведённых исследований была изучена методика подвижных игр, как основного средства повышения эффективности лыжной подготовки учащихся. Так же осуществлён подбор игр, их классификация и требования, предъявляемые в целом к подвижным играм. Содержание подвижных игр позволяет обосновать их выбор с целью повышения технической и тактической подготовки лыжников. Изучение теории и методики подвижных игр позволило составить комплекс тех игр и имитационных упражнений, которые, по мнению автора. Будут способствовать повышению интереса учащихся к урокам физкультуры в целом, и лыжной подготовки в частности. На этапе педагогического эксперимента составленный комплекс подвижных игр был применён во время уроков физкультуры по лыжной подготовке и результативность этого комплекса подтверждена данными, полученными в ходе вторичного констатирующего эксперимента. Таким образом, можно сделать вывод, что использование подвижных игр во время лыжной подготовки учащихся повышает интерес и эффективность к урокам физкультуры.
http:// www.bestreferat.ru/images/paper/17/71/7697117.png http:// www.sandrinebailly.ru/text/lyzhniy_sport/lyzhniy_sport-31.jpg http:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=586 f26489 0eb8efcbc6956b095cad8f5-56-144&n=21 http:// www.cyclosport.ru/pictures/node108/skate2.jpg http:// www.sandrinebailly.ru/text/lyzhniy_sport/lyzhniy_sport-16.jpg http:// www.studmed.ru/docs/static/a/5/5/0/d/a550d7ee3d3.jpg http:// skaz.com.ua/pars_docs/refs/2/1167/1167_html_m57df6dbe.png Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ритмике "Выполнение простых имитационных упражнений и игр"
Тема: «Выполнение простых имитационных упражнений и игр» Цель: коррекция двигательных недостатков через выполнение простых имитационных упражнений и игр. Задач...
Дыхательные имитационные упражнения для младшего школьного возраста
Дыхательная гимнастика (1-4 класс)...
Методическое пособие Применение имитационных упражнений при подготовке лыжников-гонщиков
Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов - это упражнения без лыж, копирующие отдельные элементы (части) лыжного хода или ход в целом. Освоив эти упражнения, отработа...
Обучение комплексам дыхательных упражнений на уроках физкультуры
Дыхательные упражнения по разным методикам...
Использование танцевальных упражнений на уроках физкультуры в младших классах.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают ин...
Научно-исследовательская работа «Содержание и организация проведения занятий с преимущественным применением имитационных упражнений лыжника»
Лыжная подготовка в общеобразовательной школе занимает одно из ведущих мест по значимости для физического развития учащихся, оказывает большое оздоровительное влияние на организм ш...
Исследовательская работа "Содержание и организация проведения занятий с преимущественным применением имитационных упражнений лыжника"
Данная методика может быть применена тренерами-преподавателями ДЮСШ на тренировочных занятиях по лыжным гонкам...