Дворовые игры
проект по физкультуре на тему

Кириллова Наталья Леонидовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvorovye_igry.docx69.49 КБ

Предварительный просмотр:

D:\скоро аттестация\рисунки\дв игры.jpg

Пояснительная  записка

Актуальность

В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интернет-общение позволяет, не выходя из дома общаться, практически, с любым человеком. Сейчас растет поколение детей, предпочитающих общаться между собой электронным способом, оставляя за бортом все другие формы общения, ведь все что им необходимо для этого есть на компьютерном столе и телевизионной тумбочке. Это негативно сказывается на развитие организма и личности в целом. Если не рассматривать подробно проблемы с физиологией (гиподинамия, потеря зрения, ожирение, неправильное развитие мышц молодого организма), то возникающие психологические и социальные проблемы набирают обороты.  Личность - понятие социальное, и она социальна как феномен. Общаясь по интернету ребенок обретает виртуальную личность, но нереальную. Отсюда могут возникать проблемы с социализацией и личностным ростом.

          Для разрешения сложившейся ситуации мы предлагаем довольно простой и интересный способ. Необходимо возродить в детях и родителях мотивацию и интерес к живому общению! И сделать это надо в такой форме, которая бы не носила характер принуждения – эта форма – дворовые игры.

Еще 2-3 поколения назад дворовые игры вовсю царили в наших компаниях. Они имели огромное значении. Дворовая игра помогала детям различного социального положения, рас и национальностей стирать границы между собой и общаться на одном уровне, развивая в них стремление к равенству и нетерпимость к настроениям , отрицающим единство людей. Людям, которые в детстве прошли увлекательную школу дворовых игр, легче адаптироваться в любом коллективе, понимать и сочувствовать. Реальное живое общение, которое составляет основу игр на природе, во дворе, имеет огромное психотерапевтическое и воспитательное значение. Здесь идет профилактика замкнутого поведения, необщительности, проблем с самооценкой, произвольностью. Ребенок начинает понимать, что за пределами его «Я» находится множество разных людей со своими желаниями и стремлениями.

        Осознавая  свою причастность к ответственности за неблагополучное состояние здоровья учащихся, видим решение проблемы  в создании и реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Игры нашего двора».  Подвижные дворовые игры на свежем воздухе.  Программа позволит компенсировать дефицит двигательной активности школьников  и укрепить их физическое,  психоэмоциональное и социально – нравственное здоровье.

Отличительные особенности программы"Игры нашего двора":

Программа предназначена для учащихся 5-6  классов  во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. В ходе реализации программы учащиеся знакомятся с подвижными дворовыми играми. Игры подобраны с учётом возраста детей, их умениями, навыкам, знаниями об окружающем мире, возможностями в познании нового. Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры  имеющегося оборудования и т. д.

        Занятия проводятся после уроков на свежем воздухе на спортивной площадке

Цель программы:

        Укрепление  физического здоровья  детей,  профилактика девиантного поведения, приобщение их к народной культуре посредством подвижных дворовых  игр.

Задачи:

Формировать основы здорового образа жизни,  систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Учить проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Предполагаемый результат

Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.

Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств

Формирования у детей и уверенности в своих силах

Воспитание толерантности.

Умение применять игры  самостоятельно

Подвижные игры  - это игры направленные на общефизическое развитие детей.

Детство немыслимо без игры. Подвижная  игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

В результате освоения программного материала внеурочной деятельности обучающиеся  должны:

    иметь представление:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о способах изменения направления и скорости движения;
  • о народной игре как средстве подвижной игры;
  • о соблюдении правил игры

 уметь:

  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  •  играть в подвижные игры;
  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  •  выполнять строевые упражнения;
  • соблюдать правила игры

        Формы и методы работы:

  • соревнования
  • творческие задания
  • игры
  • проекты
  • беседы

Методы диагностики состояния здоровья школьников

В целом здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам :

   Физическое развитие школьника.

Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности.

Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни). Показатели физической подготовленности измеряются в соответствии со стандартами образования по предмету «физическая культура».

Социальное развитие школьника.

Критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать поведение школьников в условиях групповой деятельности, судить об их психологической совместимости, проводить определение лидеров для перегруппировки детей в классе так, чтобы снизить напряженностью в коллективе, возникающую из - за взаимной неприязни некоторых школьников.

Психологическое развитие школьника.

Психологическое здоровье учащегося связано с развитием индивидуально - психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.

Содержание программы:

Количество часов в неделю – 2 ч

За год: 66 часа

1. Разучивание считалок:

 Народные считалки:  "На золотом крыльце сидели", "Вышел месяц из тумана", "Шла машина темным лесом", "Сидел петух на лавочке", "Борис", "Стакан - лимон", "Сидели на балконе", "Шел баран", "Шёл крокодил"  и др.

2.Народные подвижные игры  в осенний, весенний период: 

Лапта

Площадка для игры

  • Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60м. и шириной 20-35м.
  • Она делиться двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50м. Площадка между этими линиями называется полем.

Краткое описание правил:

Играют две команды, одни беглецы, а другие ловцы. Члены первой команды отбивают лаптой (деревянная палка) маленький мяч, который подает один из игроков противоположной команды. У каждого игрока три попытки, исчерпав их, он должен добежать до противоположного конца поля и вернуться обратно (вернуться можно во время броска одного из членов твоей команды). Ловцы должны завладеть мячом, если они поймают его на лету, то автоматически становятся беглецами, а если мяч ударится о землю, они должны взять его и попробовать осалить игроков, перебегающих поле. На обеих границах салить нельзя.

Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40  названий При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила:

Считалкой выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

Банки

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Пекарь» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.). На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила

Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь». «Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком. За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.

Классики

Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.

Вышибалы

Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки. Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча. «Вышибаемые» могут ловить «ловушки» («картошку», «свечки»). Для этого нужно поймать мяч на лету и ни в коем случае не выпустить из рук. Если мяч коснулся земли, игрок считается «выбитым». «Ловушка» дает дополнительную «жизнь», которую можно оставить себе или поделиться ей с товарищем. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.

Резиночка

Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

Уровни:

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих;
  2. резиночка на уровне колен;
  3. резиночка на уровне бедер;
  4. резиночка на талии;
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шеи.

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Казаки-разбойники

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль. По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.

Горячая картошка

Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соревнования по дворовым видам спорта «Street Workout»

Настоящее положение о проведении соревнований по дворовым видам спорта «Street Workout»  проводятся в с. Привольное   _____  декабря 2012 года  на спортивной площадке шко...

Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...

Колядки матушки Зимы. Дворовый праздник

Дворовый праздник, посвящённый святочным дням.Ведущие праздника: Зима и Снегурочка. Действующие лица: Баба Яга, Собачка Дружок, Цыплёнок.На празднике традиционно выступает фольклорный ансамбль.Жители ...

Положение о проведении соревнований по футболу дворовых команд

традиционные соревнования по футболу  проводятся с сентября 2013 года.в них принимают участие дети и подростки,живущие на территории №27 и близлежащих территорий...

Программа: Дворовый спорт на примере многофункциональной спортивной площадки

В наше время стало совершенно очевидно – физическая деградация новых поколений представляет собой не больше и не меньше как главную угрозу существованию Отечества, и найти выход из создавшегося положе...

Дворовые игры

Дворовые игры Раньше родители не могли загнать нас домой, чтобы поесть, а сейчас, мы не можем выгнать детей на улицу, чтобы подышать. Компьютер и телевизор прочно вошли в жизнь современного ребенка, в...

Проект "Детские игры наших родителей" (дворовые игры XX века)

В настоящее время существует проблема исчезновения дворовых игр. На смену подвижным играм приходят игры в телефонах и планшетах, что является причиной формирования неправильного образа жизни и ухудшен...