Адаптированная программа для детей с ОВЗ по физической культуре
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОВЗ пояснительная записка | 39.35 КБ |
КТП для ОВЗ | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс 1-4 классы, (допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В. В. Воронковой, авторы Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова, 8-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 176 с.
Учебник Физическая культура 1-4 класс, В.И. Лях. М- Просвещение, 2013-190 с .
Программа разработаны с учётом особенностей умственного и речевого развития, а также познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Программа включает разно уровневые требования к овладению знаниями и умениями учащимися. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Физическая культура», который определен стандартом.
Цели: сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики обучающихся, а также их воспитанию.
Задачи предмета:
- преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений;
- укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата;
- содействовать формированию у обучающихся правильной осанки;
- готовить обучающихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений и играм;
- учить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества;
- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность;
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Количество учебных часов, на которое рассчитана адаптированная рабочая программа: Структурно и содержательно программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки и рассчитана на 68 часов в учебный год, по 2 часа в неделю.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (умственной задержкой).
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся: На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.
На всех уроках предпринимаются меры для предупреждения несчастных случаев, проводится инструктаж по Технике безопасности.
Чтобы обучающиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Характерной особенностью обучающихся с умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них обстановку, обучающиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.
Поскольку обучающиеся этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.
Обучение предмету «Физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания обучающихся.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физической культуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Все уроки по физической культуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Организационная структура: основной формой работы по физической культуре является урок.
Принципы планирования урока физической культуры:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.
Методы:
- Метод имитации.
- Методы стимулирования интереса к учёбе.
- Методы поощрения и порицания.
- Методы контроля и самоконтроля.
- Методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков.
Используются ТСО: музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- комплексное применение знаний и умений урок закрепления знаний, умений, навыков;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
- тренировочный;
- игровой;
- нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-соревнования и др.)
Содержание программы:
Урок физической культуры включает следующие разделы.
I. Теоретические основы знаний:
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке; значение спортивной формы и подготовка к уроку; правила личной гигиены; название спортивных снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках; значение утренней зарядки; правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
II. Практическое овладение двигательными умениями и навыками.
Программный материал по физической культуре состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика, , лыжная подготовка, подвижные игры.
В каждый раздел программы включены коррекционные игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.
Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
Распределение материала носит условный характер. В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить сетку часов и выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Содержание программного материала по предмету во 2 классе:
Основы знаний.
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке.
Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.
Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.
Значение утренней зарядки.
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Гимнастика.
Основная стойка.
Строевые упражнения.
Построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!». Перестроение из колонны по одному в круг, двигаясь за учителем. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину, взявшись за руки. Расчет по порядку.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.
Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.
Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами.
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
Комплексы упражнений со скакалками.
Элементы акробатических упражнений.
Кувырок вперед по наклонному мату, стойка на лопатках, согнув ноги.
Лазанье.
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами.
Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (с толканием мяча).
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.
Висы.
В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног.
Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.
Равновесие.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), на носках с различным движением рук, боком приставными шагами, по наклонной скамейке.
Ходьба по полу по начертанной линии.
Ходьба.
Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с перешагиванием через предмет (2—3 предмета), по разметке.
Бег. Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно), с преодолением простейших препятствий, бег на скорость до 30м.
Медленный бег до 2мин.
Прыжки. Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3—4м, в высоту с прямого разбега).
Метание.
Метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2—6м с места и на дальность.
Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
Общая физическая подготовка.
Специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации).
Упражнения общей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).Круговая тренировка.
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений).
Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта, квадрат, круг). Движение в колонне с изменением направлений по установленным на полу ориентирам.
Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.
Шаг вперед, шаг назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами. Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира. Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя.Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.
Подвижные игры.«Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок», «Салки маршем», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики», «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?», «У медведя во бору», «Пустое место», «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?», «Лучшие стрелки»
Лыжная подготовка. Переноска лыж. Ступающий шаг без палок и с палками. Скользящий шаг. Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж. Передвижение на лыжах до 600 м (за урок).
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
Класс | Виды упражнений, кол-во часов | Всего часов | |||
Гимнастика | Легкая атлетика | Подвижные игры | Лыжная подготовка | ||
2 | 20 | 16 | 20 | 12 | 68 |
Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Физическая культура» во 2 классе.
Уровень | Критерии оценивания |
I уровень (высокий) | Выполняют нормативы в соответствии высокому уровню. Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами, выполняют правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеют пользоваться навыками на практике. |
II уровень (средний) | Выполняют нормативы в соответствии среднему уровню. Выполняют упражнения в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике. |
III уровень (ниже среднего) | Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию. Выполняют упражнения с помощью учителя. Нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений. |
Успеваемость оценивается по пятибалльной системе.
Оценка «5» ставится, если ученик самостоятельно выполняет упражнения, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеет пользоваться навыками на практике.
Оценка «4» ставится, если ученик выполняет упражнения в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.
Оценка «3» ставится, если ребёнок не умеет пользоваться навыками на практике, выполняет упражнения по подражанию. Выполняет упражнения с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении упражнений.
Обучающиеся к концу 2 класса должны знать и уметь:
- знать правил безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- знать названий снарядов и гимнастических элементов;
- выполнять команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!»;
- выполнять построение в шеренгу и равнение по носкам;
- выполнять перестроение из колонны по одному в круг; перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину, взявшись за руки; расчет по порядку;
- выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений с предметами и без предметов;
- выполнять кувырок вперед, стойку на лопатках согнув ноги;
- выполнять лазание по скамейке одноименным и разноименным способами, перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом;
- выполнять упражнения в равновесии (ходьба по гимнастической скамейке с предметом, боком приставным шагом, по наклонной скамейке, по начерченной линии);
- ходить с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различным положением рук, с перешагиванием через предметы, по разметке;
- выполнять бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках, с преодолением простейших препятствий;
- бежать на скорость до 30м, в медленном темпе до 2мин;
- выполнять прыжки в длину и высоту с шага;
- выполнять метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели и на дальность;
- выполнять броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах);
- выполнять специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации);
- выполнять упражненияобщей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
В целях контроля во 2 классе проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности обучающихся: бег 30м, челночный бег 3*10м, прыжок в длину с места, подтягивание в висе (в висе лежа).
Оценка по предмету «Физкультура» определяется в зависимости от степени овладения обучающимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Контрольные упражнения | мальчики | девочки | |||||
высокий | средний | ниже среднего | высокий | средний | ниже среднего | ||
1 | Бег 30м (сек) | 6,5 | 6,8 | 7,2 | 6,8 | 7,0 | 7,4 |
2 | Челночный бег 3*10м (сек) | 10,0 | 10,2 | 10,6 | 10,5 | 10,8 | 11,2 |
3 | Прыжки в длину с места (см) | 145 | 125 | 90 | 135 | 125 | 80 |
4 | Подтягивание в висе/в висе лежа (раз) | 3 | 2 | 1 | 6 | 5 | 4 |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС | |||||
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Дата | ||
план | факт | ||||
Легкая атлетика | 5 | ||||
1 | 1 | Вводный инструктаж по ПБ. ПБ на уроках легкой атлетики. Подвижная игра «Салки с домиком» | 1 неделя С 01.09. по 03.09. | ||
2 | 1 | Тестирование челночного бега 3х10 м. | 2 неделя С 05.09. по 10.09 | ||
3 | 1 | Техника метания мяча на дальность | |||
4 | 1 | Тестирование метания малого мяча на дальность | 3 неделя С 12.09. по 17.09. | ||
5 | 1 | Тестирование челночного бега 3х10 м. | |||
Гимнастика | 5 | ||||
6 | 1 | Упражнения на координацию движений | 4 неделя С 19.09 по 24.09. | ||
7 | 1 | Тестирование наклонов вперед из положения стоя | |||
8 | 1 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с. Игра «Карусели» | 5 неделя С 26.09 по 01.10 | ||
9 | 1 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. | |||
10 | 1 | Тестирование виса на время | 6 неделя С 03.10 по 08.10 | ||
Подвижные игры | 10 | ||||
11 | 1 | Подвижная игра «Кот и мыши» | 6 неделя С 03.10 по 08.10 | ||
12 | 1 | Подвижная игра «Осада города» | 7 неделя С 10.10 по 15.10. | ||
13 | 1 | Подвижная игра «Белочка-защитница» | |||
14 | 1 | Подвижная игра «Шишки, желуди орехи», «Самые сильные» | 8 неделя С 17.10 по 22.10. | ||
15 | 1 | Подвижная игра «Пятнашки маршем» | |||
16 | 1 | Подвижная игра Подвижная игра «Хвостики» | 9 неделя С 24.10. по 28.10 | ||
17 | 1 | Подвижная игра Подвижная игра «Воробьи-вороны» | |||
18 | 1 | Подвижная игра «Попади в цель» | 10 неделя С 07.11. по 12.11. | ||
19 | 1 | Подвижная игра «Лучшие стрелки» | |||
20 | 1 | Подвижная игра «Два сигнала», Запрещенное движение» | 11 неделя С 14.11. по 19.11. | ||
Гимнастика | 10 | ||||
21 | 1 | Разные виды перелезаний | 11 неделя С 14.11. по 19.11. | ||
22 | 1 | Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине | 12 неделя С 21.11. по 26.11 | ||
23 | 1 | Вращение обруча | |||
24 | 1 | Варианты вращения обруча | 13 неделя С 28.11. по 03.12. | ||
25 | 1 | Лазанье по канату и круговая тренировка | |||
26 | 1 | Кувырок вперед с трех шагов. | 14 неделя С 05.12. по 10.12. | ||
27 | 1 | Кувырок вперед с разбега | |||
28 | 1 | Усложненные варианты выполнения кувырка вперед | 15 неделя С 12.12. по 17.12. | ||
29 | 1 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись | |||
30 | 1 | Стойка на голове | 16 неделя С 19.12. по 24.12. | ||
Подвижные игры | 2 | ||||
31 | 1 | Эстафеты с мячом | 16 неделя С 19.12. по 24.12. | ||
32 | 1 | Упражнения и подвижные игры с мячом. Игра «Выбивало» | 17 неделя С 26.12. по 28.12. | ||
Лыжная подготовка | 12 | ||||
33 | 1 | ПБ на уроках лыжной подготовки. Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок | 18 неделя 11.01. по 14.01 | ||
34 | 1 | Повторный инструктаж по ПБ. Повороты переступанием на лыжах без палок. | 19 неделя С 16.01 по 21.01. | ||
35 | 1 | Ступающий и скользящий шаг на лыжах с палками | |||
36 | 1 | Торможение падением на лыжах с палками. | 20 неделя С 23.01. по 28.01. | ||
37 | 1 | Прохождение дистанции 1 км на лыжах | |||
38 | 1 | Повороты переступанием на лыжах с палками и обгон | 21 неделя С 30.01. по 04.02. | ||
39 | 1 | Подъем на склон «полуелочкой» и спуск на лыжах | |||
40 | 1 | Подъем на склон «елочкой» | 22 неделя С 06.02. по 11.02. | ||
41 | 1 | Передвижение на лыжах змейкой. | |||
42 | 1 | Подвижная игра на лыжах «Накаты» | 23 неделя С 13.02 по 18.02. | 21.02.17 02.02.17. | |
43 | 1 | Прохождение дистанции 600м на лыжах | |||
44 | 1 | Контрольный урок по лыжной подготовке | 24 неделя С 20.02. по 25.03. | ||
Гимнастика | 5 | ||||
45 | 1 | Стойка на лопатках | 24 неделя С 20.02. по 25.03. | 28.02.17. | |
46 | 1 | Стойка на лопатках, согнув ноги. | 25неделя С 27.02. по 04.03. | ||
47 | 1 | Упражнения с гимнастическими палками. | |||
48 | 1 | Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. | 26 неделя С 06.03 по 11.03. | ||
49 | 1 | Круговая тренировка | |||
Подвижные игры | 8 | ||||
50 | Подвижная игра «Салки маршем» | 27 неделя С 13.03. по 18.03. | |||
51 | Подвижная игра «Повторяй за мной» | ||||
52 | Подвижная игра «У ребят порядок строгий» | 28 неделя С 20.03. по 24.04. | |||
53 | Подвижная игра «Пустое место», У медведя во бору» | ||||
54 | Ловля и броски мяча в парах | 29неделя С 03.04. по 08.04. | |||
55 | Подвижная игра «Осада города» | ||||
56 | Броски и ловля мяча в парах. | 30 неделя С 10.04. по 15.04. | |||
57 | Подвижная игра «Хвостики», «Воробьи-вороны» | ||||
Легкая атлетика | 11 | ||||
58 | Тестирование прыжка в длину с места | 31 неделя С 17.04 по 22.04. | |||
59 | Техника метания на точность (разные предметы) | ||||
60 | Тестирование метания малого мяча на точность | 32неделя С 24.04. по 29.04. | |||
61 | Беговые упражнения. | ||||
62 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | 33 неделя С 03.05. по 06.05. | |||
63 | Тестирование челночного бега 3х10 м. | 34 неделя С 08.05. по 13.05 | |||
64 | Тестирование метания мяча на дальность. | 35 неделя С 15.05 по 20.05. | |||
65 | Бег 500 м | ||||
66 | Беговые упражнения. | 36 неделя С 22.05. по 27.05. | |||
67 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | ||||
68 | Тестирование челночного бега 3х10 м. | 37неделя С 29.05 по 31.05 | |||
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
Аттестация и оценивание детей СМГ при занятиях физической культурой
Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой...
Отчет. Комплексный подход к развитию детей с ОВЗ и детям инвалидам на уроках физическая культура.
Комплесный подход к развитию детей с ОВЗ и детей инвалидов на уроках физическая культура. Состоит из общих сведений. Принципов: индивидуальный подход, чередование умственной и физической работы, педаг...
Рабочие программы по технологии 5-8 класс (ФГОС ООО), адаптированные программы для детей с ОВЗ
Представленные программы без календарно-тематического планирования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Грачева Олега Юрьевича, учителя физической культуры по физической культуре, 5 класс МБОУ "Лянторская СОШ № 6"
Элементы рабочей программы. Планируемые результаты освоения учебного предмета Содержани...
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» на 2018 – 2022 г.
Актуальность: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявл...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....