Программа по плаванию
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс) на тему
Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.
Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся средней школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни.
Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:
1. Выработать у учащихся мотивационно-целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.
2. укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
3. прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.
4. развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.
5. обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (III – IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V – IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям физической культурой. На заключительной ступени обучения (X - XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий физкультурой и спортивной деятельностью.
Прогнозируемый результат и способы его проверки.
В течение года будут проводиться соревнования:
- скоростное плавание
- «веселые старты» на воде
- соревнования по прикладному плаванию.
В конце года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольном занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plavanie.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по плаванию
для учащихся 5 классов
Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.
Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся средней школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни.
Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:
- Выработать у учащихся мотивационно-целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.
- укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
- прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.
- развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.
- обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (III – IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V – IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям физической культурой. На заключительной ступени обучения (X - XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий физкультурой и спортивной деятельностью.
Прогнозируемый результат и способы его проверки.
В течение года будут проводиться соревнования:
- скоростное плавание
- «веселые старты» на воде
- соревнования по прикладному плаванию.
В конце года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольном занятии.
Критерии оценки:
- 5 классы - преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди
- 6 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем
.
Требования к уровню подготовки
Учащихся 5 классов
В результате изучения программного материала по плаванию ученик должен
знать/понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
- биомеханические особенности техники плавания;
- правила поведения и технику безопасности на воде , в плавательном бассейне
уметь:
- выполнять комплексы специальноподготовительных, общеразвивающих и подводящих упражнений по плаванию;
- выполнять специальные плавательные упражнения;
- проплывать 25,50,100 м разными стилями плавания
- делать повороты, старты, ныряние
- владеть самоконтролем
- проплывать длинные дистанции 200м
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах РФ;
- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах. Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания.. Влияние плавания на физические качества. Дистанции в соревнованиях по плаванию. Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме. Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителей. Судейство соревнований по плаванию. Обязанности судей. Личная и общественная гигиена плавания и купания. Самоконтроль на занятиях плаванием.
Практический раздел
Дыхательные упражнения .Вдох и выдох. Задержка дыхания. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «Поплавка», скольжение стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжения с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движений рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание с помощью только рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Плавание брассом (движение ног у бортика, движение рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений ног и рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит?», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса. Старты. Повороты.
Ныряние ногами и головой
Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.
Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег».
Комплекс специальных упражнений пловца.
Ныряние брассом и кролем.
Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча.
Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде.
Проплывание отрезков 25-50 метров по 4-8 раз, 100-200 м
Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Способы освобождения от захватов тонущего.Толкание и буксировка плывущего предмета Плавание брасом на боку и на спине. Освобождение от одежды в воде. Упражнения по совершенствованию техники плавания.
Контрольные нормативы: проплыть одним из способов без остановки 50 метров и 200 метров разными способами в пятом классе классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине. самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Старт с бортика. Старт из воды. Повороты разными стилями плавания.
Рекомендуемые контрольные нормативы для учащихся общеобразовательных школ
25 м, вольный стиль, сек | 50 м, вольный стиль, сек | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
5 6 7 8 9 | 32-38 28-34 26-32 22-30 21-28 | 32-40 30-36 28-34 26-32 24-30 | 1,18-1,35 1,10-1,32 1,04-1,20 0,58-1,10 0,56-1,08 | 1,20-1,38 1,16-1,36 1,10-1,25 1.04-1,20 1.02-1.16 |
Учебно-тематическое планирование
по физической культуре
Классы 5
Учитель Дерябина Марина Александровна
Количество часов:
всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича, Москва «Просвещение», 2008 год.
Учебники
- Мой друг - физкультура: 1- 4 классы / под редакцией В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература
- Настольная книга учителя физической культуры / под редакцией Л.Б.Кофмана.-
М.: Просвещение, 2000.
- Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под редакцией Э.Найминова. – М.: Просвещение 2001.
- Методика преподавания гимнастики в школе. - М.: Просвещение 2000.
- Легкая атлетика в школе / под редакцией Г.К.Холодова, В.С.Кузнецова, Г.А.Колодницкого.- М.: Просвещение 1998.
- Спортивные игры на уроках физкультуры / под редакцией О.Листов. –
М.: Просвещение 2001.
- Урок в современной школе/ под редакцией Г.А.Баландин, Н.Н.Назаров, Т.Н.Казаков. - М.: Просвещение 2004.
- Спорт в школе / под редакцией И.П.Космина, А.П.Паршикова, Ю.П.Пузыря. -
М.: Просвещение 2003.
- Журнал «Физическая культура в школе»
Тематическое планирование занятий по плаванию для 5-х классов
Тема | Кол-во часов | ЗУН | КИМ | |
1 | Техника безопасности и правила гигиены. Самоконтроль | 1 | Техника безопасности при проведении занятий по плаванию. Личная и общественная гигиена. Самоконтроль. | Проверочная работа |
2 | Упражнения для освоения с водой | 2 | Упражнения для ознакомления с плотностью сопротивления воды. Всплывание и лежание на воде. Погружение под воду с головой, ныряние и открывание глаз. Выдохи в воду. | Проверочная работа |
3 | Анализ техники плавания кролем на груди | 2 | Техника работы ног, рук, дыхания и т.д. | Проверочная работа |
4 | Положение тела | 2 | Скольжения на груди | Зачет |
5 | Дыхание | 2 | Выдохи в воду с погружением лица, головы, стоя на дне. Выдохи в воду с поворотом головы в сторону на вдох, стоя на дне, лежа на воде, держась за бортик. | Зачет |
6 | Движение ногами | 2 | Поочередные движения ногами, лежа на груди, держась руками за бортик. Скольжение на груди с движением ногами «кроль». Плавание при помощи ног кролем на груди с доской в руках. То же, но без доски. | Зачет |
7 | Согласование движений ногами с дыханием | 2 | Движение ногами кролем на груди с выдохами в воду, держась руками за бортик. Плавание при помощи ног кролем на груди с доской в руках и выдохами в воду. То же, но без доски. | Зачет |
8 | Движения руками | 2 | Движения руками кролем на груди, стоя на дне. Движения руками кролем на груди, лежа на воде, ноги на бортике. | Зачет |
9 | Согласование движения руками с дыханием | 2 | Согласование движений одной и обеими руками кролем с дыханием, стоя на дне. Плавание на руках кролем с дыханием и поддержкой ног поплавком. | Зачет |
10 | Движение руками и ногами на задержке дыхания | 2 | Плавание серии отрезков кролем на груди с задержкой дыхания. | Зачет |
11 | Плавание с полной координацией | 2 | Плавание отрезков дистанции кролем на груди в быстром темпе. Проплыть кролем на груди наибольшее расстояние. | Зачет |
12 | Старт | 3 | Старт с тумбы | Зачет |
13 | Поворот | 3 | Поворот типа «Маятник» | Зачет |
14 | Анализ техники старта, поворота при плавании кролем на груди | 3 | Техника старта с тумбы. Техника поворота типа «Маятник» | Проверочная работа |
15 | Купание и плавание в естественных водоемах | 4 | Правила поведения при купании на естественных водоемах | Проверочная работа |
Литература.
- Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998.
- лекции для студентов очного отделения кафедры плавания ГЦОЛИФК. – М., 1990.
- В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М., 1996.
- Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 1985. с. 27-38.
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991
- Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по плаванию
Программа по обучению плавания в начальной школе...
Программа по плаванию
Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося; реализация программы способствует развитию у обучающихся выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению ...
Учебная программа по плаванию для учащихся СМГ 1-4, 5-9, 10-11 классы
Данная учебная программа содержит материал по оздоровительной работе в условиях плавательного бассейна со школьниками, имеющими заболевания кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата....
ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию
Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
- Мне нравится (1)