Роль подвижных игр
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Хахалева М.В.
Учитель физической культуры МОУ СШ № 64 г. Волгоград
РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В 5-6 КЛАССАХ.
Ключевые слова: физическая культура, подвижные игры, развитие личности.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игровая деятельность многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры. Собственно (элементарные) подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение установленной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать противника или убежать от него и т.д.). Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры. Подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь. Подвижные игры могут быть индивидуальными или коллективными. Каждая игра имеет свои содержание, форму и методические особенности. Содержание подвижной игры составляют: сюжет (образный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели. Форма подвижной игры – организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса, в других - коллективно, отстаивая интересы своего коллектива, своей команды. Также различные построения играющих для игры (врассыпную, в круг, в шеренгу). Форма игры связана с содержанием и обуславливается им. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны: а) образность; б) самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами; в) творческая инициативность в действиях в соответствиями с правилами; г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры; д) внезапность, изменчивость в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы; е) элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры; ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус. Подвижные игры способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Практика работы показывает, что игра является одним из важных средств формирования у детей и подростков высоких нравственных и физических качеств. Учащиеся 5-6 классов (11-12 лет) увлекаются играми более сложными. Объясняется это тем, что дети в этом возрасте обладают большей устойчивостью в работе сердца, большей емкостью легких, хотя дыхательная система еще и недостаточно развита. Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще недостаточно развиты, поэтому организм еще недостаточно подготовлен к длительным силовым напряжениям, односторонним нагрузкам. Дыхательная система значительно более развита, но дыхание еще недостаточно глубокое. Нервная система совершенствуется. Нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга. В этом возрасте дети более чувствительны и податливы к развитию и совершенствованию ловкости. Обогащается их тактика поведения в играх. Игры более длительны по времени и более насыщены сложными движениями, что способствует воспитанию у ребят выносливости. Детей в этом возрасте очень интересуют игры, в которых они могут совершенствовать свои действия. Их увлекает сам процесс игры, им нравится проявлять быстроту, ловкость, меткость, силу и сообразительность. Использую игры с преимущественной направленностью воздействия на отдельные скоростные и силовые способности, но не требующие предельного напряжения, причем эти напряжения носят циклический характер. Например: игра «Скакуны», «Гонка мячей по кругу», «Бой петухов», «Борьба в квадратах». Младшие подростки мыслят более критично и отвлеченно, выходя за пределы образов, предпочитают опираться на чувствительные представления и восприятия. Способность к отвлеченному мышлению, приобретенный запас знаний, и двигательный опыт позволяют им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами и сложными взаимоотношениями. В процессе проведения подвижных игр я, как учитель физической культуры, выбирая ту или иную подвижную игру, для себя ясно определяю, для решения каких педагогических задач она будет использована на уроке. Даже прибегая к игре из узких соображений эмоциональной разрядки или повышения интереса школьников к занятиям, я не могу допускать стихийных моментов в ее организации и проведении. Отсутствие определенной педагогической цели отрицательно сказывается на использовании игры, искажает ее результаты. Более того, это приводит к отрицательным воспитательным эффектам. Вот почему постановка, формулировка и методика решения педагогической задачи игры в каждом конкретном случае имеет совершенно определенный смысл. Если проанализировать задачи, которые способна решать та или иная подвижная игра, становится ясна многоплановость подвижных игр. Например, всем известная игра «Наступление» способствует развитию быстроты (физические качества), помогает целенаправленно воспитывать решительность и выдержку (волевые качества), прививает чувство коллективизма (моральные качества), воспитывает внимательность и дисциплинированность (личностные качества) и т.д. Существует ли возможность одновременного воздействия на весь этот спектр качеств, свойств и способностей? Да и нужно ли это? Здесь я для себя отмечаю коренную разницу двух понятий: «что может игра» и «что может учитель». Если дети участвуют в игре «Наступление», без руководства учителя, многие перечисленные выше и некоторые другие способности школьников так или иначе будут развиваться. Однако вряд ли передвижение играющих будет быстрым и качественным. Возможны и негативные варианты, например с позиции воспитания решительности. Для этого достаточно лишь не акцентировать внимание наступающих игроков на обязательности движения, навстречу ожидающей команде до сигнала. Стоит наступающим почувствовать возможность торможения, преждевременного расцепления рук и тому подобное, как игра станет мощным средством воспитания трусости, индивидуализма, а возможно, и подлости. Вот такое большое значение имеет фактор управления игрой! Что нужно знать, прежде чем проводить игру? Мои действия заключаются в следующем: ∙ во-первых, выбираю те направления педагогического воздействия, на которые способна повлиять в данном конкретном случае; ∙ во-вторых, классифицирую их на главные и сопутствующие;∙ в-третьих, провожу игру, уделяя основное внимание этим направлениям. В игре «Наступление» главным направлением педагогического воздействия может быть воспитание у детей выдержки, а вспомогательным – развитие скоростных качеств. Чтобы воспитывать выдержку, необходимо мотивировать детей на ее проявление. Лучший результат в таких случаях обычно достигается способом одновременного предостережения и поощрения. Например, перед игрой ввожу правило: игроки, изменившее исходное положение до сигнала, не имеют право догонять и солить соперников, а наиболее выдержанные игроки поощряются, невзирая на количество осаленных ими соперников. Сопутствующей вспомогательной задаче уделяю значительно меньше внимание, так как сам игровой сюжет способствует скоростными проявлениями. Однако полезно акцентировать внимание играющих на тех моментах, которые могли бы способствовать оптимальному развитию скоростных качеств. С этой целью можно объявить о том, что будут отмечены игроки, совершившие самые быстрые стартовые рывки. Перед игрой можно кратко напомнить о закономерностях набора максимальной скорости (наклоны туловища, частота шагов и др.). Но даже в старших классах нельзя решать в игре одновременно две равноценные задачи, одна из них всегда должна быть главной, другая - вспомогательной. Не исключено, что в другой раз значимость этих задач может поменяться. Чтобы добиться непременного решения поставленной в игре задачи, я для себя определила этапность педагогических действий. Первый этап решения педагогической задачи включает рассказ о правильной технике выполнения изучаемого элемента, показ её, а также обязательное предостережение от характерных ошибок. Проанализируем этот этап на примере игры ″Передал – садись″. Предположим, если поставить такую задачу: в игровых условиях совершенствование в технике передачи мяча от груди двумя руками. Естественно, после объяснения игры, ответив на все вопросы, можно попросить играющих обратить внимание на правильность выполнения передачи. Однако нельзя показ (и рассказ) техники выполнения того или иного элемента сочетать с показом (и рассказом) хода самой игры. Это значительно затрудняет как понимание игры занимающимися, так и процесс совершенствования технического элемента. Поэтому первый этап решения поставленной задачи всегда следует за объяснением игры. Технически правильно показав передачу мяча и сопроводив этот показ соответствующими комментариями, я перехожу к объяснению возможных ошибок: «Многие из вас во время передачи разводят локти – это грубая9 ошибка. Старайтесь так держать мяч (следует показ), чтобы предплечья были параллельны друг другу…» Играющие проинформированы об ошибке. Но этого мало, и потому следует добавление: «Те учащиеся, которые по забывчивости станут всё же разводить локти во время передачи, будут наказываться двумя штрафными очками». Здесь эффективна так называемая очковая система. Она состоит в том, что команда, закончившая игру первой, получает одну сумму очков (например, 10), а пришедшая второй – меньшую сумму (например, 8). За каждую ошибку, связанную с поставленной задачей (в нашем случае – разведение локтей), из этой суммы вычитается 2 очка, а за все другие ошибки (игроки уронили мяч, зашли за линию передачи и др.) – 1 очко. Такой подход вместе со стимулированием правильного выполнения технического элемента, оптимизацией процесса совершенствования важен и в организационном плане: даже явно отстающая команда всегда доигрывает до конца, надеясь набрать меньше штрафных очков и одержать победу. Второй этап решения педагогической задачи совпадает с процессом непосредственного течения игры. Здесь у меня, казалось бы, простая работа – исправлять ошибки, о которых я предупреждала детей на первом этапе. Но это не так легко сделать, потому что с процессом совершенствования передачи переплетаются проблемы судейства, воспитательные акции в виде замечаний по проведению играющих, подсказки по тактике действий и т.д. Тем не менее, не исправлять ошибки нельзя. Это может привести не только к отсутствию прогресса в совершенствовании передачи, но и к закреплению старых и рождению новых ошибок. В большинстве подвижных игр имеются естественные перерывы: для смены водящих, между таймами и т.д. Их-то я и использую для срочной информации в связи с проявившимися ошибками: «Некоторые из вас (можно перечислить) все же разводят локти при передаче. Теперь, я буду особенно внимательно следить за их действиями…» Далее выделяю и хороших исполнителей, а иногда и попросить их продемонстрировать технический приём, сопровождая его комментариями: «Посмотрите, как правильно лежат руки на мяче, локти опущены, взгляд с мяча переводится на принимающего передачу. Молодец, спасибо!» Третий этап решения педагогической задачи проводится по окончании игры, т.е. сразу после объявления её победителей, тех, кто лучше (хуже) проявил себя в игре. Здесь, как и на первом этапе, необходимо отделить анализ результатов игрового процесса от анализа допущенных ошибок, они не должны пересекаться и мешать друг другу. Тем более что одни играющие могут стать фактическими победителями, а другие – лучшими исполнителями. Так в игре «Часовые и разведчики», разведчик, например, несмотря на то, что его догнал и осалил часовой, может продемонстрировать лучшую комбинацию обманных движений, хотя он и проиграл единоборство более быстрому сопернику из-за слабо развитых скоростных качеств. Мои действия на третьем этапе слагаются из объявления лучших исполнителей технического приёма, игроков, чаще других допускавших ошибки, о которых сообщалось на первом этапе, а также из анализа ошибок, их причин: «Один из вас (перечисляет) разводили локти из-за невнимательности, другие (перечисляет) делали это из-за невнимательного хвата мяча и положения кистей рук (можно показать), третьим (перечисляет) кажется, что разведение локтей помогает сильнее послать мяч». Затем следует рекомендация для исправления ошибок: «Тем, кто неправильно держит мяч, во время ловли надо внимательно смотреть на него и своевременно исправлять неправильный хват». Целесообразно заблаговременно разработать домашнее задание с учётом предлагаемых ошибок. Я должна предвидеть их появление, иначе управлять процессом совершенствования невозможно. Когда педагогическая задача имеет воспитательный характер или связана с развитием физических, морально-волевых и личностных качеств занимающихся, схема её решения не меняется. Так, в игре «Бой петухов» может быть поставлена задача воспитания настойчивости. Тогда на первом этапе после объяснения игры я показываю, как смело и активно надо атаковать соперника. Ошибкой выполнения игрового задания является пассивность и уклонение от борьбы. На втором этапе в процессе игры я словесно стимулирую активность играющих, а на третьем - подробно разбираю причины вялой борьбы (страх перед столкновением, нежелание быть активным и т.д.) и пути устранения этих причин (развитие смелости с помощью специальных упражнений, повышение уровня притязаний и самооценки). В игре «Скакуны» ставлю задачу, развитие силы ног. Исходя из её решения, обуславливаются параметры прыжка на одной ноге (длина, высота, частота), способ передвижения бегунов (может усложняться), время, размер игровой площадки и количества скакунов, одновременно атакующих соперников. Осознанный подход к организации подвижной игры, максимальное использование её педагогических возможностей путём рациональной методики проведения и предлагает ту полезную отдачу, на которую проводимая игра рассчитана.
Литература:
1. В.И. Лях, А.А. Зданевич, «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» - Москва «Просвещение", 2012 г.
2. В.М. Качашкин, «Методика физического воспитания» - Москва «Просвещение», 1972.
3. Ю.А. Янсон. «Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии» – Ростов-на-Дону, 2005.
4. Л.В. Былеева, И.М. Коротков, «Подвижные игры» – Москва, «Физкультура и спорт», 1982.
5. Л.Е. Любомирский, Г Б. Мейксон, В.И. Лях, «Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений» - Москва, «Просвещение", 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейная эстафета.Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры
Спортивные конкурсы для всей семьи.Для чего необходимо применение подвижных игр на уроках физической культуры....
Роль подвижных игр в развитии детей.
Место подвижных игр в образовательном процессе и их значение....
Роль подвижных игр в занятиях по художественной гимнастике
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игровая деятельность очень многообразна: д...
Доклад на тему: «Роль подвижной игры в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ».
Доклад на тему:«Роль подвижной игры в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ»....
Роль подвижной игры в развитии детей с ОВЗ
Рекомендации для родителей...
Роль подвижных игр в обучении младших школьников.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, разви...
Роль подвижных игр на развитие физических качеств у детей начальной школы
Определение и специфика подвижной игрыПодвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных ...