Организация занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
методическая разработка по физкультуре на тему
Организация занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_spets_med_gruppy.docx | 60.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская СОШ №1»
Организация занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Только при систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становиться эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и
закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных
болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- повышение защитных сил организма и сопротивляемости;
- повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
- обучение рациональному дыханию;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- формирование правильной осанки;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося; (15, с.513).
Группы учащихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача - педиатра и оформляются приказом директора школы к началу нового учебного года. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года.
Учет посещаемости и успеваемости школьников СМГ и прохождение ими программного материала осуществляется на основании журнала учителя физической культуры, который хранится в учительской. В классном журнале напротив фамилии школьника, отнесенного к СМГ, делается пометка «спецмедгруппа» и переносятся отметки из журнала учителя физической культуры (при этом дни проведения уроков могут не совпадать).
В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ максимальное наполнение СМГ - 15 человек.
Комплектование СМГ осуществляется в зависимости от заболевания, однако относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по характеру заболевания. Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1-2; 3-4; 5-8; 9-11 классов).
В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобожденные от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях систематически (один раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.
Учебные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.
Посещения занятий учениками спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и врачом. (7, с.9).
Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.
Подгруппа «А» - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.
Подгруппа «Б» - школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.).
В подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-130 уд/мин. в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и ЧСС до 140-150 уд/мин. к концу четверти.
В условиях аэробного дыхания двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд/мин. являются оптимальными для кардиореспираторной системы и дают хороший тренировочный эффект.
В подгруппе «Б» двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120 уд/мин. в течение всего учебного года, т.к., по данным физиологов, при такой ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объёма), улучшается внешнее и тканевое дыхание.
В целях облегчения планирования моторной плотности и интенсивности нагрузок рекомендуется пользоваться таблицей частоты пульса при выполнении различных физических упражнений.
Среднегрупповая частота пульса у учащихся 4-8 классов,
отнесенных к специальной медицинской группе, при
выполнении различных физических упражнений.
№ | Виды физических упражнений | Частота пульса, уд/мин | ||
средняя | мини - мальная | макси - мальная | ||
1. | Построение | 91 | 77 | |
2. | Ходьба в медленном темпе | 105 | 86 | 112 |
3. | Ходьба в среднем темпе (строевая) | 118 | 104 | 151 |
4. | Ускоренная ходьба (спортивная) | 135 | 122 | 162 |
5. | Бег трусцой в медленном темпе (2 мин) | 129 | 112 | 152 |
6. | Бег со скоростью 2,5 м/с (до 2 мин) | 148 | 135 | 175 |
7. | Дыхательные упражнения | 100 | 90 | 118 |
8. | Общеразвивающие упражнения а) для плечевого пояса | 118 | 115 | 120 |
б) комплекс утренней гигиенической гимнастики (5 мин) | 126 | 104 | 147 | |
9. | Элементы баскетбола: а) передача мяча на месте | 132 | 120 | 146 |
б) броски мяча в кольцо с места | 125 | 118 | 137 | |
в) броски мяча в кольцо после ведения | 149 | 125 | 166 | |
г) ведение мяча прямолинейно в медленном темпе | 131 | 120 | 145 | |
д) передача мяча от груди двумя руками после ведения | 146 | 114 | 170 | |
10. | Подвижные игры малой интенсивности | 154 | 120 | 176 |
11. | Упражнения (эстафета) с набивным мячом (1кг) | 169 | 144 | 184 |
12. | Упражнения, сидя на гимнастической скамейке (наклоны вперед, назад, в стороны) | 120 | 108 | 131 |
13. | Упражнения, стоя у гимнастической стенки (махи, наклоны, приседания) | 122 | 110 | 143 |
14. | Упражнения в равновесии на низком бревне (ходьба, повороты, соскоки и др.) | 135 | 123 | 145 |
15. | Танцевальные упражнения | 132 | 124 | 148 |
16. | Передвижение на лыжах по ровной местности в медленном темпе (обучение технике, прогулки) | 124 | 119 | 150 |
17. | Прыжки в высоту с разбега | 128 | 125 | 130 |
18. | Упражнения на брусьях. | 132 | 128 | 136 |
Занятие (урок) в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные особенности.
Основная цель подготовительного периода (приблизительно до 20 мин): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших общеразвивающих упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам за счёт умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы. В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а также интенсивность нагрузки.
В основной части урока (20-22 мин) занимающиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей занимающихся основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости). Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяется бег (отрезки по 20-30м), чередующиеся с ускоренной ходьбой, метания, подвижные игры, эстафеты, упражнения на равновесие.
В заключительной части урока (3-5 мин) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.).
Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.
К уроку физкультуры, проводимому с учащимися в специальной медицинской группе, предъявляются следующие требования:
- Обучение рациональному дыханию
Дети, занимающиеся в этой специальной группе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо в первую очередь обучить их правильному дыханию. Это очень важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучать правильному дыханию следует в статистических положениях и во время движения.
При выполнении упражнений, способствующих расширению грудной клетки, делать вдох. Из анатомически выгодных положений, способствующих сдавливанию диафрагмы (сжатию грудной клетки), всегда делать выдох. Следить, чтобы выдох был полнее. После выполнения таких упражнений, как смешанные висы, упоры и т.д., обязательно должны использоваться дыхательные упражнения.
Обучение рациональному дыханию способствует:
- быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы;
- улучшению окислительно - восстановительных процессов в организме;
- повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам;
- общему оздоровлению и гармоничному развитию детского организма. При незначительной мышечной нагрузке вдох всегда следует делать через нос, а выдох - через рот. Вдох через рот выполняется только в тех случаях, когда требуется быстро пропустить в легкие большое количество воздуха, а также при интенсивных физических нагрузках (5, с.25).
Начинать обучение рациональному дыханию надо с первых уроков, используя самые простые упражнения и задания (см. приложение №1)
Дыхательные упражнения можно использовать как средство, снижающее нагрузку. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих может быть следующим: 1: 1, 1: 2, 1: 3, 1: 4, 1: 5. Если это соотношение не обозначено в плане урока, то учитель включает дыхательные упражнения в зависимости от состояния учащихся и характера предыдущей деятельности (5, с.26).
- Формирование правильной осанки и ее коррекции.
Соблюдение этого требования имеет не только эстетическое, но главным образом физиологическое значение для ослабленных детей. Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствуют более экономному расходованию энергии при выполнении физических нагрузок. Формирование осанки – процесс длительный, который осуществляется на протяжении всего периода роста детского организма. Поэтому помимо систематического выполнения предусмотренных программой специальных упражнений для осанки учитель должен в течение урока обращать внимание учащихся (как в статических позах, так и при движении) на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки. (Упражнения для формирования правильной осанки см. приложение №2).
- Индивидуальный подход к занимающимся.
Это одно из основных требований к занятиям специальной медицинской группы. В данной группе могут находиться дети всех трех возрастных групп (младшей, средней, старшей) с разными недугами с разной степенью их проявления и с различной адаптацией к физическим нагрузкам.
Очень трудно подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся и возрастных групп. Эту задачу решает учитель за счет наиболее рационального построения занимающихся, гибкой и дифференцированной методики обучения, выбора оптимальных исходных положений, степени напряжения, амплитуд движений, дозировки нагрузки, за счет усложнения или упрощения упражнений и т.д.
- Урок должен быть эмоционально окрашенным.
Один из важнейших факторов реабилитации ослабленных детей состоит в следующем: на уроках физкультуры они должны забыть о своих недугах, почувствовать себя такими же полноценными, как здоровые дети. Уроки в специальных группах должны стать уроками бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения. Для детей младшей возрастной группы целесообразно широко использовать на занятиях подвижные игры, для старших элементы танца. Хорошая спортивная форма, манеры поведения учителя все это создает у занимающихся положительный настрой.
Кроме посещения урока физкультуры в группе рекомендуются другие формы физической культуры в режиме дня, которые в общей сложности равны (или даже превышают) двигательной активности урока:
- Утренняя гигиеническая гимнастика; специальные комплексы упражнений, составленные учителем физкультуры совместно с врачом;
- Гимнастика до уроков;
- Подвижные игры небольшой интенсивности на переменах;
- Физкультминутки во время общеобразовательных уроков и физкультпаузы во время выполнения домашних заданий;
- Пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры, посещение бассейна (оздоровительное плавание);
- Походы выходного дня;
- Дни здоровья;
- Закаливающие процедуры (воздушные ванны, души, обливания и др.), рекомендованные врачом и учителем.
- Заболевания и сроки возобновления занятий физической культурой.
Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяют строго индивидуально с учетом здоровья и функционального состояния систем организма. Они определяются врачом индивидуально для каждого школьника с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, которые были вызваны заболеванием или травмой). Принимаются во внимание также пол, возраст, компенсаторные способности организма и другие индивидуальные особенности. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний представлены в таблице. При этом была использована ориентировочная схема, составленная профессором Д. М. Российским и доцентом Д. М. Серкиным, с коррективами и добавлениями, внесенными профессорами В. К. Добровольским и Е. И. Янкелевич.
Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная). Признаки выздоровления: отсутствие воспалительных явлений в зеве (краснота, припухлость и пр.) и болей при глотании; нормальная температура не менее 2 дней; удовлетворительное общее состояние. Занятие физкультурой в школе можно начинать через 6-7 дней, тренировки - через 12-14 дней, участие в соревнованиях - через 20-22 дня. Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела.
Ангина флегмонозная. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие болезненных явлений в зеве и шейных лимфатических узлах; нормальная температура не менее 7 дней; почти полное восстановление обычного веса тела. Занятия физкультурой - через 14-15 дней, тренировки - через 20-21 день, участие в соревнованиях - через 30-35 дней. При допуске к соревнованиям обращать особое внимание на состояние сердечно-сосудистой системы. Обязательно проведение функциональных проб.
Аппендицит: а) острый. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 10 дней; отсутствие боли и напряжения брюшной стенки в области червеобразного отростка при ощупывании. Занятия физкультурой - через 7-10 дней, тренировки - через 14-18 дней, участие в соревнованиях - через 25-30 дней. Рекомендуется операция, так как нет гарантии против нового приступа;
б) после операции. Признаки выздоровления: хороший (безболезненный, подвижный) послеоперационный рубец; безболезненное напряжение мышц брюшного пресса. Занятия физкультурой - через 10-15 дней, тренировки - через 20-25 дней, участие в соревнованиях - через 30-40 дней. Следует ограничить прыжки, поднимание тяжестей и упражнения на гимнастических снарядах.
Бронхит острый, инфекционный. Острый катар верхних дыхательных путей. Признаки выздоровления: удовлетворительное общее состояние; нормальная температура; отсутствие кашля; отсутствие хрипов в легких. Занятия физкультурой - через 6-8 дней, тренировки - через 10-12 дней, участие в соревнованиях - через 14-16 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений.
Острое воспаление придаточных полостей носа (фронтит, гайморит). Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 14 дней; полное исчезновение боле и неприятных ощущений в пораженных областях. Занятия физкультурой - через 8-9 дней, тренировки - через 16-18 дней, участие в соревнованиях - через 20-25 дней. Необходимы особая осторожность на занятиях зимними видами спорта и постепенность при закаливании.
Воспаление легких (катаральное и крупозное). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 14 дней; отсутствие кашля; нормальные данные при аускультации и перкуссии. Занятия физкультурой - через 12-14 дней; тренировки - через 18-20 дней, участие в соревнованиях через 25-30 дней. При затянувшемся катаральном воспалении и при тяжелых формах крупозного воспаления сроки увеличиваются на две - три недели.
Грипп: а) катаральная, желудочно - кишечная и нервная формы, легкие и средней тяжести (повышенная температура не более 4 дней, отсутствие резко выраженных местных явлений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 5 дней; полное отсутствие болезненных симптомов в области дыхательных путей, сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой - через 4-5 дней, тренировки - через 6-8 дней, участие в соревнованиях - через 10-12 дней;
б) более тяжелые формы (повышенная температура более 5 дней, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 7 дней; остальные признаки, как при легких формах гриппа; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой - через 10-12 дней, тренировки - через 18-20 дней, участие в соревнованиях - через 30-40 дней. При допуске к соревнованиям обследовать сердечно-сосудистую систему и проводить функциональные пробы.
Острое расширение сердца (вследствие спортивных или других напряжений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие отдышки при движениях; восстановление нормальных размеров сердца, чистые, ясные тоны; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой - через 30-45 дней, тренировки - через 60-75 дней, участие в соревнованиях - через 90-120 дней. Необходим систематический медицинский и педагогический контроль (в кабинете врача и на занятиях физкультурой).
Ревматизм острый. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 30 дней; полное отсутствие деформаций и болей в суставах при движениях; отсутствие болезненных явлений в области сердца. Занятия физкультурой - через 6-8 месяцев, тренировки - через 1-1,5 года, участие в соревнованиях - через 2-2,5 года. Через 3-4 месяца возможны занятия лечебной гимнастикой в специальных группах. Необходимы особая осторожность и постепенность тренировки. Если болезнь протекает в зимнее время, желательно не начинать тренировку до лета.
Сотрясение мозга. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; полное отсутствие головных болей и головокружений, как в спокойном состоянии, так и при движении (не менее 15 дней); нормальные рефлексы. Занятия физкультурой - через 20-25 дней, тренировки - через 30-40 дней, участие в соревнованиях - через 60-90 дней. Исключаются в течение полугода тренировки, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки, футбол и др.), а также занятия боксом.
Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний представлены в таблице.
Наименования заболевания (травмы) | Срок через | Примечание |
Ангина | 2-4 недели | Для возобновления занятий необходимо дополнительное медицинское обследование. Избегать переохлаждения во время занятий лыжным спортом, плаванием и т.п. |
Острые респираторные заболевания | 1-3 недели | Избегать переохлаждения. Зимние виды спорта и плавание могут быть временно исключены. Зимой, во время занятий на открытом воздухе, дышать только через нос. |
Острый отит | 3-4 недели | Запрещается плавание. Избегать переохлаждения. При хроническом перфоративном отите противопоказаны все водные виды спорта. При вестибулярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются также упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, перевороты и т.д.) |
Пневмония | 1-2 месяца | Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире использовать дыхательные упражнения, а также плавание, греблю и зимние виды спорта (свежий воздух, отсутствие пыли, положительное влияние на систему дыхания) |
Грипп | 2-3 недели | Необходимы наблюдения врача, ЭКГ - контроль |
Острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия и др.) | 1-2 месяца | Возобновление занятий возможно лишь при удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием. Необходим ЭКГ – контроль. |
Острый нефрит | 2-3 месяца | Категорически запрещаются упражнения на выносливость и водные виды спорта. После начала занятий физкультурой необходим регулярный контроль за составом мочи. |
Ревмокардит | 2-3 месяца | Занятия разрешаются лишь при условии санации органов хронической инфекции. Не менее года заниматься в специальной группе. Необходим ЭКГ - контроль. |
Гепатит инфекционный | 6-12 месяцев | Исключаются упражнения на выносливость. Необходим регулярный контроль за функцией печени. |
Аппендицит (после операции) | 1-2 месяца | Первое время следует избегать натуживания, прыжков и упражнений, дающих нагрузку на мышцы живота. |
Перелом костей конечности | 3 месяца | В первые три месяца следует исключить упражнения, дающие активную нагрузку на поврежденную конечность. |
Сотрясение мозга (в зависимости от тяжести и характера травмы) | 2-3 месяца не менее | В каждом случае необходимо разрешение врача-невропатолога. Следует исключить упражнения, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки, футбол, волейбол, баскетбол и др.) |
Растяжение мышц и связок | 1-2 недели | Увеличение нагрузки и амплитуды движений в поврежденной конечности должно быть постепенным |
Разрыв мышц и сухожилий | Не менее 6 месяцев после операции | Предварительно необходима (длительное время) лечебная физкультура. |
Требования к уроку и оценивание учащихся отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.
- обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;
- достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;
- формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Контроль за изменением состояния здоровья занимающихся в СМГ реализуется путем учета субъективных и объективных данных. Регистрация субъективных данных осуществляется в дневнике самоконтроля, в котором следует отмечать признаки плохого самочувствия (слабость, утомление, головокружение, боли, потливость, снижение работоспособности, характер сна, аппетит), а также фиксировать частоту пульса в начале и конце занятия. Учитель физической культуры обязан не реже одного раза в месяц проверять дневники самоконтроля и использовать их данные при определении нагрузки. Объективные данные о состоянии здоровья учащихся учитель получает во время медицинских осмотров.
Основным и непременным условием привлечения учащихся спецмедгруппы к занятиям физической культурой является установление прямого контакта учителей физической культуры с медицинским персоналом с целью получения от него сведений об отклонении в состоянии здоровья конкретного ученика спецмедгруппы и соответствующих рекомендаций по применению доступных для него физических упражнений.
При выставлении текущей отметки обучающемуся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на дальнейшие занятия физической культурой. Текущая оценка успеваемости учащихся спецмедгруппы выставляется по пятибалльной системе.
Оценка успеваемости по физической культуре учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе
При подготовке содержания аттестации учащихся рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которые разработаны в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре.
При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Общую выносливость учащегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц учащегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, учащийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, учащийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения - в сентябре, декабре и апреле.
Министерство образования Российской Федерации обращает внимание учителей, руководителей общеобразовательных учреждений на ряд особенностей в организации занятий физической культурой в СМГ.
Прежде всего, следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок учащихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.(22)
В то же время, несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ, регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5 - 2 месяца) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении.
Кроме этого, каждый из учащихся СМГ имеет свой выбор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.
В силу вышеназванных причин оценивать достижения учащихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы учащихся, нельзя. Для учащихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки учащимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях учащихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также учащемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Аттестация учащихся специальной медицинской группы состоит из двух частей: теоретическая часть и практическая часть.
Содержание теоретической части позволяет оценить знания учащихся по примерным вопросам в виде устного опроса или написания реферата по избранной теме:
- понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культурой на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;
- понятие о правильном режиме питания;
- понятие о формах двигательной активности;
- методы самоконтроля;
- основы организации индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности);
- понятие о правильной осанке;
- понятие о рациональном дыхании;
- правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями;
- гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими упражнениями в условиях спортивного зала и спортивной площадки;
- понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.
Содержание практической части позволяет оценить качество выполнения упражнений по видам практических заданий:
- составлять и выполнять комплексы упражнений для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);
- выполнять комплексы упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);
- выполнять комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
- выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств;
- выполнять доступные акробатические комбинации;
- выполнять доступные композиции оздоровительной гимнастики;
- выполнять доступные технические действия и приемы в игровых видах спорта;
- контролировать величину физической нагрузки по показателям пульса (частоты сердечных сокращений);
- выполнять посильные комплексы упражнений на тренажерах, на различном спортивном оборудовании;
- выполнять доступные упражнения и двигательные действия из различных видов спорта.
При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности. Содержание контрольных (тестовых) заданий для аттестации учащихся специальной медицинской группы разрабатывается педагогом совместно с медицинским работником образовательного учреждения (7, с.10).
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «Б», не имеющие противопоказаний к занятиям лечебной физической культурой, в обязательном порядке посещают занятия ЛФК, организованные в поликлинике по месту жительства или во врачебно-физкультурном диспансере. Допустимы самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом лечебной физической культуры. Контроль за посещением занятий учащихся специальной медицинской группы «Б» осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и родителями. На основании представленной справки из медицинского учреждения «О прохождении курса ЛФК» учащийся аттестовывается в образовательном учреждении по разделу «Основы теоретических занятий» в виде устного опроса или написания реферата по предмету «Физическая культура» с последующей итоговой аттестацией (7, с.10-11).
Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении оценивание физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп осуществляется на основе требований образовательной программы
Список литературы
1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие .- М.: АСТ-Астрель, 2003.
2. Бабенкова Е.А. Особенности учебных занятий по физической культуре в специальных медицинских группах / Бабенкова Е.А., Рубин В.С. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : 7 Междунар. науч. конгр. : материалы конф., 24-27 мая 2003 г. - М., 2003. - Т. 3. - С. 279-280.
3. Белякова Р.Н. Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской группы : Пособие для преп. физ. воспитания и мед. работников / Белякова Р.Н., Овчаров В.С. - Минск: Полымя, 1998. - 61 с.
4. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах.- М.: Высш. шк., 1986.- 255с.
5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М. : Терра-Спорт, 2000. – 168с.
6. Виленская Т.Е., Кудаев Э.А. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №1.
7. Водяницкая О.И. О занятиях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья // Физическая культура в школе. – 2006. - №3. – С.7-11.
8. Дети и здоровье: Сб. материалов науч. - практ. конф. по пробл. дошкольного физ. воспитания, Иркутск, 23-25 нояб. 1992 / ОГИФК. - Омск, 1993. - 136 с.
9. Дети специальной медицинской группы: Примерная программа уроков физкультуры / И.С.Газен, Н.В. Кузнецова, Л.В. Жоглева и др. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с.
10. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура : Учеб. для студентов вузов / Дубровский В.И. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 608 с.
11. Забродина Н.П. Работая со специальной медицинской группой // Физ. культура в школе. - 2000. - № 6. - С. 22-24.
12. Залетаев И.П. организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. – 2005. - №5. – С.11-17.
13. Коротаев Н.А. Врачебно-педагогические аспекты организации и методики занятий со школьниками в специальных медицинских группах : метод. рекомендации / Ассоц. специалистов кинезитерапии и спорт. медицины. - М., 2000. - 24 с.
14. Лебедева О.П. Планирование процесса физического воспитания школьников 11-14 лет специальной медицинской группы на Крайнем Севере // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 5. - С. 56-61.
15. Настольная книга учителя физкультуры : Справ.-метод. пособие / сост. Мишин Борис Иванович. - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 527 с.
16. Никольский Н.С. Специальная медицинская группа // Спорт в школе. - 1998. - № 11. - С. 5-11.
17. Никольский Н.С. Специальная медицинская группа // Спорт в школе. - 1998. - № 13. - С. 5-10.
18. Никольский Н.С. Специальная медицинская группа // Спорт в школе. - 1999. - № 31-32. - С. 9-16.
19. Никольский Н.С. Специальная медицинская группа // Спорт в школе. - 1999. - № 35-36. - С. 9-15.
20. Никольский Н.С. Специальная медицинская группа / Никольский Н.С. // Спорт в школе. - 2000. - N 5-6. - С. 9-16.
21. Настольная книга учителя физкультуры : Справ.-метод. пособие / сост. Мишин Борис Иванович. - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 527 с.
22. Письмо Минобразования РФ от 31 октября 2003 г. N 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» // http://edu.park.ru/public/default.asp?no=12034114#901
23. Теория и методика физического воспитания: Учебн. пособие / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.Н. Минаев и др. / Под ред. Б.М.Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.
24. Янчик Е.М. Некоторые аспекты учебной программы и методики занятий по физическому воспитанию школьниц 10-14 лет специальной медицинской группы // Вестник Южно-Уральского Государственного университета, Министерство образования РФ, серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». Выпуск 2. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – 2002. - .№ 4 (04). - С. 58-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой
Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123...
Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.
Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...
Планирование третьего часа по физической культуре для детей,отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.
Календарно – тематическое планирование по физкультуре для учащихся СМГ группы А 5 классов (34 часа)Выполнила: учитель физкультуры ГБОУ школа-интернат №7 Колесникова О.Н....
Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....
Применение системно – деятельностного подхода в обучении на уроках физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской ид...
Консультация для педагогов_Организация занятий по физической культуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Методические рекомендации для молодых педагогов...
Рабочая программа по курсу «физическая культура для обучающихся отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу «А», 2017-18 учебный год
Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности. Учебный материал соответствует возрастным особенностям обучающихся...