программа по самообразованию
материал по физкультуре на тему
Муниципальное образовательное учреждение
Новопокровская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
самообразования
«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».
учителя по физической культуре
Бусыгиной Н.Н.
МОУ Новопокровская СОШ
с. Новопокровское
2011-2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.5_programma_po_samoobrazovaniyu2011-2016g.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Новопокровская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
самообразования
«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».
учителя по физической культуре
Бусыгиной Н.Н.
МОУ Новопокровская СОШ
с. Новопокровское
2011-2016г.
Содержание
Введение.
- Этапы реализации программы самообразования.
- Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций.
- Основные направления и действия для повышения личного самообразования.
- Способ демонстрации результата проделанной работы.
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он может
осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир».
А. Дистерверг.
Совершенствование качества обучения и воспитания в МОУ Новопокровской СОШ напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования.
Поэтому и тема, над которой я работаю: «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»
Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.
Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.
Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний.
Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных для большинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.
Цель: Повышение образовательных компетенций в области физкультурного образования.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий школы;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих по предмету), повышение спортивного мастерства учащихся.
2. Разработать программу, направленную на профилактику асоциального проведения
средствами ФКиС.
3. Проведенные открытые мероприятия перед учителями физической культуры.
4. Доклады и выступления на педсоветах школы, РМО учителей ФК.
5. Разработка дидактических материалов.
6. Разработка и проведение уроков по современным образовательным технологиям, в том числе информационным.
7. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
8. Организация работы спортивных кружков и секций.
9. Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
10. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
11. Личная методическая веб-страница., сайт.
12. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
13. Подаю личный пример учащимся, участвуя в различных спортивных соревнованиях .
- Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок от 3 до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
- 2011-2012учебный год.
- 2012-2013учебный год.
- 2013-2014учебный год.
- 2014-2015 учебный год
- 2015-2016 учебный год
- Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций
В настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Заключается в сфере мировоззрения, связанной с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.
3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
Основные направления и действия для повышения личного самообразования.
Свою компетентность в формировании здорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у школьников, я определила основные направления и действия для повышения личного самообразования:
Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры.
2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».
3. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.
4. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.
5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
6. Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей физической культуры.
7. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, в том числе Интернет-конкурсы, семинары.
8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
9. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.
10. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
11.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
12. Систематически просматривать спортивные телепередачи.
Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
Информационно-коммуникативные технологии:
1. Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере.
2. Поиск в Интернете информации по физической культуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических технологий.
3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
Методическое направление:
1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.
3. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм уроков физической культуры.
4. Проводить научно-исследовательскую работу по проблемам: «Влияние физических упражнений на уровень физической подготовленности школьников», «Укрепления и сохранения здоровья школьников»
5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
6. Внедрять в учебный процесс компьютеризированные программы оценивания физического состояния учащихся:
7. Создавать комплект дидактики по предмету (планирование спортивно-тренированых занятий по волейболу, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).
8. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.
9. Проектировать персональный сайт, а также сайт учителей физической культуры МОУ Новопокровской СОШ, имеющий личные Веб-страницы для каждого учителя физической культуры.
10. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
11. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
Эстетическое направление:
1. Посещение спортивных комплексов, выставок, музеев, проведение экскурсий.
2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.
Охрана здоровья:
1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.
2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом (волейболом, настольным теннисом, лыжными гонками, футболом).
Интересы и хобби:
1. Продолжать заниматься творчеством: вышивкой бисером и лентами, освоить технику росписи по стеклу, продолжать заниматься исследовательской деятельностью по экологии и краеведению.
2. Участвовать на соревнованиях различных видов спорта.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается способность действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.
Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, именно в результате реализации данного подхода, возможно, обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
Способ демонстрации результата проделанной работы.
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях РМО учителей физической культуры, педсоветах школьного уровня пред учителями- предметниками.
Форма отчета по проделанной работе.
Обобщение опыта работы на уровне школы и района.
Вывод: компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни лицеистов, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно- ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни школьников на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепления здоровья.
Мой педагогический стиль:
* Знание теории предмета не только фундаментальных основ, но и знание сверхпрограмного материала, использование межпредметных связей;
* Методика преподавания предмета – использовать многообразие форм, методов и средств;
* Знание методики воспитательной работы;
* Уровень и качество внеклассной работы по предмету;
* Высокий эмоциональный тонус, жизнерадостность, забота о здоровье, здоровый образ жизни;
* Культура речи – умение владеть и убеждать словом, вести за собой;
* Нравственно-этические качества, педагогический такт – взаимоуважение, доверие, уравновешенность, интеллигентность в отношении с детьми, справедливость и обязательность;
Моя педагогическая философия:
16 лет я работаю в школе учителем физической культуры и педагогом дополнительного образования, и когда я столкнулась с вопросом какова ваша педагогическая философия, то поняла, что не могу ответить коротко и ясно. В основе ее мое отношение к ученикам. Я считаю, что человек, который решил посвятить себя работе с детьми, в первую очередь должен помочь укреплению здоровья и развитию физических качеств, ведь для достижения в жизни каких-нибудь высот так необходимо здоровье.
Действительно педагог должен знать и уметь многое, а для этого нужно искать и находить новые формы, методы, приемы работы. Для повышения интереса к предмету педагог постоянно должен находиться в поиске. Ведь так хочется, чтобы уроки и спортивные секции, запоминались детям, чтобы каждое последующее занятие не было похоже на предыдущий.
Мое мнение таково - самым лучшим уроком или занятием становится тот, на котором ученик самостоятельно повышает свой уровень физической подготовки, поднимая эту планку все выше и выше, тем самым укрепляя свое здоровье. Но не всем сразу даются хорошие результаты, для этого необходимо обладать очень важным качеством – терпением. У каждого ребенка свои физические способности. И если кто-то сегодня прыгнул в длину на 1,2 метра, а через несколько занятий на 1,3 метра это уже достижение, а еще через десять занятий результат будет еще выше. Я очень радуюсь достижениям своих учеников, нужно только терпение и тренировка.
Как правило, на секционных занятиях или во внеурочное время между мной и детьми завязывается неформальное общение, в результате которого, мне кажется, происходит тот самый воспитательный процесс, указывающий на правильное формирование личности. В школе должна царить атмосфера взаимопонимания, уважения и сотрудничества, без этого невозможно формирование личности ребенка. И очень трудно добиваться этого, когда нет поддержки и понимания на различных уровнях.
Не секрет, что урок физической культуры во многих школах является делом второстепенным.
После каждого медосмотра детей врачи бьют тревогу по поводу крайне слабого здоровья подрастающего поколения, когда члены комиссии во время призыва молодых ребят в армию разводят руками, сталкиваясь с целым набором различных заболеваний. Наконец-то государство начинает предпринимать шаги по этой проблеме. А ведь уже давно назрел вопрос о здоровье нации. Ну чем ни национальная идея?
Всех своих учеников помню до сих пор, таких разных и удивительных. Многие из моих учеников стали учителями физкультуры, с некоторыми из них я работаю в родной школе. Одним сказать словом, разлетелись мои воспитанники по просторам нашей Родины. Вот в этом и есть практическая значимость моей педагогической философии.
Померанцев Роман. В 2000 году поступил в Шарьинский педагогический колледж на отделение физического воспитания, продолжил учебу в Костромском государственном университете им Н.А. Некрасова.
Серебряков Артем. В 2001 году поступил в Шарьинский педагогический колледж на отделение физического воспитания, продолжил образование в КГУ им Н.А. Некрасова г. Костромы по специальности.
Кудрявцев Евгений. В 2002 году поступил в Шарьинский педагогический колледж на отделение физического воспитания.
Зубова Александра. В 2002 году поступила в Шарьинский педагогический колледж на отделение физического воспитания.
Шильников Валентин. В 2002 году поступил в Санкт-Петербургское военное Суворовское училище. Кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, занимался в секции бокса.
Смирнов Дмитрий. В 2005 году поступил в Шарьинский педагогический колледж на отделение физического воспитания. Занял II место в открытом чемпионате Костромской области по пауэрлифтингу среди юниоров.
Соболева Анастасия. 2008 году заняла I место по настольному теннису в НГПУ г. Нижнего Новгорода.
Смирнов Александр. В 2009 году поступил в Академию МВД г. Нижнего Новгорода.
Дубинова Рита в 2013г. Поступила НГУ им. Козьмы Минина на факультет физической культуры.
Бусыгин Михаил в 2013г. Поступил в Шарьинский педагогический колледж на факультет физвоспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проффессионального самообразования
Программа проффессионального самообразования учителя географии позволяет самореализовываться, создавать свое портфолио...
Программа по самообразованию
Путь к здоровью...
Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны Программа ...
Программа по самообразованию
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы "Использование игровой технологии на уроках русского яхыка и литературы"...
Программа профессионального самообразования
Программа профессионального самообразования...
Программа по самообразованию
Программа по самообразованию...
Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"
Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....