КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С УЧЕТОМ ФГОС.
статья по физкультуре на тему
Аннотация: В школе осуществляется работа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Целью, которой является: обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесбережение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deryabina_ma.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 77.03.05
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С УЧЕТОМ ФГОС.
© 2016
М.А. Дерябина, учитель физической культуры
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования №5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области, Кинель (Россия)
Аннотация: В школе осуществляется работа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Целью, которой является: обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесбережение.
В городе Кинель Самарской области находится достаточно молодой образовательный центр Лидер СОШ № 5, где я работаю. В школьном методобъединении 5 учителей физкультуры, учитель хореографии, 3 е имеют высшую квалификационную категорию. Большой опыт работы позволяет нам вести плодотворную , целенаправленную работу по здоровьесбережению в школе. Каждый год разрабатывается план работы по физкультурно-массовым мероприятиям в школе - это дни здоровья, лекции по здоровому образу жизни, борьбе с вредными привычками, спортивные праздники с участием родителей и ведущих спортсменов, походы, школьные этапы Зарницы Поволжья, Президентские состязания, Олимпийское образование в школе, КЭСбаскэт , Олимпиады по физической культуре и т д. Ведётся работа не только с детьми, но и с родителями- например анкетирование, беседы на родительских собраниях по вопросам отбора одаренных детей в спортивные секции, о работе по комплексу ГТО, чтобы родители вместе с детьми владели информацией и были заинтересованы в хорошем физическом развитии своего ребёнка. В нашей школе работают несколько тренеров спортивной школы по волейболу, баскетболу, рукопашному бою, настольному теннису, стрельбе, беговые лыжи, лёгкая атлетика, дзюдо, плавание, хореография. Всё это позволяет любому ребёнку найти свой вид спорта, заниматься и достигать хороших результатов как на городском уровне и дальше. В спартакиаде школьников мы уверенно лидируем уже несколько лет. В городских соревнованиях так же занимаем 1 место среди образовательных учреждений округа. Конечно большую роль здесь играет то что школа имеет хорошую спортивную базу. Это бассейн, стадион, хороший спортзал с трибунами, 2 малых спортзала, тренажерный зал, зал для занятий хореографии, 2 спортплощадки. В школе организовано 2х разовое питание, что позволяет детям спокойно после уроков заниматься в спортивных секциях, кружках и объединениях. Наши ученики каждый год принимают активное участие в школьной научно практической конференции в секциях - физическая культура, медицина, разрабатывают проекты по здоровьесберегающим технологиям, правильному питанию и т д.Затем выходят с этими работами на окружной, областной уровень и дальше.
В школе осуществляется работа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Целью, которой является: обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009).
Программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья» для обучающихся начальной школы является одним из механизмов для формирования здорового и безопасного образа жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется во второй половине дня по направлениям развития личности (гражданско-патриотическое «Я, гражданин России», «Я – лидер!», «волонтерское движение»; научно-познавательное «Эрудит», «Архимедова лаборатория», «Эко клуб «Здоровая среда»; художественно-эстетическое «хореография», «вокал»; спортивно-оздоровительное «Здоровье – это здорово», проектная деятельность).
Основными формами реализации программы являются:
- игры, т.к. это одна из важных форм деятельности в младшем школьном возрасте. Организация игр в процессе обучения оптимальна для целенаправленного воздействия на младшего школьника. Через игру у ребенка можно сформировать и культуру здоровья, и здоровьесберегающее поведение;
- праздники «Друзья здоровья», «Режиму дня – мы друзья»;
- конкурсы-викторины «Откуда берутся грязнули», «Культура ЗОЖ»;
- оздоровительные минутки.
Важными аспектами работы в рамках каждого занятия являются: совместное обсуждение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива; индивидуальность – несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу, детям дана возможность осознать свою индивидуальность, понять особенности каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому – «не такому, как я»; многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности общения.
Основными видами деятельности обучающихся являются: игровая; познавательная; поисковая.
Занятия, в зависимости от темы, могут проводиться на улице, в столовой, в спортивном зале, в видеотеке и т.д.
По окончанию курса программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья» обучающиеся должны знать: факторы, влияющие на здоровье; факторы, негативно воздействующие на здоровье; основы строения и функционирования организма человека; психофункциональные особенности собственного организма; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья; об общих и индивидуальных основах личной гигиены; о влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; о различных оздоровительных системах.
Уметь: понимать значение укрепления здоровья; объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни; оценивать свое физическое и психическое состояние; уметь рассказать о своих телесных ощущениях; распознавать признаки утомления; эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма.
Личностные результаты освоения программы: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; умение выстраивать добропорядочные отношения; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ориентирование на здоровый образ жизни, соблюдение здорового режима дня, активное участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях; знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». – М.: «ВАКО», 2007.
- Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». – М.: «ВАКО», 2007.
- Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
- Методические рекомендации по формированию культуры здоровья, культуры питания у обучающихся /авт. сост.: Н.В. Герасименко, Р.А. Тимирбулатов и коллектив педагогов образовательных организаций.- Самара: СамЛюксПринт, 2015.-166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Практика работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни
статья Практика работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни...
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....
Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"
Система работы классного руководителяпо формированию здорового образа жизни обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...
Отчет о работе классного руководителя по формированию здорового образа жизни.
Ежегодные отчеты классных руководителей....
Работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни"
Сообщение на семинаре классных руководителей....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Образовательная область "Познавательное развитие". Для детей 3-7 лет с недостатками слуха и ЗПР...
Роль семьи и образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни школьников.
Консультация для педагогов и родителей....
- Мне нравится (1)