Феномен стрелков-женщин
статья по физкультуре на тему
Наблюдения показывают, что в ответственных соревнованиях стрелки - женщины выступают более надёжно, чем мужчины. Но ведь основным вредоносным фактором, затрудняющим показ в соревнованиях высоких результатов, освоенных в тренировке, является эмоциональное возбуждение. Что же, общепризнанная эмоциональность женщин, следовательно их подверженность стрессогенным ситуациям не находит подтверждений? ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen_strelkov-zhenshchin.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдения показывают, что в ответственных соревнованиях стрелки - женщины выступают более надёжно, чем мужчины. Но ведь основным вредоносным фактором, затрудняющим показ в соревнованиях высоких результатов, освоенных в тренировке, является эмоциональное возбуждение. Что же, общепризнанная эмоциональность женщин, следовательно их подверженность стрессогенным ситуациям не находит подтверждений? Нет, женщины - есть женщины! Но целый ряд особенностей женского характера и получаемого воспитания вырабатывает своеобразный иммунитет к воздействию стресс-факторов пулевой стрельбы.
Мальчики и девочки начинают заниматься стрелковым спортом примерно в одном возрасте, тринадцать-четырнадцать лет. К этому времени девочки заметно опережают мальчиков в физическом и психическом развитии. При правильном инструктировании они легче осваивают технику выстрела. В этом возрасте девочки, как правило, менее импульсивны, чем мальчики. Они более внимательны к указаниям тренера, более старательны, более терпеливы в работе над выстрелом, способны лучше сосредотачиваться на своих действиях. Девочки менее честолюбивы, они более поглощены процессом работы над выстрелом, чем заботой о своём престиже. "Ореол славы" не ослепляет их.
Эти особенности женского характера частично заложены природой, предопределившей главенствующую функцию женщин в создании семьи, воспитании детей. На это накладываются воспитательные воздействия, приучения к домашнему труду. Свободное от школы время девочки больше проводят дома. Мальчики при первой возможности убегают к своим сверстникам. Установлено, что, закончив образование и получив специальность девочки не стремятся к высокой служебной карьере, удовлетворяясь работой по специальности. Мальчики стремятся пробиться к начальственным административным постам. Всё это данные социологических исследований проводимых в нашей стране и за рубежом. Естественно, постановка высоких спортивных целей, стремление к их достижению, воспринимается мальчиками и девочками по-разному. Очень болезненно у первых и сравнительно спокойно у вторых.
Женщина-стрелок видит в жизненной перспективе семейное благополучие, воспитание детей. Неудачи соревнований менее отражаются на служебном положении женщин. Они спокойнее переживают их. Можно сказать, что занятия спортом для женщин более временное увлечение, "хобби", чем серьёзная жизненная перспектива, тогда как жизненные горизонты мужчин заполнены честолюбивыми мечтами. Действительно, женщины, в своей массе, более эмоциональны, чем мужчины. Те стрелки – женщины, которые не выдерживали напряжения соревновательной стрельбы, отсеялись "на подступах к большому спорту". Остались те, чья психическая устойчивость оказалась не слабее чем у стрелков мужчин. Они на равных с мужчинами подвергаются атакам со стороны стрессогенных факторов стрелковых соревнований. Но сила воздействия этих факторов в высокой степени зависит от отношения стрелка к их восприятию. На уровне большого спорта особым стрессогенным фактором является "никафобия", возникающая при мысли о торжестве ожидаемой победы, завоеваний высоких спортивных титулов, предстоящего "купания в лучах спортивной славы", открывающейся высокой жизненной перспективы.
Женский характер позволяет лучше противостоять этим вредоносным влияниям. История нашего спорта знает много имён стрелков-женщин, которые по стабильности результатов показываемых на крупнейших соревнованиях значительно опережали стрелков-мужчин. Ограничимся здесь такими именами: Евгения Сентюрина, Антонина Гааге, Елена Донская, Кира Бойко. Эти испытанные бойцы могли и не занимать призовых мест на отдельных соревнованиях, что случалось редко, но сколько-нибудь значительных срывов не допускали. Все они прекращали занятия спортом, далеко не исчерпав свои высокие спортивные потенциалы. В отличие от них только очень немногие стрелки-мужчины уходили из спорта в расцвете спортивного таланта. Вспоминается мне учебно-тренировочный сбор. Группа молодых женщин – стрелков из пистолета. На первом занятии тренер предлагает, чтобы каждая из них вышла вперёд и представилась, громко объявив свою фамилию, имя, отчество, спортивное звание, личный рекорд, цели, которые она ставит перед собой в спорте.
Оказалось, для большинства эта задача чрезвычайной сложности. Запинаясь, краснея, спортсменки что-то лепетали еле слышным голосом. Тренер: "не слышно, нужен настоящий доклад, громко, отчётливо, решительно!" Только после нескольких попыток удалось добиться полноценного доклада и то не у всех. Дальнейшие наблюдения показали, спортсменки докладывающие более решительно и уверенно лучше переносят обстановку соревнований, более охотно участвуют в стрельбах соревновательного характера. Спорт прочно вошёл в жизнь общества. Образ чемпиона обладает высокой привлекательностью, но всем ли "по плечу" требования "модели чемпиона"? Высокая личностная тревожность может возвести серьёзные преграды на пути к вершинам спорта, к борьбе за высшие спортивные титулы. Можно научиться метко стрелять, поддерживать высокий уровень тренированности, но невозможно вести точную стрельбу, когда вышли из под контроля эмоции, когда в крови "бушует вегетативная буря". Однако не следует забывать и того, что история человечества знает многие факты выдающихся достижений совершенных не благодаря удачным обстоятельствам, а вопреки им.
Так, холерикам и сангвиникам, отличительными особенностями которых являются реактивность и неуравновешенность, были рекомендованы прежде всего упражнения на релаксацию, физическое расслабление. Саморегуляция в таком случае основывается на использовании приемов отвлечения, переключения внимания на другие объекты. В ожидании сложных ситуаций, во время ответственной деятельности использовались такие приемы, как самовнушения-самоубеждения, построение внутренних опор. Для меланхоликов наиболее характерно сочетание невротичности, тревожности, мнительности и эмоциональной неустойчивости. Для наиболее эффективной ликвидации негативного влияния этих свойств применялись комплексы релаксирующих средств, медитация. Из вербальных средств наибольшее значение имели сублимация, рационализация, катарсис, тонизация.
У флегматиков отмечаются такие свойства темперамента, как эмоциональная устойчивость, инертность, ригидность. К особенностям этой группы можно отнести медленную врабатываемость, несвоевременное переключение при быстрой или неожиданной смене обстановки, но при этом же стабильность и устойчивость. Наиболее полезными из психологических воздействий в данном случае были признаны упражнения на совершенствование различных свойств внимания, моделирование разнообразных и непредвиденных ситуаций с выбором эффективного решения и идеомоторная тренировка с разнообразными упражнениями как по двигательной структуре, так и по быстроте и силе выполнения.
Источник: Вайнштейн Л. М. "Путь на Олимп"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. А. Акимов, В. В. Клименко «Феномен края»
Статья из журнала «Юный техник» 1988 г. №1-3Статья поможет лучше понять одарённых детей, избежать главных ошибок их воспитания. Хотя, по большому счету, эта статья - лишь постановка вопроса. Исчерпыва...
Феномен Гагарина
Презентация показана на литературном празднике, посвящённом 50-летию Космоса....
Анализ книги В.И.Россошанского "Феномен Гагарина"
работа по книге...
Урбанизация - феномен ХХ века
Одной из задач современной школы является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту за...
Феномен традиции в поликультурном образовании
Миссия школы, сформировавшаяся в предшествующие годы , ориентирует всех участников образовательного процесса на стремление к идеалу гуманистического образования на основе интеграции...
«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...
Урок как педагогический феномен
Прецентация "Урок как педагогический феномен" поможет учителю спланировать свой урок правильно и интересно....