Дополнительная общеобразовательная программа - футбол
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему
Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее развитие. В процессе тренировок и игр у обучающихся, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, такие как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности, настойчивость и целеустремлённость. Следует также учитывать, что занятия футболом - благоприятная почва для развития двигательных качеств.
Цель:
· оздоровление, физическое и психическое развитие школьников на основе их творческой активности;
· формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Поставленные цели могут быть достигнуты при реализации следующих педагогических задач:
· совершенствование навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование в учебных занятиях;
· расширение двигательного опыта учащихся посредством движений различной координационной сложности;
· формирование физических навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности и психофизического содержания;
· расширение границ двигательной активности учащихся, как за счет обучения спортивным играм, так и развития их физических способностей;
· обучениие групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;
· активизация и совершенствование основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, и наглядно-действенного мышления;
· освоение основ знаний и умений, связанных с профилактикой здоровья и коррекцией телосложения, формированием правильной осанки и культуры движений; начальных умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа - футбол | 60.05 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»
Ковровского района Владимирской области
Дополнительная общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
футбол
Составитель: Леонов С.В.
педагог дополнительного образования
Ковровский район
Пояснительная записка.
Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее развитие. В процессе тренировок и игр у обучающихся, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, такие как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности, настойчивость и целеустремлённость. Следует также учитывать, что занятия футболом - благоприятная почва для развития двигательных качеств.
Цель:
- оздоровление, физическое и психическое развитие школьников на основе их творческой активности;
- формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Поставленные цели могут быть достигнуты при реализации следующих педагогических задач:
- совершенствование навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование в учебных занятиях;
- расширение двигательного опыта учащихся посредством движений различной координационной сложности;
- формирование физических навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности и психофизического содержания;
- расширение границ двигательной активности учащихся, как за счет обучения спортивным играм, так и развития их физических способностей;
- обучениие групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;
- активизация и совершенствование основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, и наглядно-действенного мышления;
- освоение основ знаний и умений, связанных с профилактикой здоровья и коррекцией телосложения, формированием правильной осанки и культуры движений; начальных умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах.
Программа рассчитана на 3 года обучения (3-7-е классы) и дополняет план учебно - воспитательной работы общеобразовательной школы. Проводится 2 раза в неделю по 1 часу.
Актуальность разработки программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
Программа состоит из разделов, в каждом из которых определены задачи и даются: материал подготовки (теоретической, практической, специальной физической, технической и тактической), ее средства и формы, система контрольно-переводных нормативов и упражнений, врачебно-педагогический контроль, воспитательные мероприятия, условия и ожидаемые результаты от ее реализации.
Уровень физического развития и функциональных возможностей организма определяется с помощью антропометрических измерений и функциональных проб в начале и в конце учебного года, которые фиксируются в листке здоровья. Также в начале и в конце учебного года (сентябрь, май) проводится углубленный медицинский осмотр, по итогам которого и родителям, и медицинскому работнику даются рекомендации по оздоровлению детей.
Ожидаемый результат.
Первый год обучения
№ п/п | Контрольные упражнения | результат |
Общая физическая подготовка | ||
1. | Прыжки в длину с места, см | 160 |
2. | Поднимание туловища за 30 сек, раз | 24 |
3. | Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек, раз | 15 |
4. | Бег на 300 м, мин | 1,10 |
Техническая подготовка | ||
5. | Техника передвижения футболиста | + |
6. | Удары по мячу ногой на дальность (м) | 35 |
7. | Остановка мяча | + |
Общая физическая подготовка | ||
8. | Челночный бег 3x10 м, сек | 9,5 |
9. | Многоскоки (8 прыжков), м | 12,5 |
10. | Лазание по канату, м | 2,5 |
Специальная физическая подготовка | ||
11. | Бег на 30 м с мячом, сек | 6,5 |
12. | Удары по мячу на дальность - сумма ударов с правой и левой ноги, м | 28 |
Техническая подготовка | ||
13. | Жонглирование мячом, раз | 8 |
14. | Остановка мяча внутренней стороной стопы | + |
15. | Остановки мяча ногой (подошвой) | + |
Второй год обучения
№ п/п | Контрольные упражнения | результат |
Общая физическая подготовка | ||
1. | Прыжки в длину с места, см | 160 |
2. | Тройной прыжок с места, см | 450 |
3. | Бег на 30 метров, сек | 5,2 |
4. | Бег на 300 м, сек | 60 |
Техническая подготовка | ||
5. | Техника передвижения футболиста | + |
6. | Удары по мячу ногой на дальность (м) | 35 |
7. | Остановка мяча | + |
Специальная физическая подготовка | ||
11. | Бег на 30 м с мячом, сек | 6,4 |
12 | Удары по мячу на дальность - сумма ударов с правой и левой ноги, м | 35 |
13. | Вбрасывание мяча на дальность, м | 12 |
Техническая подготовка | ||
13. | Жонглирование мячом, раз | 10 |
14. | Остановка мяча внутренней стороной стопы | + |
15. | Удар по мячу на точность, попаданий | 6 |
Третий год обучения
№ п/п | Контрольные упражнения | результат |
Общая физическая подготовка | ||
1. | Прыжки в длину с места, см | 175 |
2. | Тройной прыжок с места, см | 500 |
3. | Бег на 30 метров, сек | 5,0 |
4. | Бег на 300 м, сек | 55 |
Техническая подготовка | ||
5. | Техника передвижения футболиста | + |
6. | Удары по мячу ногой на дальность (м) | 40 |
7. | Остановка мяча | + |
Специальная физическая подготовка | ||
11. | Бег на 30 м с мячом, сек | 6,2 |
12 | Удары по мячу на дальность - сумма ударов с правой и левой ноги, м | 40 |
13. | Вбрасывание мяча на дальность, м | 15 |
Техническая подготовка | ||
13. | Жонглирование мячом, раз | 20 |
14. | Остановка мяча внутренней стороной стопы | + |
15. | Удар по мячу на точность, попаданий | 8 |
Тематический план.
Первый год обучения.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
Теоретические занятия (6 часов) | ||
1 | Правила поведения и меры безопасности на занятиях футболом | 1 |
2. | Краткие сведения о строении и функциях организма человека | 1 |
3. | Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание) | 1 |
4. | Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятия футболом | 1 |
5. | Врачебный контроль при занятиях футболом. Причины травм и их профилактика. Техника безопасности. | 1 |
6. | Утренняя зарядка и разминка перед занятиями или игрой | 1 |
Практическая подготовка (74 часа) | ||
Общефизическая подготовка ( 19 часов) | ||
7. | Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. | 4 |
8. | Общеразвивающие упражнения с предметами | 4 |
9. | Акробатические упражнения. | 3 |
10. | Легкоатлетические упражнения | 3 |
11. | Подвижные игры и эстафеты. | 5 |
Специальная физическая подготовка 14 часов) | ||
12. | Упражнения для развития быстроты | 5 |
13. | Упражнения для скоростно-силовых качеств | 5 |
14. | Упражнения для развития ловкости | 4 |
Техническая подготовка (33 часа) | ||
15. | Техника передвижения | 2 |
16. | Удары по мячу ногой | 7 |
17. | Остановка мяча | 7 |
18. | Ведение мяча | 5 |
19. | Обманные движения (финты) | 5 |
20. | Отбор мяча | 5 |
21. | Вбрасывание мяча из-за боковой линии | 2 |
Тактическая подготовка (6 часов) | ||
22. | Индивидуальные действия без мяча | 2 |
23. | Индивидуальные действия с мячом | 2 |
24. | Групповые тактические действия | 2 |
25. | Контрольно - переводные нормативы | 2 |
Итого: 80 часов
Содержание учебных тем.
Задачи:
- оказание благоприятного влияния на рост, развйтие и формирование костно-связного аппарата и мышечной системы; формирование правильной осанки;
- развитие основных двигательных качеств (быстроты, координации, ловкости, выносливости и гибкости), а также психических качеств (памяти, внимания, мышления);
- обучение основным техническим приемам (передача, остановка, ведение и отбор мяча у соперника);
- создание правильного представления об игре в футбол; знакомство воспитанников с правилами поведения и гигиеническими требованиями к одежде и местам занятий, с техникой безопасности игры в футбол;
- воспитание индивидуальных и коллективных навыков взаимодействия на занятиях футболом; формирование интереса к игре;
- мониторинг физического развития и функционального состояния организма.
Теоретическая подготовка:
Правила поведения и меры безопасности на занятиях футболом.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание).
Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий футболом.
Врачебный контроль при занятиях футболом. Причины травм и их профилактика. Техника безопасности.
Утренняя зарядка и разминка перед занятиями или игрой.
Практическая подготовка:
Строевые упражнения:
Построение в шеренгу и колонну.
Основная стойка.
Выполнение команд: «Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!».
Размыкание в шеренге и колонне на месте.
Построение в круг колонной и шеренгой
Общая физическая подготовка:
Строевые упражнения:
- повороты на месте, размыкание уступами;
- перестроение из одной шеренги в две и обратно;
- обозначение шага на месте;
- движение строем.
Обшеразвиваюшие упражнений без предметов для;
- мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях;
- рук и плечевого пояса, которые выполняются на месте и в движении;
- туловища: наклоны, повороты и вращения; поднимание прямых ног и туловища из исходного положения лежа на спине;
- ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих ногах и на одной ноге, выпады.
Общеразвивающие упражнения с предметами:
- набивными мячами (поднимание, опускание, наклоны, приседания, броски и ловля мяча);
- короткой скакалкой (прыжки на обеих ногах и на одной с вращением скакалки вперед и назад);
- малыми мячами (броски и ловля мяча после подбрасывания его вверх, удара о землю и в стену), ловля мяча на месте и в движении.
Акробатические упражнения:
- кувырки вперед и назад в группировке из положения упора присев. Соединение нескольких кувырков. Игры с элементами акробатики.
Легкоатлетические упражнения:
- бег на короткие дистанции на 20, 30 и 60 м из различных стартовых положений (высокий, низкий, сидя, лежа); кроссовый бег на дистанцию до 1000 м; прыжки в длину и в высоту с разбега, многоскоки; метание мяча в цель и на дальность.
Подвижные игры и эстафеты:
- игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, на внимание и координацию. Линейные, круговые и встречные эстафеты с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов; переносом, расстановкой и собиранием предметов; метанием мяча в цель, его ловлей и передачей; с прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных выше элементов.
Специальная физическая подготовка:
Упражнения для развития быстроты:
- стартовые рывки на 5-10 м по зрительному сигналу из различных положений (сидя, лежа, медленного бега, бега на месте);
- эстафеты с элементами старта;
- подвижные игры «День и ночь», «Вызов номеров», «Рывок за мячом» и др.;
- стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам;
- бег между стойками, расставленными в различных положениях;
- обводка препятствий;
- подвижные игры «Бегуны», «Сумей догнать», «Салки по кругу»;
- остановка мяча с последующим рывком в сторону;
- челночный бег.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
- подскоки и прыжки после приседа;
- прыжки в глубину;
- спрыгивание с высоты 40-60 см с последующим рывком вперед на 7-10 м;
- вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность;
- подвижные игры «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны» и др.;
- удары по мячу на дальность.
Упражнения для развития ловкости:
- удержание мяча в воздухе (жонглирование);
- парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями (финтами);
- эстафеты с элементами акробатики;
- подвижные игры «Живая цель», «Ловля парами», «Салки мячом» и др.
Техническая подготовка:
Техника передвижения:
- бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом;
- бег с изменением направления и скорости;
- прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх - назад, вверх - вправо, вверх - влево, отталкиваясь двумя ногами с места или одной и двумя ногами с разбега;
- остановка во время бега выпадом и прыжком.
Удары по мячу ногой:
- внутренней стороной ступни, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу;
- внешней частью подъема;
- после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое или среднее расстояние;
- на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру.
Тематический план.
Второй год обучения.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
Теоретические занятия (7 часов) | ||
1 | Развитие футбола в России | 1 |
2. | Занятия физическими упражнениями в режиме дня. Всестороннее развитие человека. Влияние физических упражнений на развитие сердечно - сосудистой и дыхательной системы организма, двигательного аппарата человека. | 1 |
3. | Занятия физической культурой в домашних условиях | 1 |
4. | Оценка учащимися своего самочувствия и уровня физической подготовленности | 1 |
5. | Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений. Техника безопасности. | 1 |
6. | Просмотр соревнований профессиональных спортсменов., учебных видеофильмов | 1 |
7. | Домашние задания и их выполнение. | 1 |
Практическая подготовка (73 час) | ||
Общефизическая подготовка ( 19 часов) | ||
7. | Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. | 4 |
8. | Общеразвивающие упражнения с предметами | 4 |
9. | Акробатические упражнения. | 3 |
10. | Легкоатлетические упражнения | 3 |
11. | Подвижные игры и эстафеты. | 5 |
Специальная физическая подготовка( 12 часов) | ||
12. | Упражнения для развития быстроты | 4 |
13. | Упражнения для скоростно-силовых качеств | 4 |
14. | Упражнения для развития ловкости | 4 |
Техническая подготовка (34 часа) | ||
15. | Техника передвижения | 2 |
16. | Удары по мячу ногой | 6 |
17. | Остановка мяча | 6 |
18. | Ведение мяча | 6 |
19. | Обманные движения (финты) | 6 |
20. | Отбор мяча | 6 |
21. | Вбрасывание мяча из-за боковой линии | 2 |
Тактическая подготовка (6 часов) | ||
22. | Индивидуальные действия без мяча | 2 |
23. | Индивидуальные действия с мячом | 2 |
24. | Групповые тактические действия | 2 |
25. | Контрольно - переводные нормативы | 2 |
Итого: 80 часов
Содержание учебных тем.
Задачи:
- развитие функций мышечного аппарата, дыхательных органов и системы кровообращения благодаря занятиям футболом;
- ведение коррекционной работы через мониторинг физического развития и функционального состояния организма учащихся;
- продолжение обучения основным техническим и тактическим приемам игры в футбол; участие в первых соревнованиях;
- обучение умению ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные движения (возникающие иногда неожиданно), проявляя при этом усилия и настойчивость;
- обеспечение физической и технической подготовки для успешного выполнения контрольно-переводных нормативов.
Теоретическая подготовка:
Развитие футбола в России.
Влияние физических упражнений на организм воспитанников.
Подвижные игры и эстафеты:
- метание мяча на дальность и в заданную цель (горизонтальную и вертикальную);
- подвижные игры с элементами легкой атлетики
- подвижные игры на внимание и координацию движения;
- подвижные игры с мячами;
- подвижные игры с метанием и прыжковыми упражнениями;
- линейные, встречные и круговые эстафеты.
- различные виды ускорений (по звуковому и зрительному сигналу) из разных стартовых положений;
- эстафеты с элементами старта, эстафетный бег;
- подвижные игры и эстафеты с резким изменением направления бега;
- стартовые рывки к мячу с последующим его ударом по воротам;
- рывки с партнером за овладение мячом;
- бег змейкой между стоек и неподвижными или медленно двигающимися партнерами.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
- приседания с отягощениями (набивными мячами, мешочками с песком, «блинами» от штанги);
- прыжковые упражнения с отягощениями на месте и с продвижением вперед;
- спрыгивание в глубину с последующим кувырком вперед или рывком на 7-9 м;
- бег с преодолением препятствий;
- броски футбольного или набивного мяча на дальность;
- силовой удар по мячу (волейбольному) ногой и головой в тренировочную стену;
- эстафеты с бегом, прыжками и переносом предметов.
Упражнения для развития специальной выносливости:
- повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений;
- рывки с мячом с последующей обводкой стоек и ударами по воротам;
- кроссы с переменной скоростью;
- переменный бег с ведением мяча.
Упражнения для развития ловкости:
- прыжки с разбега, отталкиваясь одной ногой, доставая подвешенный мяч рукой или головой, ногой;
- кувырки вперед и назад в темпе, в сторону через левое и правое плечо;
- ведение мяча головой;
- жонглирование мячами на месте и в движении;
- групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек и обманными движениями;
- игры и эстафеты «Салки мячом», «Соревнования биатлонистов», «Салки с мячом» и др.
Техническая подготовка
Техника передвижения:
- бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости;
- повороты переступанием, прыжком на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении;
- остановка во время бега выпадом и прыжком.
Удары по мячу ногой:
- внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу, удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; удары внешней частью подъема;
- на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру.
Удары по мячу головой:
- средней частью лба без прыжка на месте;
- по летящему навстречу мячу;
- на точность: в определенную цель на поле, в ворота или партнеру.
Ведение мяча:
- внутренней или внешней частью подъема;
правой и левой ногой и поочередно по прямой и по кругу, а также меняя направления движения;
- между стоек, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроля над ним.
Остановка мяча:
- подошвой, внутренней стороной стопы;
- летящего навстречу внутренней стороной стопы, бедром и грудью.
Обманные движения (финты):
- «остановка мяча ногой» (после замедленного бега и ложной попытки остановить мяч выполняется рывок с мячом);
- «ударом по мячу ногой» (имитируя удар, уйти от соперника вправо или влево).
Тематический план
Третий год обучения.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
Теоретические занятия (6 часов) | ||
1 | Техника безопасности правила поведения на занятиях по мини-футболу | 1 |
2. | Гигиенические знания и навыки | 1 |
3. | Место занятий, оборудование | 1 |
4. | Инструкторская и судейская подготовка | 1 |
5. | Правила игры в футбол | 1 |
6. | Просмотр соревнований профессиональных спортсменов., учебных видеофильмов | 1 |
Практическая подготовка (74 час) | ||
Общефизическая подготовка (14 часов) | ||
7. | Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. | 3 |
8. | Общеразвивающие упражнения с предметами | 3 |
9. | Акробатические упражнения. | 2 |
10. | Легкоатлетические упражнения | 2 |
11. | Подвижные игры и эстафеты. | 4 |
Специальная физическая подготовка( 9 часов) | ||
12. | Упражнения для развития быстроты | 3 |
13. | Упражнения для скоростно-силовых качеств | 3 |
14. | Упражнения для развития ловкости | 3 |
Техническая подготовка (40 часов) | ||
15. | Техника передвижения | 2 |
16. | Удары по мячу ногой | 8 |
17. | Остановка мяча | 7 |
18. | Ведение мяча | 7 |
19. | Обманные движения (финты) | 7 |
20. | Отбор мяча | 7 |
21. | Вбрасывание мяча из-за боковой линии | 2 |
Тактическая подготовка (9 часов) | ||
22. | Индивидуальные действия без мяча | 3 |
23. | Индивидуальные действия с мячом | 3 |
24. | Групповые тактические действия | 3 |
25. | Контрольно - переводные нормативы | 2 |
Итого: 80 часов
Содержание учебных тем.
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
- обеспечение всесторонней физической подготовки, развитие силовых, скоростных качеств, координации движений;
- овладение техническими и тактическими приёмами игры;
- приобретение опыта участия в соревнованиях;
- воспитание судейских и инструкторских навыков.
- закаливанию организма;
- повышение физической активности органов и систем организма школьников;
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и повышение физической и умственной работоспособности;
- освоение основ двигательных навыков и умений.
Теоретическая подготовка:
Техника безопасности правила поведения на занятиях по мини-футболу.
Гигиенические знания и навыки Место занятий, оборудование Правила игры в футбол Инструкторская и судейская подготовка
Подвижные игры и эстафеты:
Подвижные игры и эстафеты. «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не дай мяч водящему», «Защита крепости», Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей, с прыжками в высоту, в длину, с метанием мяча в цель и на дальность .
Упражнения для развития быстроты:
Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу рывки на 5-10, 10-15 м, из различных исходных положений стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада.. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой » между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости, после быстрого бега резко замедлить бег или остановится, затем выполнить новый рывок в том же или в другом направлении. Ускорение на 15, 30, 60 м без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.
Упражнения для развития специальной выносливости:
- повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений;
- рывки с мячом с последующей обводкой стоек и ударами по воротам;
- кроссы с переменной скоростью;
- переменный бег с ведением мяча.
Упражнения для развития ловкости:
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры «Живая цель», «Салки с мячом», Эстафеты с элементами акробатики.
Техника передвижения:
Бег по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом (вправо и влево).
Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо . Остановка во время бега : выпадам и прыжками (на обе ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом. На короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность :в ноги партнеру, ворота, в цель, на ходу двигающему партнеру. Удары на дальность.
Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояния. Удары на точность : в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.
Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча - на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и грудью летящего мяча - на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей.
Ведение мяча. Ведение внешней и внутренней стороной стопы: левой и поочередно; по прямой, меняя направления, между соек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком. Ведения мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
Обманные движения (Финты) Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону); во время ведения внезапная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру находящемуся сзади; Показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу - вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо , этот же финт в другую сторону. При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад,
- неожиданным рывком вперед уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя - рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника «скрещивание». Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Перехват мяча - быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде .
Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом , на определенные действия с мячам. Обор в подкате - выбивая и останавливая мяч ногой.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага, параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнеру, на ходу партнеру Вбрасывание на точность и на дальность
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске, летящих и катящихся в сторону от вратаря.
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахам и снизу. Выбивание мяча ногой с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры в футбол:
Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по сигналу, во время передвижения шагом или бегом - подпрыгнуть, имитировать удар ногой, во время ведения мяча - повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок на 5 м. Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3-4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнутся), 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касания два мяча (надо следить одновременно, за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).
Тактика нападения:
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приёмы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух или более игроков. Умение точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.
Тактика защиты:
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять (закрывание). Выбор момента и способ действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять (закрывание) и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в (перехвате) мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.
Групповые действия Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и причисленном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций.
Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.
Командные действия Уметь выполнять основные, обязательные действия в обороне на своём игровом месте согласно избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты.
Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр
Тактика вратаря Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свобод- ному от опеки партнеру. Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.
Инструкторская и судейская практика. Инструкторская практика проводится не только в отведенное учебным планом время, но и в процессе учебных тренировочных занятий. Задача инструкторской практики - научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия.
Соревнования. Проводятся согласно календарного плана спортивных мероприятий. Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
Материально – техническое обеспечение
Спортивное оборудование и инвентарь:
- скамейки гимнастические;
- конь гимнастический;
- козел гимнастический;
- маты гимнастические;
- стенка гимнастическая;
- перекладина навесная;
- канат;
- палки и обручи гимнастические;
- скакалки;
- стойки для прыжков в высоту;
- мячи набивные;
- ворота футбольные;
- форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь);
- мячи футбольные;
- мячи малые и большие.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса: учебно-демонстрационные плакаты; видеофильмы
Список используемой литературы:
Андреев С. Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989..
Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: ACADEMIA, 2000..
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.. Гуманит. - изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Исакова Т. Г. Организация опытно-экспериментальной работы учреждения дополнительного образования. - Магнитогорск, 2001.
Колесник В. И., Соловьева Н. И., Кожин В. И., Резванов А. А. Сборник материалов 1-й Региональной научно-практической конференции «Содержание образования в сфере физической культуры и спорта. Реализация новых идей и технологий». - Ростов-на-Дону, 2001.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы. В. И. Лях, Зданевич А. А. – М.: Просвещение, 2012.
Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
Корякина Н. И, Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Метод, пособие для учителя. - СПб., 2000.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация дополнительной общеобразовательной программы "Футбол"
Презентация программы внеурочной деятельности «Футбол» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...
Дополнительная общеобразовательная программа "Футбол-хоккей"
Данная программа была представлена на областной конкурс "СтартАП в дополнительном образовании"...
Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «Я ЛЮБЛЮ ФУТБОЛ» для детей в возрасте 7-9 лет
Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «Я люблю футбол» актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, ...
Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «ФУТБОЛ-ЛЮБИМАЯ ИГРА» для детей в возрасте 10-12 лет
Направленность программы – физкультурно-спортивная. По уровню освоения – общеразвивающая. Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и ф...
Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «МЫ ВЫБИРАЕМ ФУТБОЛ» для детей в возрасте 13-15 лет
Направленность программы – физкультурно-спортивная. По уровню освоения – общеразвивающая. Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и ф...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Формулировка Обязательна «Футбол» Стартовый уровень
Программа «Футбол» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой (далее Программа). Программа реализуется с 2020...
Дополнительная общеобразовательная программа "Футбол"
В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направле...