Программа по плаванию
материал по физкультуре на тему
Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося; реализация программы способствует развитию у обучающихся выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем; формированию у детей культуры здоровья.
Предназначена для инструкторов по плаванию и учителей физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_plavaniyu_skvoznaya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка……..………………………………………………. Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 1-4 классов…………………………………………………………… Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 5-9 классов…………………………………………………………… Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 10-11 классов………………………………………………………… Рекомендуемые контрольные нормативы………………………………… Календарно-тематический план для учащихся 1-11 классов……………. Литература ………………………………………………………………….. Приложения…………………………………………………………………. | 4 8 10 11 12 13 57 58 |
Пояснительная записка
Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Реализация данной программы стала возможной в результате заключения договора с Муниципальным учреждением «Управление по физической культуре и спорту города Белово», начальник Юртайкин Виталий Федорович, о безвозмездном пользовании бассейном, сауной и другими помещениями спортивно-оздоровительного комплекса (приложение №1).
Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося в рамках реализации третьего часа физической культуры. За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать несколькими способами спортивного плавания.
Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич).
Цель программы: формирование у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.
Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
- Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.
- Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе.
- Обучить учащихся технике двух-трех способов спортивного плавания, совершенствовать разнообразные плавательные умения (ныряние, старт, повороты, финиш).
- Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.
- Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (I-IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и плавания и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V-IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям плавания. На заключительной ступени обучения (X-XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от 1 до 11 класса. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей плавания, личной гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной подготовленностью, оказания первой помощи. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выпол нение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми эле ментами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники но вых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, вы полняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное на пряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражне ния.
Контроль
В течение года проведение соревнований:
- «веселые старты» в спортивном зале;
- скоростное плавание в конце каждой четверти;
- «веселые старты» на воде;
- соревнования по прикладному плаванию.
В конце года результаты обучения детей оцениваются на контрольном занятии. Критерии оценивания:
- 1-4 классы – преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди;
- 5-9 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем;
- 10-11 классы – преодоление дистанции 100 м избранным стилем или комплексным способом.
Контрольные нормативы сдают учащиеся 4-11 классов. Учащимся, справившимся с этим заданием, вручается удостоверение «Юный пловец».
Содержание программного материала предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с программным материалом по физической культуре и составляет 68 часов в год. Специализированная часть программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся в течение третьего часа физической культуры и составляет 30 часов в год в 1-4 классах, 34 часа в год в 5-11 классах.
Содержание программного материала занятий по плаванию
для учащихся 1-4 классов
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25 м в первом классе, 50 м во втором классе, 100 м в третьем классе и 200 м в четвертом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.
Контрольные нормативы: в четвертом классе преодоление дистанции 25 м. вольным стилем.
Содержание программного материала занятий по плаванию
для учащихся 5-9 классов
Теоретический раздел
Названия упражнений и основные признаки техники спортивных способов плавания. Влияние плавания на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителя. Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Практический раздел
Плавание способом «дельфин» (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование движений руками с дыханием. Проплывание отрезков до 15 метров способом «дельфин» с задержкой дыхания; транспортировка «тонущего»).
Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.
Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег» и др.
Комплекс специальных упражнений пловца. Имитация поворота при плавании способом «дельфин». Техника выполнения непрямого массажа сердца. Ныряние брассом и кролем.
Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча. Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде.
Развитие выносливости: проплывание отрезков 25-50 м по 2-6 раз, 100-150 м по 3-4 раза, 400 м.
Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Освоить технику плавания способом «дельфин». Преодоление дистанции 50 м любым стилем.
Содержание программного материала занятий по плаванию
для учащихся 10-11 классов
Теоретический раздел
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме.
Практический раздел
Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание брассом на боку и на спине. Плавание в одежде, освобождение от одежды в воде. Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания (девушки). Выполнение обязанностей судьи. Основы методики и организации занятий с младшими школьниками.
Развитие выносливости: плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м,. Проплывание отрезков 25-100 м по 2-6 раз.
Контрольные нормативы: транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Преодоление дистанции 50 м любым стилем.
Рекомендуемые контрольные нормативы
Класс | 25 м, вольный стиль, сек | 50 м, вольный стиль, сек | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
4 | 33-34 | 33-34 | 1,20-1,40 | 1,20-1,40 |
5 | 32-38 | 32-40 | 1,18-1,35 | 1,20-1,38 |
6 | 28-34 | 30-36 | 1,10-1,32 | 1,16-1,36 |
7 | 26-32 | 28-34 | 1,04-1,20 | 1,10-1,25 |
8 | 22-30 | 26-32 | 0,58-1,10 | 1,04-1,20 |
9 | 21-28 | 24-30 | 0,56-1,08 | 1,02-1,16 |
10 | 20-26 | 22-28 | 0,54-1,04 | 1,00-1,10 |
11 | 18-22 | 20-26 | 0,50-1,00 | 0,56-1,06 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по плаванию
Программа по обучению плавания в начальной школе...
Учебная программа по плаванию для учащихся СМГ 1-4, 5-9, 10-11 классы
Данная учебная программа содержит материал по оздоровительной работе в условиях плавательного бассейна со школьниками, имеющими заболевания кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата....
ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию
Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Опыт зарубежных стран в реализации программы обучения плаванию в рамках школьной программы.
В статье отражены сравнительный анализ и отличительные особенности программ по обучению плаванию в разных странах....