Дворовые игры
проект по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интернет-общение позволяет, не выходя из дома общаться, практически, с любым человеком. Сейчас растет поколение детей, предпочитающих общаться между собой электронным способом, оставляя за бортом все другие формы общения, ведь все что им необходимо для этого есть на компьютерном столе и телевизионной тумбочке. Это негативно сказывается на развитие организма и личности в целом. Если не рассматривать подробно проблемы с физиологией (гиподинамия, потеря зрения, ожирение, неправильное развитие мышц молодого организма), то возникающие психологические и социальные проблемы набирают обороты. Личность - понятие социальное, и она социальна как феномен. Общаясь по интернету ребенок обретает виртуальную личность, но нереальную. Отсюда могут возникать проблемы с социализацией и личностным ростом.
Для разрешения сложившейся ситуации мы предлагаем довольно простой и интересный способ. Необходимо возродить в детях и родителях мотивацию и интерес к живому общению! И сделать это надо в такой форме, которая бы не носила характер принуждения – эта форма – дворовые игры.
Еще 2-3 поколения назад дворовые игры вовсю царили в наших компаниях. Они имели огромное значении. Дворовая игра помогала детям различного социального положения, рас и национальностей стирать границы между собой и общаться на одном уровне, развивая в них стремление к равенству и нетерпимость к настроениям , отрицающим единство людей. Людям, которые в детстве прошли увлекательную школу дворовых игр, легче адаптироваться в любом коллективе, понимать и сочувствовать. Реальное живое общение, которое составляет основу игр на природе, во дворе, имеет огромное психотерапевтическое и воспитательное значение. Здесь идет профилактика замкнутого поведения, необщительности, проблем с самооценкой, произвольностью. Ребенок начинает понимать, что за пределами его «Я» находится множество разных людей со своими желаниями и стремлениями.
Осознавая свою причастность к ответственности за неблагополучное состояние здоровья учащихся, видим решение проблемы в создании и реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры нашего двора». Подвижные дворовые игры на свежем воздухе. Программа позволит компенсировать дефицит двигательной активности школьников и укрепить их физическое, психоэмоциональное и социально – нравственное здоровье.
Отличительные особенности программы"Игры нашего двора":
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. В ходе реализации программы учащиеся знакомятся с подвижными дворовыми играми. Игры подобраны с учётом возраста детей, их умениями, навыкам, знаниями об окружающем мире, возможностями в познании нового. Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры имеющегося оборудования и т. д.
Занятия проводятся после уроков на свежем воздухе на спортивной площадке
Цель программы:
Укрепление физического здоровья детей, профилактика девиантного поведения, приобщение их к народной культуре посредством подвижных дворовых игр.
Задачи:
Формировать основы здорового образа жизни, систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Учить проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Предполагаемый результат
Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
Формирования у детей и уверенности в своих силах
Воспитание толерантности.
Умение применять игры самостоятельно
Подвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей.
Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
В результате освоения программного материала внеурочной деятельности обучающиеся должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
Формы и методы работы:
- соревнования
- творческие задания
- игры
- проекты
- беседы
Методы диагностики состояния здоровья школьников
В целом здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам :
Физическое развитие школьника.
Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности.
Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни). Показатели физической подготовленности измеряются в соответствии со стандартами образования по предмету «физическая культура».
Социальное развитие школьника.
Критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать поведение школьников в условиях групповой деятельности, судить об их психологической совместимости, проводить определение лидеров для перегруппировки детей в классе так, чтобы снизить напряженностью в коллективе, возникающую из - за взаимной неприязни некоторых школьников.
Психологическое развитие школьника.
Психологическое здоровье учащегося связано с развитием индивидуально - психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.
Содержание программы:
Количество часов в неделю – 2 ч
За год: 66 часа
1. Разучивание считалок:
Народные считалки: "На золотом крыльце сидели", "Вышел месяц из тумана", "Шла машина темным лесом", "Сидел петух на лавочке", "Борис", "Стакан - лимон", "Сидели на балконе", "Шел баран", "Шёл крокодил" и др.
2.Народные подвижные игры в осенний, весенний период:
Лапта
Площадка для игры
- Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60м. и шириной 20-35м.
- Она делиться двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50м. Площадка между этими линиями называется полем.
Краткое описание правил:
Играют две команды, одни беглецы, а другие ловцы. Члены первой команды отбивают лаптой (деревянная палка) маленький мяч, который подает один из игроков противоположной команды. У каждого игрока три попытки, исчерпав их, он должен добежать до противоположного конца поля и вернуться обратно (вернуться можно во время броска одного из членов твоей команды). Ловцы должны завладеть мячом, если они поймают его на лету, то автоматически становятся беглецами, а если мяч ударится о землю, они должны взять его и попробовать осалить игроков, перебегающих поле. На обеих границах салить нельзя.
Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 названий При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.
Правила:
Считалкой выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)
Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.
Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.
Количество игроков: от 3 и больше.
Вариации салок:
- Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
- «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
- «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
- Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.
Банки
У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Пекарь» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.
Инвентарь:
- палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
- жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
- мел (чтобы расчертить площадку).
Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.
От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.). На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).
Правила
Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь». «Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком. За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.
Количество игроков: не ограничено.
Классики
Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.
Правила
На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.
- №1 – одна нога;
- №2 – одна нога;
- №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
- №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
- №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
- №8 – одна нога;
- №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.
Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.
Количество игроков: не ограничено.
Вышибалы
Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.
Правила
Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки. Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча. «Вышибаемые» могут ловить «ловушки» («картошку», «свечки»). Для этого нужно поймать мяч на лету и ни в коем случае не выпустить из рук. Если мяч коснулся земли, игрок считается «выбитым». «Ловушка» дает дополнительную «жизнь», которую можно оставить себе или поделиться ей с товарищем. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.
Резиночка
Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.
Правила
Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.
Уровни:
- резиночка на уровне щиколоток держащих;
- резиночка на уровне колен;
- резиночка на уровне бедер;
- резиночка на талии;
- резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шеи.
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.
Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).
Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)
Казаки-разбойники
Красная печать никому не убегать.
Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.
Правила
Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).
Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль. По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.
Количество игроков: от 6 человек.
Горячая картошка
Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.
Правила
Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.
Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.
Количество игроков: не меньше 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соревнования по дворовым видам спорта «Street Workout»
Настоящее положение о проведении соревнований по дворовым видам спорта «Street Workout» проводятся в с. Привольное _____ декабря 2012 года на спортивной площадке шко...
Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»
Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...
Колядки матушки Зимы. Дворовый праздник
Дворовый праздник, посвящённый святочным дням.Ведущие праздника: Зима и Снегурочка. Действующие лица: Баба Яга, Собачка Дружок, Цыплёнок.На празднике традиционно выступает фольклорный ансамбль.Жители ...
Положение о проведении соревнований по футболу дворовых команд
традиционные соревнования по футболу проводятся с сентября 2013 года.в них принимают участие дети и подростки,живущие на территории №27 и близлежащих территорий...
Программа: Дворовый спорт на примере многофункциональной спортивной площадки
В наше время стало совершенно очевидно – физическая деградация новых поколений представляет собой не больше и не меньше как главную угрозу существованию Отечества, и найти выход из создавшегося положе...
Дворовые игры
Дворовые игры Раньше родители не могли загнать нас домой, чтобы поесть, а сейчас, мы не можем выгнать детей на улицу, чтобы подышать. Компьютер и телевизор прочно вошли в жизнь современного ребенка, в...
Проект "Детские игры наших родителей" (дворовые игры XX века)
В настоящее время существует проблема исчезновения дворовых игр. На смену подвижным играм приходят игры в телефонах и планшетах, что является причиной формирования неправильного образа жизни и ухудшен...