Оценка перспективности младших школьников к занятиям каратэ киокусинкай.
статья по физкультуре на тему

Собанина Марина Николаевна

В работе рассматривается вопрос о совершенствовании методов отбора и прогнозирования в спорте.

Задачи исследования:

Изучить аспекты спортивного отбора младших школьников в секции   каратэ кекусинкай.

Проанализировать критерии оценки младших школьников к занятиям данным видом спорта.

Разработать комплекс наиболее информативных показателей для отбора в учебно-тренировочную группу.

     Оценить эффективность комплексной оценки перспективности юных каратистов на этапе начальной спортивной подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_perspektivnosti_k_zanyatiyam_karate_statya.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка перспективности младших школьников к занятиям каратэ киокусинкай.

  1. Теоретическое обоснование отбора спортсменов по скоростным качествам.

Конечно, первым критерием для поступающего в любую спортивную секцию является отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям, подтвержденное справкой врача.

Далее, не используя сложного оборудования, будем проводить тестирование спортсменов, пользуясь самым минимальным инвентарем, который найдется в любом спортивном зале.

Принято решение остановиться на таком наиболее информативном показателе отбора, как скорость!

Именно скоростные качества имеют существенное значение в отборе младших школьников к занятиям каратэ.

Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах, а также в других видах спорта. Эффективное использование силы важно. Применение силы в любом движении зависит от ряда факторов. Одним из них, наиболее важным, является быстрота. Основные удары ЦУКИ и ГЕРИ в каратэ Кекусинкай достигают своей силы концентрации максимума усилий в момент касания. Эта концентрация сил зависит во многом от быстроты, с которой выполняются приемы. Другим одинаково важным фактором является достижение большой быстроты при увеличении силы. Быстрота — важный элемент в приложении силы, однако можно не добиться ее большого эффекта без хорошего контроля.

 Другим принципом является то, что большая быстрота достигается тогда, когда сила движется по более длинному пути к цели. Например, в ударе ногой колено бьющей ноги сгибается, насколько возможно, и тело перемещается относительно цели так, чтобы нога полностью разогнулась в момент удара. Если удлинить путь ноги к цели, то удар ногой получится сильнее.
Для того, чтобы увеличить силу и быстроту, необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные и непредвиденные нападения. Такие тренировки могут быть средством уменьшения времени реакции.

   Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

К элементарным формам относятся:

  • быстрота реакции
  • скорость одиночного движения
  • частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. (Зимкин Н.В., 1956, Лях В.И., 1997).

Их принято считать элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят также быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей.

Двигательная реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями. (Захаров Е.Н., 1994)

2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования.

Анализ научно-методической литературы и цель работы определили задачи исследований,  проводимых на младших школьниках, для отбора в группы каратэ кекусинкай.

  • Изучить аспекты спортивного отбора младших школьников в секции каратэ кекусинкай
  • Определить критерии оценки младших школьников к занятиям каратэ
  •  Разработать комплекс наиболее информативных показателей для отбора в учебно-тренировочную группу.
  • Оценить эффективность применения комплексной оценки перспективности юных спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.

2.2.  Характеристика контингента обследованных спортсменов.

Исследования проводились с сентября по май в 2014-2015 учебном году на базе учебной группы по каратэ кекусинкай  в средней общеобразовательной школе №97.

В  исследовании приняли участие 12 спортсменов в возрасте от 7 до 9 лет.

2.3. Организация исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Сначала был проведен анализ научно-методической литературы, подобраны и апробированы контрольные упражнения, так же корректировались задачи исследования.

На втором этапе проводилось педагогическое тестирование юных каратистов по разработанной программе

Тестирование физической подготовленности проводилось соревновательным методом .

Все измерения осуществлялись после непродолжительной разминки обучающихся.

На последнем этапе исследования все полученные данные обследования были обобщены, выявлены закономерности, и особенности структуры двигательной деятельности.  А также проверена прогностичность разработанной оценки перспективности младших школьников к занятиям каратэ кекусинкай.

2.4. Методы исследования, обоснование выбора методов исследования.

2.4.1. Теоретический анализ научно-методической литературы.

Была изучена литература русских и зарубежных авторов по вопросам отбора в спортивные группы, физического развития юных спортсменов, педагогического тестирования, формирования оценочных шкал и моделей.

Изучены основные положения математической теории стандартизации тестов

Изучались общие вопросы отбора в спортивные группы.

В результате теоретического анализа и обобщения практического опыта были определены задачи работы.

2.4.2. Педагогические наблюдения.

Педагогические наблюдения проводились с сентября 2014 по май 2015 года. В процессе учебного года мы определяли особенности в практике спортивной ориентации, следили за уровнем развития физических качеств, как проявлявшихся внешне, так и при тестировании. Педагогические наблюдения осуществлялись на каждом тренировочном занятии.

Эффективность тренировочного занятия, и учебного процесса в целом определяется объемом информации, получаемой тренером о характере выполненной юным спортсменом физической нагрузки. В связи с этим была разработана оценка двигательной, преимущественно скоростной деятельности юных каратистов во время тренировочного процесса.  

2.4.3. Педагогическое тестирование.

Контрольные упражнения проводились на основе данных учебно-методической литературы (Ашмарин Б.А. 1978, Андрющенко С. Г.,  2010, Лях В.И., 2007) и анализа упражнений классификационных программ.

В результате были отобраны упражнения, для выявления скоростных качеств. Кроме того, тесты должны быть доступными и понятными всем занимающимся спортсменам. Следует подчеркнуть тот факт, что тесты, характеризующие физическую подготовленность, имеющие скоростную направленность приведены в таблице 1

Таблица 1

№ п/п

Название теста

Отжимания в упоре лежа за 15 с (количество раз)

Отжимания в упоре лежа 15 раз (с)

Челночный бег 3*10 м (с)

Приседания 15 с (количество раз)

Приседания 15 раз (с)

Меткость

Ловкость

Бег 30 м

Прыжки на скакалке 1 мин

Пресс 20с

2.4.4. Методы математической статистики 

В исследованиях прогнозирования надежности спортивной деятельности мы предполагали разработку некой модели. При создании данной модели были использованы методы математико-статического моделирования.  

Часто метод регрессионного анализа применяется для разработки нормативных шкал и стандартов физического развития.

Регрессионный анализ при решении спортивных задач применяется в случае, если необходимо определить вид связи между переменными, дать прогноз возможному значению выходной переменной, отталкиваясь на значения других переменных.

В нашем исследовании остановимся на математической модели в форме уравнения множественной линейной регрессии вида:

Y=A0+ В1Х12Х2n Xn

где n — количество независимых переменных,  A0 — некоторая константа.

В- нестандартизированный коэффициент.

Таким образом, на основе результатов проведенного исследования детей была разработана тестовая модель для прогноза детей в скоростные виды спорта на этапе предварительной подготовки.

Применение парной корреляции Бравэ Пирсона позволило конкретизировать, что наиболее значимыми показателями структуры физического состояния преимущественно являются показатели:

  • Бег на 30 метров
  • Бег челночный 3*10метров
  • Отжимания 15 сек
  • Тест на ловкость

     Воспользуемся системой оценки опубликованной в “Measurement in Physical Education and Exercise Science” (Ленни Д. Виерсма; Клэй П. Шерман 2008 г )

                Мы полагаем, что оценка физической подготовленности может быть позитивным и радостным процессом, важным инструментом мотивации молодежи к физической активности, если она осуществляется в соответствующем развивающем стиле, являясь аспектом единой программы физического воспитания.  

Таким образом, роль оценки физической подготовленности в развитии компетенции зависит от степени, в которой результаты на ранних тестах приводят к желанию совершенствоваться и побуждают к желанию добиться мастерства. Несомненно, у слабых учеников низкие результаты проверки могут отложиться в памяти и снизить желание демонстрировать их окружающим в дальнейшем. Верно и обратное утверждение: ученики, показавшие хорошие результаты на проверке, откладывают в памяти позитивную информацию и поэтому имеют мотивацию к дальнейшим занятиям. Здесь ключевым фактором является то, как учитель или руководитель тестов использует результаты проверки, чтобы мотивировать учеников независимо от того насколько способными они себя чувствуют.

3. Апробация и анализ разработанной методики

  В процессе годичного цикла тренировки решаются следующие основные

задачи: улучшение общей физической подготовки, повышение функциональных возможностей организма, воспитание необходимых физических качеств.

Для оценки перспективности был проведен анализ динамики развития физических способностей.

В конце года еще раз проведем анализ результатов

На основании контрольных испытаний (тестов), был определен начальный уровень физических способностей детей по скоростным качествам у обучающихся группы начальной подготовки. Теперь проведем контрольное тестирование тех же обучающихся, в конце учебного года. Сравним их с входными данными спортсменов. Результаты тестирования приведены в таблице 2

4. Заключение

Современный уровень развития спорта характеризуется более ранним вовлечении детей в интенсивную тренировочную и соревновательную деятельность.

Практически любой здоровый школьник 7-9 лет, предрасположен к занятиям каратэ Кекусинкай, и при регулярных занятиях добьется определенного успеха, но наша цель отобрать спортсменов, для подготовки спортивного резерва.  В связи с этим возникает необходимость усовершенствования системы первичного отбора и ориентации.

Проблема спортивного отбора начала оформляться в единое научное направление в 60-е годы, получив особенно большое развитие в 70-80-е годы прошлого столетия. Проблема совершенствования системы спортивной ориентации в настоящий момент со стороны специалистов различного профиля нашла большую поддержку как у нас в стране, так и за рубежом.

Несмотря на многочисленные работы и исследования в этом направлении, проблема отбора и ориентации наиболее талантливых людей  находиться постоянно в стадии поиска, совершенствования, новых разработок.

Как и на основе каких показателей проводить отбор чтобы его эффективность была максимальной?  Отбор становиться важным этапом и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от начального до уровня спортивного совершенствования.

Анализ состояния проблемы спортивного отбора позволил выделить в качестве одной из полезных стратегий, модель спортивного прогнозирования.

Исходя из биологической природы спортивной одаренности, конституция спортсменов оказывается главным объектом диагноза спортивной одаренности. (Бриль М.С. 1983 Л.П. Матвеев 1991)

Исследование выполнено на обучающихся в группе первого года обучения каратэ Кекусинкай. При формировании критериев отбора мы руководствовались

— логически обоснованной программой исследования;

— комплексом научных методов, адекватных поставленным задачам;

— аутентичностью использованных проб (тестов), прошедших проверку в соответствии с требованиями теории тестов на объективность, информативность и надежность;

— корректной математической обработкой экспериментальных данных.

Изучение литературных источников по проблеме отбора спортсменов показывает, что большинство авторов видят решение этой проблемы в комплексном подходе к ней с позиций теории отбора.

Проведенные исследования указывают на то, что при выборе тестов, необходимо руководствоваться следующими положениями

Тесты должны:

  • нести определенное информативное и смысловое значение
  • раскрывать задачи исследования
  • быть доступными всем обучающимся

В разработанной модели осуществлялся отбор тестов в связи с их информативностью: надежностью, валидностью, значимостью. В отборе тестов мы опирались на значение коэффициентов корреляции и значимости.

Выбор критерия является самым важным при определении информативности тестов. В проведенном исследовании информативных показателей, полученных при обследовании юных каратистов 7-9 лет, позволило выделить две группы тестов:

Неинформативные - 6 тестов

  •  Отжимания в упоре лежа 15 раз(с)
  •  Приседания 15 с (количество раз)
  •  Приседания 15 раз (с)
  •  Тест на меткость
  •  Тест пресс 20 с
  •  Тест скакалка 60 с

Высокоинформативные - 4 теста

  • Бег на 30 метров
  • Бег челночный 3*10метров
  • Отжимания 15 сек
  • Тест на ловкость

Еще одним важным моментом в разработке данной модели явилось определение нормативных требований. В исследовании применялся метод

Deci and Ryan's (1985), основанный на анализе подготовленности лучших спортсменов в каждой возрастной группе. Анализ позволил выявить результаты, характеризующие подготовленность юных спортсменов и использовать их при определении нормативных требований.

Таким образом, анализ результатов исследования дает основание утверждать, что первичная оценка перспективности должна прежде всего основываться на суммарной величине физических способностей.


ФИО ученика/норматив

1. бег 30 м

в начале года

1. бег 30 м

в конце года

5. бег челночный 3*10 м  

в начале года

5. бег челночный 3*10 м

  в конце года

8.  отжимания 15 с

 в начале года

8.  отжимания 15 с

В  конце года

10.  ловкость

 в начале года

10.  ловкость

В  конце года

Красницкий Стас

6,10

5,8

9.5

9,50

17

17

6.4

6

Арефьева Саша  

6,30

6,0

10

9,1

14

17

13

9.5

Курдюмова Лера

5.8

5,8

9.3

9,2

17

18,00

8.1

7,7

Панюков Миша  

6,90

6,5

10

9,2

12

18,00

11.3

8

Егоров Валера  

7,10

6,6

9.8

9,3

9

14,00

11.4

9,0

Панова Катя    

6,10

6

9.8

9,2

14

18

8.0

7

Железнова Лера

6,90

6,2

9.7

8,8

17

15,00

9

6.5

Ильин Даня    

5.5

5,5

9.6

9,5

15

16,00

6.35

5

Цветков Тимофей

7.5

Выбыл

11

Выбыл

10

Выбыл

14

Выбыл

Тимофеева Полина

6.4

Выбыла

9.7

Выбыла

14

Выбыла

12.2

Выбыла

Смирнов Саша  

6.1

5,9

9.3

9,1

14

18

8.1

6.4

Мельников Саша

7,40

6,9

10.5

9,5

14

14

13

10

78,1

75,1

118,2

113,1

167

189

120,85

101.3

Прирост

 за год

4%

4%

13%

16%

Таблица 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "

ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала,  на территории  1 спортивная площадка, 1 иг...

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности

Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.  В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимнази...

СИСТЕМА ВОКАЛЬНО - ИНТОНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИИ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к ценностям науки и искусства. Отсутствие у младших  школьников интереса к культурному наследию прошлого объясняется...