Дополнительная общеобразовательная программа - футбол
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему

Леонов Сергей Васильевич

Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее развитие. В процессе тренировок и игр у обучающихся, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, такие как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности, настойчивость и целеустремлённость. Следует также учитывать, что занятия футболом - благоприятная почва для развития двигательных качеств.

Цель:

·     оздоровление, физическое и психическое развитие школьников на основе их творческой активности;

·     формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Поставленные цели могут быть достигнуты при реализации следующих педагогических задач:

·      совершенствование навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование  в учебных занятиях;

·      расширение двигательного опыта учащихся посредством движений различной координационной сложности;

·      формирование физических навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности и психофизического содержания;

·      расширение границ двигательной активности учащихся, как за счет обучения спортивным играм, так и развития их физических способностей;

·      обучениие групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;

·      активизация и совершенствование основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, и наглядно-действенного мышления;

·      освоение основ знаний и умений, связанных с профилактикой здоровья и коррекцией телосложения, формированием правильной осанки и культуры движений; начальных умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»

Ковровского района Владимирской области

Дополнительная общеобразовательная программа

физкультурно-спортивной направленности

футбол

Составитель: Леонов С.В.

педагог дополнительного образования

                                                   

                                                        

Ковровский район

Пояснительная записка.

Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее развитие. В процессе тренировок и игр у обучающихся, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, такие как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности, настойчивость и целеустремлённость. Следует также учитывать, что занятия футболом - благоприятная почва для развития двигательных качеств.

Цель:

  • оздоровление, физическое и психическое развитие школьников на основе их творческой активности;
  • формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Поставленные цели могут быть достигнуты при реализации следующих педагогических задач:

  • совершенствование навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование  в учебных занятиях;
  • расширение двигательного опыта учащихся посредством движений различной координационной сложности;
  • формирование физических навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности и психофизического содержания;
  • расширение границ двигательной активности учащихся, как за счет обучения спортивным играм, так и развития их физических способностей;
  • обучениие групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;
  • активизация и совершенствование основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, и наглядно-действенного мышления;
  • освоение основ знаний и умений, связанных с профилактикой здоровья и коррекцией телосложения, формированием правильной осанки и культуры движений; начальных умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах.

Программа рассчитана на 3 года обучения (3-7-е классы) и дополняет план учебно -  воспитательной работы общеобразовательной школы. Проводится 2 раза в неделю по 1 часу.

Актуальность разработки программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения внеурочной  физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

Программа состоит из разделов, в каждом из которых определены задачи и даются: материал подготовки (теоретической, практической, специальной физической, технической и тактической), ее средства и формы, система контрольно-переводных нормативов и упражнений, врачебно-педагогический контроль, воспитательные мероприятия, условия и ожидаемые результаты от ее реализации.

Уровень физического развития и функциональных возможностей организма определяется с помощью антропометрических измерений и функциональных проб в начале и в конце учебного года, которые фиксируются в листке здоровья. Также в начале и в конце учебного года (сентябрь, май) проводится углубленный медицинский осмотр, по итогам которого и родителям, и медицинскому работнику даются рекомендации по оздоровлению детей.

                            Ожидаемый  результат.

                            Первый год  обучения

п/п

Контрольные упражнения

результат

Общая физическая подготовка

1.

Прыжки в длину с места, см

160

2.

Поднимание туловища за 30 сек, раз

24

3.

Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек, раз

15

4.

Бег на 300 м, мин

1,10

Техническая подготовка

5.

Техника передвижения футболиста

+

6.

Удары по мячу ногой на дальность (м)

35

7.

Остановка мяча

+

Общая физическая подготовка

8.

Челночный бег 3x10 м, сек

9,5

9.

Многоскоки (8 прыжков), м

12,5

10.

Лазание по канату, м

2,5

Специальная физическая подготовка

11.

Бег на 30 м с мячом, сек

6,5

12.

Удары по мячу на дальность - сумма ударов с правой и левой ноги, м

28

Техническая подготовка

13.

Жонглирование мячом, раз

8

14.

Остановка мяча внутренней стороной стопы

+

15.

Остановки мяча ногой (подошвой)

+

Второй год обучения

п/п

Контрольные упражнения

результат

Общая физическая подготовка

1.

Прыжки в длину с места, см

160

2.

Тройной прыжок с места, см

450

3.

Бег на 30 метров, сек

5,2

4.

Бег на 300 м, сек

60

Техническая подготовка

5.

Техника передвижения футболиста

+

6.

Удары по мячу ногой на дальность (м)

35

7.

Остановка мяча

+

Специальная физическая подготовка

11.

Бег на 30 м с мячом, сек

6,4

12

Удары по мячу на дальность - сумма ударов с правой и левой ноги, м

35

13.

Вбрасывание мяча на дальность, м

12

Техническая подготовка

13.

Жонглирование мячом, раз

10

14.

Остановка мяча внутренней стороной стопы

+

15.

Удар по мячу на точность, попаданий

6

Третий год обучения

п/п

Контрольные упражнения

результат

Общая физическая подготовка

1.

Прыжки в длину с места, см

175

2.

Тройной прыжок с места, см

500

3.

Бег на 30 метров, сек

5,0

4.

Бег на 300 м, сек

55

Техническая подготовка

5.

Техника передвижения футболиста

+

6.

Удары по мячу ногой на дальность (м)

40

7.

Остановка мяча

+

Специальная физическая подготовка

11.

Бег на 30 м с мячом, сек

6,2

12

Удары по мячу на дальность - сумма ударов с правой и левой ноги, м

40

13.

Вбрасывание мяча на дальность, м

15

Техническая подготовка

13.

Жонглирование мячом, раз

20

14.

Остановка мяча внутренней стороной стопы

+

15.

Удар по мячу на точность, попаданий

8

                                               Тематический план.

                                              Первый год обучения.

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теоретические занятия (6 часов)

1

Правила поведения и меры безопасности на занятиях футболом

1

2.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека

1

3.

Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание)

1

4.

Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятия футболом

1

5.

Врачебный контроль при занятиях футболом. Причины травм и их профилактика. Техника безопасности.

1

6.

Утренняя зарядка и разминка перед занятиями или игрой

1

Практическая подготовка (74 часа)

Общефизическая подготовка ( 19 часов)

7.

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов.

4

8.

Общеразвивающие упражнения с предметами

4

9.

Акробатические упражнения.

3

10.

Легкоатлетические упражнения

3

11.

Подвижные игры и эстафеты.

5

Специальная физическая подготовка 14 часов)

12.

Упражнения для развития быстроты

5

13.

Упражнения для скоростно-силовых качеств

5

14.

Упражнения для развития ловкости

4

Техническая подготовка (33 часа)

15.

Техника передвижения

2

16.

Удары по мячу ногой

7

17.

Остановка мяча

7

18.

Ведение мяча

5

19.

Обманные движения (финты)

5

20.

Отбор мяча

5

21.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии

2

Тактическая подготовка (6 часов)

22.

Индивидуальные действия без мяча

2

23.

Индивидуальные действия с мячом

2

24.

Групповые тактические действия

2

25.

Контрольно - переводные нормативы

2

Итого: 80 часов

Содержание учебных тем.

Задачи:

  • оказание благоприятного влияния на рост, развйтие и формирование костно-связного аппарата и мышечной системы; формирование правильной осанки;
  • развитие основных двигательных качеств (быстроты, координации, ловкости, выносливости и гибкости), а также психических качеств (памяти, внимания, мышления);
  • обучение основным техническим приемам (передача, остановка, ведение и отбор мяча у соперника);
  • создание правильного представления об игре в футбол; знакомство воспитанников с правилами поведения и гигиеническими требованиями к одежде и местам занятий, с техникой безопасности игры в футбол;
  • воспитание индивидуальных и коллективных навыков взаимодействия на занятиях футболом; формирование интереса к игре;
  • мониторинг физического развития и функционального состояния организма.

 Теоретическая подготовка:

Правила поведения и меры безопасности на занятиях футболом.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание).

Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий футболом.

Врачебный контроль при занятиях футболом. Причины травм и их профилактика. Техника безопасности.

Утренняя зарядка и разминка перед занятиями или игрой.

Практическая подготовка:

Строевые упражнения:

Построение в шеренгу и колонну.

Основная стойка.

Выполнение команд: «Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!».

Размыкание в шеренге и колонне на месте.

Построение в круг колонной и шеренгой

 Общая физическая подготовка:

Строевые упражнения:

  • повороты на месте, размыкание уступами;
  • перестроение из одной шеренги в две и обратно;
  • обозначение шага на месте;
  • движение строем.

Обшеразвиваюшие упражнений без предметов для;

  • мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях;
  • рук и плечевого пояса, которые выполняются на месте и в движении;
  • туловища: наклоны, повороты и вращения; поднимание прямых ног и туловища из  исходного  положения лежа на спине;
  • ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих ногах и на одной ноге, выпады.

 Общеразвивающие упражнения с предметами:

  • набивными мячами (поднимание, опускание, наклоны, приседания, броски и ловля мяча);
  • короткой скакалкой (прыжки на обеих ногах и на одной с вращением скакалки вперед и назад);
  • малыми мячами (броски и ловля мяча после подбрасывания его вверх, удара о землю и в стену), ловля мяча на месте и в движении.

Акробатические упражнения:

  • кувырки вперед и назад в группировке из положения упора присев. Соединение нескольких кувырков. Игры с элементами акробатики.

Легкоатлетические упражнения:

  • бег на короткие дистанции на 20, 30 и 60 м из различных стартовых положений (высокий, низкий, сидя, лежа); кроссовый бег на дистанцию до 1000 м; прыжки в длину и в высоту с разбега, многоскоки; метание мяча в цель и на дальность.

 Подвижные игры и эстафеты:

  • игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, на внимание и координацию. Линейные, круговые и встречные эстафеты с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов; переносом, расстановкой и собиранием предметов; метанием мяча в цель, его ловлей и передачей; с прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных выше элементов.

Специальная физическая подготовка:

Упражнения для развития быстроты:

  • стартовые рывки на 5-10 м по зрительному сигналу из различных положений (сидя, лежа, медленного бега, бега на месте);
  • эстафеты с элементами старта;
  • подвижные игры «День и ночь», «Вызов номеров», «Рывок за мячом» и др.;
  • стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам;
  • бег между стойками, расставленными в различных положениях;
  • обводка препятствий;
  • подвижные игры «Бегуны», «Сумей догнать», «Салки по кругу»;
  • остановка мяча с последующим рывком в сторону;
  • челночный бег.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

  • подскоки и прыжки после приседа;
  • прыжки в глубину;
  • спрыгивание с высоты 40-60 см с последующим рывком вперед на 7-10 м;
  • вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность;
  • подвижные игры «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны» и др.;
  • удары по мячу на дальность.

Упражнения для развития ловкости:

  • удержание мяча в воздухе (жонглирование);
  • парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями (финтами);
  • эстафеты с элементами акробатики;
  • подвижные игры «Живая цель», «Ловля парами», «Салки мячом» и др.

Техническая подготовка:

Техника передвижения:

  • бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом;
  • бег с изменением направления и скорости;
  • прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх - назад, вверх - вправо, вверх - влево, отталкиваясь двумя ногами с места или одной и двумя ногами с разбега;
  • остановка во время бега выпадом и прыжком.

Удары по мячу ногой:

  • внутренней стороной ступни, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу;
  • внешней частью подъема;
  • после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое или среднее расстояние;
  • на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру.

                                              Тематический план.

                                             Второй год обучения.

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теоретические занятия (7 часов)

1

Развитие футбола в России

1

2.

Занятия физическими упражнениями в режиме дня. Всестороннее развитие человека. Влияние физических упражнений на развитие сердечно - сосудистой и дыхательной системы организма, двигательного аппарата человека.

1

3.

Занятия физической культурой в домашних условиях

1

4.

Оценка учащимися своего самочувствия и уровня физической подготовленности

1

5.

Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений. Техника безопасности.

1

6.

Просмотр соревнований профессиональных спортсменов., учебных видеофильмов

1

7.

Домашние задания и их выполнение.

1

Практическая подготовка (73 час)

Общефизическая подготовка ( 19 часов)

7.

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов.

4

8.

Общеразвивающие упражнения с предметами

4

9.

Акробатические упражнения.

3

10.

Легкоатлетические упражнения

3

11.

Подвижные игры и эстафеты.

5

Специальная физическая подготовка( 12 часов)

12.

Упражнения для развития быстроты

4

13.

Упражнения для скоростно-силовых качеств

4

14.

Упражнения для развития ловкости

4

Техническая подготовка (34 часа)

15.

Техника передвижения

2

16.

Удары по мячу ногой

6

17.

Остановка мяча

6

18.

Ведение мяча

6

19.

Обманные движения (финты)

6

20.

Отбор мяча

6

21.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии

2

Тактическая подготовка (6 часов)

22.

Индивидуальные действия без мяча

2

23.

Индивидуальные действия с мячом

2

24.

Групповые тактические действия

2

25.

Контрольно - переводные нормативы

2

Итого: 80 часов

Содержание учебных тем.

Задачи:

  • развитие функций мышечного аппарата, дыхательных органов и системы кровообращения благодаря занятиям футболом;
  • ведение коррекционной работы через мониторинг физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • продолжение обучения основным техническим и тактическим приемам игры в футбол; участие в первых соревнованиях;
  • обучение умению ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные движения (возникающие иногда неожиданно), проявляя при этом усилия и настойчивость;
  • обеспечение физической и технической подготовки для успешного выполнения контрольно-переводных нормативов.

Теоретическая подготовка: 

Развитие футбола в России.

Влияние физических упражнений на организм воспитанников.

Подвижные игры и эстафеты:

  • метание мяча на дальность и в заданную цель (горизонтальную и вертикальную);
  • подвижные игры с элементами легкой атлетики
  • подвижные игры на внимание и координацию движения;
  • подвижные игры с мячами;
  • подвижные игры с метанием и прыжковыми упражнениями;
  • линейные, встречные и круговые эстафеты.
  • различные виды ускорений (по звуковому и зрительному сигналу) из разных стартовых положений;
  • эстафеты с элементами старта, эстафетный бег;
  • подвижные игры и эстафеты с резким изменением направления бега;
  • стартовые рывки к мячу с последующим его ударом по воротам;
  • рывки с партнером за овладение мячом;
  • бег змейкой между стоек и неподвижными или медленно двигающимися партнерами.

 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

  • приседания с отягощениями (набивными мячами, мешочками с песком, «блинами» от штанги);
  • прыжковые упражнения с отягощениями на месте и с продвижением вперед;
  • спрыгивание в глубину с последующим кувырком вперед или рывком на 7-9 м;
  • бег с преодолением препятствий;
  • броски футбольного или набивного мяча на дальность;
  • силовой удар по мячу (волейбольному) ногой и головой в тренировочную стену;
  • эстафеты с бегом, прыжками и переносом предметов.

Упражнения для развития специальной выносливости:

  • повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений;
  • рывки с мячом с последующей обводкой стоек и ударами по воротам;
  • кроссы с переменной скоростью;
  • переменный бег с ведением мяча.

Упражнения для развития ловкости:

  • прыжки с разбега, отталкиваясь одной ногой, доставая подвешенный мяч рукой или головой, ногой;
  • кувырки вперед и назад в темпе, в сторону через левое и правое плечо;
  • ведение мяча головой;
  • жонглирование мячами на месте и в движении;
  • групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек и обманными движениями;
  • игры и эстафеты «Салки мячом», «Соревнования биатлонистов», «Салки с мячом» и др.

Техническая подготовка

Техника передвижения:

  • бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости;
  • повороты переступанием, прыжком на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении;
  • остановка во время бега выпадом и прыжком.

Удары по мячу ногой:

  • внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу, удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; удары внешней частью подъема;
  • на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру.

Удары по мячу головой:

  • средней частью лба без прыжка на месте;
  • по летящему навстречу мячу;
  • на точность: в определенную цель на поле, в ворота или партнеру.

Ведение мяча:

  • внутренней или внешней частью подъема;

правой и левой ногой и поочередно по прямой и по кругу, а также меняя направления движения;

  • между стоек, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроля над ним.

 Остановка мяча:

  • подошвой, внутренней стороной стопы;
  • летящего навстречу внутренней стороной стопы, бедром и грудью.

Обманные движения (финты):

  • «остановка мяча ногой» (после замедленного бега и ложной попытки остановить мяч выполняется рывок с мячом);
  • «ударом по мячу ногой» (имитируя удар, уйти от соперника вправо или влево).

                                            Тематический план

                                              Третий год обучения.

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теоретические занятия (6 часов)

1

Техника безопасности правила поведения на занятиях по мини-футболу

1

2.

Гигиенические знания и навыки

1

3.

Место занятий, оборудование

1

4.

Инструкторская и судейская подготовка

1

5.

Правила игры в футбол

1

6.

Просмотр соревнований профессиональных спортсменов., учебных видеофильмов

1

Практическая подготовка (74 час)

Общефизическая подготовка (14 часов)

7.

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов.

3

8.

Общеразвивающие упражнения с предметами

3

9.

Акробатические упражнения.

2

10.

Легкоатлетические упражнения

2

11.

Подвижные игры и эстафеты.

4

Специальная физическая подготовка( 9 часов)

12.

Упражнения для развития быстроты

3

13.

Упражнения для скоростно-силовых качеств

3

14.

Упражнения для развития ловкости

3

Техническая подготовка (40 часов)

15.

Техника передвижения

2

16.

Удары по мячу ногой

8

17.

Остановка мяча

7

18.

Ведение мяча

7

19.

Обманные движения (финты)

7

20.

Отбор мяча

7

21.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии

2

Тактическая подготовка (9 часов)

22.

Индивидуальные действия без мяча

3

23.

Индивидуальные действия с мячом

3

24.

Групповые тактические действия

3

25.

Контрольно - переводные нормативы

2

Итого: 80 часов

Содержание учебных тем.

Задачи:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  •  привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
  •  обеспечение всесторонней физической подготовки, развитие силовых, скоростных качеств, координации движений;
  •  овладение техническими и тактическими приёмами  игры;
  •  приобретение опыта участия в соревнованиях;
  •  воспитание судейских и инструкторских навыков.
  •     закаливанию организма;
  •     повышение физической активности органов и систем организма  школьников;
  •     укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и повышение физической и умственной работоспособности;
  •     освоение основ двигательных навыков и умений.

Теоретическая подготовка:

Техника безопасности правила поведения на занятиях по мини-футболу.

Гигиенические знания и навыки Место занятий, оборудование Правила игры в футбол Инструкторская и судейская подготовка

Подвижные игры и эстафеты:

Подвижные игры и эстафеты. «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не дай мяч водящему», «Защита крепости», Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей, с прыжками в высоту, в длину, с метанием мяча в цель и на дальность .

Упражнения для развития быстроты:

Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу рывки на 5-10, 10-15 м, из различных исходных положений стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада.. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой » между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости, после быстрого бега резко замедлить бег или остановится, затем выполнить новый рывок в том же или в другом направлении. Ускорение на 15, 30, 60 м без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.

Упражнения для развития специальной выносливости:

  • повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений;
  • рывки с мячом с последующей обводкой стоек и ударами по воротам;
  • кроссы с переменной скоростью;
  • переменный бег с ведением мяча.

Упражнения для развития ловкости:

Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры «Живая цель», «Салки с мячом», Эстафеты с элементами акробатики.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ

Техника передвижения:

Бег по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом (вправо и влево).

Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо . Остановка во время бега : выпадам и прыжками (на обе ноги).

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом. На короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность :в ноги партнеру, ворота, в цель, на ходу двигающему партнеру. Удары на дальность.

Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояния. Удары на точность : в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.

Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.

Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча - на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и грудью летящего мяча - на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей.

Ведение мяча. Ведение внешней и внутренней стороной стопы: левой и поочередно; по прямой, меняя направления, между соек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком. Ведения мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

Обманные движения (Финты) Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону); во время ведения внезапная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру находящемуся сзади; Показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу - вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо , этот же финт в другую сторону. При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад,

  • неожиданным рывком вперед уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя - рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника «скрещивание». Выполнение обманных движений в единоборстве.

Отбор мяча. Перехват мяча - быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде .

Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом , на определенные действия с мячам. Обор в подкате - выбивая и останавливая мяч ногой.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага, параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнеру, на ходу партнеру Вбрасывание на точность и на дальность

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.

Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске, летящих и катящихся в сторону от вратаря.

Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахам и снизу. Выбивание мяча ногой с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

Тактика игры в футбол:

Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по сигналу, во время передвижения шагом или бегом - подпрыгнуть, имитировать удар ногой, во время ведения мяча - повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок на 5 м. Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3-4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнутся), 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касания два мяча (надо следить одновременно, за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).

Тактика нападения:

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приёмы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействия двух или более игроков. Умение точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.

Тактика защиты:

Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять (закрывание). Выбор момента и способ действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять (закрывание) и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в (перехвате) мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.

Групповые действия Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и причисленном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций.

Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.

Командные действия  Уметь выполнять основные, обязательные действия в обороне на своём игровом месте согласно избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты.

Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр

Тактика вратаря Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свобод- ному от опеки партнеру. Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.

Инструкторская и судейская практика. Инструкторская практика проводится не только в отведенное учебным планом время, но и в процессе учебных тренировочных занятий. Задача инструкторской практики - научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия.

Соревнования. Проводятся согласно календарного плана спортивных мероприятий. Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.

Материально – техническое обеспечение

 Спортивное оборудование и инвентарь:

- скамейки гимнастические;

- конь гимнастический;

- козел гимнастический;

- маты гимнастические;

- стенка гимнастическая;

- перекладина навесная;

- канат;

- палки и обручи гимнастические;

- скакалки;

- стойки для прыжков в высоту;

- мячи набивные;

- ворота футбольные;

- форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь);

- мячи футбольные;

- мячи малые и большие.

Дидактическое обеспечение образовательного процесса: учебно-демонстрационные плакаты; видеофильмы

Список используемой литературы:

Андреев С. Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989..

Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: ACADEMIA, 2000..

Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.. Гуманит. - изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Исакова Т. Г. Организация опытно-экспериментальной работы учреждения дополнительного образования. - Магнитогорск, 2001.

Колесник В. И., Соловьева Н. И., Кожин В. И., Резванов А. А. Сборник материалов 1-й Региональной научно-практической конференции «Содержание образования в сфере физической культуры и спорта. Реализация новых идей и технологий». - Ростов-на-Дону, 2001.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы. В. И. Лях, Зданевич А. А. – М.: Просвещение, 2012.

Коротков И.  М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974.

Корякина Н. И, Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Метод, пособие для учителя. - СПб., 2000.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дополнительной общеобразовательной программы "Футбол"

Презентация программы внеурочной деятельности «Футбол» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...

Дополнительная общеобразовательная программа "Футбол-хоккей"

Данная программа была представлена на областной конкурс "СтартАП в дополнительном образовании"...

Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «Я ЛЮБЛЮ ФУТБОЛ» для детей в возрасте 7-9 лет

Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «Я люблю футбол» актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, ...

Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «ФУТБОЛ-ЛЮБИМАЯ ИГРА» для детей в возрасте 10-12 лет

Направленность программы – физкультурно-спортивная. По уровню освоения – общеразвивающая. Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и ф...

Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «МЫ ВЫБИРАЕМ ФУТБОЛ» для детей в возрасте 13-15 лет

Направленность программы – физкультурно-спортивная. По уровню освоения – общеразвивающая. Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и ф...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Формулировка Обязательна «Футбол» Стартовый уровень

Программа «Футбол» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой (далее Программа). Программа реализуется с 2020...

Дополнительная общеобразовательная программа "Футбол"

В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направле...