программа по спортивной секции Совершенствую себя (волейбол)
рабочая программа по физкультуре на тему

Бусыгина Наталья Николаевна

программа спортивной секции "СОВЕРШЕНСТВУЮ СЕБЯ" (волейбол) расчитана на 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nssh_programma_po_sektsii_voleybol.docx102.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Новопокровская школа

Ветлужского района Нижегородской области

Программа принята

на Педагогическом  совете ОО

_____________ 2015года

Протокол№ ____

Утверждаю

Директор __________ Д.В. Соколов

        

Программа спортивной секции

Направленность программы – физкультурно-спортивная,

возраст обучающихся – 9-16 лет,

срок реализации программы – 4 года обучения

                                       Составитель:

    Бусыгина Наталья Николаевна,

                                                                   учитель физической культуры

с. Новопокровское

2015г.

Содержание

  1. Тезаурус
  2. Типология программы.
  3. Структура образовательной программы.

3.1 Целевой раздел образовательной программы.

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты реализации образовательной программы.
  3. Система оценки качества реализации образовательной программы.
  1. Содержательный раздел образовательной программы
  2. Организационный раздел образовательной программы
  1. Характеристика форм обучения
  2. Методическое обеспечение программы

Учебный план

Календарный учебный график

Оценочные материалы

Список литературы

Методическая копилка

  1. Тезаурус

Дополнительное образование (ДО) – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14).

Организация дополнительного образования (ОДО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23,п 3.1).

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание. Планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, форм аттестации. Который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9).

Образовательная программа (ОО ДО) – образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного образования (273-ФЗ, на основе гл. 2, ст. 12, п. 5).

Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной  деятельности и , если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 22).

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 23).

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 25).

Календарный учебный график – документ, регламентирующий общие требования к организации образовательного процесса в учебном году (продолжительность учебного года, каникулярного времени и летнего оздоровительного периода (при необходимости), режим работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.).

  1. Типология программы.

Программа «Волейбол» является физкультурно-спортивной направленности.

3. Структура программы

3.1. Целевой раздел образовательной программы.

3.1.1 Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы.
     Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
      Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
      Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

Целесообразность и актуальность

 программы заключается в том, что занятия по ней позволяют обучающимся детям восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Новизна

 программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большое количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Особенностью данной программы
является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов. Внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода психорегуляции на занятиях и соревнованиях сориентирует обучающихся на достижение высоких результатов в освоении игры и стремлению победам.

Цели и задачи

Цель: углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Решение этой цели ставятся следующие задачи:


1.Оздоровительные:

  • выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
  • содействие гармоничному физическому развитию;
  • развитие двигательных способностей;
  • создание базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта;
  • укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.


2. Обучающие:

  • обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам,
  • развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движений, быстроту реакции),
  • обучить правильному выполнению упражнений.


3. Воспитательные:

  • выполнение сознательных двигательных действий;
  • любовь к спорту;
  • чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
  • воспитанию нравственных и волевых качеств;
  • приобщение учащихся к спорту;
  • профилактика вредных привычек.


Условия реализации программы

В реализации программы принимают участие дети в возрасте от 9-16 лет:

  1. год обучения (9-10 лет);
  2. год обучения (11-12 лет);
  3. год обучения (13-14 лет);
  4. год обучения (15-16 лет).

Срок реализации программы - 4 года.
    Первый год обучения, второй год и последующие – 72 часа, при 2-х разовых занятиях в неделю.
    Программа помогает компенсировать отставание по изучению и закреплению отдельных разделов школьной программы, а также достичь определённых спортивных результатов, на соревнованиях разного уровня.
    Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме того, по ходу реализации программы предполагается использования ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения.


Материально-техническое обеспечение занятий

Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24 х 12 м.

Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование й инвентарь:

  1. Сетка волейбольная-2 шт.        
  2. Стойки волейбольные - 2 шт.
  3. Гимнастические стенки - 6-8 шт.
  4.  Гимнастические скамейки - 3-4 шт.
  5.  Гимнастические маты - 3 шт.
  6. Скакалки - 10 шт.
  7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 5 шт.
  8.  Эспандеры  - 10 шт.
  9.  Мячи волейбольные (для мини-волейбола) – 10 шт.
  10. Рулетка - 1 штуки.
  11. Макет площадки с фишками - 2 комплекта.


Этапы реализации программы
Первый этап («предварительной подготовки» 1 год обучения) - предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, подвижные игры, пионербол, мини-волейбол.
Второй этап («начальная спортивная подготовка» 2 год обучения)-
предусматривает развитие физических качеств в общем плане и с учётом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (мини-волейбол, волейбол).
Третий этап («начальная спортивная специализация» 3 год обучения)-
Посвящён базовой технико-тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение снов техники и тактики, воспитание соревновательных качеств, применительно к волейболу.

Четвёртый этап («спортивное совершенствование» 4 год обучения) -
Предусматривает участие в различных соревнованиях. 

Ожидаемый результат

В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в волейбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.


Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме 2 раз в неделю учебно-тренировочных по 1,5-2 часа.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом В виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

-метод упражнений;

-игровой;        

-соревновательный;

-круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

- в целом;

- по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях); Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

                       3.1.2. Планируемые результаты
      По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
ЗНАТЬ

  • влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
  • гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
  • правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
  • основы методики обучения и тренировки по волейболу.
  • правила игры;
  • технику и тактику игры в волейбол; строевые команды;
  • методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций; 

УМЕТЬ

  • выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
  • выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
  • выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • осуществлять судейство соревнований по волейболу;
  • работать с книгой спортивной направленности;
  • самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;
  1. Система оценки качества реализации образовательной программы

Умения и навыки проверяют во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Содержание  программы

1 год обучения.
Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Начальная диагностика.
Общая физическая подготовка. 
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Специальная физическая подготовка
Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Техническая подготовка. 
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка. 
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Правила игры (конечная диагностика)

2 год обучения.
Введение: Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры. Начальная диагностика.
Общая физическая подготовка. 
Теория: Методы и средства ОФП.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие направленные, на развитие всех, физических качеств. Упражнения на тренажёрах, футбол, баскетбол, подвижные игры.

Специальная физическая подготовка.
Теория: Методы и средства СФП в тренировке волейболистов. Практика: Акробатические упражнение. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходных с волейболом.

Техническая подготовка.
Теория: Характеристика техники сильнейших волейболистов. Практика: Стойки и передвижения. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, кулаком, передача назад). Подачи снизу сверху и сбоку. Нападающие удары (прямые и по диагонали). Защитные действия (блоки, страховки). 
Тактическая подготовка.
Теория: Анализ тактических действий сильнейших волейбольных команд Практика: Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.
Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов.  Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена. Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.
Психологическая подготовка
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию, беседы, анкетирование, практические занятия.
Правила игры (конечная диагностика)

3 год обучения.
Введение: Здоровый образ жизни и его значение. Организация игры в
волейбол. Судейство. Правила безопасности при осуществлении
соревновательной деятельности. Начальная диагностика.
Общая физическая подготовка.
Теория: Теоретические основы тренировки.
Практика: общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта. 

Специальная физическая подготовка. 
Теория: Теоретические основы СФП.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим.
Техническая подготовка.
Теория: Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Подачи (сверху и сбоку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.). 
Тактическая подготовка.
Теория: Тактический план игры.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).
Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена. Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.
Психологическая подготовка.
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию, беседы, анкетирование, практические занятия. Правила игры(конечная диагностика)

4 год обучения.
Введение: Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника безопасности. Основы судейской терминологии и жестов. Начальная диагностика.
Общая физическая подготовка.
Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма. Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Специальная физическая подготовка.
Теория: воздействие некоторых специальных упражнений на костно-мышечный аппарат.
Практика: упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений. Подвижные и спортивные игры. Специальные и контрольные упражнения (тесты).
Техническая подготовка.
Теория: Теоретические основы технического совершенствования. Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.). 
Тактическая подготовка.
Теория: Характеристика игры команд соперников. Тактический анализ. Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).
Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена. Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.
Психологическая подготовка.
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию, беседы, анкетирование, практические занятия.
Правила игры (конечная диагностика)


  1.  Содержательный раздел образовательной программы

Тематическое планирование по программе дополнительного образования «ВОЛЕЙБОЛ».


1 год обучения


ЦЕЛЬ:
Воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней подготовленности.


ЗАДАЧИ:
         Обучающие:

  • правила поведения в спортивном зале;
  • знание правила Т/Б;
    - развивать физические качества с учётом специфики волейбола воспитывать умение соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, соревнования по мини-волейболу).

Развивающие:

  • развивать разностороннюю физическую подготовленность;
  • укреплять опорно-двигательный аппарат;
  • развивать быстроту, ловкость, гибкость;
  • обучать технике перемещений и стоек, приёму и передаче мяча;
  • начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановки;
  • подготовка к выполнению нормативных требований по всем видам подготовки.

    Воспитательные:
  • воспитывать аккуратность;
  • коллективизм;
  • воспитывать мотивацию положительного отношения к спорту;
  • терпение и взаимопомощь, волевые качества.


№ п\п



Наименование разделов, тем



Всего


Из них


часов


теория


практика

Введение (начальная диагностика)

1

1



1.


Общефизическая подготовка


25


3


22


1. 1.


Общеразвивающие упражнения


6


1


5


1.2.


Упражнения на снарядах и тренажёрах


12


1


11


1.3.


Спортивные и подвижные игры


16


1


15


2.


Специальная физическая подготовка


25


5


10


2. 1.


Упражнения, направленные на развитие силы


5


1


4


2. 2.


Упражнения, направленные на развитие быстроты сокращения мышц


5


1


4


2.3


Упражнения, направленные на развитие прыгучести


5


1


4


2.4.


Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости


5


1


4


2. 5.


Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)

5

1

4


3.


Техническая подготовка


20


5


15


3. 1.


Приёмы и передачи мяча


12


1


11


3.2.


Подачи мяча


2


1


1


3.3.


Стойки


2


1


1


3.4.


Нападающие удары


2


1


1

3. 5.

Блокирование

3

1

2


4.


Тактическая подготовка


9


3


6


4. 1.


Тактика подач


4


1


3


4. 2.


Тактика приёмов и передач


5


2


3


5.


Правила игры (конечная диагностика)


3


1


2



Итого:


72


18


54

2 год обучения

ЦЕЛЬ:
Освоить технико-тактическую и физическую подготовку. Воспитывать соревновательные качества. 

ЗАДАЧИ:

Обучающие:
- повышать уровень физической подготовленности;
- обучать техническим и тактическим действиям;
- приучать к соревновательным условиям;
- готовить к выполнению требований по виду спорта.

Развивающие:
- повышать уровень общей физической подготовленности;
- развивать специальные физические способности;
- определение каждому обучающемуся игровой функции;
- подготовка к выполнению нормативных требований.
- развивать способности управлять своими эмоциями;
- развивать волевые качества; 

Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность и настойчивость;
- дисциплинированность;
- воспитание высоконравственной личности 

Оздоровительные:
- укреплять здоровье и закаливаться;
- укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему; 
- продолжать развитие двигательной активности;



п\п


Наименование разделов, тем



Всего


Из них


часов


теория


практика



Введение (начальная диагностика)


1


1



1.


Общефизическая подготовка


19


1


18


1.1.


Общеразвивающие упражнения


7


1


6


1. 2.


Упражнения на снарядах и тренажёрах


5



5


1. 3.


Спортивные и подвижные игры


8



8


2.


Специальная физическая подготовка


24


1


23


2. 1.


Упражнения, направленные на развитие силы


11


1


10


2. 2.


Упражнения, направленные на развитие быстроты сокращения мышц


15



15


2. 3


Упражнения, направленные на развитие прыгучести


17



17


2.4.


Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости


17



17


2. 5.


Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)


17



17


3.


Техническая и тактическая подготовка


20


3


17


3. 1.


Приёмы и передачи мяча


7


1


6


3.2.


Подачи мяча


3



3


3.3.


Стойки


3



3


3. 4.


Нападающие удары


3


1


2


3. 5.


Блокирование


3


1


2


4.


Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов


4



4


5.


Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена.


1



1


6.


Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.


1



1


7.


Психологическая подготовка


1



1


8.


Правила игры (конечная диагностика)


1


1




Итого:


72


10


65

3 год обучения

ЦЕЛЬ:

1. Прочно овладеть основами техники и тактики волейбола.
2. Развитие тактической подготовки.

3. Приобрести навыки в организации судейства и проведения соревнований по волейболу.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:
- повышать уровень физической подготовленности;
- совершенствовать технико-тактические приёмы;
- продолжить формирование тактических умений,
- совершенствовать игровые функции детей;


Развивающие:
- повышать уровень общей физической подготовленности;
-развивать специальные физические способности;

-развивать тактическое мышление , память, воображение;

-подготовка к выполнению нормативных требований.

-развивать способности управлять своими эмоциями;
- развивать волевые качества; 


Воспитательные:
-умение анализировать свою деятельность;

-воспитывать целеустремленность и настойчивость;

-дисциплинированность;

-воспитание высоконравственной личности.

Оздоровительные:
- укреплять здоровье;

- продолжать развитие двигательной активности.



п\п


Наименование разделов, тем



Всего


Из них


часов


теория


практика



Введение (начальная диагностика)


1


1



1.


Общефизическая подготовка


13


1


12


1.1.


Общеразвивающие упражнения


4



4


1. 2.


Упражнения на снарядах и тренажёрах


4



4


1. 3.


Спортивные и подвижные игры


5



5


2.


Специальная физическая подготовка


25



25


2. 1.


Упражнения, направленные на развитие силы


5



5


2. 2.


Упражнения, направленные на развитие быстроты сокращения мышц


5



5


2. 3


Упражнения, направленные на развитие прыгучести


5



5


2.4.


Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости


5



5


2. 5.


Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)


5



5

3.

Техническая подготовка

25

2

23

3. 1.

Приёмы и передачи мяча

5

5


3.2.


Подачи мяча


6



6


3.3.


Стойки


2



2


3. 4.


Нападающие удары


6


1


5


3. 5.


Блокирование


6


1


5


4.


Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов


4



4


5.


Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена.


1



1


6.


Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.


1



1


7.


Психологическая подготовка


1



1


8.


Правила игры (конечная диагностика)


1


1



Итого:


72


4


68

  1. год обучения

ЦЕЛЬ: 
Совершенствовать все тактические и технические приёмы, владеть психологической подготовкой к конкретным соревнованиям.
ЗАДАЧИ: 
Обучающие: 
- повышать уровень физической подготовленности
- совершенствовать технико-тактические приёмы;
- продолжить формирование тактических умений.
- совершенствовать игровые функции детей;
Развивающие: 
- повышать уровень общей физической подготовленности; 
- развивать специальные физические способности;
- развивать тактическое мышление, память, воображение;
- подготовка к выполнению нормативных требований. 

- развивать способности управлять своими эмоциями
- развивать волевые качества;
Воспитательные: 
- умение анализировать свою деятельность;
- воспитывать целеустремленность и настойчивость;
- дисциплинированность;
- воспитание высоконравственной личности.
Оздоровительные:
- укреплять здоровье и закаливаться;
- укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему;
- продолжать развитие двигательной активности 
- совершенствовать приёмы самоконтроля. 



п\п


Наименование разделов, тем



Всего


Из них


часов


теория


практика



Введение (начальная диагностика)


1


1



1.


Общефизическая подготовка


10



10


1.1.


Общеразвивающие упражнения


3



3


1. 2.


Упражнения на снарядах и тренажёрах


3



3


1. 3.


Спортивные и подвижные игры


4



4


2.


Специальная физическая подготовка


15



15


2. 1.


Упражнения, направленные на развитие силы


3



3


2. 2.


Упражнения, направленные на развитие быстроты сокращения мышц


3



3


2. 3


Упражнения, направленные на развитие прыгучести


3



3


2.4.


Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости


3



3


2. 5.


Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)


3



3


3.


Техническая и тактическая подготовка


38


1


37


3. 1.


Приёмы и передачи мяча


8



7


3.2.


Подачи мяча


8



8


3.3.


Стойки


2



2


3. 4.


Нападающие удары


9



9


3. 5.


Блокирование


9



9


4.


Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов


5



4


5.


Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена.


1



1


6.


Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.


1



1


7.


Психологическая подготовка


1



1


8.


Правила игры (конечная диагностика)


1


1




Итого:


72


3


69

3.3 Организационный раздел образовательной программы

        3.3.1. Характеристика форм обучения

В рамках реализации программы  «Волейбол»  используются индивидуальные и групповые формы обучения, а основная форма занятий – игровая деятельность, которая носит соревновательный характер со специальным кодексом правил и требований.

        3.3.2. Методическое обеспечение программы

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Общефизическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.

Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.

Специальная физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы.

Контрольные тесты и упражнения.

Мониторинг.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений.

Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты по методу

Тактическая подготовка.

Лекция, беседа, тренировка показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований.

Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа, посещение соревнований.

Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос уч-ся, тестирование.

Психологическая подготовка

Объяснение, практическое занятие

Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка.

Наблюдение за учащимися.

Выполнение специальных заданий. Наблюдение за поведением на соревнованиях.

Контроль умений и навыков.

Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований.

Индивидуальный. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса, измерений

Обсуждение результатов соревнований.

Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.

Оценочные материалы

Система диагностики - тестирование физических и технических качеств:

Контрольные испытания.

Общефизическая подготовка. Бег 30 м 6 х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.

Техническая подготовка.

Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зоны 2 и 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки - не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются).

Испытание на точность передачи через сетку. На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо по» слать мяч: в зоне 4 - размером 2 х 1, в зоне 1 и в зоне 6 - размером 3 х 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.

Испытания на точность подан. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6 х 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах - 5 попыток).

Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1, 6, 5 из зон 4,2.

Испытание в защитных действиях («защита зоны»). Испытуемый находится в зоне С в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.

Учащийся должен применить всё изученные до этого приемы защиты. Количество ударов для каждого года обучения различное: группа начальной подготовки - первый год обучения - 5; второй год обучения - 10; учебно-тренировочные группы, первый год обучения - 15, второй год обучения - 20.

Тактическая подготовка. Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с14-16 лет- 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество. 

Информационные ресурсы для педагога

  1. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. М., 1996 г.
  2. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
  3. Волейбол / Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г. 
  4. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
  5. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
  6. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
  7. Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.
  8. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.
  9. Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск,
    1995г.
  10. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
  11. Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
  12. Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
  13. Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.
  14. Ивойлов А. В. Волейбол. М., 2004 г.
  15. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2007.
  16. Медицинский справочник тренера. М., 2006 г.
  17. О з о л и н Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2007
  18. Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура и спорт» 1969.
  19. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.

     
                         Информационные ресурсы для обучающихся

  1. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006 г.
  2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003. 5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.
  3. Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
  4. Фидлер М. Волейбол. М., 2002 г.
  5. Фурманов А. Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992 г.
  6. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
  7. Энциклопедия «Аванта +», 2006 г.

Словарь терминов и определений

  • Атакующий удар - технический приём, состоящий в перебивании одной рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону соперника.
  • Блокирование - действие игроков вблизи сетки для создания препятствия перелёту мяча, летящего от соперников, осуществляемое поднятием рук блокирующих выше верхнего края сетки.
  • Боковая линия - линия, ограничивающая ширину игровой площадки.
  • Выбор места - элемент тактического мастерства, заключающийся в умении заранее определить своё местоположение для активного участия в атаке или обороне.
  • Выпрыгивание вверх - прыжок вверх без разбега.
  • Движение - перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени.
  • Двойное касание - игрок касается мяча дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.
  • Замена - действие, которым судья разрешает игроку покинуть площадку, а другому игроку занять его место.
  • Зона подачи - участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии волейбольной площадки.
  • Имитация - воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но без значительных усилий.
  • Комбинация - заранее разученные и согласованные действия игроков при создании лучших условий одному из спортсменов для завершения результативной атаки.
  • Либеро - свободный защитник.
  • Линия нападения - линия волейбольной площадки, ограничивающая зону нападения. Проводится на каждой из сторон площадки в 3 м от оси средней линии и параллельно оси.
  • Лицевая линия - линия, ограничивающая длину игровой площадки.
  • Матчбол - очко, разыгрываемое в матче, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча.
  • Обманный удар - несильный удар игрока в незащищённую часть площадки после предварительной имитации сильного удара.
  • Партия - часть матча в волейболе, за время которого одна из сторон должна набрать 25 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка).
  • Пас - передача мяча от одного партнёра к другому.
  • Передача мяча - технический приём, заключающийся в направлении игроком мяча партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий.
  • Переход - поочерёдное перемещение игроков на волейбольной площадке при смене подачи.
  • Подача - введение мяча в игру правым игроком задней линии из зоны подачи ударом одной рукой по подброшенному мячу.
  • Подводящие упражнения - физические упражнения, в которых содержатся элементы или связки разучиваемого нового движения.
  • Подготовительные упражнения - физические упражнения, которые направленно воздействуют на развитие физических способностей, необходимых для освоения нового движения.
  • Профилактика спортивных травм - предупреждение травматизма путём рациональной организации тренировочного процесса, качественной разминки, использования защитных средств, восстановительных мероприятий.
  • Система игры - командное действие, когда конкретизированы действия всех игроков команды в определённый момент игры в нападении или защите.
  • Средняя линия - линия, проведённая поперёк площадки и делящая её пополам.
  • Тайм-аут - обусловленный правилами соревнований кратковременный перерыв в матче, который может взять каждая из команд.
  • Четыре касания - команда касается мяча 4 раза для его возвращения на сторону соперника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для спортивной секции по волейболу "Веселый мяч"

Секционная работа в образовательном учреждении по видам спорта является дополнительным физкультурным образованием и должна осуществляться на основе соответствующей образовательной программы. На протяж...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....

Дополнительная образовательная программа объединения «Спортивные игры» (специализация – баскетбол, волейбол) физкультурно-спортивной направленности.

Программа для обучающихся 5- 11 классов разработана как приложение к основному курсу, преподаваемому в общеобразовательной школе, но представляет собой более углублённый и расширенный его вариант. Про...

Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...

Рабочая программа для спортивной секции по волейболу

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как коли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по волейболу

Рабочая программа по волейболу разработана на основе Федерального Государственного Стандарта основного общего образования.         Программа органично вписывается в сло...