«Прививать любовь к физической культуре»
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
Воспитанием детей в школе призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. Но особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.
Учитель физической культуры должен быть хорошим организатором, иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы на высшем уровне проводить уроки, организовывать и принимать активное участие во всех спортивно – массовых мероприятиях совместно с детьми (внутри школы и за ее пределами), организовывать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, личным примером пытаться показать учащимся о необходимости и пользе занятий спортом.
Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают сильную мотивацию и толчок к занятиям. Поэтому мне хочется быть всегда в хорошей физической форме, я стараюсь пополнять свой физический и духовный багаж теми наработками, которые, на мой взгляд, способствуют развитию учащихся. Я выбираю ту программу и тот путь, который поможет в полной мере реализовать творческие и физические возможности и учителя, и его учеников.
На уроках физической культуры решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса. Педагог обязан хорошо знать программу и хорошо владеть навыками преподавательской деятельности: постановкой целей и задач работы, отбором содержания учебного материала, грамотно использовать различные методы, приемы и формы организации учебного процесса.
Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
1. Иметь определённые задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серией уроков, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого урока.
2. Быть правильно методически построенным.
3. Быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока.
4. Соответствовать по своему содержанию определённому составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности.
5. Быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности.
6. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки.
7. Правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня.
8. Носить воспитывающий характер.
Строить уроки физической культуры необходимо на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества с учащимися. В соответствии с этими принципами педагог должен обеспечить каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разно уровневые по трудности и сложности усвоения материала программы, создать условия для выбора занятий спортом.
Активность учащихся на уроках физической культуры во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Одна из главных задач учителей физической культуры это формирование у учащихся положительного отношения к физической культуре. Создание положительного эмоционального фона формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Учитель должен поощрять учеников за их успехи и подбадривать при неудачах.
Существует множество способов разнообразить проведение уроков физической культуры: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения; менять обстановку, условия урока (например, переход из спортивного зала на воздух); использовать игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.
На своих уроках я отдаю предпочтение методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия. Она помогает увеличить моторную плотность урока. Основу круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Чаще всего я выбираю хорошо знакомые ученикам упражнения. Если занятия проводятся в зале, то станции располагаются по кругу. Каждое упражнение на станции дозируется в зависимости от задач количеством повторений или отрезком времени (15–40 сек.). Ученикам достаточно один раз пройтись по всем станциям, чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку. Комплексы упражнений подбираю в зависимости от прохождения определенной темы. Круговая тренировка хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развить общую и специальную физическую подготовку. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества. Добиться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает круговая тренировка. И для решения этой задачи самое важное – моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств.
Важное значение в процессе обучения имеют подвижные игры и игровые упражнения. Игра – это привычная форма занятий для школьников, она всегда вызывает у детей положительные эмоции. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. От простых игр следует переходить к играм более сложным, предъявляющим все более высокие требования к развитию и совершенствованию координации движений и физических качеств, с более сложными правилами, требующими инициативы и сообразительности. Постепенно дети переходят к командным играм с распределением определенных функций.
На своих уроках я стараюсь использовать такие командные спортивные игры как волейбол, футбол, баскетбол.
Волейбол это игровой комбинационный вид спорта, пользующийся немалой популярностью, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игры в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. Занятия этим видом спорта способствуют развитию многих физических данных: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени. В 5 классе мои ученики начинают заниматься подвижной игрой пионербол, а в 7 классе осваивают основы волейбола. Систематическое развитие физических качеств в волейболе содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями.
В осенне – весеннее время по программе я провожу занятия по легкой атлетике. Она также является одним из самых популярных видов спорта и носит титул – Королева спорта. На уроках по легкой атлетике я уделяю большое внимание различным спец. беговым упражнениям, ускорениям на 30, 60, 100 метров, общефизической подготовке (особенно с юношами старшеклассниками): подтягивание, отжимание, поднимание туловища из положения лежа, прыжки со скакалкой, прыжки в длину с места. Как раз для комплексного развития двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, прыгучести, гибкости) и повышения функциональных возможностей организма я использую чаще всего круговую тренировку, о которой я говорил раньше. Упражнения выполняются сериями на 4—10 станциях, количество которых зависит от возраста детей и поставленной цели. При этом достигается высокая двигательная активность учащихся, быстрое усвоение легкоатлетических упражнений, развитие многих групп мышц.
Гимнастические упражнения являются одной из основных и неотъемлемых частей содержания уроков физической культуры. К сожалению, наша школа пока не богата гимнастическими снарядами. Поэтому большое внимание я уделяю акробатическим упражнениям: кувырки, перекаты, стойка на голове, стойка на руках, стойка на лопатках, упор лежа или упор стоя на коленях и т.д. При выполнении акробатических упражнений достигается достаточно высокая эффективность как средства общефизической подготовки и формируется должная мотивация к регулярным занятиям физической культурой.
Занятия физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Чтобы приучить детей к ежедневным занятиям физическими упражнениями надо не только давать им домашние задания, но и проверять их выполнение. Это приучит школьников регулярно заниматься физическими упражнениями и станет повседневной потребностью. Домашние задания по физической культуре повышают качество выполнения программы физического воспитания по всем видам физической подготовки.
На уроках физической культуры я рассказываю школьникам об истории и развитии Олимпиады, о выдающихся спортсменах и олимпийских чемпионах, стараюсь привлечь детей к спорту. Спорт является так называемой "школой жизни". В спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Спорт формирует здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар (причем не только в спортивном зале), подводит к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России. Четвертый год я веду секцию хоккея, татарской борьбы «Курэш», участвую со своими воспитанниками в соревнованиях и турнирах, занимаем призовые места ,становятся настоящими спортсменами и меня переполняет гордость за них и надежда, что кто - нибудь из них станет олимпийским чемпионом. Многие мои ученики занимаются индивидуальными видами спорта (единоборство, настольный теннис и т.д.), многие футболом, волейболом, я всегда интересуюсь их успехами и стараюсь дать совет, если у них что - либо не получается.
В заключение своего выступления хочу еще раз сказать насколько важна роль физической культуры в современном обществе и роль современного учителя физической культуры. Физическая культура это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности. При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. Мы должны безгранично любить своих учеников, стараться вырастить жизнерадостное, здоровое и крепкое поколение без наркомании и алкоголизма, чтобы гордиться их победами и достижениями в жизни на благо нашей России. Я надеюсь, что зерно, брошенное в хорошую почву, даст свои всходы, а затем и плоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у школьников здорового образа жизни,прививая им тягу к физической культуре через внекласcные мероприятия
Формирование у школьников здорового образа жизни, прививая им тягу к физичсекой культуре через внеклассные мероприятия...
Как привить любовь к занятиям физической культуры и спотом
Все, без исключения, родители мечтают о том, чтобы их дети росли физически развитыми, выносливыми и здоровыми. Однако в последнее время медики акцентируют внимание на тревожной тенденции: дети, отдава...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Памятка для родителей обучающихся 5 класса "Прививаем любовь к чтению"
Дорогие родители!Как я понимаю Ваше огорчение, когда любимое чадо не хочет взять в руки книгу. Эта памятка - для вас. Надеюсь, мои советы окажутся полезными для вас и вашего ребёнка и помогуть привить...
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.
В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...